НОВОСТИ
Депутаты утвердили штрафы за ненадлежащее содержание домашних животных
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Жаль, Сталин не дожил

Жаль, Сталин не дожил

Жаль, Сталин не дожил
Автор: Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с:
27.05.2013

С 1 июня 2013 года вступает в силу закон, запрещающий курение во всех закрытых общественных местах

Когда я читаю о том, что наша страна самая курящая в мире, меня это абсолютно не удивляет. Мы не ведем самый здоровый образ жизни не только потому, что это довольно дорого и является привилегией более развитых стран. Просто каждое государство имеет свои традиции, в том числе и основанные на привычках и примерах государственных лидеров. А в СССР с 1922-го (когда Сталин стал генсеком) по 1982 год (когда умер Брежнев), за исключением 8-летнего правления Хрущева, у власти были показательно курящие люди. 

Сколько бы прожил Ленин, если бы курил

Курил ли когда-нибудь Ленин или не курил, до сих пор  неизвестно. Существуют всего два упоминания о дурной привычке вождя, которые доступны исследователям. Но, оговорюсь сразу, они вполне могли быть придуманы исключительно в пропагандистских целях. Итак, классическая версия гласит, что первый раз юный Володя Ульянов закурил папиросу в 1887 году. И почти тут же бросил. Более того, публично высказывался относительно вреда курения. Курсант первых Кремлевских пулеметных курсов Федор Солодов в книге «Детям о Владимире Ильиче Ленине» вспоминал о легендарном субботнике 1 мая 1920 года, том самом, на котором вождь нес бревно, так: «Как-то во время отдыха все сели на бревно. Сел с нами и Владимир Ильич. Мы закурили. Ильич посмотрел на нас и сказал:

– Ну что вы в этом куреве находите хорошего? Ведь табак – это яд. Он разрушает ваше здоровье. А мы в свою очередь спросили его:

– А вы, Владимир Ильич, когда-нибудь курили?

– Да, в юношеские годы как-то закурил, но бросил и больше этим не занимался».   

Через несколько лет тему ленинского курения творчески осмыслил Михаил Зощенко в главной детской книге времен социализма «Рассказы о Ленине»: «Когда Ленину было семнадцать лет, он начал курить. Он был тогда уже студентом. И в этом не было ничего удивительного, что он стал курить. Это когда курит какой-нибудь маленький парнишка лет двенадцати – вот это ужасно. А студенты многие курят. И пусть их курят – они уже взрослые. А к Ленину то и дело приходили его товарищи, студенты. И почти все курили. Бывало, закроются в комнате, говорят, спорят,  беседуют, а сами дымят, как паровозы. Ну и благодаря этому Ленин тоже стал привыкать к курению…

А мать Ленина, Мария Александровна, была дочь врача. И она понимала, что курить очень вредно. И она очень огорчалась, что ее любимый сын привык к куренью. И она не раз просила сына бросить эту привычку. Но Владимир Ильич на это только улыбался и говорил:

– Ничего! Я здоровый. Мне это не очень вредно…

И вот однажды она нарочно ему сказала:

– Мы живем на пенсию, которую я получаю после смерти твоего отца, Ильи Николаевича. Пенсия у нас маленькая. Каждая лишняя трата отражается на хозяйстве. И хотя твои папиросы недорого стоят, но все-таки было бы лучше для хозяйства, если бы ты не курил…

Выслушав эти слова матери, Владимир Ильич ответил:

– Ах, прости, мама! Вот об этом я не подумал. Хорошо, я сегодня же брошу курить.

И с этими словами Владимир Ильич вытащил из кармана папиросы и положил их на стол. И уж больше до них не дотрагивался».
Очень трогательно, хотя вряд ли достоверно. Так или иначе, но отказ от курения не спас вождя революции от смерти в 53 года. Зато его курящий преемник дожил до 74.

Сколько бы прожил Сталин, если бы не курил

На фото: Льву Троцкому (справа от Ленина) вождь революции курить разрешал (фото РИА «Новости»)

Известно, что Сталин курил почти пятьдесят лет и этого не стеснялся. Традиционно считается, что «вождь народов» предпочитал трубку, причем обязательно набитую табаком «Герцеговина Флор».

О том, как Сталин курил трубку, вспоминали многие. Вице-президент Югославии Милован Джилас, неоднократно (в 1944 и 1948 году) бывавший в гостях у «отца народов», в своей книге «Разговоры со Сталиным» писал: «Это был не величественный Сталин с фотографий или из документальных фильмов – с замедленной продуманной походкой и жестами. Он ни на минуту не оставался спокойным – занимался трубкой с белой точкой английской фирмы «Данхилл».

Эту самую трубку «Данхилл» я видел на Ближней даче в Волынском. Но на самом деле у Сталина было довольно много трубок как отечественного, так и зарубежного производства. Многочисленные трубки составили довольно обширную коллекцию, которая иногда выставляется на публичное обозрение. 

Большинство из них – с биографией. Так, трубку в виде головы Наполеона генсеку подарил лидер венгерских коммунистов Матьяш Ракоши. Другая необычная трубка – в виде кулака – была подарена семьей погибшего в концлагере антифашиста Виктора Гидона. Известная летчица Марина Раскова вспоминала, что они с Валентиной Гризодубовой во время встречи со Сталиным передали ему нанайскую трубку из моржовой кости. А еще были и зарубежные образцы фирм Peterson, Chacom и Savinelli

На самом деле Сталин курил не только трубку. Он, как свидетельствуют соратники, курил и папиросный табак, и табак из пачек, и отечественные папиросы, и болгарские… И даже гаванские сигары, которые он мог под настроение варварски разломить на три части, размять и набить растертые в пальцах листья в трубку.
Что касается табака, то любимыми у «вождя народов» были не какие-нибудь там сухумские, а американские сорта, например Edgewood Sliced. Лидер компартии Болгарии Георгий Димитров в 1936 году привез упаковку этого табака в подарок вождю из Америки. Тот обрадовался подарку, но пожаловался, что «не знает, сколько еще врачи разрешат курить ему трубку».

Валентин Бережков, известный советский дипломат и один из переводчиков Сталина, вспоминал о том, что тот отказался от трубки уже во время Тегеранской конференции в 1943 году: «Курил не трубку (врачи ему запретили), а папиросы «Герцеговина Флор».

В пожилом возрасте врачи рекомендовали Сталину вообще не курить, но он к этим рекомендациям не всегда прислушивался. Потом все же сдался. Светлана Аллилуева вспоминала о том, как по настоянию врачей в конце 1952 года Сталин все-таки отказался от курения совсем: «По-видимому, он чувствовал признаки болезни, может быть, гипертонии – так как неожиданно бросил курить и очень гордился этим – курил он, наверное, не меньше пятидесяти лет».

В историческом путеводителе «Ближняя дача Сталина» рассказывается о том, каков был арсенал Сталина-курильщика, находившийся в Малой столовой: «Чаще всего он располагался у ближнего к входной двери левого угла стола. У того места, где сидел Хозяин, выкладывали остро отточенные цветные карандаши (обычно 14 штук) и блокноты. Здесь же – коробки советских папирос «Герцеговина Флор» и болгарских «Люкс», гаванские сигары, трубочистки, спички».
Пепельницы, трубки, папиросы, сигары и пачки табака были во всех помещениях, даже на втором этаже дачи, куда Сталин поднимался крайне редко. Аксессуары курильщика присутствовали даже на городошной площадке, не говоря уж о бильярдной и бане.

Бросил курить Сталин за три с половиной месяца до смерти.

Маршал для подражания    

Мне много раз приходилось читать и слышать о том, что «первый маршал», многолетний нарком обороны, член Политбюро и Президиума ЦК КПСС с 34-летним стажем и Председатель Президиума Верховного Совета СССР, то есть практически второе лицо в государстве, Климент Ворошилов был настоящим ненавистником курения. Версию о том, что он сам «только баловался табаком», я первый раз услышал в музее Ворошилова в Луганске. Экскурсовод довольно подробно рассказывал о том, насколько здоровый образ жизни вел Климент Ефремович, как занимался спортом сам и втягивал в эти занятия других, как в юности проявил недюжинную силу воли и отказался от курения. Другая версия: маленький Клим Ворошилов якобы поспорил с товарищами, «кто больше выкурит», и потерял сознание. После  этого случая он, как утверждали знатоки биографии дважды Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, навсегда отказался от курения.

Позже историк Елена Ерошкина из того же музея Ворошилова в Луганске рассказывала: «Во время визита на один из заводов, уже будучи маршалом, Климент Ефремович отстал от сопровождавшего его руководства и пошел по цехам. У лестницы встретил курящую женщину. На его укоры она сказала: «Курю, потому что жизнь не ладится». Ворошилов расспросил ее и сказал, что поможет решить проблемы, но… только если она бросит  курить».
О том, что «первый маршал» в шестидесятые годы весьма отрицательно относился к курящим гражданам, вспоминал его охранник, офицер 9-го управления КГБ СССР Виктор Кузовлев: «Единственное – терпеть не мог курящих. Помню, как-то во время лыжной прогулки встретили парня с папиросой во рту (житель близлежащей деревни). Ворошилов остановил его, вынул у него изо рта папироску и бросил ее в снег, пристыдив: «Как же вы, молодой человек, идете на лыжах и курите…»

В общем, картина складывалась благостная: сам не курил и другим не давал… У меня, правда, было подозрение, что биографы приукрасили действительность. И в самом деле, в одном из альбомов с фотографиями Сталина мы с главным специалистом Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) по кинофотодокументам Евгением Раменским нашли ранее неизвестное фото. На нем изображены Иосиф Сталин с трубкой и Клим Ворошилов с папиросой в зубах. На фото ясно видно, что процесс курения доставляет обоим членам Политбюро исключительное удовольствие. А дело происходит, как гласит архивная аннотация к снимку, во время парада, посвященного Дню Воздушного Флота СССР в августе 1935 года… Так что «первый маршал» все-таки покуривал и в сознательном возрасте

Леонид Брежнев: не курить – это не для нас

Популярность курения резко возросла в брежневские времена. Ассортимент табачных изделий расширился, и советским гражданам стали доступны практически любые их виды: от махорки до «Мальборо». Именно при Леониде Ильиче в 1975 году появились «совместные» сигареты «Союз – Аполлон», выпуск которых приурочили к первому советско-американскому космическому полету. Стоили они по тем временам довольно дорого, около полутора рублей за пачку, но раскупались мгновенно. А после Московской Олимпиады появились лицензионные (югославские и финские) сигареты различных брендов от «Кента» до «Салема».

Будущий генеральный секретарь начал курить еще в молодости. Его зять, Юрий Михайлович Чурбанов, в конце девяностых рассказывал мне о том, что и как курил Брежнев: «Леонид Ильич курил довольно давно, наверное, еще с войны. В те годы, когда я познакомился с ним, он курил два вида сигарет: «Новость» и «Краснопресненские», больше, конечно, «Новость». А когда ему врачи запрещали курить, он «стрелял» сигареты у охранников, соратников, у близких. Как-то раз я был с ним в «Лужниках» на хоккее, и он в перерыве спрашивает меня: «Юра, у тебя сигареты есть?» Я говорю: «Да, Леонид Ильич». Он: «Дай-ка закурить мне». Я, конечно, достал пачку (курил я в то время «Кент»), даю ему. Он взял сигарету, я зажигалкой щелкнул, прикурить ему дал. Он затянулся и говорит: «Ты, Юра, не кури эти сигареты…» Может быть, ему вкус не понравился, может быть, слишком легкие для него были. С тех пор я носил в одном кармане свои сигареты, в другом – «Столичные» для тестя. Он их «стрелял» с удовольствием…»

Леонид Ильич не мог отказать себе в том, чтобы закурить даже во время хоккейного матча, причем прямо в правительственной ложе «Лужников». Валентин Валентинов, самый известный судья-информатор советских времен, делавший объявления во время хоккейных матчей, вспоминал, что в начале семидесятых во Дворце спорта запретили курить, причем даже в туалетах – выгоняли курильщиков на улицу. А ему поручили делать объявление: «Уважаемые товарищи зрители! В нашем Дворце спорта не курят».

Брежнев же, невзирая на это, на глазах у двенадцатитысячного стадиона щелкал, сидя в ложе, золотой зажигалкой и начинал дымить. По воспоминаниям заместителя начальника его охраны Владимира Медведева, говорил про объявления: «Это не для нас!» Пришлось сотрудникам «девятки» подойти к диктору и попросить Валентина Валентинова в присутствии Брежнева не произносить эту фразу…

Виктор Суходрев, много лет бывший личным переводчиком Брежнева, рассказывал, что, когда врачи стали запрещать тому курить, он поначалу ре-
шил ограничить ежедневную норму. И тогда в одном из технических подразделений КГБ ему изготовили красивый темно-зеленый портсигар с таймером и блокировкой. После того как он брал сигарету, следующую портсигар «разрешал» ему только через 45 минут.

Когда Брежнев все-таки отказался от курения, он просил постоянно находившихся рядом с ним охранников «обкуривать его». Владимир Медведев вспоминал о том, что охранники по просьбе Леонида Ильича курили, сидя позади него, даже во время совещаний.

А Виктор Суходрев в своих мемуарах писал: «Иногда генсек даже во время переговоров вдруг начинал беспокоиться, смотрел на рядом сидящих некурящих министра иностранных дел Громыко и помощника Александрова-Агентова, а потом обращался к Суходреву: «Витя, но ты же куришь! Ты закури, пожалуйста!»

Я закуривал, но, естественно, старался выпускать дым в сторону от него. Тогда Брежнев снова просил:

– Ну не так же! На меня дым!..

Картина была сюрреалистическая: на переговорах сидит во главе стола переводчик, нагло закуривает, да еще и дым пускает в лицо руководителю своей страны».
А вот после Брежнева к власти пришли больные люди, которым было не до курения. Ни Юрий Андропов, ни Константин Черненко не курили. Более здоровый Михаил Горбачев тоже курильщиком не был, равно как и первый Президент России Борис Ельцин. А сменивший его Владимир Путин даже прошел современный медицинский тест, доказавший публике, что он не курит.
 


Автор:  Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии


  •  . четверг, 14 августа 2024 в 06:01:22 #52385

    это не троцкий, а свердлов



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку