НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ДРЕВО СМЕРТИ

ДРЕВО СМЕРТИ
Автор: Мария ЖЕМЧУЖНАЯ
Совместно с:
26.02.2015
 
За гибель 25-летней москвички под упавшим деревом ответят рабочие-нелегалы, но не их наниматели.
 
Богатая на хлесткие аллегории народная мудрость гласит, что «законы – это паутина: крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие – застревают». Наглядным примером этому высказыванию стало уголовное дело, заведенное по факту трагической гибели 25-летней москвички Александры Юркиной, погибшей под стволом упавшего дерева в ноябре минувшего года.
 
Редакция «Совершенно секретно» заинтересовалась судопроизводством по факту смерти девушки после того, как на скамье подсудимых оказалось значительно меньшее количество фигурантов, чем можно было ожидать…
 
В тот роковой для нее день, Александра, увлекавшаяся любительской верховой ездой, и ее подруга, Ольга Иванова, со слов которой и удалось восстановить картину трагедии, по предварительной договоренности встретились, чтобы покататься верхом в парке «Сокольники».
 
Галопом проезжая мимо того злополучного места, девушки внезапно услышали звук работающей пилы и треск падающего дерева. Лошадь Ольги испугалась резкого звука и понесла вперед, что в конечном итоге и спасло всаднице жизнь. Последнее, что, по ее словам, она успела заметить, – мужчина азиатской наружности, активно жестикулировавший и кричавший: «Стой! Нельзя!» Александре повезло меньше.
 
Дерево упало прямо на нее и лошадь. Получив многочисленные, несовместимые с жизнью травмы, девушка скончалась на месте. Животное, разделившее участь своей наездницы, тоже погибло.
 
РАБОЧИЙ ПЫТАЛСЯ СБЕЖАТЬ С МЕСТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
 
С трудом остановив испуганную лошадь, Ольга поскакала обратно, на поиски подруги. Но за несколько метров до места падения дерева, дорогу девушке преградил тот самый мужчина, который, как выяснилось позднее, оказался наемным рабочим компании ООО «Спец-АвтоЗеленСтрой», Ягубом Юсубовым, ныне арестованным по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 216 УК РФ.
 
Не заметив распростертого под древесным стволом тела, Ольга спросила рабочего, куда поскакала Саша. На что тот, махнув рукой в ту сторону, откуда только что приехала девушка, ответил: «Там ищи, они туда поскакали!» Но Ольга, проехав несколько метров в указанном направлении, вдруг заподозрила неладное и развернула лошадь обратно. Увидев, что она возвращается, Юсубов швырнул бензопилу в кусты и бросился бежать в сторону ж/д станции «Маленковская». Позже он будет уверять следствие, что побежал позвать помощь.
 
И только тогда, присмотревшись, девушка заметила раздавленную лошадь и тело подруги. Дальше события развивались как в кошмарном сне: в состоянии глубокого шока Ольга стала дозваниваться в службу 112 и звать на помощь прохожих – к счастью, рядом оказался мужчина, выгуливавший свою собаку, который помог девушке вызвать скорую, но дожидаться развязки, предвидя долгую следственную волокиту, не пожелал.
 
Через несколько минут на место происшествия вернулся и Ягуб Юсубов в сопровождении еще двух или трех рабочих. Ольга свидетельствует: ничуть не стесняясь ее присутствия, они начали у нее на глазах оперативно затягивать периметр сигнальными лентами, вешать предупреждающие таблички, которых до этого, по словам девушки, не было, и снимать это действо на мобильные телефоны, тем самым обеспечивая себе алиби. Едва ли в состоянии аффекта они были способны осознать необходимость этих действий самостоятельно – логичнее предположить, что имел место звонок руководству и именно по команде сверху рабочие начали поспешно и слаженно «облагораживать» таким образом место происшествия. И только потом они-таки попытались распилить дерево, в надежде вытащить из-под него Александру. Но это им не удалось.
 
В тот же день, 7 ноября, вальщик леса ООО «СпецАвтоЗеленСтрой» Юсубов и его помощник Кимсанов были задержаны по подозрению в убийстве. Казалось бы, дело по горячим следам раскрыто: есть факт преступления, есть задержанные, которые не признают, согласно ст. 51 УК РФ, свою вину, однако есть свидетели, которые готовы дать показания! Но не все так однозначно. И в ходе следствия, слой за слоем, начали всплывать на поверхность новые, не менее любопытные подробности.
 
«СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ДЕРЕВЬЯМ» ИЗ УЗБЕКИСТАНА И ГРУЗИИ
 
Уже на следствии выяснилось, что обвиняемые не проходили никакого профессионального обучения при ООО «СпецАвтоЗеленСтрой».
 
Со слов одного из обвиняемых, «в журнале по технике безопасности он расписывался один раз, перед началом выполнения работ, в начале октября».
 
«Инструктаж по технике безопасности проводился перед выходом на участок, никаких специальных курсов по вырубке деревьев работодатель не проводил и диплом о прохождении курсов подобного рода на руки от работодателя (работник. – Прим. авт.) не получал. Выдавали следующий рабочий инвентарь: бензопилу, машинное масло, сигнальные ленты и предупреждающие о вырубке деревьев таблички».
 
Что, в свою очередь, автоматически вызывает ряд вопросов к работодателю…
 
Дальше – больше. В ходе следствия было установлено, что у горе-работников даже не было разрешения на работу на территории РФ!
 
КРУПНЫЙ ОЗЕЛЕНИТЕЛЬ МОСКВЫ – КТО ОН?
 
А теперь, небольшой экскурс в историю.
 
ООО «СпецАвтоЗеленСтрой» существует на российском рынке более 10 лет, имеет (по их собственному заявлению) высококвалифицированный кадровый состав и является постоянным участником (а зачастую и победителем) всех городских конкурсов, связанных с озеленением города. В подтверждение чему имеет множество наград, в том числе и от Департамента природопользования.
 
В числе постоянных клиентов предприятия фигурируют такие солидные организации, как ФГУ НП «Лосиный остров», ГУК г. Москвы ПКиО «Сокольники», Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, ГУП «Мосзеленхоз», аэропорт Внуково, ОАО «Мосинжзеленстрой», ЗАО «Экспоцентр», ОАО «Московская областная электросетевая компания», ООО «АБ Центр», ОВБ МВД России и многие другие.
 
Как же так вышло, что работники столь уважаемого предприятия никем не проверялись и работали в России на нелегальном положении?
 
Почему они не следовали техническим инструкциям и рекомендациям по валке леса и выполняли свою работу так, как подскажет фантазия?
 
В ответ на эти вопросы привлеченный в качестве свидетеля директор организации, Григорий Лахтанов (в должности с 2004 года), поведал следствию: Юсу-
бов и Кимсанов работают у него с 2005–2006 годов, они хорошо знают парк «Сокольники». «Работают по трудового договору. Будучи гражданами других государств, обычно они работали по разрешению на работу, выданному в УФМС России по г. Москве, однако в последний раз у них на руках были патенты. Я не придал этому значения, так как думал, что с ним можно работать у юридического лица».
 
Подобная наивность и неосведомленность человека, на протяжении десяти лет занимающего пост директора, вызывает одновременно и слезы умиления, и массу вопросов к его профессиональной подготовке. И, к слову, воспоминание о том, что незнание закона в нашем государстве отнюдь не освобождает от ответственности.
 
Чтобы пролить свет на эти бюрократические потемки, ради чистоты эксперимента, был допрошен и Денис Кандинов – директор негосударственного образовательного учреждения УЦ «Стройкадры», которое и выдало удостоверения о профпригодности Юсубову и Кимсанову. Он подтвердил, что подсудимые действительно проходили обучение в этом центре, «данное обучение заключалось в изучении ими требований производственной инструкции по профессии «вальщик леса» и последующей проверкой знаний», правда, будучи работниками другой организации – «ТоргЛюкс». По результатам обучения, Юсубов и Кимсанов прошли проверку знаний, их знания были признаны достаточными для того, чтобы выдать соответствующие удостоверения».
 
Но (внимание!) «поскольку каждое предприятие разрабатывает свои производственные инструкции самостоятельно, а они изучали инструктаж именно по нормативам «ТоргЛюкс», то это никоим образом не гарантирует их профпригодность в любой другой организации. Обязанность по организации обучения своих производственных инструкций, проверка знаний в объеме данных инструкций с составлением подтверждающих проведение данных мероприятий документов лежит на предприятии», т. е. на ООО «СпецАвтоЗеленСтрой»!
 
И вообще, мол, к работе по валке леса может быть допущен любой физически способный к этому делу человек, и обязательное обучение этому виду деятельности не предусмотрено.
 
После этого фееричного заявления (которое, по логике, автоматически сводит на нет целесообразность существования данного заведения), руководитель учебного центра, видимо, справедливо решил, что лучшая защита – это нападение, и решительно перешел в атаку, заявив, что прохождение при этом соответствующего обучения на самом предприятии, на котором задействован сотрудник, – обязательно, свидетельство, выданное предприятием (внимание!), имеет такую же юридическую силу, что и удостоверение их центра.
 
Также, по личному мнению Кандинова, ООО «СпецАвтоЗеленСтрой» было обязано провести повторное обучение и проверку знаний работников, невзирая на предъявленные ими удостоверения, выданные его центром. Напрашивается закономерный в таком случае вопрос: зачем существует этот центр, оказывающий услуги по подготовке кадров сторонним организациям? Но внятный ответ на него, вероятно, сможет дать только прокуратура. На этой высокой ноте допрос закончился.
 
Исходя из приведенных выше данных, было бы логичным ожидать, что список обвиняемых по этому делу заметно расширится и рабочим придется несколько потесниться на скамье подсудимых, чтобы уступить место своим прямым руководителям.
 
Фото из архива Александры Юркиной
 
САМЫЙ ГУМАННЫЙ В МИРЕ
 
Но наш самый гуманный и справедливый суд в мире не нашел оснований привлекать руководство ООО «СпецАвтоЗеленСтрой» ни к уголовной, ни даже к гражданской ответственности.
 
И хотя поначалу следствием было возбуждено уголовное дело против руководящего и инженерно-технического состава данной организации, но… по неведомым миру причинам оно было поспешно закрыто еще задолго до того, как о нем успела узнать мать погибшей, Татьяна Шаманова, которая таким образом, оказалась лишена возможности участвовать в судопроизводстве по факту смерти дочери.
 
Видимо, то, что директор предприятия допустил к работе нелегальных трудовых мигрантов (один из которых является уроженцем Грузии, другой – Узбекистана), а также не провел обучение и не проверил их профпригодность – не послужило в глазах правосудия весомым аргументом, препятствующим прекращению уголовного преследования в отношении неустановленных лиц ООО «СпецАвтоЗеленСтрой». Что же именно смягчило сердца неподкупного правосудия?
 
Может, детская непосредственность ответа Григория Лахтанова: «А я ж не знал, что это незаконно».
 
А пока виновные назначены, вина очевидна, наступление ответственности неминуемо. Но во всем этом есть одно «но». Редакции «Совершенно секретно» стали доступны некоторые из документов, сопровождающих данное разбирательство.
 
Среди них, например, договор об оказании услуг между ООО «СпецАвтоЗеленСтрой» и ГАУК г. Москвы ПКиО «Сокольники» и смета, согласно которой исполнитель обязуется выполнить объем работ в указанные сроки, получив за оказанную услугу по уборке сухих деревьев материальную компенсацию в размере 7 337 726,04 рубля. В сумму которой включены оплата труда и стоимость применяемой спецтехники. Спецтехники, которой по каким-то неведомым причинам у рабочих при себе не было!
 
При этом первым же пунктом в смете идет конкретное указание на «снятие дерева по частям, в несколько приемов», которое они чисто технически не смогли бы осуществить, из всей положенной комплектации (лестница, лебедка и т. д.), имея за душой одну только бензопилу!
 
Вопрос: почему руководство не обеспечило наемных рабочих инвентарем, необходимым для безопасного выполнения работы?
 
При том, что, согласно техническому заданию (т. 2 л. д. 151), «процедура вырубки леса вдоль пешеходных дорожек осуществляется в следующем порядке – сначала обрезаются ветви дерева, начиная с нижних и заканчивая верхними, поднимаясь вверх по стволу до самой вершины, затем, начиная с вершины, режется ствол на мелкие части, постепенно опускаясь вниз. При этом ветви дерева и части ствола аккуратно спускаются на землю на веревках. Сбрасывание порубочных остатков на землю не допускается».
 
Также, согласно постановлению Минтруда РФ от 19.12.1994 г. № 82 «Об утверждении межотраслевых норм выработки и времени на лесозаготовительные работы», валка деревьев бензиномоторными пилами при работе вдвоем производится вальщиком леса 6-го разряда и лесорубом 4-го разряда. Материалами дела квалификация рабочих не подтверждена. Обвиняемые не знали, а, соответственно, и не могли соблюдать технологию валки деревьев.
 
К сожалению, подобным нарушениям правил безопасности и охраны труда, допущенным руководством ООО «СпецАвтоЗеленСтрой», следствием не было дано никакой юридической оценки.
 
Но, несмотря на это, суд упорно акцентирует внимание на ответственности обвиняемых Юсубова и Кимсанова, которые, впрочем, свою вину тоже не признают, ожесточенно настаивая на своей версии событий: что сигнальные ленты и предупреждающие таблички были. А если девушки их не заметили, то, вероятно, потому, что сами же и порвали их лошадьми.
 
При этом наличие двух свидетелей, которые дают показания, что в их присутствии уже после смерти Александры Юркиной рабочие поспешно натягивали ленты на стволы, их ни капли не смущает… И, опять же, согласно их же протоколам допроса, натягивали на расстоянии 40 метров от дерева вместо положенных законом 50!
 
А адвокаты обвиняемых так и вовсе упражняются в изобретательности, пытаясь возложить всю ответственность за произошедшую трагедию на подругу погибшей, Ольгу Иванову, на основании того, что она, являясь владелицей лошадей и не являясь индивидуальным предпринимателем, организовала верховую прогулку с целью извлечения прибыли. И именно ее действия повлекли за собой гибель Юркиной.
 
Только вот интересно, а как, по мнению защиты, изменилась бы ситуация, будь девушки на велосипедах либо пешком?
 
Но только кто-то сядет за это в тюрьму, а кто-то останется на свободе. Потому что перед законом хоть и все равны, но навскидку оказывается, что все равно «одни равнее других».
 
P.S. И пока карающий меч Фемиды (во вторую руку которой, следовало бы вложить вместо весов белую трость, используемую слепыми) в растерянности замер на полувзмахе, не зная, кого разить, – все идет своим чередом: обвиняемые ждут приговора в СИЗО, УЦ «Стройкадры» продолжает штамповать дипломы о профпригодности кадров, а ООО «Спец-АвтоЗеленСтрой» продолжает выигрывать тендеры и призы.
 
И только пятилетний  Тимофей Юркин, которого   Александра воспитывала одна, каждый день спрашивает, когда придет мама…
 

Автор:  Мария ЖЕМЧУЖНАЯ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку