НОВОСТИ
Песков: мигранты нужны России, и мы приветствуем их приезд
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ

АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ

АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ
Автор: Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с:
22.07.2014
XX чемпионат мира по футболу в Бразилии завершен. Спортивные итоги его всем хорошо известны: сборная Германии в четвертый раз стала победителем, Аргентина – вторая, Голландия – третья. Вручены призы лучшему игроку, лучшему голкиперу, лучшему нападающему. Команды, выступившие удачно, торжествуют, а неудачники уже делают оргвыводы… Но если болельщики озабочены прежде всего игрой и результатами любимых команд, то высшие функционеры ФИФА больше интересуются другими показателями. Для бизнес-модели, на которой зиждется успех международной футбольной империи, важнее всего не качество футбола и не уровень организации турнира, а рейтинг телетрансляции. Причем не только общий по планете, но и вполне конкретный – в Соединенных Штатах Америки. Именно от интереса американской аудитории во многом зависит финансовое благополучие ФИФА. И с этой точки зрения чемпионат мира прошел суперуспешно, а рекордные цифры предвещают дальнейший рост футбольных доходов.
 
Чемпионат мира по футболу 2014 года был исключительным. Я счастливый человек!» – заявил по окончании турнира в Бразилии президент ФИФА Зепп Блаттер.  Еще бы! Даже судя по предварительным данным, ФИФА удалось добиться невероятного: рейтинг телетрансляций матчей чемпионата мира в США побил все рекорды – и не только «внутрифутбольные». В Соединенных Штатах матчи национальной сборной по телевидению смотрело больше людей, чем финалы НБА, – еще совсем недавно футбольные функционеры о таком не могли и мечтать! Более того, европейский футбол потеснил в хит-парадах США своего американского тезку – по крайней мере, в онлайн-трансляциях. Финал чемпионата по американскому футболу онлайн смотрели 1,1 миллиона, а матч США – Германия на сайте ESPN – на 600 тысяч больше! По всей видимости, долгосрочная стратегия ФИФА по продвижению на телерынки США оправдала возлагавшиеся на нее надежды: частью благодаря околофутбольным маневрам функционеров, частью – американским футболистам, и частью – произошедшим в Северной Америке демографическим изменениям.
 
ЧЕМПИОНАТЫ МИРА ПО ФУТБОЛУ СМОТРЯТ БОЛЕЕ 3 МЛРД ЧЕЛОВЕК
 
В 2007 году ФИФА разработала новую стратегию продажи телевизионных прав – и, по мнению чиновников этой организации, именно с этого момента началась новая эра телефутбола.  Сейчас телеправами на все соревнования, принадлежащие ФИФА, включая, разумеется, чемпионаты мира, занимается базирующееся в Цюрихе подразделение ФИФА ТВ. Права продаются как непосредственно через ФИФА, так и через лицензированные компании или организации, среди которых крупнейшие мировые союзы вещателей, такие как European Broadcasting Union, Organización de Televisión Iberoamericana, International Media Content, Dentsu, RS International Broadcasting & Sports и MP & Silva. К примеру, первое из этих объединений – European Broadcasting Union (Европейский вещательный союз) – включает 72 компании-члена из 56 стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе и российские Первый канал и ВГТРК.
 
Общая телеаудитория чемпионатов мира превышает 2 миллиарда человек, а доходы ФИФА от продажи прав на телетрансляции приближаются к той же цифре – но в долларах.  При этом при стандартном подсчете количества просмотров учитываются лишь те, что продолжались не менее 20 минут подряд. В случае же, если считаются любые включения – даже на минуту, – к указанному показателю можно добавить еще миллиард!
 
Матчи чемпионата мира по футболу 2010 года в ЮАР посмотрело, к примеру, 2,2 (3,2 – если считать включения менее 20 минут) миллиарда человек в 214 странах. Это на 3(8)% больше зрителей, чем в 2006 году. При этом финальный матч Голландия – Испания привлек (в зависимости от критериев подсчета) от 530,9 до 909,9 миллиона человек. Наибольшей телепопулярностью турнир 2010 года пользовался  в Китае, Бразилии и Японии. В Бразилии игры своей сборной с Северной Кореей и Чили смотрели более 50 миллионов человек, в Японии матч Япония – Парагвай – 45,6 миллиона, а за четвертьфинальным матчем между Германией и Аргентиной в Китае наблюдало 66 миллионов человек.
 
В Германии четыре года назад  полуфинал с Испанией смотрел 31 миллион человек – это был первый в истории случай, когда на германском телевидении один вещатель (в данном случае канал ARD) собрал более чем 30-миллионную аудиторию. В Великобритании матч против Германии на BBC 1 увидели около 17,5 миллиона, а в Голландии финальный матч смотрели 8,5 миллиона человек – более половины населения страны. В Испании финал показывали сразу несколько каналов, так что к 13,4 миллиона зрителей Telecinco нужно добавить еще около миллиона.
 
НА АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ УСТАНОВЛЕНЫ НОВЫЕ РЕКОРДЫ
 
Китайские, бразильские или испанские достижения – это, конечно, важно, но все же в первую очередь чиновников ФИФА интересует телеаудитория в США. Надо сказать, что с этим показателем на протяжении 16 лет было не все в порядке: рекорд, установленный в 1994 году на четвертьфинале США – Бразилия, никак не удавалось побить, и многие говорили о том, что пик интереса к футболу в Соединенных Штатах уже пройден. Но Блаттер и компания устойчиво гнули свою линию – и оказались правы: в 2010 году матч одной восьмой финала, в котором американцы играли с Ганой, вживую на каналах ABC и Univision посмотрело 24 миллиона зрителей – на 20% больше, чем в 1994! Примерно настолько же вырос тогда и общий интерес к чемпионату мира по футболу в США: по данным ФИФА, 94,5 миллиона зрителей наблюдали дома за той или иной частью соревнований. Это был – как с гордостью подчеркивали функционеры ФИФА – самый большой прирост на всех исследуемых рынках.
 
Окончательные данные по телеаудитории чемпионата мира в Бразилии ФИФА еще не представила, но и того, что уже известно, достаточно, чтобы понять: количество телезрителей еще выросло, и в США установлены новые рекорды! В опубликованных отчетах Международной федерации футбола прежде всего подчеркиваются небывалые успехи на американском рынке. В групповом турнире рекордное для местного телевидения количество зрителей собрала игра с Португалией, которую посмотрело 24,7 миллиона зрителей. Чуть меньше – 21,6 миллиона – наблюдало за матчем плей-офф с Бельгией, но здесь нужно делать поправку на не слишком удобное время начала матча.
 
Именно эти достижения выносятся на первое место в статистических сводках ФИФА, хотя в абсолютных цифрах американская аудитория по-прежнему намного меньше, чем, скажем, в Бразилии, где матч открытия с Хорватией видели 47,4 миллиона человек.
 
Почему для ФИФА так важен американский телерынок? Здесь нет никакого секрета. Во-первых, этот показатель является определяющим для всего остального мира: если на что-то есть спрос в США, значит, за это стоит платить серьезные деньги. Рост американской аудитории гарантирует увеличение стоимости прав на телетрансляции не только в США, но и в целом – и, соответственно, рост доходов ФИФА. Вторая причина – не менее важная – спонсоры. Генеральными спонсорами чемпионата мира являются Adidas, Coca-Cola, Emirates Airline, Hyundai, Sony, Visa, которые в этом году должны перечислить ФИФА около 3 миллиардов долларов. Спонсоры получают эксклюзивные права на использование символики в своих товарных категориях и «отбивают» расходы за счет рекламы. Ну а главным и самым привлекательным для всех – тем более для американских компаний – является рекламный рынок США.
 
У США ЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ГАРАНТИРОВАННОЕ МЕСТО В ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ
 
Надо сказать, что функционеры ФИФА на протяжении последних десятилетий предпринимали поистине титанические усилия для того, чтобы утвердиться на американском телерынке. Во-первых, сборная США получила практически гарантированное место в финальной части соревнований – ведь всем известно, что американские зрители чужими сборными не очень-то интересуются. Команда США отбирается из зоны КОНКАКАФ – Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна. Эта зона является одной из шести конфедераций, входящих в ФИФА, – наряду с европейской (УЕФА), африканской (КАФ), азиатской (АФК), Океании (ОФК) и южноамериканской (КОНМЕБОЛ).
 
С точки зрения региональной существование этой конфедерации вполне оправдано: в нее входит 41 национальная федерация (не все они, правда, являются при этом членами ФИФА). В УЕФА – для сравнения – состоят 54 национальных федерации.  И представительство на чемпионате мира зоны КОНКАКАФ вроде бы соответствует количеству стран-участниц, если не кажется заниженным: три сборные попали на турнир в Бразилию напрямую, и одна – через стыковые матчи. Вот только уровень команд этой зоны таков, что при подобной системе отбора сборная США фактически стопроцентно попадает в финальную часть. Достаточного количества сильных конкурентов у американцев просто нет, а в случае их внезапного появления ФИФА способна легко решить проблему, просто… увеличив квоту для зоны КОНКАКАФ, как это уже не раз происходило.
 
На пути в Бразилию США, начинающие отбор в своей зоне с третьего раунда, сначала рубились с Ямайкой, Антигуа и Барбудой и Гватемалой, а затем – в финальном раунде – с тремя другими будущими финалистами (Коста-Рикой, Гондурасом, Мексикой), а также с занявшими последние места Панамой и Ямайкой. США, кстати, выступили удачно и стали победителями турнира, уступив, правда, по разу Гондурасу и Коста-Рике.
 
В числе потенциальных конкурентов сборной США находятся также Аруба, Белиз, Гайна, Каймановы острова, Кюрасао, Тёркс и Кайкос и так далее – названия многих государств болельщикам, наверное, вообще неизвестны.  Среди тех стран зоны, кто хотя бы раз попадал в финальные соревнования, – еще Сальвадор, Куба, Гаити, Тринидад и Тобаго, Канада и Ямайка. При этом пять последних участвовало в финалах всего по одному разу, а Сальвадор дважды, но в последний раз это было в 1982 году. Впрочем, долгие годы к командам региона предъявлялись очень жесткие требования, так что на первых одиннадцати чемпионатах он лишь трижды был представлен более чем одной командой. Причем абсолютным футбольным лидером здесь являлась Мексика, выступавшая на восьми турнирах из одиннадцати. Мексика, кстати, до сих пор является местным рекордсменом: из двадцати чемпионатов мира она пропустила лишь пять. США, напротив, вплоть до 1990 года особыми успехами в европейском футболе похвастаться не могли. Они лишь трижды играли в финальной части: в 1930, 1934 и 1950 годах. В отборе на турнир 1938 года США, кстати, вообще не участвовали, более того – с 1937 по 1947 год национальной команды вообще фактически не было.
 
Волшебное преображение американского футбола началось после того, как 4 июля 1988 года на конгрессе в Цюрихе ФИФА выбрал Соединенные Штаты местом проведения чемпионата мира 1994 года. В 1989 году сборная США заняла второе место в чемпионате наций КОНКАКАФ и отобралась таким образом на чемпионат мира 1990 года. ФИФА очень кстати выделил тогда региону две путевки в финальную часть, а явного фаворита – сборную Мексики – столь же вовремя дисквалифицировали за превышение допустимого возраста игрока в юношеском чемпионате. С этого момента и началось триумфальное футбольное шествие сборной США, не пропустившей более ни одного финала, – чему, как уже было сказано, немало способствовало постепенное расширение представительства зоны КОНКАКАФ….
 
СБОРНОЙ США ПОМОГАЮТ АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ БАЗЫ ЗА РУБЕЖОМ
 
На чемпионат мира 1994 года США попали без отбора – как хозяева соревнований. Запомнился этот чемпионат прежде всего кошмарными погодными условиями: жара стояла такая, что в ряде матчей игра по существу шла лишь на одной половине поля – там, где его прикрывала тень от трибун. Победили тогда бразильцы – это была своего рода дань справедливости: именно Бразилия являлась главным конкурентом США в борьбе за право проведения того турнира. Соединенные Штаты тогда не вышли из группы, хотя имели для этого все шансы. Во-первых, компанию им подобрали вполне проходимую – Румынию, Швейцарию и Колумбию, во-вторых, автогол колумбийца Эскобара в матче с США привел, в конце концов, к поражению Колумбии. Эскобара через десять дней после этого застрелили, причем, как рассказывают свидетели, в момент выстрела убийца кричал «Гол!». Перед заключительным матчем в группе США могли претендовать даже на первое место, но гол румына Петреску – недавнего главного тренера московского «Динамо» – оставил американцев третьими.
 
Надо сказать, что в США не только рассчитывали на благожелательность ФИФА, но и предпринимали немало усилий для развития европейского футбола. В 1993 году была создана Major League Soccer (MLS), в которую вошли профессиональные клубы из США и Канады. Сейчас в ней 19 команд, а в 2015 году их число должно дойти до 21. По прошлогодним данным по посещаемости матчей Лига уже обошла НХЛ и НБА, чему в немалой степени способствовала политика по привлечению звезд мирового уровня, таких как Дэвид Бекхэм, Карлос Вальдеррама, Тьерри Анри и прочие.
 
По идее, Лига должна была способствовать также подготовке кадров для американской национальной сборной, но не меньшую роль в формировании боеспособного состава сыграли… американские военные базы за рубежом. Сейчас в основе сборной США играет целая группа игроков, родившихся в Германии. К примеру, защитник Тимоти Чендлер появился на свет в 1990 году во Франкфурте-на-Майне в семье американского военнослужащего и немки. Место рождения не случайно – рядом, в Висбадене, находится одна из крупнейших американских военных баз в Европе. После развода родителей  Чендлер остался с матерью, занимался в академии франкфуртского «Айнтрахта», затем перешел в «Нюрнберг», в составе которого и дебютировал в Бундеслиге 12 февраля 2011 года. А менее чем через месяц, в марте, в товарищеском матче против сборной Аргентины Чендлер уже играл за сборную США.
 
В Германии, в Мюнхене, родился и Фабиан Джонсон. Он с девяти лет выступал за команды разных возрастов клуба «Мюнхен 1860» и постепенно дорос до первой команды, за которую с 2006 года сыграл 90 матчей. Затем в карьере Джонсона были «Вольфсбург», «Хоффенхайм» и – ныне – «Боруссия» (Мёнхенгладбах). Джон Энтони Брукс повился на свет в Берлине и, соответственно, учился играть в футбол в академии местной «Герты», за которую выступает и сейчас. В системе мюнхенской «Баварии» воспитывался Джулиан Грин – его дебют в основе этого знаменитого клуба могут вспомнить болельщики ЦСКА: это произошло на стадионе в Химках в матче группового этапа Лиги чемпионов 2013/2014. Именно Грин, кстати, забил гол бельгийцам в Бразилии.
 
При таком «немецком» представительстве в сборной вполне логичным был и выбор немца на пост главного тренера. Правда, в июле 2011 года, когда Юрген Клинсманн возглавил сборную США, игроков с германскими корнями там было меньше, но ставка на Бундеслигу уже тогда выглядела вполне оправданной. Клинсманн, кстати, перебрался в США задолго до 2011 года: его жена – американка. Он, правда, возвращался в Германию и даже успел завоевать с немецкой сборной бронзу на домашнем чемпионате мира в 2006 году – помощником у него, кстати, тогда работал нынешний чемпион мира Йоахим Лёв.
 
Если успешно выступать на футбольных полях сборной США помогают игроки и тренер с германскими корнями, то высокие рейтинги телетрансляций в последние годы обеспечивают выходцы из Латинской Америки. В этом году трансляции из Бразилии вели каналы ESPN и UNIVISION – оба они ориентируются на испаноговорящую аудиторию: первый – в значительной степени, а второй – целиком. В конечном итоге, наверное, именно с изменением демографической ситуации в США связан рост там популярности футбола – и тенденция эта открывает перед ФИФА отличные перспективы.
 
Бразильские телерекорды 
(по итогам матчей в группах)
 
США: матч c Португалией побил рекорд по количеству просмотров среди футбольных матчей на американском телевидении и превзошел показатели финалов НБА (ESPN, UNIVISION: всего 24,7 миллиона)
 
Бразилия: матч открытия с Хорватией собрал самую высокую телевизионную аудиторию среди трансляции спортивных состязаний 2014 года (ТВ Globo, Bandeirantes: всего 47,4 миллиона)
 
Франция: игру с Швейцарией смотрела самая многочисленная телеаудитория с 2007 года (TF1: 16,7 миллиона)
 
Нидерланды: матч с Чили собрал наибольшую численность телезрителей с 2010 года (Ned 1: 8,1 миллиона)
 
Германия: матч с США привлек самую многочисленную телеаудиторию за последние два года (ZDF: 27,3 миллиона)
 
Италия: игру с Уругваем смотрело самое большое количество телезрителей за два года (RAI 1, Sky Mondiale, RAI sport: всего 19,3 миллиона)
 
Великобритания: игра против Уругвая привлекла самое большое внимание телезрителей за два года (ITV: 17,9 миллиона)
 
Испания: матч с Чили наблюдала наибольшая по численности телеаудитория за два года (Telecinco: 13,2 миллиона)
 
Япония: игра против Кот-д’Ивуара побила рекорд аудитории спортивных передач 2014 года (NHK: 34,1 миллиона)
 
Источник: fifa.com

Автор:  Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку