Дмитрий Алешковский и Герман Пятов: от спора до прокуратуры
Совместно с:
10.07.2013
Дмитрий Алешковский – фотокорреспондент, блогер, основатель и руководитель благотворительного проекта «Нужна помощь», который включен в программу фонда «Мозаика счастья» — недавно оказался в центре острой дискуссии. Социальную рекламу, которая была размещена на сайте его проекта, вызвала резкую реакцию со стороны Германа Пятова, координатора команды помощи сиротам Murzik.ru. Опираясь на его оценки, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов в свою очередь, отправил депутатский запрос в прокуратуру, требуя проверки фонда «Мозаика счастья».Прокуратура выясняет, не нарушает ли фонд статью 38 Закона «О рекламе» — «О недобросовестной социальной рекламе».
Между тем руководители крупнейших благотворительных фондов России написали Герману Пятову открытое письмо, в котором, в частности, говорится:
«Благотворительных организаций, фондов и волонтерских групп в стране стало много. Это прекрасно. Мы много делаем для развития гражданского общества, меняем понемногу отношение к сектору, налаживаем сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества. Все еще достаточно сырое, но очевидно, что мы развиваемся, множимся, и законы общежития распространяются и на нас.
Когда внутри сообщества возникают недоразумения или недопонимания, основанные не на личной неприязни, а просто на недостатке информации, всегда есть возможность решить спор цивилизованным образом. Существует экспертное мнение уважаемых «старых» фондов. К решению вопросов всегда можно привлечь и сторонних специалистов. Мы, со своей стороны, открыты и готовы к диалогу с обществом и коллегами.
Тем не менее, время от времени возникают безобразные скандалы, которые выносятся на общественное обозрение, что безусловно очень плохо влияет на мнение общества о благотворительных организациях. К сожалению, инициируют эти скандалы, чаще всего, одни и те же персоны…
Мы считаем, что то, что происходит сейчас не только в Фейсбуке, но и на страницах московских газет – недопустимо. И недопустима, в первую очередь, форма дискуссии, а даже не ее суть. Герман Пятов позволил себе необоснованные и некорректные суждения, которые трудно квалифицировать иначе, чем клевета, которая задела многих известных и уважаемых в сообществе людей. В связи с этим, видимо, настало время выступить и нам, как объединению фондов.
Митя Алешковский, руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру» – уже не новый человек в благотворительном движении, он наш коллега, человек, которому мы безусловно доверяем. С нашей точки зрения, он вел дискуссию вежливо и умно, и исчерпал все возможности, пытаясь выйти с г-ном Пятовым на личный контакт и обсудить все спорные вопросы. И мы хотели бы публично поддержать его линию поведения, как этичную и верную. Надеемся, что к нашей позиции присоединятся многие коллеги».
Письмо подписали 20 руководителей известных благотворительных фондов, среди которых Екатерина Бермант, директор Благотворительного фонда «Детские сердца», Владимир Берхин, президент Благотворительного фонд «Предание», Ольга Пинскер, директор фонда «Благотворительное общество «Адреса милосердия» и другие.
Однако заочная полемика между Дмитрием Алешковским и Германом Пятовым продолжилась и после публикации открытого письма коллег. Теперь уже на фоне прокурорской проверки. Корреспондент газеты «Совершенно секретно» поговорил с обеими сторонами конфликта.
— Дмитрий, в чем причина конфликта между вашим фондом и Германом Пятовым? Есть ли тут какая-то подоплека?
— История началась с того, что мы решили помочь ярославскому юридическому центру «Фемида», который уже 10 лет, помимо своей основной работы, поддерживает выпускников детских домов, оказывая им юридическую помощь в основном в вопросах жилья. Дело в том, что этот юридический центр – коммерческая организация, а детям они помогают на волонтерской основе – то есть бесплатно. Но нам казалось, нужен юрист, который не будет заниматься коммерческими заказами, а сосредоточиться только на «детских» вопросах. Поэтому мы объявили сбор средств на годовую зарплату такому юристу и его помощнику. Об этом мы написали на своем сайте. Кроме прочего, там была фраза, которая и стала причиной конфликта: “Ежегодно 700 ярославских выпускников детских домов обретут шанс получить жилье благодаря общественной поддержке”. То есть ежегодно семьсот детдомовцев получат правовую консультацию, обретут поддержку и помощь — ведь часто они не подготовлены к взрослой жизни, не знают, что имеют право на жилье и уж тем более не имеют представления о том, какие именно документы оформлять для получения жилплощади. Эта самая фраза и не понравилась Герману Пятову. Без всяких доказательств он стал утверждать, что мы — мошенники и грабители. Потом обратился к депутату Ярославу Нилову, который и отправил депутатский запрос по поводу нашего фонда
— Что конкретно вам вменяется в вину?
— Пятов посчитал, что мы имеем в виду ежегодный выпуск детдомовцев – 700 человек. Но мы-то имели в виду совсем другое. 700 человек – это и те воспитанники детдомов, которые выпустились раньше, и те, кто будет выпускаться в этом году и те, кто станет выпускником в будущем. Мы многократно предлагали Пятову встретиться, чтобы показать все документы фонда и разъяснить ему его ошибку. Но он отказывается, не обращая внимания ни на наши попытки, ни даже на публичное обращение руководителей крупнейших российских благотворительных фондов. Он до сих пор продолжает называть нас ворами и мошенниками, причем публично.
— Может быть, есть какие-то другие причины, которые объясняют такое внимательное отношение именно к вашему фонду?
— У меня есть предположение, в которое я не хочу верить, к тому же у меня нет доказательств. Возможно, это политический заказ в связи с выступлениями нашего фонда против законопроекта о волонтерах. Или это как-то связано с жильем: мы помогаем детям обрести жилье, из-за чего страдают интересы черных риелторов, например. И все же я надеюсь, что люди просто не разобрались в ситуации и не преследует никаких аморальных целей.
— Какими вы видите варианты развития событий, связанных с этим запросом?
— Надеюсь, что здравый смысл восторжествует.
— Как именно работает ваша организация?
— Наш проект занимается тем, что старается находить людей, которые доказали свою эффективность в помощи окружающим. Мы помогаем тем, кто помогает другим. Нам кажется, что это более эффективно, чем помогать конкретным людям. Конечно, и это важно и достойно уважения, но всем все равно помочь невозможно. Поэтому мы хотим помогать системно. По сути, вместо того, чтобы накормить двух голодных, даем возможность готовить еду кому-то, кто будет системно кормить голодных. По закону мы можем тратить до 20 процентов собранных нами денег на обеспечение работы фонда. Но до сих пор мы тратим значительно меньше. Президент фонда Анна Пучкова, к примеру, вообще работает бесплатно. В нашей работе мы используем самые разные средства, но медиа – наш основной канал. Мы пытаемся привлекать интерес общества к резонансным историям.
— Действительно, среди тех, кто поддерживает ваш проект, десятки журналистов. Как оплачивается их работа?
— Никак. Это волонтеры. Никто из этих людей не получил из фонда ни копейки.
— Вы свое будущее связываете с волонтерством?
— Да, безусловно. Волонтерство не имеет минусов, оно может быть только положительным.
— Что вас подтолкнуло к тому, чтобы начать заниматься благотворительностью?
— Крымское наводнение. После него я понял, что общество может объединяться, а, объединившись, люди могут свернуть горы. Главное – начать делать добрые дела. И неважно, что конкретно это будет: уборка мусора на улице или помощь бездомным собакам. Начинающим волонтерам я бы хотел сказать: если возникают вопросы – пишите мне. Наш фонд может ответить на вопросы всем желающих или бесплатно проконсультировать любую благотворительную организацию.
— Вы упомянули законопроект о волонтерстве. Что именно вас не устраивает в нем?
— Мы считаем, что законодательными актами невозможно регулировать желание творить добро. Кроме того, мы считаем, что этот закон может быть опасен из-за некоторых непродуманных пунктов. Например, он способен сделать нелегальной деятельность таких организаций как Greenpeace или WWF (Всемирный фонд дикой природы). По той причине, что помогать можно будет только юридическому или физическому лицу. Если я хочу помочь умирающему тюленю, он – юридическое или физическое лицо?
Герман Пятов ответил на вопросы корреспондента «Совершенно секретно», разместив текст на своём сайте Murzik.ru. Приводим его полностью.
— Не могли бы вы пояснить, в связи с чем был сделан запрос на проверку благотворительного фонда «Мозаика счастья»?
— По поводу запроса — к депутату Нилову Я.Е. Предыстория такова: в апреле этого, 2013 года, я наткнулся в «Фейсбуке» на социальную рекламу с призывом собрать 800 000 рублей на оплату услуг юриста, который якобы будет выбивать у государства жильё для выпускников детских домов Ярославской области. Источником распространения была страница проекта «Нужна помощь.ру». Объявление отдавало «цыганщиной», т.е. содержало признаки психологических манипуляций, и даже психологического давления на читателя, каковыми обычно пользуются цыганки с целью выудить у своих жертв деньги.
Конкретно это выражалось в том, что: во-первых, давались ложные сведения о количестве выпускников сиротских учреждений Ярославской области, во-вторых, давались ложные сведения об их потребности в жилье, в-третьих, объявление содержало вымысел о дальнейшей судьбе выпускников детских домов
На странице «Нужна помощь. ру» утверждалось, что «700 выпускников из детских домов Ярославской области, ежегодно, получат шанс обрести жильё, не будут бомжевать, не вернуться в притоны» (орфография сохранена). В одном этом предложении сразу несколько фальсификаций:
1. В Ярославской области нет такого количества выпускников ежегодно. Там во всех сиротских учреждениях 750 детей, и выпускается ежегодно около 70 человек.
2. Из тех 70-ти человек, которые выпускаются ежегодно, большая часть (65 человек) уже имеет закрепленное жильё, так как 90% сирот — социальные сироты при живых родителях. Родители имеют жильё, часть которого и закрепляется за их детьми.
3. Те 4-5 выпускников, которые не имеют закрепленного жилья, получают его от государства.
4. Никто из выпускников сиротских учреждений не бомжует.
Впоследствии выяснилось, что проект «Нужна помощь» принадлежит фонду «Мозаика счастья», куратор проекта человек, который называет себя Митя Алешковский, работает в фонде «Мозаика счастья», президентом которого является Анна Пучкова.
Я ни с кем из этих людей лично не знаком, и об их причастности к этой истории узнал позже.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация вокруг фонда «Мозаика счастья»?
— В настоящее время прокуратура проводит проверку этого фонда. Я надеюсь, действиям сотрудников фонда будет дана правовая оценка, и они откажутся от таких юридически и этически сомнительных методов сбора пожертвований с доверчивых граждан.
— Дмитрий Алешковский говорит, что руководство фонда «Мозаика счастья» многократно обращалось к вам с тем, чтобы показать документы и подтвердить свою компетентность, но вы отказывались от встречи. Почему?
— Первоначально я отреагировал на увиденный в «Фейсбуке» призыв собрать 800 000 рублей с таким комментарием, дословно:
«Лживое и недостоверное сообщение, как недобросовестная реклама, направленная на то, чтобы выжать деньги у лоховатого покупателя. В Ярославской области не выпускается 700 выпускников ежегодно, как пишут эти собиратели денег. Там всего воспитанников столько едва наберется. А это значит, что в год выпускается 70-80 человек. Подавляющее большинство — 95% сирот — социальные, они изымаются из семей алкоголиков, и жильё у них есть — не на улице же живут их родители. Доля в квартирах и домах родителей закрепляется за детьми. Тем, у кого жильё утрачено, государство дает квартиры — на это выделяются бюджетные деньги отдельной строкой. В штате каждого детского дома есть социальный педагог, который отслеживает судьбу выпускников. Никто из них не бомжует и не попадает в притоны, как это пишет „Нужна помощь.ру“. Эти благотворители — либо жулики, либо некомпетентные дилетанты. Я работаю со всеми детскими домами Ярославской области — так вот, там последнее время резко сократилось число сирот, и половина детских домов вообще позакрывали. Для информации — я занимаюсь помощью сиротам 15 лет, и под нашей опекой 200 детских домов в 15-ти областях РФ. Всего вам доброго“.
В ответ на этот комментарий посыпались оскорбления и угрозы, а также требования удалить комментарии — от Мити Алешковского и Анны Пучковой.
Хочу подчеркнуть: у меня нет никаких претензий личного характера к упомянутым лицам, даже несмотря на их неадекватное поведение. Я просто считаю, что сбор благотворительных пожертвований должен вестись более честными методами, без фальсификаций и манипулирования. Мне трудно понять, почему сотрудники фонда «Мозаика счастья» сразу перешли на личности, и не захотели убрать явную ложь из своей социальной рекламы.
Впоследствии, когда я опубликовал в электронном издании «Аргументы и факты» свою авторскую колонку об этой истории под названием «Фальшивые ноты благотворительности», сотрудники фонда «Мозаика счастья» Митя Алешковский и Анна Пучкова дали задний ход, и стали предлагать мне встретиться.
Я лично не вижу никаких поводов для встреч — их призыв сдать денег сделан публично, распространен на широкую аудиторию, и вести какие то секретные переговоры тут нет никаких оснований. Кроме того, видя, как они умудряются передергивать даже то, что написано мною публично, в открытом доступе, я могу себе представить, как они будут перевирать то, что я скажу или не скажу при личной встрече за закрытыми дверьми. С такими людьми я дела не имею, руки не подаю, с какой радости мне тратить время на личные встречи с ними?
— Вы не допускаете, что фонд «Мозаика счастья» работает честно?
— Я думаю, что всего вышесказанного более, чем достаточно, чтобы не питать иллюзий относительно честности фонда «Мозаика счастья». Хочу подчеркнуть: я не собирался оценивать всю деятельность фонда «Мозаика счастья», а всего лишь отреагировал на их недобросовестную и недостоверную социальную рекламу. Это лишь один эпизод деятельности. Исследовать другие эпизоды у меня нет ни желания, ни времени. Фонд «Мозаика счастья» — один из 760 000 (да, да, это не обман зрения – семьсот шестьдесят тысяч) НКО в России. Половина некоммерческих организаций – благотворительные. То есть, примерно по 3 благотворительных фонда на одного сироту. Ответьте сами на вопрос, какой процент из них действительно занимается благотворительностью. Что касается конкретно фонда «Мозаика счастья», то с ними в принципе мне всё ясно. Они, по сути, занимаются посреднической деятельностью – то есть за 20% комиссионных собирают деньги для других организаций. Сами они непосредственной работой с теми, кто нуждается, не занимаются. По их действиям видно, что они заинтересованы не в конечном результате, а в обороте. Чем больше оборот, тем больше их доля. Всё построено на использовании информационного ресурса – на странице фонда «Мозаика счастья» заявлено, что в проекте участвует 72 работника СМИ. Как работает этот информационный ресурс, я в полной мере мог оценить на примере этой истории со сбором денег для несуществующих выпускников детских домов Ярославской области. Остается открытым вопрос: эти журналисты, редакторы, медиаменеджеры, которые заявлены, как группа информационной поддержки проекта «Нужна помощь.ру» фонда «Мозаика счастья» — они эту информационную поддержку оказывают бесплатно или за деньги
***
Редакция «Совершенно секретно» и ее журналисты не работают в проекте Дмитрия Алешковского и получают зарплату по месту основной работы. И тем не менее мы готовы дать возможность Дмитрию Алешковскому ответить на обвинения Германа Пятова. Мы полагаем, что это дискуссия должна быть максимально публичной, а выводы из нее каждый вправе делать самостоятельно.
Комментируя конфликт между Дмитрием Алешковским и Германом Пятовым руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин написал:
«Любой скандал в благотворительной сфере ведет к тому, что помогающих становится меньше, а подозрительных – больше. Несколько упрощая, можно констатировать, что в России и без того большая часть населения уверена, что фонды, волонтеры и милосердие существуют строго по двум причинам – ради заработка и успокоения нечистой совести, а иной причины у них нет и быть не может. И слухи о любой разборке воспринимаются далекими от социальной сферы людьми как подтверждение – «Мы же говорили, что там они все просто деньги делят! Вот опять кто-то с кем-то не поделился! Все они там жулики!». Переломить такого рода отношение может только долгая, системная, а главное – общая работа по выработке стандартов деятельности благотворительных организаций, в том числе – стандартов этических».
Сайт газеты «Совершенно секретно» готов предоставить свою площадку для такой работы. Мы также будет следить за развитием событий вокруг фонда «Мозаика счастья».
Автор: Татьяна АРКАДЬЕВА
Совместно с:
Комментарии