НОВОСТИ
Взрыв в отделении банка в Петербурге квалифицировали как теракт. Бабушке-поджигательнице грозит до 20 лет тюрьмы
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ЗОЛОТО ПАРТИИ

ЗОЛОТО ПАРТИИ
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
07.07.2014
На содержание «братьев по разуму» в ЦК КПСС денег не жалели.
 
В архивах бывшего ЦК КПСС нередко можно обнаружить интереснейшие документы, не утратившие своей актуальности и поныне. Например, постановление Секретариата ЦК КПСС, значащееся за № Ст-224/53гс от 18 августа 1980 года на бланке с грифом «Совершенно секретно»: «Об аккредитовании т. Д. Кьеза корреспондентом газеты «Унита» в г. Москве». Еще на красивом бланке с логотипом «Коммунистическая Партия Советского Союза. Центральный комитет» по левому краю мелким шрифтом вертикально пропечатано: «Подлежит возврату в ЦК КПСС (Общий отдел, 11-й сектор) через 15 дней со дня получения (Пост. Секретариата ЦК КПСС от 17 июня 1976 г., пр. № 12, п.4с)». Эти документы увидели свет в процессе подготовки суда над КПСС – в числе материалов о незаконной финансовой деятельности КПСС, в частности, о финансировании иностранных компартий.
 
Мягко говоря, далеко не каждый журналист – пусть даже изданий закордонных коммунистических партий – может похвастаться тем, что вопрос о его аккредитации в столице мирового коммунизма решался на заседании Секретариата ЦК КПСС, а в его честь принималось специальное постановление этого самого Секретариата! Хотя эпоха, конечно, была специфическая, а подобная процедура, как утверждали некоторые, якобы являлась обычной для представителей печати «братских партий», однако все же не для всех: такую высокую честь, несомненно, надо было заслужить и подтвердить.
 
Пункт первый совершенно секретного постановления гласил: «Удовлетворить просьбу Руководства Итальянской компартии и аккредитовать в г. Москве Джулио (полное имя – Джульетто. – Ред.) Кьеза в качестве постоянного корреспондента центрального органа Компартии Италии – газеты «Унита». С этим все, как говорится, ясно: итальянские товарищи попросили, советские – исполнили. Да и как иначе, ведь это не какой-нибудь там пылкий товарищ из братской партии, а надежный и, главное, проверенный функционер: несколько лет возглавлял итальянский «комсомол» – Федерацию юных коммунистов Италии, а затем в течение почти десяти лет был, как бы сказали у нас, «первым секретарем Генуэзского обкома» – руководителем Генуэзского объединения Итальянской коммунистической партии. Попутно, как гласят справочники, с 1975 по 1979 год возглавлял фракцию ИКП в провинциальном совете Генуи.
 
В общем-то, это совершенно секретное постановление Секретариата ЦК решало вопросы рутинные и даже бытовые: как облегчить жизнь, быт и отдых ценного товарища – дабы он, часом, не был чрезмерно шокирован контрастом между условиями обитания высокопоставленного функционера Компартии в Италии и в Советском Союзе. Потому следующим же пунктом значилось:
 
«Поручить Исполкому СОКК и КП (Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. – Ред.) СССР: выплачивать корреспонденту газеты «Унита» Д. Кьеза ежемесячное содержание в размере 300 рублей, а также выдать ему единовременное пособие в размере 300 рублей».
 
Помимо прочего, в постановлении упоминается разная мелочевка: оплата расходов Д. Кьеза по временному проживанию в гостинице и расходов на меблировку квартиры, оплата секретаря-переводчика – 160 рублей в месяц, оплата преподавания русского языка для него же, оплата проезда в СССР. Однако если Исполком советского Красного Креста должен был оплатить проезд «Д. Кьеза с семьей от г. Рима до г. Москвы (в советских рублях)», то пункт 3 постановления указывал еще и «Управлению делами ЦК КПСС оплатить расходы по проезду Д. Кьеза с семьей от г. Рима до г. Москвы (в инвалюте)».
 
 
Оплату же почтово-телеграфных и телефонных расходов товарища из «Униты» было велено возложить, разумеется, на редакцию газеты «Правда», а «медицинское и курортное обслуживание Д. Кьеза и его семьи – на 4-е Главное управление при Минздраве РСФСР». Такая вот схема опеки в СССР аккредитованных товарищей из «братских партий»: деньги, квартиры, корпункты, мебель, лечение, обучение, курорты, переводчики – и так далее, и тому подобное.
 
Собственно, деньги товарищу положили хоть и относительно небольшие, но не такие уж и малые – равнозначные генеральской пенсии. Возможно, это даже и не совсем те «деревянные», которые получали тогда наши родители, дедушки и бабушки. К тому же, это лишь некий дополнительный бонус к зарплатам, гонорарам, суточным, месячным, командировочным и прочим доходам уже по основному месту работы – как 
корреспондента «Униты» (и, быть может, функционера ИКП?). Опять-таки, эти денежно-курортные блага для зарубежного корреспондента от ЦК КПСС – они же не заработанные в поте лица своего, а были банально вынуты из карманов обычных советских граждан. Впрочем, получаемое по основному месту работы черпалось, по сути, из того же колодца: некогда секретные документы Секретариата ЦК КПСС свидетельствуют, что Итальянская компартия (и ее газетка), наряду с прочими «братскими» партиями и движениями, состояла на поденном содержании у ЦК КПСС.
 
Нелегальное финансирование политических партий (а также партийных газет и их корреспондентов) из-за рубежа вряд ли соответствовало итальянскому законодательству. Потому, видимо, финансирование было строго оформлено по всем правилам подполья и конспирации: выплаты производились формально через Красный Крест. Хотя, казалось бы, какое отношение к нему может иметь зарубежный корреспондент, и с какой это вдруг радости он нуждается в подобной гуманитарной помощи?! (Это еще и к вопросу, чем реально занимался советский Красный Крест, с Красным Полумесяцем в придачу, в кассу которого обязательные ежемесячные взносы – на помощь жертвам стихии и прочих бедствий – сдирали с каждого советского гражданина, начиная со школьной скамьи!) Зато, согласитесь, какое шикарное прикрытие: не в окошечке же кассы на Старой площади было ему получать свои 300 рублевиков! Вдруг кто увидит возле этой (и соседней) площади – может 
подумать нехорошее.
 
Наивный вопрос: можно ли было быть независимым и объективным, получая, так сказать, подножный корм? Так ведь и не случайно же такие вещи решались аж в Секретариате ЦК КПСС (выше только Политбюро), а не в переписке обычного типа, пусть даже закрытой, для служебного пользования, – именно строго засекреченной, под грифом «Совершенно секретно». Значит, очень надо было скрыть, что некоторые инокорреспонденты фактически состоят на содержании? Но вот отрабатывали ли они его? Кто знает. Во всяком случае под крышей корпункта «Униты» данный персонаж пребывал в Москве достаточно долго, с 1980 по 1990 год, успешно пользуясь всеми благами, положенными ему сверхсекретным постановлением Секретариата ЦК КПСС.
 
Однако к 1990 году поток «золота партии» иссяк – ответственные товарищи из ЦК КПСС стали считать и прослезились: «В настоящее время в Москве находятся 33 инокорреспондента (зарубежных коммунистических изданий. – Ред.), которые занимают 30 квартир, включая 7 корпунктов. Помимо денежного содержания, им также оплачиваются почтово-телеграфные и телефонные расходы, ремонт квартир и корпунктов, командировки по территории Советского Союза и за рубеж, предоставляется медицинское и курортное обслуживание за счет советской стороны. Практически за каждым корреспондентом закреплен референт-секретарь, получающий зарплату в Исполкоме СОКК и КП СССР. Расходы, связанные с пребыванием этой категории инокорреспондентов, превысили в 1989 году один миллион рублей».
 
Впрочем, на персонаже секретного постановления прикрытие этой лавочки как-то не сказалось: Москву он не покинул, загодя перебрался в корпункт другой газеты, потом клеймил «антинародный режим» Ельцина…

Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку