НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Алексей Плуцер-Сарно: «И Павленский, и Pussy Riot – это в чем-то и наша победа»

Алексей Плуцер-Сарно: «И Павленский, и Pussy Riot – это в чем-то и наша победа»

Алексей Плуцер-Сарно: «И Павленский, и Pussy Riot – это в чем-то и наша победа»
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с:
23.12.2013

Осужденные участницы панк-группы «Pussy Riot» Мария Алехина и Надежда Толоконникова 23 декабря вышли из заключения по амнистии. Корреспондент газеты «Совершенно секретно» поговорил с философом, лингвистом, художником и основателем арт-группы «Война» Алексеем Плуцером-Сарно. Именно бывшие участники «Войны» создали впоследствии скандально известную группу Pussy Riot и провели так называемый панк-молебен в храме Христа Спасителя.

С конца 2000-х Плуцер-Сарно находится в эмиграции и скрывает свое местоположение. «Совершенно секретно» удалось связаться с ним по электронной почте.

– Вы были первым участником группы «Война», кто покинул Россию. Сообщения о том, что остальные уехали, появились лишь в этом году. Не было ощущения, что бросаете их?

– Я уже после отъезда добыл своим ребятам документы, мои люди вывозили их через границу, встречали их и помогали найти жилье. Отсюда, из Европы, я смог оказать им гораздо больше помощи.

Михаил Ходорковский же остался сидеть, а мог бы уехать. Таисия Осипова не уехала. Активисты «Другой России» не уехали.

– Я уважаю решение активистов «Другой России» идти до конца в своей борьбе. Мыкаясь по зонам, они показывают всему миру истинное лицо смрадного монстра власти. Но я не уверен, что это обязательный рецепт для всех. Каждый делает свою работу.

– Вас называют «идеологом» группы «Война». Каково это – быть идеологом? В чем состоит ваша идеология?

– По натуре я – хулиган и вандал, деконструктор лжи и мракобесия. А «идеолог», «основатель», «главный художник» – это красивые слова, ярлыки, нужные для массмедиа, чтобы людям было понятно, кого они в данный момент слушают. Но это все из области воображаемого. В реальности я просто придумываю акции, снимаю и монтирую видео, делаю фото, формирую медиа-арт, общаюсь с желающими поучаствовать. Работам группы «Война» я придаю символическую форму, позволяющую нашему хулиганству называться искусством.

– Какое, на ваш взгляд, главное последствие акций «Войны», ваша главная победа?

– Акционисты 1990-х давно уже стали бесплодными пенсионерами и пытаются пристроиться к властным кормушкам. Мы решили встряхнуть арт-систему, создали новый язык акционизма, взбодрили нелояльных власти людей. Понятно, что, к примеру, Pussy Riot выросли из «Войны», они делали все свои акции именно на нашем языке, все их панк-концерты – это прямые ремейки нашего панк-концерта в зале Таганского суда. Все три девушки участвовали в 2009-м в нашем концерте в суде, Мария Алехина тогда снимала видео, Надежда Толоконникова прыгала и махала руками, а Екатерина Самуцевич бодро подпевала Козе, которая вопила в микрофон. Так что в каком-то смысле и Павленский, и Pussy Riot, и вся мощная новая волна российского протестного акционизма 2010-х – это в чем-то и наша победа.

– В вашем блоге Петр Верзилов, муж Нади Толоконниковой, называется провокатором. Широкой публике до сих пор не известны детали этой истории. Pussy Riot многие по-прежнему считают «московским крылом» «Войны». Отношение нехудожников к Надежде Толоконниковой портилось из-за ее участия, например, в акции в Биологическом музее. Что произошло в действительности?

– Раскола никакого не было. Просто мы с позором выгнали из группы «Война» Петра Верзилова после того, как он, по нашему мнению, фактически сдал полицейским украинского художника и гражданского активиста Александра Володарского (Верзилов якобы уверял Володарского, что задержание последнего после его акции пойдет на пользу, и никак не помог ему этого избежать. – Ред.).
С Верзиловым нам давно было все ясно, он заезжий гастролер из Канады. Считайте, что мы опровергаем все его слова про «раскол» и про московскую фракцию «Войны». Московская группа «Война» – это Коза, преподаватель физики МГУ, Вор, окончивший МГУ, москвич Леня Ё*нутый и я, всю жизнь проживший в Москве. Мы с Козой и Вором сделали «Войну» и все без исключения ее московские акции. В 2006-м, когда мы с Вором и Козой уже обсуждали создание группы, Петру было 18, а его жене Наде – 16 лет, позже они стали учениками Вора и участвовали в нескольких акциях. Все это никак не мешает Петру называть себя основателем группы и автором вообще всех акций «Войны». Точно так же он пытался подверстать под себя и группу Pussy Riot, сотнями давал от лица девушек интервью, ну и денег на этом заработал, видимо, немало.
Противно даже говорить об этом. Кому интересно – у Вора и Козы на сайте есть короткий список фактов, которые позволяют им называть Верзилова провокатором. Думаю, история расставит все по местам. Вор и Коза причисляли к провокаторам и Надежду Толоконникову. Но я против такой оценки. Мне кажется, ее сотрудничество с ним – от отсутствия ума и принципов.

– В отсутствии принципов ее непросто упрекнуть – особенно после письма из тюрьмы, в котором она описала нарушения прав заключенных. Вы состоите с ней или Марией Алехиной в переписке? С другими политическими заключенными?

– Нет, к сожалению, я не веду вообще никаких частных переписок, хотя регулярно публикую адреса политзэков на зонах, чтобы их поддерживали письмами мои читатели. А все мое свободное время уходит на написание книжек. Вот в этом году доделал «Философию русского пьянства», она выйдет в следующем году на английском в Лондоне. Она выросла из моего комментария к поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», опубликованного в прошлом году в Питере. А политическим заключенным мы посылали не письма, а регулярные продуктовые передачи, это будет получше писем. Все 100 тысяч долларов, которые подарил Бэнкси, ушли на эти передачи, все отчеты опубликованы в моем блоге.

– Что должно произойти, чтобы вы вернулись в Россию?

– Орки (вымышленный вид существ в произведениях жанра фэнтези. – Ред.) из теплых кабинетов должны уползти обратно в свой Мордор, а их подручные упыри и вурдалаки – в ад.

 

Полная версия интервью с Алексеем Плуцером-Сарно выйдет в конце января в февральском номере газеты «Совершенно секретно».


Автор:  Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку