Анатомия налогов
ФОТО: РОМАН ПИМЕНОВ/ТАСС
28.08.2021
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросил правительство и Минфин РФ надолго заморозить акцизы на алкоголь – сохранить нынешние ставки минимум до 2024 года. Подразумевается, что вместе с этим будут оставаться на прежнем уровне минимальные розничные цены.
Напомним, что сейчас пол-литровая бутылка водки не может стоить менее 243 рублей, коньяка – 446 рублей, 0,75 л игристого вина – 169 рублей. Смысл существования минимальных цен – в том, чтобы убрать с рынка откровенные подделки, с которых не платят налоги и, главное, те самые акцизы. О них мы и расскажем. Ибо слишком часто люди обвиняют в высокой цене товара жадных производителей, и чиновники охотно поддерживают эту точку зрения. На самом же деле главный выгодоприобретатель любой легальной продажи – государство, на втором месте идут торговцы, а производителям – даже всесильным нефтяникам – остается лишь минимальная доля прибыли.
НАЛОГ НА ВРЕД
Давайте разберемся, что такое вообще акциз. Согласно учебникам, это один из видов налога, но с практической стороны более уместно рассматривать его как… штраф. Именно штраф за приобретение и потребление товаров, приносящих вред либо самим гражданам, либо государству. Граждан надо лечить, экологию защищать, на это нужны какие-то деньги, вот их и платят сами «виновники торжества», чаще всего о том не подозревая.
Поэтому, кстати, когда вы клянете алкоголиков, которые пьют, а потом лечатся «за ваш счет», помните, что свое лечение они, скорее всего, оплатили с лихвой – с одной бутылки легальной водки в 2021 году берется 113 рублей акциза, почти половина минимальной цены (243 рубля за пол-литру). Это, между прочим, самая высокая в России доля акциза в розничной цене товара.
Существует также другой (не юридически, но философски) вид акциза – на роскошь. Он имеет давнюю историю: когда-то существовали налоги на окна, кирпичи, обои – все это было знаком благосостояния, а значит, и приманкой для налоговых инспекторов своего времени. В современной России «налог на роскошь» практически отсутствует – он заключается в слегка повышенной ставке НДФЛ для высоких доходов, в высоком налоге на мощные автомобили и таможенных пошлинах на некоторые «предметы роскоши».
Но вернемся к «налогу на вред». Вводя акциз на какие-то товары, государство фактически признает, что хотело бы запретить их производство, но по социальным причинам не имеет такой возможности. Поскольку эти товары вредны, последствия их употребления или применения надо компенсировать – формально за счет производителя, фактически же расходы перекладываются на потребителя.
Перечислим основные подакцизные товары в Российской Федерации:
– этиловый спирт и содержащие его товары (главным образом напитки), кроме лекарств, части парфюмерии и «полуфабрикатов» винного и пивного производства;
– табачная продукция (47 рублей за пачку с 20 сигаретами);
– легковые автомобили и мотоциклы мощностью свыше 150 л. с.;
– все виды бензинов (18,5 рублей с литра Аи-92 классом ниже «Евро-5» – более трети розничной цены), дизельного топлива, моторных масел, другие жидкие углеводороды, включая нефтяное сырье, а также природный газ;
– новинка 2020 года – виноград для производства вина.
Как видим, в каждом случае мы имеем дело либо с разрешенным пороком, либо с ущербом для экологии. Именно поэтому такой общественный резонанс вызвала идея акциза на сладкую газированную воду: получается, что правительство штрафует детей за то, что те пьют «неправильные» напитки? Надо, правда, оговориться, что предложенные ранее 5 рублей за литр – это, в противоположность крепкому алкоголю, самая низкая акцизная ставка в России.
И не надо думать, что если вы не курите, не пьете и не имеете машины, то собиратели акцизов получат лишь дырку от вашего бублика. Увы, акцизы невольно платят даже те, кто не приобретает ничего из приведенного выше списка, ведь стоимость перевозки включена в цену каждого товара, а перевозка – это практически всегда бензин или дизельное топливо.
НАЛОГ НА ВСЕ
Но если уплату акцизов как-то можно минимизировать, то с налогом на добавленную стоимость (НДС) гораздо сложнее: мы живем с ним если не всю жизнь, то значительную ее часть – с начала 1991 года, когда в СССР появился налог с продаж (помните, одно время к сумме на ценниках усталые кассирши прибавляли 5%, считая их едва ли не вручную?) Именно этот налог позднее трансформировался в НДС, а 5% постепенно, тихой сапой, выросли в четыре раза.
Налог на добавленную стоимость – один из универсальных, общепринятых налогов, принятых практически во всех странах мира. Тем не менее, его суть не настолько очевидна, как, например, у налога на недвижимость или на доходы.
В общем случае 1/6 от розничной цены товара – это НДС; в случае с продуктами питания – как правило, 1/11. Согласитесь, даже за месяц набегают чувствительные суммы, не говоря уже о более длинных периодах. Советские учебники истории бичевали церковную десятину, но рядом с общепринятым ныне НДС она смотрится гуманнейшим из налогов.
НДС взимается при каждом переходе товара в другие руки, или при предоставлении услуги, правила для непосвященного довольно сложны, простор для злоупотреблений велик (помните «Дело Магнитского», с которого начались санкции против России? Покойный юрист, как раз вскрыл незаконную схему, связанную с НДС). Но в общем случае НДС составляет 20% с разницы между стоимостью приобретения и продажи товара. 100% (основная цена) + 20% налога – итого мы покупаем товар за 120% цены продавца, и одна шестая этой суммы прямиком летит в бюджет.
Сниженная ставка в размере 10% применяется к:
– большому количеству продовольственных товаров, в основном самых простых, из упраздненной ныне потребительской корзины;
– многим детским товарам – одежде, игрушкам, кроватям, подгузникам;
– большинству лекарств;
– воздушным перевозкам внутри России.
Совсем от НДС освобождены в основном экспортируемые товары, а также часть медицинских товаров (в 2020 году в этот список включены маски, тесты на ковид, аппараты ИВЛ и прочие элементы коронавирусного антуража) и довольно обширный спектр услуг – например, общепит (кроме крупных предприятий), большинство образовательных услуг и так далее.
Есть также множество исключений и уточнений для малого бизнеса, но в них порой тонут даже профессиональные бухгалтера, где уж обойтись рамками газетной страницы.
НАЛОГИ ВДОБАВОК
Следующий крупный налог, который неизбежно калькулируется в стоимости товара, – это всеми любимый налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Власть постоянно заявляет, что он у нас один из самых низких в цивилизованном мире, и это действительно так. Только у нас и доходы одни из самых низких в мире: брать с них больше означает совсем уж загонять народ в «серую зону», теневую экономику. А к 13% НДС у нас добавляются 30% взносов в пенсионный и страховые фонды (после последних реформ у малого и среднего бизнеса – несколько меньше) – получается уже немало. Люди, занятые в производстве, например, купленного вами пылесоса, отдают (руками работодателя) треть своей зарплаты государству (13% из ее суммы и 30% сверх – получается примерно 33%, а не 43%, как говорят выросшие в «экспертов» троечники) – и это тоже кто-то должен оплачивать. Скажем, если фонд оплаты труда – треть расходов производителя пылесоса, то треть от этой трети, 11% – налоги. А другой прибыли, кроме денег покупателя, производитель не имеет – значит и эти 11%, в конечном счете, платите вы.
Добавим сюда налог на прибыль (обычно – 20%) всех организаций, участвующих в процессе (металлургия, производство комплектующих, сборка, продажа, реклама, маркетинг), налог на недвижимость для них же (спасибо, если 1% от стоимости строений), транспортный налог для перевозчиков, стремительно растущие экологические сборы – и мы поймем, что даже от цены неподакцизного товара наше государство скрытно забирает минимум 30% (при льготной ставке НДС), чаще – 40–50%. А из акцизного списка – до 80% розничной цены.
Это называется «львиная доля». А все остальное делят между собой участники производственно-торговой цепочки. Так что именно государственный бюджет, а вовсе не бизнес, является главным бенефициаром нынешнего колоссального подорожания практически всех товаров.
И остается лишь один вопрос: а что такого полезного делает наше государство, что забирает себе половину всех наших денег? Хорошо защищает, качественно лечит, заботливо учит, обеспечивает права и свободы, платит по несколько миллионов в месяц футболистам и хоккеистам?
Несуществующее – вычеркнуть. И помянуть глотком из бутылки подакцизной продукции по замороженной на три года минимальной цене.
Автор: Михаил МЕЛЬНИКОВ
Комментарии