НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
20 ЛЕТ СО «СТАЛКЕРОМ»

20 ЛЕТ СО «СТАЛКЕРОМ»

20 ЛЕТ СО «СТАЛКЕРОМ»
Автор: Александра ИВАНОВА
Совместно с:
29.12.2014
 
ЗАВЕРШИЛСЯ ЮБИЛЕЙНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
 
15 декабря в Москве в Центральном доме кинематографистов прошла церемония закрытия юбилейного XX Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Достойные картины получили заслуженные награды, но на сей раз в числе победителей оказался и сам кинофестиваль. «Сталкеру» был присужден Специальный приз Представительства ООН в РФ «За многолетний вклад в построение гражданского общества в России средствами кинематографа и за служение идеалам Всеобщей декларации прав человека».
 
За прошедшие 20 лет призами кинофестиваля «Сталкер» были отмечены лучшие российские фильмы. У фестиваля богатая и очень интересная история, два десятилетия жизни страны запечатлены в его хронике, и, что самое главное, в бурном море всевозможных событий, потрясавших за это время как страну в целом, так и кинематографическую отрасль в частности, фестиваль сумел сохранить свое лицо и верность первоначальной идее.
 
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
 
«Начинался фестиваль довольно необычно, – вспоминает генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов.– 21 год назад ко мне обратился молодой человек по имени Иван Банников, который мне сказал: «Я только что вышел из мест лишения свободы, и все то время, пока я сидел в колонии, я хотел организовать фонд помощи осужденным, потому что положение сидящих в наших тюрьмах катастрофическое. Но все посылают меня куда подальше». Мы стали думать, как это сделать, как организовать благотворительный концерт. Потом появилась мысль сделать кинофестиваль. Впервые «Сталкер» прошел в 1995 году и был посвящен проблемам людей, находящихся в местах лишения свободы.
 
Первыми членами жюри были Георгий Жжёнов, Анатолий Приставкин, Лариса Богораз, Валентина Малявина – люди, отсидевшие в советские времена и на себе испытавшие, что такое нарушение прав человека. Фестиваль шел неделю в Театре киноактера, денег нам никто не дал, после чего жюри приняло решение его закрыть и больше не проводить. Прошел год, и нас стали одолевать кинематографисты: «Где ваш «Сталкер», почему не проводите? У нас есть фильмы на тему прав человека, их ни один фестиваль не берет. Они никому не нужны, там у них светское кино, море, пляж, банкеты, а тут – война, беженцы, смертная казнь, наркоманы». И они настояли на том, чтобы мы возобновили фестиваль».
 
По традиции фестиваль открывается 10 декабря, в день принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. Это вообще, можно сказать, программный документ для этого фестиваля. Практически каждую статью декларации иллюстрирует тот или иной фильм. Конечно, режиссеры не делают это специально, просто серьезные, думающие кинематографисты, те, которым небезразлично то, что происходит со страной и с обществом, затрагивают в своих картинах самые болевые точки, не могут оставаться в стороне от реальных проблем.
 
«Нас спрашивают – как вы подбираете фильмы на такие темы? – говорит Игорь Степанов. – Нам их диктует сама жизнь. В 1995 году шла первая чеченская война, о ней стали снимать фильмы. С распадом Советского Союза в стране появились беженцы из стран СНГ, бывших союзных республик, и с ними стали возникать проблемы. Права беженцев на тот момент защищали только международные организации, в России не было даже миграционной службы, и вообще никто ничего не понимал. Нужно было защищать права русских, которые возвращались на свою родную землю, а местное население не хотело их принимать. Так у нас появилась тема беженцев. Открылись границы, и в стране появились наркотики – возникла тема наркомании. Появилось много беспризорных детей – возникла тема защиты прав ребенка, в стране появился СПИД – и в кинематографе возникла тема СПИДа. То есть сама жизнь диктует темы, и режиссеры на них очень хорошо реагируют, не нужно ничего придумывать. Но мы – кинематографисты, и не решаем проблемы прав человека, мы только показываем их нашему обществу, а оно само уже должно делать выводы и принимать решения».
 
Да, кино, наверное, не способно изменить жизнь всего человечества в глобальном масштабе. Но, как выяснилось, оно в состоянии спасти хотя бы одну человеческую жизнь. А это уже немаловажно. В 1998 году в конкурсе «Сталкера» участвовал документальный фильм режиссера Александра Гутмана «Три дня и больше никогда». В нем рассказывалась история парня, молодого солдата Александра Бирюкова, приговоренного к смертной казни за убийство офицера. Убил он его, защищаясь, тот всячески его преследовал и хотел изнасиловать. В основе сюжета фильма Гутмана – приезд матери на свидание к сыну. Всего три дня – и, возможно, она больше не увидит его никогда. Картина произвела большое впечатление на члена жюри «Сталкера», писателя Анатолия Приставкина, который состоял тогда в Комиссии по помилованию при Президенте России. Благодаря повышенному вниманию к фильму Верховный суд РФ пересмотрел дело, и в результате смертная казнь была заменена на пятнадцатилетний срок заключения.
 
ЛЮДИ «СТАЛКЕРА»
 
Бессменным президентом «Сталкера» является режиссер Марлен Хуциев. У истоков кинофестиваля стояли актер Георгий Жжёнов, писатель Анатолий Приставкин, драматург Валерий Фрид. Теперь на фестивале вручаются специальные призы их имени. В 1997 году, на третьем «Сталкере», автору этих строк довелось немного пообщаться с Валерием Фридом. Вот что сказал тогда Валерий Семёнович: «Кино не должно учить, кино не должно внушать идеи, оно должно размягчать души и подготавливать их к восприятию идей. Я надеюсь, что в этом смысле, конечно, фестиваль свою роль сыграет. Было такое понятие когда-то, очень не любимое советской властью, – «абстрактный гуманизм». Вот было бы хорошо, если бы на этот абстрактный гуманизм сделала упор вся пресса, освещающая фестиваль, привлекла внимание к тому, какие картины хотел бы видеть наш зритель.
 
Как сказал сегодня Марлен Мартынович Хуциев, человека надо защищать и от агрессии низкопробного кино, кино, которое смакует насилие, которое смакует секс. Не подумайте только, что я против того, чтобы показывать какие-то пикантные сцены или грубые слова говорить с экрана, нет. Речь идет о смаковании и о, как раньше говорили, пропаганде насилия и пропаганде всего низкопробного. Пора бы напомнить всем кинематографистам, что зритель уже сегодня не тот, что он «наелся» американскими жестокими картинами и нашими жестокими подделками под американские картины, что зритель сейчас неожиданно потянулся к сентиментальным и наивным советским фильмам, и это неспроста. Картины, полные того самого абстрактного гуманизма, очень нужны сегодня. Сегодня, может быть, нужнее, чем когда-нибудь». 17 лет прошло, а насколько актуальны эти слова Валерия Фрида!
 
В том же 1997 году на «Сталкере» был особо отмечен пронзительный документальный фильм Сергея Говорухина «Прокляты и забыты». Три года назад на фестивале был учрежден специальный приз имени Сергея Говорухина (режиссера не стало 27 октября 2011 года. – Прим. ред.). Сергей тоже был тесно связан с фестивалем, его картины потом неоднократно получали награды, а сам он несколько раз был членом жюри «Сталкера».
 
«СТАЛКЕР» – 2014
 
Юбилейный «Сталкер» прошел с большим успехом. За пять фестивальных дней более 14 тысяч зрителей смогли посмотреть 54 конкурсных фильма. Показы «Сталкера» всегда бесплатны, что, согласитесь, весьма ценно в наше насквозь коммерческое, циничное время, когда цены на билеты в театр и в кино порой зашкаливают. Поскольку фестиваль традиционно проходит в декабре, он собирает в свою программу все самое лучшее, что было сделано в отечественном кино за год. А нынешний год неудачным назвать никак нельзя.
 
Главный приз в игровом конкурсе в этом году достался картине режиссера Александра Котта «Испытание». В документальном конкурсе победил фильм режиссера Андрея Осипова «Коктебельские камешки».
 
«СТАЛКЕР» – ПУТЕШЕСТВЕННИК
 
Фестиваль проходит ежегодно в Москве с 10 по 15 декабря. Но после церемонии закрытия жизнь «Сталкера» не замирает до следующего декабря. В течение всего года в разных городах России проходят благотворительные акции «Сталкера», на встречи со зрителями приезжают режиссеры, актеры, сценаристы, продюсеры, привозят свои картины. Более 100 городов уже успел посетить фестиваль за годы своего существования. Мне довелось побывать со «Сталкером» в некоторых городах, и я смогла лично убедиться, насколько важны и нужны эти акции для зрителей, с каким вниманием и благодарностью они их воспринимают.
 
Ведь кино, которое привозит этот фестиваль, в широкий прокат чаще всего не выходит, его еще можно иногда увидеть в ограниченном прокате в Москве, а до иных городов оно и не доходит вовсе. А то, что людям нужно это кино, бесспорно! Пусть порой жесткое, злое и беспощадное, бьющее наотмашь, но выполняющее и самую важную, просветительскую функцию и в конечном итоге несущее свет и дающее надежду. Как говорил герой фильма «Ирония судьбы» хирург Женя Лукашин (кстати, фильм как раз с тем абстрактным гуманизмом, о котором упоминал В. Фрид), «мне приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо».
 
Помню, как в Волгограде на акции «Сталкера» после показа одного из фильмов встала зрительница, простая женщина в оранжевом костюме дорожного работника, и чуть ли не со слезами на глазах сказала: «Мне эти фильмы по-настоящему помогают, в них я нахожу ответы на многие свои вопросы». Вот ради этого, наверное, и стоит снимать кино и проводить кинофестиваль «Сталкер»!
 

Автор:  Александра ИВАНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку