НОВОСТИ
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
210
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
321
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
312
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
256
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
419
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
369
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ДАТЬ В БУБЕН
Совместно с:
03.08.2014
В ЧЕМ ПРИЧИНА ПОПУЛЯРНОСТИ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Нас давно уже предупреждают, что до Вселенского потопа осталось несколько лет. Человеческая психика устроена таким образом, что если нам регулярно сообщают какую-то информацию, то она откладывается в подсознании – и начинает определять нашу жизнь. Особенно если это сообщения о предстоящей катастрофе. Наиболее впечатлительные люди начинают думать исключительно об этом, пытаясь найти возможность спасения. По мнению международного ученого сообщества, потоп мало чем грозит жителям Скандинавии, Канады и некоторых российских территорий – Алтая, Сибири и Якутии. В Сибири, правда, может начаться цепочка техногенных катастроф – так что остаются Алтай и Якутия. И именно в Якутию сейчас стремятся жители мегаполисов, одержимые идеей спасения от приближающегося потопа. Наш корреспондент Елена Аверина побывала там и делится своими впечатлениями.
Якуты уже однажды переселялись – во времена предыдущего потопа, как утверждают этнографы. Известный советский этнограф Л.Я. Штернберг, например, обратил внимание на близкое совпадение элементов материальной и духовной культуры саха и западных финнов. К природным аномалиям якуты привыкли, разработали свои собственные «инструменты выживания», в том числе жилища и одежду, в которых летом не жарко, зимой не холодно, умение пользоваться малым, тем, что дают природа и животные, и др. Местные жители считают, что якутская земля – неистощимый поставщик энергии для человека. Добавим, что и техногенных катастроф здесь будет гораздо меньше: во многих якутских деревнях до сих пор не проведены не только дороги, но и электричество. Так что в Якутию сейчас стремятся и люди, обуреваемые желанием «спастись от апокалипсиса». А еще они надеются на шаманов – здесь они весьма значимые фигуры.
ШАМАН СОВЕРШАЕТ ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
В этом году на республиканском празднике Ысыах (произносится как «Ысэх») в местности Ус-Хатын близ столицы республики побывали 175 тысяч человек. Кто и когда начал отмечать этот день, неизвестно. По всем правилам якутских верований Ысыах надо праздновать в самые длинные дни в году – 21–22 июня. Как раз к этому моменту в Якутию и приходит устойчивое тепло, которое может дорасти до страшной жары в +40 (в то время как зимой нередки морозы до –60 градусов). Так Ысыах и отмечали веками, но после 1941 года традицию пришлось изменить, поскольку радостный якутский Новый год совпадал с днем начала Великой Отечественной войны. Даты теперь разнятся в каждом городе, поселке, зависят от погоды в первую очередь, но сохраняется главное условие: отмечать до начала сенокоса.
Праздник был всеобщим, собирались все, кто мог добраться до места проведения. Царские власти внимания на якутов особо не обращали, советская же власть в 1920-е годы добавила в праздник толику «здорового коллективизма» – спортивные соревнования, смотры самодеятельности, конкурсы. А потом и вовсе запретила, по подозрению в «мракобесности» – с 1950х до 1980-х годов Ысыах в городах не отмечался, в сельской же местности праздновался скромно. Зато после перестройки, с 1992 года, Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия).
Теперь Ысыах отмечается широко, богато, массово. Для него несколько лет назад специально оборудовали огромное поле в местности Ус-Хатын, что в 22 км от Якутска. Главное действо в первый день праздника – обращение потомственного белого шамана к высшим силам. В представлении якутов есть три мира: в нижнем обитают злые духи, в верхнем – добрые, а в среднем живут люди. Верхний мир состоит из девяти небес, на каждом – свой бог. Самый верхний, девятый ярус – обитель главного бога Юрюнга Аар Тойона. Он создал средний мир: землю, людей, скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. Ну и так далее. Пантеон добрых богов называется Айыы. К ним и обращается во время главного обряда Ысыаха белый шаман: он просит заступничества и благополучия для жителей этих мест. При этом шаман разжигает огонь и «кормит» его, то есть совершает обряд жертвоприношения.
«Кормят» огонь тонкими прядками конского волоса и оладушками. Сакральные якутские оладьи почти не отличаются от обычных русских, разве что гораздо жирнее. Процедура задабривания духов Айыы длится минут сорок, сопровождается ритуальными танцами многочисленной «массовки» и ритмичной игрой на варгане. В конце шаман окропляет огонь и землю кумысом. Зрители внимательно следят за действом, попивая свежий кумыс, и неудивительно, что под конец входят в медитативное состояние. Настоящий выдержанный кумыс – с ощутимым алкогольным «градусом» и веселит не хуже шампанского, так что настроение у всех празднующих приподнятое и безмятежное.
ОН ЗАБОЛЕВАЕТ «ШАМАНСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ»
Чем отличаются белые и черные шаманы, понятно: первые вхожи в верхний мир, вторые – в нижний. Но у якутов нет разделения на «злые» и «добрые» силы: обе стороны играют определенную роль в мироздании и неразрывно связаны. Однако за помощью люди обращаются, конечно же, к шаманам белым. Те могут распознать болезнь и вылечить ее, могут видеть будущее, найти пропавшего человека и совершить еще множество сверхъестественных вещей. Конечно, к шаману не бегут ради того, чтобы вылечить ОРВИ: их просят помочь, когда требуется настоящее чудо. И чудо происходит.
Как находят шаманов? В маленьких населенных пунктах их все знают. Часто шаман живет где-то на отшибе, ехать за ним приходится далеко. Дорога может быть тяжелой, а камлание отнимает у шамана много сил, к тому же этот процесс «лечения» может затянуться на несколько дней. И тем не менее белый шаман из глубинки редко берет деньги за свои услуги, пациенты несут ему продукты, помогают в разных бытовых делах. Городскому же шаману придется заплатить ощутимую денежную сумму. Поэтому у якутов сложилось мнение, что настоящих шаманов в городе почти не осталось. Например, в Якутске есть очень сильная шаманка Дора. Но народ с сожалением констатирует, что Дора в последнее время заметно «коммерциализировалась», а это в общественном сознании не очень вяжется с образом истинного шамана.
Если вы пообщаетесь с якутами, то обнаружите, что в очень многих семьях был свой шаман – бабушка или прадедушка, двоюродная тетка. Счастливчикам, у кого в родне есть живые шаманы, несказанно повезло: те никогда не откажут в помощи родне. Вот совсем недавний пример: 80-летняя женщина упала и сломала шейку бедра. Ее двоюродная сестра – целительница взялась за лечение. Десять дней она руками держала поврежденную кость. Результат: через две недели больная встала и пошла даже не прихрамывая.
Почти всегда шаман появляется в семье, где уже рождались шаманы: этот дар передается по наследству. В детстве будущий шаман отличается от своих сверстников: он видит то, чего не видят другие, и обладает удивительными знаниями. Потом он заболевает «шаманской болезнью» – все вокруг сразу понимают, что это. Болезнь не похожа ни на один недуг, и это не сумасшествие, но человеку приходится очень нелегко, он испытывает страшные мучения. В это время будущий шаман может пропасть, уйти в неизвестном направлении, и родные собьются с ног, разыскивая его. Все нормально: это необходимый этап «взросления» шамана – вдали от других людей он общается с духами и пробует камлать. Затем – следующий этап: обучение у сильного шамана и процедура инициации…
Фото авторов
ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ШАМАНОВ ПРЕСЛЕДОВАЛИ
За культовыми процедурами на празднике следует «культурная программа». Участники даже устанавливают достижения для Книги рекордов Гиннесса: 11 136 человек в национальной якутской одежде и со своей чашей для питья кумыса – деревянным резным чороном одновременно исполнили торжественный обряд возлияния кумыса. Здесь есть спортивные площадки, ипподром, огромная сцена, но практически все так или иначе связано с древними традициями. К примеру, выступление самодеятельных фольклорных ансамблей – это обрядовые песни 80-летних эвенкийских бабушек, полные первобытного драйва.
Из самого интересного в праздничной программе – скачки на якутских лошадках. О, это поразительные существа: невысокие и компактные, они пасутся весь год на воле. Да, весь год! Зимой лошади обрастают длинным мехом, становятся толстыми и мохнатыми, как пушные звери, и выковыривают из-под снега ягель, хвощ и заледеневшую травку. Так и живут. Они почти дикие и шарахаются от людей. На это, как выяснилось, есть причина.
Лошадь для якутов – священное небесное животное. И тем не менее ее едят. Особенно вкусной и полезной считается жеребятина – мясо животных, которым еще не исполнилось года. Якутская жеребятина выводит холестерин, исцеляет от туберкулеза, в ней множество полезных веществ, наконец, она экологически чистая. Поэтому японцы скупают это мясо просто-таки в промышленных масштабах. Любимое кушанье якутов – жеребячьи потрошки (чищеные и вареные кишки) и сырая мороженая печень. Вообще, абсолютно все лошадиное тело идет в дело: мясо, шкура, копыта. Кости перемалывают в муку и делают из нее удобрение. Навоз используют как топливо: он жарко горит в печах. Дым от тлеющего навоза прекрасно прогоняет комаров, а на Ысыахе тлеющий конский навоз – это священный дым, улетающий в верхний мир к добрым духам.
Что же касается хвоста и гривы – то из конского волоса плетут коврики и шляпы. Кроме того, он имеет сакральное значение: из него делают амулеты и дейбииры – красивые махалки, без которых не обходится ни один обряд очищения. Такие обряды случаются в жизни якутов довольно часто: свадьба, покупка дома, открытие фирмы, юбилей, рождение ребенка, наконец, просто праздник – все это сопровождается обрядом очищения, при котором героя торжества обмахивают дейбииром. Потом дейбиир вешают на стену дома, и он «защищает дом от злых духов и наполняет его счастьем». Частенько этот мощный оберег снимают с крючка, чтобы отмахиваться от комаров – никакого святотатства в этом не усматривается.
Якуты не оленеводы, а коневоды, что лишний раз подтверждает тот факт, что они переселенцы. Именно лошадь является основным действующим лицом главного национального праздника – Ысыах. Конь у якутов – животное божественного происхождения. Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади – прародительнице народа саха. Считалось, что хозяйство верхнего мира основано на разведении коней, и поэтому якуты посвящали коней небесным божествам. Слово «ысыах» буквально можно перевести как «изобилие», праздник связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. После целого дня празднования настает небольшое затишье, люди отдыхают в своих палатках. А часа в три утра просыпаются, чтобы встретить солнце. Надо протянуть к нему руки и поблагодарить за все светлое, что есть в этом прекрасном мире. Ну и загадать заветное желание.
При советской власти шаманов и их семьи преследовали. Как минимум – отбирали бубны и всю ритуальную амуницию, запрещали камлать. Как максимум – арестовывали, пытали, отправляли в лагеря. Часто это выходило боком тем, кто подвергал их репрессиям, однако до ответных жестокостей дело не доходило: белый шаман не может творить зло. Теперь все иначе: на празднике в этом году присутствовали многие «официальные лица»: временно исполняющий обязанности главы Якутии Егор Борисов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Андрей Мотовилов, посол Доминиканской Республики в РФ Хорхе Луис Перес Альварадо, мэр Якутска Айсен Николаев, а также первый президент республики Михаил Николаев.
Про шаманов говорят, что они могут исцелить от тяжелой болезни, точно предсказать будущее, иногда – перевоплотиться в медведя, птицу или рыбу, пройти сквозь скалы и взлететь к самому солнцу. Общение с шаманом в любом случае изменяет судьбу – поэтому сюда и стремятся люди, надеющиеся изменить свою жизнь и избежать надвигающейся, по их мнению, катастрофы.
СПРАВКА
Отчет Института общественных исследований Великобритании указывает критический показатель для глобального потепления, то есть температурное значение, при достижении которого в мире начнутся необратимые катастрофические изменения. Это повышение среднемировой температуры на 2 градуса Цельсия по сравнению с 1750 годом, то есть с периодом, предшествовавшим промышленной революции. К настоящему времени среднемировая температура уже выросла на 0,8 градуса. Таким образом, от критической точки мир отделяет всего 1,2 градуса. Еще более зловеще выглядят данные об уровне концентрации углекислого газа в атмосфере, после которого повышение температуры станет неизбежным – 400 миллионных долей объема. Нынешний уровень составляет 389 миллионных долей объема и ежегодно повышается в среднем на 2 доли.
МНЕНИЯ
Александр Артемьев (Кулан), шаман:
Не так давно в городе Синске потерялись две трехлетние девочки. Вся Якутия поднялась на их поиски, обратились к шаманам. А те ничем не помогли. Люди страшно возмущались: дескать, какие же это шаманы, если не знают, где искать детей! А детей просто не отпустила природа – поэтому даже самые сильные шаманы ничего не смогли сделать. Иногда шаман бессилен перед природой и перед болезнью. Тогда надо просто смириться с тем, что ты не можешь помочь людям – в том числе и своим близким, – даже если они болеют, спиваются, умирают. Это надо принять как данность.
Иногда религия мешает людям жить: ничего нельзя, повсюду – грех. А ведь Бог создал этот мир, чтобы мы наслаждались им по полной. Мне кажется, современным людям не хватает двух главных вещей. Во-первых, они мало заботятся о своем теле – поэтому оно болеет, изнашивается. К машинам часто относятся трепетнее, чем к себе. Во-вторых, люди мало чувствуют, полагаясь большей частью на ум. Они все анализируют, сравнивают, суетятся. Ум – очень беспокойная вещь, его интересует не процесс жизни, а результат деятельности. У людей, которые живут посредством ума, закрывается сердечная чакра. В итоге даже между самыми близкими людьми может потеряться энергетическая связь и они будут чувствовать себя одинокими. Сердца у многих сегодня закрыты – поэтому вокруг столько инфарктов.
Игумен Агафангел (Белых), и.о. настоятеля храма Спаса Нерукотворного в п. Тикси (Якутия):
Ысыах – это не шаманский праздник, но там, несомненно, присутствует национальная религиозная составляющая. В нынешнем виде это культурное достояние народа саха – весенне-летний праздник солнца с театрализованным обрядом поклонения огню, хороводом, спортивными состязаниями, концертами. Возможность для людей собраться вместе и веселиться, типа нашей Масленицы. Обычно каждый поселок устраивает свой праздник. Время проведения, как правило, приходится на июнь – ближе к летнему солнцестоянию. До 1917 года на праздновании Ысыаха присутствовали православные священники. Эта традиция возобновилась в последние годы. Епископ Якутский и Ленский Роман уже во второй раз в качестве зрителя участвует в республиканском празднике. Я обычно тоже бываю как гость. Самое запоминающееся – это всеобщий хоровод осуохай и кумысопитие.
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
Комментарии