НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
АДВОКАТ ЗА АДВОКАТА

АДВОКАТ ЗА АДВОКАТА

АДВОКАТ ЗА АДВОКАТА
Автор: Дарья НОВИЧКИНА
21.06.2022


С 2019 года под арестом находятся два топ-менеджера «Аэрофлота» Татьяна Давыдова и Владимир Александров, а также нанятые ими «внешние адвокаты» - Дина Кибец и Александр Сливко. Их обвиняют в особо крупном мошенничестве, совершённом организованной группой (ч.4 ст.159 УК). И если по версии следствия, адвокаты прилично завысили свои гонорары – при этом всю работу за них выполняли штатные юристы, то подсудимые настаивают, что принесли реальную пользу компании, а именно «сэкономили» ПАО «Аэрофлот» несколько десятков миллиардов рублей! 

ДЕЛО ОСОБЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Уголовное дело в отношении Татьяны Давыдовой, Владимира Александрова, Дины Кибец и Александра Сливко по факту мошенничества в особо крупном размере было возбуждено 30 сентября 2019 года. Поводом для этого послужил рапорт одного из сотрудников ФСБ России. Согласно которому, Владимир Александров и Татьяна Давыдова ввели высшее руководство компании ПАО «Аэрофлот» в заблуждение тем, что убедили их заключить несколько контрактов с адвокатами на оказание юридических услуг. По мнению автора рапорта, Давыдова и Александров, якобы, используя своё служебное положение, заключали контракты с юристами, а адвокаты, в свою очередь, занимались подготовкой и представлением финансовому департаменту «Аэрофлота» заведомо ложных актов по объёму и количеству выполненных работ. Тем самым, подсудимые «похитили» с января 2016 года по ноябрь 2018 года не менее 250 миллионов рублей. 

В настоящее время, прокуратора предложила каждого из обвиняемых приговорить к 9 годам лишения свободы и оштрафовать на 1 миллион рублей. Более того, надзорное ведомство потребовало удовлетворить гражданский иск к подсудимым на сумму более 120 миллионов рублей.

Однако, почему-то пока никто не берёт во внимание показания свидетелей в защиту обвиняемых, а также подтверждающие документы о том, что работа самих юристов была выполнена на все сто процентов, об этом свидетельствуют выигранные гражданские, арбитражные и уголовные дела. 

Владимир Алекссандров.jpg

Заместитель генерального директора ПАО Аэрофлот Владимир Александров

«НАС ВСЕХ СУДЯТ». 

Как будто специально следствие игнорирует признаки фальсификации процессуальных документов, а именно ложные показания сотрудников правоохранительных органов, замену листов процессуальных документов, удаление с информационных носителей признанных вещественных доказательств, что уже является действиями, направленными на воспрепятствование правосудию, и даже экспертные исследования по делу, насколько можно судить, были проведены с нарушением федерального закона… Самое удивительное, что до сих пор непонятно, в каком размере и по каким конкретно договорам, якобы, завышена стоимость услуг, в каком размере и по каким конкретно работам и актам выполненных работ завышены объемы, какие конкретно работы, по каким договорам и актам были выполнены работы силами внутренних юристов авиакомпании. 

Следствие, почему-то, не обращает внимания и на то, что привлечение к работе внешних юридических консультантов предусмотрено внутренними актами компании (практика привлечения сторонних адвокатов существует во многих крупных компаниях – прим. ред.). «К тому же, ставки других адвокатов, работавших с ПАО были сопоставимы, а зачастую и выше. А привлечение адвокатов Кибец и Сливко к работе было вызвано производственной необходимостью. Все дела, которые были поручены адвокатам – были выиграны, что дало авиакомпании серьёзный экономический эффект»: рассказывал на суде Владимир Александров.

Цитата из выступления в прениях адвоката подсудимого Владимира Александрова – Андрея Гривцова: «Никогда в жизни не приходилось мне испытывать такого чувства солидарности, как я испытал по этому делу. Причина проста – содержание выдвинутого обвинения. Когда ты видишь обвинение с утверждениями о том, что юристы и адвокаты похитили все денежные средства, выплаченные им по договорам об оказании юридической помощи, сопоставляешь эти утверждения с реально исследованными доказательствами, подтверждающими факт оказания этой помощи, то понимаешь: а ведь это не их обвиняют, судят, держат под стражей 2,5 года, это нас всех судят. Тех, кто имеет высшее юридическое образование, кто учился праву в институте, а затем начал зарабатывать на жизнь правом, получая за это законные доходы. Они ведь такие же, как мы».

 Татьяна Давыдова.jpg

Руководитель юридического департамента ПАО Аэрофлот Татьяна Давыдова

ГДЕ ЗАКОНЫ?

«Совершенно секретно» побывало на судебном процессе, где во время выступления в прениях Александр Сливко ответил на все доводы следствия, а также указал на заказной, по его мнению, характер данного дела: «Согласно уголовному закону, хищение – подразумевает противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества! Есть установленные уголовным законом квалифицирующие признаки: безвозмездность, противоправность, корысть! Эти признаки образуют события и состав уголовного деяния, но в данном случае, в обвинительном заключении, те события, которые пытаются трактоваться следствием, как совершенное преступление – просто не соответствуют критериям!»

У адвокатов Сливко и Кибец был заключен законный возмездный договор с ПАО «Аэрофлот» в соответствии с гражданским кодексом и нормами закона. Интересно, что данный договор даже на сегодняшний день является действующим! Он не оспорен в судебном порядке, не признан фиктивным…А это значит, что по квалифицирующим признакам – хищения быть просто не может.

«У нас сделка возмездная. Нам заплатили 250 млн, мы выиграли все судебные споры на сумму практически 50 миллиардов рублей, что является абсолютно сопоставимыми суммами, как гонорар к выигрышу! Поэтому, в данном случае конструкция обвинения напрямую противоречит нормам закона»: продолжает Александр Сливко.

Александр Сливко справа.jpg

Адвокат Александр Сливко (справа)

Одним из доводов со стороны обвинения является то, что высшее руководство компании «Аэрофлот» было введено в заблуждение о том, что юридическая помощь оказанная Сливко и Кибец – была нужна! Александр Сливко оспаривает данный довод: «В рамках оказания юридической помощи компании «Аэрофлот», лично я осуществлял защиту и представлял интересы преимущественно входящих в состав руководства группы компании лиц «Аэрофлота»  – это и замы генерального директора компании «Аэрофлот», руководители дочерних компании группы «Аэрофлот» - «Россия» и «Победа», это топ-менеджмент компании «Аэрофлот», командиры и члены экипажей воздушных судов!» Александр Сливко подчёркивает, что довод о том, что высшее руководство было введено в заблуждение выглядит более, чем странно, так как, при возникновении какого-либо авиационного события- летный директор ПАО «Аэрофлот» Игорь Петрович Чалик обращался через генерального директора в юридический департамент, в котором, была обеспечена надлежащая защита в интересах компании. То есть все действия согласовывались на ВЫСШЕМ УРОВНЕ! 

ИЛЛЮЗИЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ?

Как правило, государственные корпорации часто привлекают сторонних юристов. Это делается по нескольким причинам, первая: чтобы не быть завязанными на штатных сотрудниках, так как сотрудник может уволиться, уйти на больничный, в декретный отпуск и т.д.. Второе: штатные юристы не всегда имеют нужный опыт по тем или иным делам. Штатные сотрудники часто решают какие-либо системные проблемы компании, но не глобальные.

«Совершенно секретно» обращает внимание на весьма странное утверждение в обвинении относительно того, что работы, оплаченные адвокатам, выполнялись силами штатных сотрудников.  До настоящего момента, данное утверждение не имело никакой конкретики, а также не подтверждается доказательствами. Указанный вывод ни из одного исследованного документа так и не нашел подтверждения. Напротив, видно, что адвокаты Сливко и Кибец проделывали огромную успешную работу в интересах ПАО «Аэрофлот».

«В день задержания, я предлагал следствию поехать в наш офис и изъять всю документацию по работе с ПАО «Аэрофлот! Наш офис был заставлен коробками с документами по делам. У нас колоссальный объём документации. Мы могли бы обсудить все по актам! Это делается очень просто: берется делопроизводство и сопоставляется с актами работ. Нам было в этом отказано! А как по-другому?»: завершает Александр Сливко.

Адвокат подсудимого Владимира Александрова - Андрей Гривцов также подчеркивает, что любая работа при желании могла быть проверена: «Просто обвинению выгоднее было сказать, что это невозможно, чтобы не опровергать самого себя. Как проверить? Очень просто. Допросить подсудимых по каждому пункту акта выполненных работ, установить и допросить всех участников совещаний, сопоставить проекты подготовленных адвокатами документов с материалами конкретных дел, в которых адвокаты участвовали, исследовать детализации по телефонным соединениям адвокатов, сопоставив с актами выполненных работ, материалами следственных действий и судебных заседаний. Трудоемко? Да. Но дело не в трудоёмкости, а в том, что это бы полностью опровергло утверждение о том, что работа не велась».

Адвокаты Илья Лебедев и Сергей Смирнов, защищая Дину Кибец, говорили, что «в случае, если какие-то работы адвокатами были выполнены в интересах и по поручению ПАО Аэрофлот, то они должны быть оплачены. Установить цену этих работ, время, потраченное на исполнение, и как следствие стоимость выполненных работ было необходимо для того, чтобы обвинение выглядело хоть сколько-нибудь обоснованным. В этом случае можно было бы вычесть реально заработанные адвокатами деньги из суммы перечисленных им средств и получить размер якобы похищенных средств, при этом надо было бы рассчитать суммы уплаченных налогов и обязательных платежей. Да, это кропотливый труд, но поступить так было необходимо, но ни следствие, ни государственный обвинитель не стали утруждать себя этим».

Дина Кибец.jpg

Адвокат Дина Кибец

СГОВОРА И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Владимир Александров, действительно, порекомендовал в качестве адвоката Дину Кибец, в момент, когда у авиакомпании возникла потребность привлечения внешнего юридического консультанта по делу, касающегося процедуры банкротства. Однако указанная рекомендация не имела обязательного характера, и решение о заключении договора с Диной Кибец было принято не Александровым. Такому решению предшествовали сложные проверки, а также процедуры коллегиального согласования в рамках закупочной комиссии. Никакого влияния на эти процедуры Александров не оказывал и не мог оказать, утверждают обвиняемые и их защитники, поскольку никто из сотрудников, входивших в состав комиссии, ему не подчинялся и не находился от него в служебной зависимости. 

«Совершенно секретно» отмечает, что каких-либо запретов на заключение договоров со внешними консультантами по мотивам личного знакомства с работниками авиакомпании внутренние документы ПАО «Аэрофлот» и действующее законодательство не содержат.

Если Владимир Александров и руководствовался какими-либо мотивами, рекомендуя кандидатуру адвоката Кибец для возможного оказания с ее стороны юридической помощи, то это абсолютно точно были мотивы интересов ПАО «Аэрофлот», говорят защитники обвиняемых. Эти мотивы, с учетом достигнутых адвокатами результатов и процента выигранных ими дел, оказались полностью оправданными. Это же обстоятельство, по мнению защиты, исключает и какой-либо ущерб от действий Александрова или какую-либо экономическую нецелесообразность заключения договоров с адвокатом Кибец. 

За более чем год судебного следствия по важному для всех юристов и адвокатов делу мы для себя поняли несколько ключевых вещей. Стороной обвинения, по сути, не установлены фактические признаки мошенничества. Нет ни обмана, ни злоупотребления доверием, ни безвозмездности, ни противоправности, ни причиненного ущерба. Есть только работа. Работа, которая в силу закона и договора должна оплачиваться, и которая была по достоинству оплачена. 

«Совершенно секретно» следит за развитием этой истории!

 


Автор:  Дарья НОВИЧКИНА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку