Автобус роскошь, а не средство передвижения
Совместно с:
22.02.2019
По стране прокатился шквал банкротств автопарков. Мнение чиновников на этот счет однозначное: государству нечего делать в отрасли, где должен господствовать малый и средний бизнес. При этом «слуги государевы» намерено игнорируют социальные функции автотранспортных предприятий, которые до недавнего времени обеспечивали бесперебойное сообщение в городах и весях. В сути этого социально-экономического конфликта разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
В конце 2018 года стало известно о решении властей Чувашии начать распродажу активов самого крупного перевозчика республики – ГУП «Чувашавтотранс», признанного банкротом. После оценки недвижимого имущества, включая 240 автобусов, стоимость предприятия банкрота составила 130 млн рублей. Ранее сообщалось, что в июле «Чувашавтотранс» уже прекратил пассажирские перевозки, а в сентябре предприятие признали по суду банкротом и ввели конкурсное производство. При этом долги местных транспортников составили 84 млн рублей.
ТОТАЛЬНАЯ РАСПРОДАЖА
Одновременно с распродажей активов в столице республики Чебоксарах началась масштабная реформа системы перевозок. В частности, были отменены 16 автобусных маршрутов, изменена схема движения еще 14. Власти объяснили свои действия желанием повысить комфорт пассажиров, обеспечить безопасность движения, разгрузить главные магистрали. Между тем в социальных сетях благие намерения чиновников получили негативную оценку, а переполненный общественный транспорт возмущенные граждане уже прозвали «шпротовозами». В конце 2017 года похожая ситуация сложилась в Саратове, где были распроданы активы городского автопарка, а до этого почти все межмуниципальные пассажирские перевозки переданы в частные руки – с этим была связана и активная приватизация районных автотранспортных предприятий. Минувшей весной (2018 года) с молотка ушел имущественный комплекс бывшего муниципального автопарка Перми – ООО «Закамский автобус», который ранее был объявлен банкротом. По данным газеты «Коммерсантъ», сумма сделки составила 142 млн рублей. Самым свежим сообщением на эту тему можно назвать и решение Арбитражного суда Новгородской области о предстоящем разбирательстве дела о банкротстве ОАО «Автобусный парк». На момент обращения в судебную инстанцию у предприятия имелись неисполненные обязательства перед бюджетом в размере 34,3 млн рублей. Первое судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя уже назначено на 22 января 2019 года. Увы, но печальный список транс портных предприятий, оказавшихся в долговой яме, можно продолжить: Кемерово, Магадан, Карелия, Курган, Южно-Сахалинск. Есть основания полагать, что к числу таких же «коматозников» прибавится и Псков, где на ладан дышит Государственное предприятие «Псковпассажиравтотранс». Перед Новым годом стало известно, что налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве предприятия, общая сумма долгов которого перед бюджетами всех уровней (в том числе и перед поставщиками автобусов) достигла рекордной суммы – 1 млрд рублей. По мнению экспертов, есть два способа решить проблему. Первый – это погасить долги, которые накопила за последние годы областная администрация, – речь ведь идет о госпредприятии. А второй – переформатировать «непрофильный актив» таким образом, чтобы навсегда избавиться от этой головной боли, передав городские и межрегиональные маршруты на откуп частникам. Судя по некоторым движениям, в областной администрации более склонны выбрать второй путь. Однако к такому повороту событий оказался не готов коллектив самого крупного предприятия в городе, и свое недовольство люди высказали на митинге, который прошел в центре областной столицы в канун Нового года. Если верить, что в капле воды отражается мир, то анализ происходящего в Пскове может наглядно показать, как и главное почему происходит деградация отрасли.
ДОЛГИ НАШИ ТЯЖКИЕ….
Справедливости ради следует отметить, что «мину замедленного действия» банкротства под городской автопарк заложил не нынешний губернатор Михаил Ведерников, а его предшественник – Андрей Турчак, который, прежде чем осенью 2017 года занять пост секретаря генсовета партии «Единая Россия», успел «пошаманить» и на ниве автоперевозок. Как следствие у некогда успешного предприятия «Псковпассажиравтотранса» появились долги по зарплате перед коллективом и поставщиками, а произошло это «благодаря» решению собрать под одну «крышу» всех областных перевозчиков. Загоняли даже частные компании – под этот административный каток попала успешная фирма «Нива» (Печоры). Правда, в коридорах власти не учли одного обстоятельства: когда районные транспортники вливались в дружную семью городского автопарка, то они приходили туда не с пустыми руками, а с долгами, которые нужно было гасить. Область этого, понятно, делать не собиралась в виду хронического дефицита бюджета, свалив все расходы на «Псковпассажиравтотранс». По сути дела государственное предприятие обязали нести несвойственные ему социальные функции, обеспечивая в том числе подвозку школьников, организацию транспортного сообщения между населенными пунктами. По словам одного из организаторов митинга, заместителя облсовпрофа Андрея Хришкевича (Псков), прежний губернатор попытался убить двух зайцев: чтобы машины возили и детей и (одновременно) местных жителей
«Однако получилось по известному афоризму: хотели, как лучше, а получилось как всегда. Не редкость, что школьникам в салон переполненных машин просто не вбиться, потому что другого транспорта для сельских жителей нет», – констатирует профсоюзный лидер. Если говорить о сообщении между деревнями и райцентрами, то частные перевозчики не рвутся в псковскую глубинку. Причина тоже понятна: и дороги не ахти какие (не даром же движение «Убитые дороги России» родилось именно в Пскове), и народу мало – из более чем 8 тыс. населенных пунктов региона в доброй половине живет чуть более десяти человек. Если вспомнить, что плотность населения в регионе составляет всего 11,49 чел/кв. км (как в Сибири!), то вряд ли частный перевозчик может рассчитывать в регионе на сверхприбыли.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ….
Немудрено, что «Псковпассажиравтотранс», оказавшись в новых для себя условиях, не выдержал такой нагрузки. Чтобы исправить положение, из Москвы было выписано новое руководство, которое не стало разбираться в тонкостях ситуации и вместо того, чтобы спасать предприятие города, начало с «ожесточением его попросту доить» – так во время митинга прямо говорили работяги. Что позволило псковским пролетариям сделать такие неполиткорректные выводы? Всего один, но очень многозначительный факт: как только новый директор Николай Киянец уселся в руководящее кресло, то одним из первых своих распоряжений он передал два выгодных маршрута (№22 и №30) некой столичной фирме, с которой у него, видимо, были особо доверительные отношения. Усадив за баранки уроженцев плодово-выгодных республик, столичные варяги немедленно начали окучивать чужой огород на неудобных для горожан «газельках». Вскоре выяснилось, что приезжие понятия не имели, что такое «путевой лист», расписание. При этом, по словам псковских водителей, они получили немалые преференции от руководства. В частности, гастарбайтеры имели возможность продавать неограниченное количество проездных билетов. Также их чудесным образом, в отличие от местных водителей, обходил контроль со стороны проверяющих служб, но самое главное – вся выручка, минуя кассу, отправлялась прямиком в столицу. Почувствовали жесткую руку Москвы и псковитяне: проезд в городских автобусах вырос с 23 до 25 рублей (со следующего года его обещают снова поднять чуть ли не до 32), при этом о комфорте и удобстве пассажиров речи не шло. Может быть, назревающий конфликт удалось разрешить на встрече нового руководства с представителями коллектива, однако сразу этого не случилось. Также не могут от него добиться внятных ответов и журналисты. Чтобы окончательно не досаждали разного рода просьбами, перед Новым годом была сокращена ставка пресс-секретаря предприятия. Впрочем, о кое-каких планах приезжего начальства все-таки стало известно. Например, выступая перед Новым годом на заседании общественного совета по транспорту, Николай Киянец заявил, что обслуживание маршрутов следует доверить частным перевозчикам, а «Псковпассажиравтотрансу» оставить лишь организационные функции. Почти двух тысячный коллектив предприятия из всего сказанного сделал однозначный вывод: подавляющему большинству грозит массовое увольнение и безработица. Реакция людей оказалась резкой и недвусмысленной, а озвучена она была на недавнем митинге:
– От имени профсоюзов мы можем купить нашему директору билет на «Суперджет» и отправить его обратно в Москву! Нормально? – обратился к протестующим один из ораторов, и ему был дружный ответ:
– Нормально!!! По словам депутата областного Собрания депутатов, председателя Псковского облсовпрофа Ульяны Михайловой, новое руководство ГППО «Псковпассажиравтотранс» ведет «деструктивную политику» по отношению к профсоюзному активу: «Работники предприятия уже несколько месяцев получают необоснованно завышенные нормы выработки. Кроме того, людей пугают перевести на срочные трёхмесячные договоры, не говоря уже о том, что всех митингующих и недовольных грозятся уволить. Профсоюзы не допустят такого отношения к людям, поэтому мы требуем от региональных властей срочно оказать предприятию материальную поддержку. В противном случае мы найдём возможность достучаться до Президента Российской Федерации».
Раскритиковал стиль работы нового руководителя автопарка, а также предлагаемые им методы его «спасения» депутат регионального парламента Лев Шлосберг («Яблоко»): «Согласно предлагаемому плану, «Псковпассажиравтотранс» должен стать неким «зонтиком», под которым будут существовать разные перевозчики. При этом за ним должны быть закреплены функции по координации организации транспортных услуг, то есть фактически предлагается создать аналог Госкомитета по транспорту. Сотрудники предприятия уверены, что это тупиковый путь, который ведет к полному развалу крупнейшего автотранспортного предприятия Псковской области. Без ответа остаются и другие не менее насущные вопросы: где будут рабочие места для людей, какая будет заработная плата, какие будут налоги в бюджет. И вообще, какие автобусы будут ходить по маршрутам?
По мнению парламентария, первостепенная «задача заключается в том, чтобы сохранить в регионе государственное транспортное предприятие, способное выполнять социальную функцию, так как абсолютное большинство маршрутов Псковской области так называемые «планово убыточные».
«Выдавили людей из Псковской области, здесь почти некому жить, как следствие – низкая заполняемость автобусов. Ни один частный перевозчик не выйдет на эти маршруты – они все достаются вам. Эти маршруты можно обеспечивать только с помощью субсидий из областного бюджета – другого способа нет. Либо эти субсидии будут, либо их не будет. И если их не будет, вы не сможете выжить», – делает вывод наш эксперт.
ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ?
К сожалению, нет, потому что, как пояснили корреспонденту «Совершенно секретно» в профильном комитете городской администрации, за всей этой борьбой участники «уличной дискуссии», кажется, позабыли о федеральном законе № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров в Российской Федерации», который был принят 13 июля 2015 года. И, между прочим, абсолютно зря, потому что в пункте 14 (глава 3) прямо говорится, что «осуществление регулярных перевозок… обеспечивается посредством заключения… уполномоченным органом местного самоуправления… контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, в первой половине 2020 года Псковская городская администрация должна будет подготовить и провести процедуры согласно нелюбимому чиновниками закону № 44, где, между прочим, прямо говорится, что до участия в конкурсе могут быть допущены предприятия, не имеющие задолженностей. Сложно сказать, что думают по этому поводу в областной администрации, однако в городской администрации есть стойкое подозрение, что с таким подходом как сейчас «Псковпассажиравтотранс» не сможет принять участие в конкурсе. Что начнется в городе после 13 июля 2020 года, даже в страшном сне представить не можем. Конечно, кое-кто полагает, что паллиативным решением могут стать малогабаритные «газели». Однако в условиях «малогабаритного» города этот шаг превратит его главные магистрали в одну сплошную пробку: любой профессионал вам скажет, что выгоднее и гораздо удобнее для Пскова и пассажиров вместо 10 этих «живопырок» запустить одну «сцепку»: и места она занимает меньше, и перевозит больше. Подводя черту, можно сказать прямо: нельзя сделать из успешного предприятия филиал Управления соцзащиты. Как показала практика, из такого тянитолкая обычно ничего хорошего не получается. Кроме, понятно, банкротства.
Возвращаясь же к недавнему митингу, можно добавить, что его итогом стала единогласно поддержанная резолюция. В ней коллектив автопарка потребовал от Правительства России и лично первого заместителя председателя Правительства РФ – министра финансов РФ Антона Силуанова «обеспечить своевременные и в полном объеме межбюджетные трансферты в дотационные регионы, в том числе Псковскую область, на исполнение государственных обязательств перед гражданами страны». Администрации Псковской области было выдвинуто требование «разработать совместно с руководством предприятия и представить коллективу работников план стабилизации и развития государственного предприятия; обеспечить меры по недопущению банкротства и закрытия ГППО «Псковпассажиравтотранс».
От руководства предприятия работяги потребовали «прекратить деструктивные действия в отношении членов профсоюза и первичной профсоюзной организации ГППО «Псковпассажиравтотранс», остановить фактический захват государственных ресурсов ГППО «Псковпассажиравтотранс» со стороны частного перевозчика ООО «СтарТранс», вернуть на изъятые из финансового оборота маршруты №22 и №30 нормальные пассажирские автобусы, предназначенные для городских перевозок.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Ведерников, губернатор Псковской области:
– Для спасения компании («Псковпассажиравтотранс». – Прим. ред.) нужна серьезная реструктуризация. Мы нашли двух инвесторов, которые при одном условии могут взять на себя решение всех накопившихся проблем предприятия – область должна разобраться с долгами компании. Ранее мы рассчитывали уже до конца этого года получить 500 млн рублей из федерального бюджета на полную ликвидацию долгов предприятия. К сожалению, быстро решить вопрос не удалось. Сейчас мы планируем до конца года направить 136 млн рублей на поддержание текущей деятельности компании. Наш приоритет – это сохранение выплат зарплат всем ее сотрудникам.
Автор: Юрий МОИСЕЕНКО
Совместно с:
Комментарии