НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ДЕЛО МИРОВОГО МАСШТАБА

ДЕЛО МИРОВОГО МАСШТАБА

ДЕЛО МИРОВОГО МАСШТАБА
Автор: Анатолий ГРИШИН
Совместно с:
02.12.2014
 
КАК КОМПАНИИ-МИЛЛИАРДЕРЫ НАЖИВАЮТСЯ НА ВАЛЮТНОМ КРИЗИСЕ В РОССИИ. ЗНАКОМЬТЕСЬ: ORIFLAME
 
27 ноября вынесено знаковое решение по делу Oriflame, расследование которого длилось несколько лет. Арбитражный суд города Москвы признал законным результат выездной проверки Федеральной налоговой службы. Руководство шведской группы компаний обвиняют в крупномасштабных схемах по уклонению от уплаты налогов и выводе за рубеж миллиардной прибыли. Это дело уже окрестили «резонансным». Ведь в самое ближайшее время может быть возбуждено первое уголовное дело в отношении представительства иностранной компании по факту уклонения от уплаты налогов и незаконного вывода прибыли за рубеж. 
 
За долгие годы работы на российском рынке в Oriflame, видимо, так и не освоили, или не захотели освоить, азы налогового законодательства страны, где компания зарабатывала и продолжает зарабатывает большие деньги.
 
2014 год. Четвертое августа. Москва. Офис российского подразделения производителя шведской косметики Oriflame. Необычным рядовой рабочий день делает появление сотрудников правоохранительных органов. Основанием для комплексной проверки со стороны МВД стали материалы управления Федеральной налоговой службы по Москве. По этим самым данным, сотрудники Oriflame Cosmetics (российской «дочки» шведского косметического гиганта) последние годы сознательно занижали доходы компании для уменьшения налоговых отчис­лений. За период с 2006 по 2010 год российский бюджет недополучил более 3 миллиардов рублей налога на прибыль. Плюс штрафы и пеня, которые могут значительно приумножить цифру – приблизительно еще на 1,5 миллиарда.
 
Пятое августа. Oriflame официально подтверждает и комментирует появление сотрудников МВД в своем офисе в Москве. Визит называют неожиданным. Россия как рынок перестала быть для компании Oriflame предсказуемой. Так кратко, но емко президент и генеральный директор Oriflame Cosmetics Магнус Брэннстром охарактеризовал инвестиционный климат России в одном из своих интервью. Глава косметической компании заявил, что Россия является первым по величине рынком для Oriflame, Украина – вторым, Казахстан входит в первую десятку, а в целом на страны СНГ приходится более половины всех продаж компании. Их ежегодный объем, по более чем скромным данным консультантов компании Oriflame, – 1,5 миллиарда евро в год.
 
А теперь обратимся к официальным данным налоговиков: в 2006 году выручка российской «дочки» Oriflame составила 10,7 миллиарда рублей, а финансовый результат, по факту и с учетом всех расходов, убыточный – минус 956 миллионов. Уже в 2010 году выручка российского представительства Oriflame увеличилась почти в два раза – до 19,9 миллиарда рублей, но снова тот же фокус: по итогам пяти лет работы в России финансовый результат компании – минус 3 миллиарда рублей. При этом биржевые отчеты Oriflame, – а акции компании торгуются на мировой бирже, – перед инвесторами говорят о значительных финансовых успехах деятельности в России.
 
По данным годового отчета Oriflame, ее выручка в России в 2012 году составила 460 миллионов евро, в 2013-м – 418,7 миллиона евро, прибыль на местном рынке не раскрывается. Общая выручка Oriflame в 2013 году составила 1,4 миллиарда евро, прибыль – 78,6 миллиона евро. Вопрос: откуда при таком «мажорном» раскладе берутся минусы в финансовых результатах работы компании Oriflame на российском рынке?
 
КОМУ НЕ СТРАШЕН ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС, ИЛИ КАК ORIFLАМЕ МНОГО ЛЕТ НАЖИВАЛАСЬ НА НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ В РОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ
 
Финансовые аналитики уже не скрывают: в страну пришел «валютный кризис». Вместе с тем компании с многомиллиардным состоянием позволяют себе не платить налоги в бюджет страны, являющейся рынком номер один и, по сути, «золотой жилой». Схема для ухода от налоговых платежей использовалась совсем не новая, но эффективная и популярная во всем мире.
 
Следователям удалось выяснить, что российское представительство Oriflame получило прибыль в размере более 2 миллиардов рублей. Однако вся она под видом так называемых лицензионных соглашений была выплачена головному офису компании в Нидерландах. Кроме того, Oriflame заподозрили в завышении расходов на сделках со сторонними подрядчиками. Так, в 2009–2010 годах Oriflame Cosmetics за информационно-маркетинговые услуги перечислила фирмам-партнерам около 500 миллионов рублей.
 
Большой и жирный минус в анализе деловой активности компании и дальше, из года в год, никуда не исчезает. Получается, что за весь период существования Oriflame в различных видах и формах, деятельность ее в России убыточна, если расходы в среднем на 30–50% превышают денежные поступления. Но тогда почему президент и генеральный директор Oriflame Cosmetics Магнус Брэннстром, белоснежно улыбаясь, сообщает в одном из своих интервью, что из 50% продаж, которые приходятся на СНГ, больше всего приходится на Россию. Кстати, в Америке дела у Oriflame не пошли. И не потому, что американцы лучше разбираются в косметике, а потому что там есть жесткий закон о сетевом маркетинге и компания, вероятно, просто не смогла вписаться в жесткие правила игры.
 
«КИНА НЕ БУДЕТ», ИЛИ КАК НАЛОГОВИКИ ПОЛОЖИЛИ КОНЕЦ МНОГОЛЕТНЕМУ НАЛОГОВОМУ СПЕКТАКЛЮ КОМПАНИИ ORIFLАМЕ
 
Oriflame Cosmetics «сотрясает суды» громкими заявлениями и отрицает, что является официальным представительством Oriflame S.А. (Люксембург). А ведь компания на 100% иностранная – люксембургская. Поэтому в сценарии длительного финансового спектакля в главных ролях был весь «костяк» косметического гиганта Oriflame. Московский офис компании, офис в Нидерландах и головной – в Люксембурге. Соответственно, включение в схему выплат лицензионных платежей, получаемых компанией Oriflame Cosmetics от российской «дочки», далее – по цепочке – в компанию Oriflame Cosmetics В.V. (Нидерланды) предусмотрено, видимо, было для того, чтобы все учтенные и неучтенные деньги «осели» в люксембургском офисе Oriflame Cosmetics. Ну а чтобы понять дальнейший сценарий, надо лишь немного вникнуть в особую специфику налогообложения роялти (лицензионных платежей) в Нидерландах и Люксембурге.
 
Нидерландская компания уплачивает налог только с разницы между полученными и выплаченными роялти – это всего 1,6%. Иными словами, если налог и уплачивается, то самый минимум. А дальше (ВНИМАНИЕ!) в официальном ответе налоговых органов Люксембурга черным по белому написано: компания Oriflame S.А. (Люксембург) вообще не уплачивает налог с полученной суммы лицензионных платежей. Если все так, то получается, что выводимые под видом роялти за рубеж деньги даже не были обложены местным налогом, и, соответственно, почти все «осели» в головном офисе Oriflame Cosmetics. Представители Oriflame Cosmetics заявили, что будут оспаривать этот вопрос в суде, и 29 августа подали иск в арбитражный суд на управление Федеральной налоговой службы по Москве.
 
А тем временем параллельно с российскими следователями Евросоюз начал «углубленные» расследования налоговых нарушений со стороны Apple, Starbucks и люксембургского подразделения Fiat.
 
Причиной расследования стали слишком низкие ставки, по которым облагается налогами деятельность корпораций. Проверки Еврокомиссии сосредоточились на налоговых соглашениях Apple с Ирландией, Fiat Finance and Trade с Люксембургом (!) и Starbucks с Нидерландами (!). В зоне особого внимания – так называемое трансфертное ценообразование, которое крупные корпорации использовали, чтобы проводить коммерческие сделки между их собственными подразделениями, часто используя менее обременительный налоговый режим.
 
К слову, американская сеть кофеен Starbucks не платила налоги в Великобритании три года. В России выводила прибыль за рубеж и «Мазда мотор рус». Компания завышала закупочные цены на автомобили и показала убытки на 1,3 миллиарда рублей. В споре с российским дистрибутором Mazda апелляционный суд занял сторону налоговой инспекции.
 
ЗАЧЕМ ORIFLАМЕ ПРОДАЛА ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАВОД ПО ВЫПУСКУ ПОМАД В МИРЕ
 
Представители косметического бренда твердо решили оспорить выплаты в суде. Но при этом уже зарезервировала 11 миллионов евро для возможных отчислений. А дальше в прессе стали появляться заголовки на подобие этого: «Oriflame продает завод в Красногорске, чтобы рассчитаться с долгами по суду». Сделка Oriflame и Х5 Retail Group состоялась накануне очередного судебного заседания, 11 ноября. Зачем продавать единственный в мире завод Oriflame по производству помад за 36 миллионов евро – вопрос, не дающий покоя многим экспертам. Процесс продажи, к слову, длился несколько месяцев, но завершился, видимо, лишь тогда, когда показалось, что Oriflame окончательно прижали к стенке вескими аргументами, недвусмысленно говорящими о вине косметической компании.
 
Представители Oriflame объясняли продажу сокращением собственных расходов на российском рынке в условиях усиления экономических санкций со стороны Запада. Одновременно с этим компания вкладывается в строительство нового, более крупного производства, но уже в Ногинском районе Подмосковья.
 
Планируется, что предприятие будет выпускать средства по уходу за волосами и телом, а предполагаемый объем инвестиций составит 125–175 миллионов евро. Эти цифры озвучил на пресс-конференции СМИ заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев. Взамен Oriflame ожидает очередные преференции и льготы.
 
На одном из заседаний в Московском арбитражном суде между Oriflame и ФНС судья рекомендовала юристам косметологической фирмы хорошо подготовиться, в частности подготовить защиту. Стоящее предложение. Если учесть, что опыт участия косметической компании в судебных «войнах» с ФНС и таможенными службами богатый, но пока крайне неудачный.
 
Хочется надеяться, что подтверждение арбитражным судом доводов ФНС и отказ в иске Oriflame, развяжет руки налоговикам и правоохранительным органам в расследовании все новых эпизодов работы косметологического гиганта в России.
 

Автор:  Анатолий ГРИШИН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку