НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Знаменитый ас на «незнаменитой» войне

Знаменитый ас на «незнаменитой» войне

Знаменитый ас на «незнаменитой» войне
Автор: Роман НИКИТИН
Совместно с:
27.10.2016

27 октября отмечается ровно 75 лет со дня гибели в воздушном бою Героя Советского Союза Виктора Талалихина, которого можно считать едва ли не самым известным советским лётчиком Великой Отечественной войны. Столько же исполнилось в августе его знаменитому тарану в ночь с 6-го на 7-е. Обстоятельства последнего боя героя-орденоносца до сих пор до конца не ясны историкам: он был сбит немецким истребителем настолько внезапно, что даже лётчики его звена не смогли толком объяснить, как это случилось. Некоторый свет на возможную причину проливают, как ни странно, события другой, «незнаменитой» войны, отражённые в документальных фондах Российского государственного военного архива. С подробностями корреспондент «Совершенно секретно».

«ЗАПУТАННАЯ» ВОЙНА

До сих пор нельзя было даже с уверенностью сказать, в составе какой авиационной части Виктор Талалихин принимал участие в советско-финляндской кампании 1939-40 годов. Существующая биография лётчика во многом основывается на беллетристике полувековой давности, а не на подлинных архивных материалах. Пришлось обратиться к архивной коллекции документов периода «Финской».

Само слово «коллекция» означает то, что сохранилось далеко не всё. Однако в одном из дел удалось-таки обнаружить фамилию Талалихин. Документ носит длинное название: «Список лётно-технического состава 80-го авиаполка, сдавшего зачёт по подготовке взрывателей согласно инструкции». Сопроводительное письмо к списку датировано 13-м марта 1940 года – днём окончания Финской войны. Младший лейтенант Талалихин В.В., сдавший зачёт на «четвёрку», значится начальником связи 3-й эскадрильи.

Вот только эскадрилья эта, вопреки заглавию, почему-то, не 80-го авиаполка, а 152-го! В советской же литературе вообще указывается совсем другая часть – 27-й истребительный авиаполк (ИАП) ПВО. На самом деле, этот полк во время войны свою подмосковную дислокацию не менял. Но эскадрилью на финский фронт откомандировал, как выясняется, не одну, а две, причём, обе разными путями, но оказались в составе одного и того же 152-го ИАП, сформированного 10.01.1940 г. А с 13 февраля 3-я эскадрилья капитана Королёва (будущего командира полка, в составе которого Талалихин совершит свой таран – Прим. ред.) была оперативно подчинена командиру 80-го смешанного авиаполка (САП). Но не вся, а без одного звена, которое осталось в 152-м ИАП в Войнице. Что тут говорить о современных исследователях – тогдашним штабистам впору и самим было запутаться, и ведь путались!

 

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ «ФИНСКОЙ»

В Северной Карелии, ввиду специфики местности, боевые действия происходили по направлениям, сплошного фронта не было. 80-й САП обеспечивал с воздуха прикрытие Ребольского, где противнику в начале февраля 1940 г. удалось окончательно заблокировать части Красной Армии и войск НКВД в изолированных гарнизонах на дороге, ведущей вглубь Финляндии.

Решением Военного совета 9-й армии 15.02.1940 года образована группа войск Ребольского направления. С КП командующего опергруппой управление созданной авиагруппировкой (АГ) осуществлял лично командующий ВВС армии. Таким образом, становится понятна одна из причин оперативного подчинения эскадрильи 152-го ИАП 80-му САП – усиление авиагруппировки. Другая причина – участившиеся в начале февраля налёты на Ребольский аэродром одиночных финских самолётов.

Оценки лётным экипажам за боевую работу. У Талалихина — «четвёрка»

Установив номера авиачастей, где воевал будущий Герой Советского Союза, по их документам можно определить, какую именно боевую работу на «финском фронте» он выполнял. Результаты потрясают!

Вопреки общепринятому представлению, 3-я эскадрилья не провела ни одного воздушного боя. Все, якобы, сбитые Талалихиным «Фоккеры» финнов, не говоря уже о «Спитфайерах», которых на этом участке фронта попросту не было — не более, чем миф. Если, конечно, не приписать ему одному все три вражеских истребителя, оказавшихся на счету армейской авиации. Силы ВВС Финляндии на данном участке фронта составляли, по советским данным, от силы, 20 самолетов, в основном, уже устаревших моделей. А одна только Ребольская АГ – не менее 76-ти. Поэтому, как сказано в отчете, «истребительная авиация практики по прикрытию объектов и ведению воздушных боёв не получила из-за отсутствия воздушного противника». Как знать, не в этой ли цитате ключ к гибели Виктора Талалихина в следующей войне? Оказался сбит первым серьёзным воздушным противником: не бомбардировщиком, а современным немецким истребителем? Тогда для чего же был создан миф о, якобы, уничтоженных Талалихиным финских самолётах? Во-первых, в то время о советско-финляндской войне предпочитали много не говорить, и уж тем более, правду. А, во-вторых, для пропаганды образа героя подобает иметь биографию, героическую абсолютно во всём. Рутинный военный труд «воздушных рабочих войны» пропаганду не устраивал

 

ИСТРЕБИТЕЛЬ? ШТУРМОВИК И ПИКИРОВЩИК!

Результаты их труда далеко не всегда бывали безупречны: случалось, и своих по ошибке бомбили-обстреливали, и продукты с боеприпасами в расположение противника сбрасывали. Но всё равно, не будь этой каждодневной упорной боевой работы, погибла бы в «ледяном аду», как уже случалось, целая стрелковая дивизия, а с ней подразделения 5-го оперативного полка войск НКВД СССР, которые охраняли и обороняли ее коммуникации.

Этот стрелковый полк, сформированный на базе 73-го Ребольского погранотряда, в ряде документов именуется пограничным: «Только действия ВВС по оказанию помощи блокированным гарнизонам 54 сд (стрелковой дивизии — ред.)и частям погранвойск, без преувеличения, дали им возможность отразить атаки превосходящих сил противника в течение 45 дней, сохранить свой состав и не умереть голодной смертью… На долю авиации выпало не только содействие частям дневными и ночными атаками войск и укреплений противника, но и полное снабжение всех гарнизонов…»

Сохранились приказы 80-го смешанного авиаполка. 16 февраля 1940 г.: «Эскадрилья «Чаек» прикрывает аэродром с воздуха, отдельными звеньями ведёт разведку дорог…» Со следующего дня одно звено эскадрильи постоянно находится в распоряжении комполка майора Плешивцева: «Вылет на выполнение боевой задачи по особому распоряжению». Одно из таких распоряжений последовало 8-го марта 1940 г. Этот полёт, прерванный пулемётной очередью над замёрзшим озером Сауна-ярви, стал последним для младшего лейтенанта Гумара Аюпова, друга Виктора Талалихина. К слову, в отчёте комполка удалось найти уникальное свидетельство того, что авиаторы использовали пограничную связь Ребольского отряда, который продолжал нести службу на границе: «Со штабом армии связь по радио. Аппарат СТ-35 работал по линии погранзастав…»

Эскадрилья капитана Королёва подавляла огневые точки противника пулемётным огнем и бомбометанием с пикирования – самолет И-153 «Чайка» мог летать с различной бомбовой нагрузкой и даже нести реактивные снаряды. Боевой отчёт 152-го ИАП позволяет реконструировать действия Виктора Талалихина и его товарищей в небе Финляндии: «Среднерадиальное отклонение бомб при пикировании равнялось 25-30 м, что не превышало радиуса сплошного поражения осколков. При атаках построек и палаток до 25% бомб имели прямые попадания… Враг, как правило, вёл огонь в момент выхода из пикирования и набора высоты. Контртактика – последовательные атаки. Последующий экипаж наблюдает, откуда противник ведёт огонь по предыдущему…»

Вот за какие боевые заслуги на «незнаменитой» войне получил, на самом деле, свой орден Красной Звезды младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин. Совсем скоро, но уже на другой войне, он станет Героем Советского Союза и будет знаменит на всю страну…

 

Справка: В более полном объеме архивное исследование будет представлено в виде доклада на «Лубянских чтениях» 23 ноября 2016 г.

 


Автор:  Роман НИКИТИН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку