НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Дед Мороз, подари мне, пожалуйста, …счастливое детство!»

«Дед Мороз, подари мне, пожалуйста, …счастливое детство!»

«Дед Мороз, подари мне, пожалуйста, …счастливое детство!»

ФОТО: INKAZAN.RU

Автор: Ольга СОТИНА
18.01.2022

«Дорогой Дедушка Мороз, подари нам новую школу!» Примерно 4 килограмма писем с такой просьбой от маленьких жителей из села Кетово Курганской области пришло на адрес резиденции главного Деда Мороза страны в канун нового 2022-го года. Отчаявшись взывать к местным властям и чиновникам, кетовчане рассказали деду из Великого Устюга о том, что старой двухэтажной школе, где сейчас учатся дети, уже больше пятидесяти лет и, обросшая пристройками со всех сторон, она больше напоминает барак, чем храм знаний, в котором, к тому же, катастрофически не хватает мест. И ладно бы, если бы ничего другого не было. И при лучине знаниями овладевали. Было бы желание, как говорится. Но ведь вот что обидно – новая, просторная, оборудованная по последнему слову технического прогресса школа в селе есть! Оказывается, ее построили и сдали в эксплуатацию еще в октябре 2020-го года. И об этом даже выходили многочисленные репортажи по местному телевидению. Однако, когда 1 сентября дети пришли сюда с цветами, двери новой школы так и не открылись… Выяснилось, что новый объект был построен на деньги частного инвестора и оценен в 998 млн. рублей. Местная власть, которая должна была выкупить здание, посчитала, что это очень дорого и готова заплатить только 738 млн. И не копейкой больше! Торги продолжаются до сих пор, и уступать никто никому не собирается. Конечно, о проблеме нехватки учебных мест в администрации района знают, и, кажется, готовы решить проблему. Как? Путем возведения очередного пристроя к старой школе…

Дети и их родители из села Кетово, не смотря ни на что, все же надеются, что добрый волшебник из новогодней сказки исполнит - их заветную мечту о новой школе. Но кто может объяснить, почему в стране с богатейшими природными ресурсами, а, значит, и возможностями, в самых отчаянных ситуациях, которые порой, по большому счету, и яйца-то выеденного не стоят, последней инстанцией становится Дед Мороз?!.

АКЦИЯ «НА КОЛЕНЯХ»

Наверное, многие сейчас вспомнят душераздирающие видеокадры, снятые весной прошлого года под Казанью, когда дети из трех поселков Привольный, Вишневка и Новая Вишневка встали на колени, чтобы местные власти воочию «увидели» их просьбу о строительстве новой школы рядом с домом. Ведь проблема возникла давно, жители поселков с 2012-го года пытались достучаться до чиновников, но к настоящему времени, ничего, кроме пустых отписок, не получили. Слово «школа», составленное из детских тел на снегу, действительно, тогда привлекла внимание администрации, только не к той проблеме, которая вывела детей на такой экстремальный флешмоб… Акцией заинтересовалась прокуратура. Правда, после бурной реакции в соцсетях, правоохранители пообещали не преследовать родителей из-за ролика и взять под контроль проектирование и строительство новой школы. Руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров и детский омбудсмен Республики Татарстан Ирина Волынец лично встретились с местными жителями и пообещали найти свободную землю, средства и возможности для строительства столь важного социального объекта.

Только вот обещания чиновников оказались пустыми, и надежды жителей вышеупомянутых сел стали таять так же стремительно, как мартовский снег, после того, как оказалось, что земля-то вроде как есть, но не про их, как говорится, честь. Депутат городской думы города Казани Алексей Серов, изучив Публичную кадастровую карту, заявил местным журналистам:

«Согласно Публичной кадастровой карте, эти участки имеют разрешенный вид использования «для строительства жилого дома и выращивания сельхозпродукции». То есть, школу на них построить нельзя. Я вижу две возможные причины появления дезинформации. Первая – эти участки указали, что называется, просто от балды. Вторая – участки, предназначенные для строительства школы, успели продать. Такие случаи в Привольном уже были. В обращении к прокурору я привел примеры того, как в 2019 и 2020 годах участки, зарезервированные под социальные объекты, размежевали под строительство жилых домов».

Как оказалось, земли, обещанные властями для строительства школы, раньше были муниципальными, но в 2016 году на один из участков наложили обременение, поскольку ранее он был признан захваченным мошенническим образом. После решения суда переоформлением участков никто заниматься не стал и к вопросу о возврате земли вернулись только после грандиозного скандала с «детским стоянием» в снегу. На сегодняшний день территория, предназначенная для новой школы, совсем не напоминает строительную площадку, и представляет собой заброшенный пустырь с огромными кучами мусора и реагентов. А у детей, тем временем, остается все меньше и меньше возможностей записаться в ближайшие соседние школы. Мест нет. Последние надежды людей рухнули окончательно, когда на их многочисленные запросы о планах и сроках строительства новой школы пришел официальный, поражающий своим цинизмом, ответ от чиновников из Министерства образования: «Финансирование запланировано до 2024 года, вас там нет».

Но человеку свойственно верить в чудо. В любом возрасте. И вот, не смотря на то, что перспектив, практически, никаких не осталось, жители татарстанского села снова сняли видеоролик, в котором мальчик обращается к Деду Морозу с просьбой построить новую школу недалеко от дома, чтобы ему не приходилось вставать по утрам слишком рано, чтобы потом несколько часов добираться до учебного заведения...

Согласно статистическим данным, за последние 30 лет в России наметился постепенный, но устойчивый курс на сокращение муниципальных сельских школ. Если в начале 90-х годов прошлого столетия их насчитывалось порядка 48–49 тысяч, то на конец 2020-го осталось не больше 18000. На всю страну. На вопрос – почему так происходит, однозначного ответа нет. Возможно, свою роль сыграли последствия развала великой страны, когда после остановки работы колхозов и совхозов, люди потянулись на заработки в большие города. Общий демографический кризис, мизерные зарплаты сельских учителей, частная приватизация всего и вся и чуть позже оптимизация, куда же без этого, практически всех социальных сфер жизни тоже значительно поспособствовали деградации среднего образования в малых городах и селах. И вот результат…

«ДРАМКРУЖОК, КРУЖОК ПО ФОТО, МНЕ И ПЕТЬ ЕЩЕ ОХОТА»

Более трех десятилетий прошло с тех пор, как не стало СССР, но мы до сих пор не можем позабыть все то лучшее, что осталось там: медицину, образование, школьные секции и кружки – бесплатные и доступные для всех и каждого… Для сравнения: если сегодня обучение в средней школе с очень большой натяжкой еще и можно назвать бесплатным, то дополнительное образование и детские секции по интересам доступны, увы, не всем.

Согласно социологическим исследованиям, на сегодняшний день только около 65% российских семей готовы раскошелиться на детскую мечту о музыкальной школе или спортивной секции. Ведь по самым скромным подсчетам, средняя сумма по этой статье расходов составляет от 2,5 до 10 тысяч рублей в месяц. Для семей со средним достатком это весьма ощутимая часть бюджета. Даже если речь идет о, так называемых, «государственных» детских учреждениях.

«Кто-то может утверждать, что бесплатные кружки еще остались. Так вот – это ложь и лукавство: ничего бесплатного теперь нет. – рассказывает Александр Е. из Владимирской области. – Мой сын в этом году ходил в два бесплатных места, в секцию скалолазания и дополнительный класс по обучению компьютерной грамотности. Там бесплатного нет ничего, так как родители оплачивают буквально все: от ежегодного взноса в 2 тыс. рублей до оплаты работы судей на соревнованиях. Оплату проезда, питания и проживания на соревнованиях, если они происходят в другом городе тоже нужно оплачивать родителям. Про платное снаряжение и оборудование я тоже промолчу. Скажу только, что на «бесплатные» компьютерные курсы сына я в этом году потратил 18 тыс. рублей, т.е. по 2 тыс. рублей в месяц, что ничем не отличается от платы за занятия в платном кружке».

Стоит отметить, что в рамках национального проекта «Образование», запущенного 4 года назад, государством была предусмотрена специальная программа, покрывающая часть затрат на дополнительное образование. На деле, она представляет собой именной сертификат, которым можно оплатить часть занятий или всю стоимость секции. На сегодняшний день программа действует в 72 регионах страны и помогает вернуть от 8 до 12 тысяч рублей в год, в зависимости от региона проживания. Капля в море, конечно, но хоть что-то. Правда, параллельно с введением сертификатов, ценник на стоимость занятий в секциях тоже вырос…

ДЕТИ – ЭТО СВЯТОЕ?

Ни для кого не секрет, что новый бюджет, принятый депутатами Государственной думы нового созыва на ближайшие три года, предусматривает значительное сокращение расходов в социальной сфере. Если в цифрах, то с 6,208 до 5,837 триллиона рублей, т.е. на 6% по сравнению с прошлогодним бюджетом. Региональные чиновники приняли такой расклад, как сигнал к действию. Причем, немедленному. Резать решили по самым незащищенным слоям населения – по детям.

В авангарде очередного этапа оптимизации на этот раз оказались чиновники из Кузбасса. В городе Прокопьевск Кемеровской области они решили закрыть старейшую молочную кухню, выпускающую лечебное питание для детей. Учреждение было основано еще в советские времена и до сегодняшнего дня существовало за счет бюджетных средств, при местной городской больнице. Это было чуть ли не единственное место, где местные малообеспеченные семьи могли получить биолакт и другую продукцию кухни бесплатно или по льготным ценам. И вот сейчас, пережившая все ужасы 1990-х кухня закрывается навсегда.

Прокопчанин Алексей Кудря одним из первых поместил фотографию с объявлением о закрытии кухни на своей странице в «Фейсбук», чем привлек внимание местных журналистов. В местных СМИ появилось несколько статей на эту тему, однако должностные лица решили не реагировать на проблему.

«Продукция кухни близка по составу к молоку, которым матери вскармливают младенцев. Это же очень важно для поднятия рождаемости, улучшения демографической ситуации, – возмущается Кудря. – Сухие смеси – не альтернатива. В комментариях один человек хорошо написал: „Если закрываешь – предлагай что-то взамен“. Отдайте молочную кухню частному бизнесу, предоставьте предпринимателю. Я понимаю, что денег может не быть на проведение банкета, инаугурации или на новый служебный автомобиль для 28-го зама мэра. Но на детей деньги должны быть всегда. Дети – это святое».

Сложившейся ситуацией возмущены не только обычные жители Прокопьевска, но и сами сотрудники кухни, которым, по их же словам, тоже ничего толком не объяснили, а лишь поставили перед фактом.

«Пришла бухгалтерия. Сказала, что лимит на 2022 год нам не дали, поэтому молочная кухня ликвидируется, – рассказывает заведующая производством прокопьевской молочной кухни Ольга Шваб. – Мы предупредили родителей, везде объявления развешали. Родители в шоке. Они писали губернатору Кузбасса Цивилёву, писали Мишустину, собирали подписи. Мы сейчас подчиняемся Прокопьевской горбольнице, которую возглавляет Ирина Вереинова. Она подписала приказ о ликвидации молочной кухни в городе и сокращении штатов. Родители писали ей заявления, но она сейчас на больничном. Насколько мне известно, ни от кого никакой реакции на обращения не было».

Правда, по словам и.о. главврача городской больницы г. Прокопьевска Ирины Гребневой, вышедшей на связь с журналистами, с 1 января 2022 года социальная программа по обеспечению детей питанием все-таки не будет свернута. Монетизация льгот, предусмотренная местными чиновниками, позволит родителям самостоятельно приобретать адаптированные молочные смеси в аптеках. Вопрос: какого качества?..

Photo_01_05.jpg 

ФОТО: АНДРЕЙ НОВАШЕВ/TAYGA.INFO

«Ладно молочная кухня, а вы в курсе, что отделение детской реанимации в Прокопьевске тоже закрыли? – говорит прокопчанин Алексей Кудря. –Не дай бог что с ребенком случится – езжайте в Новокузнецк. За час езды ребенок может просто умереть. Виноваты будут наши оптимизаторы медицины. Я – человек очень лояльный к власти. Считаю, что власть должна быть, что она все равно делает что-то хорошее для людей. Но вот отношения властей к медицине я не понимаю. Такое ощущение, что взят курс на ее полный развал в городе и в области».

С ЦИФРАМИ НЕ ПОСПОРИШЬ….

Да, судя по всему, не только в конкретном городе и конкретной области. По все стране! Согласно отчету, опубликованному Счетной палатой РФ, детские клиники в настоящее время оказывают услуги низкого качества. Плюс ко всему, они еще и недостаточно доступны. Основными проблемами в детском здравоохранении эксперты Счетной палаты считают острый недостаток квалифицированных кадров и плохое, а зачастую просто-напросто ветхое состояние детских лечебных учреждений.

По данным палаты, на начало 2019 г. из почти 117 000 зданий, где оказывается медпомощь детям, 14% находились в аварийном состоянии. В 30,5% из них отсутствовал водопровод, в 52,1% – горячее водоснабжение, в 41,1% – центральное отопление, в 35% – канализация. В 47% зданий не обеспечена доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Авторы отчета считают, что исключенная в марте 2019 г. из госпрограммы «Развитие здравоохранения» цель «Повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи», не позволит органам исполнительной власти принимать «рациональные решения, направленные на повышение доступности и качества оказания медпомощи населению».

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?

Ну и в завершении вот такого грустного обзора нельзя не вспомнить о самой, пожалуй, животрепещущей проблеме, касающейся, наверное, всех без исключения детей, а также их родителей – школьном питании. О том, что его качество оставляет желать лучшего говорилось не раз. Но судя по многочисленным сообщениям о массовых отравлениях школьников некачественной едой, приходящих со всех концов России, создается впечатление, что всерьез заниматься этим вопросом никто не хочет.

Между тем, есть основания предполагать, что в связи с резким подорожанием продуктов питания и маниакальным желанием чиновников сэкономить на всем, на чем можно, кроме, разумеется, себя любимых, проблема может лишь усугубиться. Так, уже с января 2022-го года в Петербурге вступило в силу постановление об изменении стоимости школьного питания, подписанное губернатором Александром Бегловым. Оно определяет цену завтрака в 68,5 рубля, обеда – в 119,5 рубля, а комплексного обеда – в 188 рублей.

Согласно этому документу, родители школьников, не имеющих прав на льготы, будут платить больше средней себестоимости питания. На что будет потрачена разница между реальной и номинальной ценами, в постановлении не указано. Остается только догадываться.

Губернатор заявил, что это плановое повышение и рассчитано с учетом инфляции. Однако эксперты считают, что ценовые нормы подписанного Бегловым постановления лишь частично перекрывают инфляцию.

И без того сложная ситуация в сфере социального питания Петербурга усугубляется переделом рынка, который сопровождается путем демпинга и картельных сговоров. В конечном итоге, это может привести к сильной экономии при закупке продовольствия для школьных блюд, и, как следствие, к катастрофическому снижению качества детской еды…

P.S

Резюмируя все вышеизложенное, напрашивается один единственный вопрос, которым хотя бы раз задавался каждый из нас: «Доколе?» Но где ответ? Нет ответа...


Автор:  Ольга СОТИНА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку