Чудачества богатых
Совместно с:
22.02.2019
Если в Волгограде вы встретите у мусорного контейнера прилично одетого человека, который копается в отходах,– не спешите делать опрометчивые выводы. Вполне может быть, что это не бомж, а фриган. В Волгограде, как и в некоторых других городах России, набирает обороты новое движение. Кому-то оно покажется странным, неприемлемым и даже неприятным. Но сами фриганы придерживаются своей философии – они помогают миру не транжирить зря ограниченные природные ресурсы. Смысл философии заключается в том, что многим вещам, которые оказываются на свалке, можно дать шанс на реабилитацию и «вторую жизнь». И еда не становится исключением. С подробностями корреспондент «Совершенно секретно».
Денису Моисееву 26 лет. Молодой человек живет в одном из престижных районов Волгограда в квартире вместе с родителями. Получает второе высшее образование. Работает в салоне сотовой связи. Хорошо разбирается в модных гаджетах и готов рассказать покупателям о любом мобильном устройстве, выставленном на продажу. В выходные дни Денис ходит в караоке-клуб,– считает, что природа одарила его хорошими вокальными данными, чтобы петь на радость окружающим. В будни по вечерам – в тренажерный зал и на плавание в бассейн. Много денег тратит на благотворительность – перечисляет большую часть своей зарплаты на нужды приютов для бездомных животных. Занимается репетиторством – помогает школьникам осваивать английский и французский языки. Встречается с девушкой, думая о том, что может быть именно она – та самая, с которой он готов создать семью и растить детей. Но у Дениса есть и другая жизнь. Утром его можно увидеть возле мусорных баков. Парень – фриган. Вот уже больше года Денис, как он сам выражается, спасает мир от расточительства. В мусорных контейнерах, установленных возле жилых домов, волгоградец выбирает вещи, которые могут еще пригодиться. Это может быть обувь, одежда, сумка, торшер из советского прошлого, шторы, ковер, цветочные горшки…
«Да, я фриган, и мои нравственные побуждения основаны на том, что я отрицаю принципы потребительства,– говорит Денис Моисеев.– Возможности нашей планеты не безграничны. Мы расточительно используем ресурсы, которые истощены. Если мы это осознаем, то цивилизация будет существовать дольше, чем ей отпущено. Я не брезгую принести в дом какой-либо предмет со свалки, который мне пригодится в быту. Я его очищу, обработаю и найду ему применение. То же самое касается и продуктов. Я не боюсь есть еду, которая побывала в помойке».
Несмотря на свои убеждения, вылазки по мусоркам Денис совершает рано утром – когда прохожих на улице не много, и на него не косятся, не тычут пальцем, не высказывают вслух замечания, что «пора вызвать неотложку из психушки». Со стороны это выглядит странно – прилично одетый молодой человек выбирает из мусорного контейнера отходы и складывает их в пакеты, а потом уносит с собой. Близкие Дениса по поводу его увлечения фриганством относятся с некоторым недоумением, и обсуждать с журналистом то, чем занимается парень, отказались. Сам Денис говорит – с родителями были конфликты и скандалы, когда в доме стали появляться бэушные вещи с улицы. «Несколько недель я пытался достучаться до отца, чтобы объяснить ему – я нормальный, у меня нет психических отклонений,– говорит фриган,– но я действительно проникся верой в то, что фриганство – это не просто увлечение, это отношение к миру, к жизни, к природным ресурсам, к своему образу жизни. Отец сдался и говорит, что понял меня. А мама все еще негодует и возмущается. Просит все вещи дезинфицировать. А для продуктов я завел отдельный собственный холодильник».
ФРИГАНОВ АДЕКВАТНО НЕ ВОСПРИНИМАЮТ
К слову о еде. Пищевые отходы Денис собирает в контейнерах, установленных возле магазинов торговых сетей. В них он собирает подгнившие бананы, груши и считает, что подпорченные фрукты быстрее перевариваются. Крупы с истекшим сроком годности, по его словам, после термической обработки имеют привычный вкус. То же самое касается просроченных колбас и консервов. Иногда он встречается с другим волгоградским фриганом – Леонидом Василенко. Леонид – банковский служащий. На контакт с журналистами идет неохотно, считая, что его хобби непонятно для окружающих: «Как минимум в Волгограде нас, фриганов, пока не готовы воспринимать адекватно. От меня отвернулись многие близкие друзья, считая, что я тронулся умом. Тем, кто не хочет знать об основах фриганства, бесполезно объяснять, почему и зачем я это делаю. У фриганов есть свой кодекс чести – не мусорить после себя, не трогать контейнеры с медицинскими отходами, максимально дистанцироваться от покупок в магазинах. Если вы это понимаете и принимаете, значит тоже можете стать фриганом».
ГОДАМИ БЕЗ ПОКУПОК
Фриганство (или фриганизм) – это модное движение, которое зародилось в США в 90-х годах прошлого века. Принято считать, что его основали уличные артисты из Сан-Франциско в 60-е годы прошлого столетия: они не покупали еду и не пользовались социальными сервисами. Но это спорная теория. Во многих странах мира есть свои основоположники фриганства, некоторые приписывают себе заслугу создания и развития модного движения, основанного на ограничении потребительства. В западных странах за последние 20 лет к движению присоединились миллионы людей из США, Швеции, Канады, Великобритании и Бразилии. Фриганы отказываются от приобретения ненужных им вещей, предпочитая брать то, что выбросили, и таким образом поддерживать экологическую безопасность планеты. В развитых странах фриганизм понятен – когда продавцу выгоднее выставить ящик с подгнившими бананами на улицу, нежели нанимать человека для сортировки фруктов. А бытовую технику, которая отработала 10 лет, в отдельных странах принято оставлять у порога – ее заберут те, кому она нужна, несмотря на долгий срок эксплуатации
К слову, волгоградец Денис Моисеев считает, что в России тоже можно организовать подобные акции. Он даже провел эксперимент. «В кафе и ресторанах остается много несъеденной еды,–рассказывает Денис.– Я подготовил целую речь, чтобы предложить руководству одного из местных кафе выставлять такие блюда на «открытые столы» у входа для тех, кому они нужны. Такие «открытые столы» организуют в Москве, Санкт-Петербурге, я был лично и видел, что это работает. В Волгограде же меня не поняли. Когда я пришел в кафе и рассказал о своем предложении директору и завхозу, то надо мной посмеялись и сказали: все, что не съели посетители, домой забирают повара и посудомойки, это сложившаяся веками традиция, и ради фриганства ее никто изменять не собирается».
НУЖЕН АДРЕНАЛИН? ПОРА НА СВАЛКУ!
Кстати, движение фриганства любопытно не только окружающим, но и, к примеру, психологам. Профессионалы уверены: отправляясь за очередной «добычей» на свалку фриганы готовятся получить дозу адреналина.
«Фриганство не является психической патологией,– считает психолог Светлана Ершова.– Точно так же, как любовь к походам по магазинам трудно назвать отклонением, так и фриганизм не может быть отклонением. Это стиль жизни обеспеченных и самодостаточных людей, которым интересны необычные эксперименты, способные удовлетворить собственные амбиции. Ни одному из фриганов не безразлично, что о нем думают близкие, окружающие, как это действия выглядят со стороны, как относятся окружающие к тому, что он не брезгует едой из помойки. Это – своеобразный драйв, «кайф», способ получить удовольствие от жизни. В России пока мало практики, способной показать, что фриганизм – это нарушение норм, правил психического поведения, потому это модное движение не может считаться сумасшествием или психическим отклонением».
Автор: Евгения СЕМЕНОВА
Совместно с:
Комментарии