Эмиссары китайской мафии
Совместно с:
07.09.2016
В России сложился теневой полулегальный рынок китайского туризма
Каждый год безвизовый турпоток граждан Китая в Москву, Санкт-Петербург и другие города увеличивается в разы. В 2015 году нашу страну посетило около 600 тысяч китайцев. В текущем году эта цифра была достигнута уже летом. Объём турбизнеса на китайцах оценивается экспертами приблизительно в 2,5 млрд долларов в год. Кто и как контролирует эти денежные потоки? Почему нелегальные китайские гиды вытесняют российских профессиональных гидов-переводчиков? И как коверкается история России гидами-нелегалами? Об этом – специальный репортаж «Совершенно секретно».
Москва. Охотный ряд. Площадка перед памятником маршалу Жукову. На календаре – вторая половина августа, воскресенье. На часах – 9 утра, но уже вполне оживлённо. Группы иностранных туристов по 20–30 человек начинают своё знакомство с историческим прошлым нашей страны именно отсюда. Невооружённым глазом видно, что среди туристов преобладают граждане Китая. За какой-то час мимо проходят как минимум два десятка китайских туристических групп. Простой человек это вряд ли заметит, но мой сопровождающий, профессиональный гид и переводчик с китайского языка Владимир, сразу указывает на любопытную деталь: практически со всеми группами работают сами же китайцы, хотя должны – представители российских туристических компаний.
«У каждой группы есть турлидер, который с ними едет, – объясняет Владимир. – У китайцев это чётко. Не каждый может быть турлидером, там это лицензируется. Турлидеры есть двух видов – говорящие по-русски и не говорящие. Те, кто говорит, могут сами здесь всё организовать, и китайские фирмы на это идут. А те, кто не говорит по-русски, привлекают китайских студентов, которые здесь учатся».
Деньги в мешках
В 2000 году между Россией и Китаем было подписано Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках. С этого момента россияне и китайцы без оформления каких-либо сложных документов, обратившись лишь в аккредитованное туристическое агентство, могут спокойно посетить соседнее государство в составе группы от 3 до 50 человек. В Китае за эту работу отвечает Министерство по туризму, в России – Министерство культуры в лице Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Но постепенно дружественный обмен туристами превратился в игру в одни ворота. Китайские турфирмы отправляют в Россию своих граждан, а здесь их встречают и работают с ними их же земляки – бизнесмены, деятельность которых имеет все признаки организованной мафиозной структуры.
«У китайцев есть особая национальная черта и даже соответствующая ей поговорка: «Жирная вода не должна утекать наружу». Каждая копейка, которая может быть заработана, должна остаться в семье, – рассказывает «Совершенно секретно» на условиях анонимности директор одной из столичных туристических компаний Светлана. – Этот процесс шёл постепенно, и активная его фаза началась в середине 2000-х, когда китайский поток стал увеличиваться, китайцы открыли здесь свои собственные фирмы, которые занялись приёмом своих же китайских граждан. Причём делают они это на полулегальной основе. Кто-то сидит «под крышей» русских фирм. Но при этом экономика у них совершенно серая. Естественно, они не платят в России никаких налогов».
В стандартный турпакет для гражданина Китая входят: авиаперелёт, проживание в гостинице, питание, передвижение на автобусе, посещение музеев, шопинг и услуги гида-переводчика.
«Питаются они исключительно в китайских ресторанах, – продолжает свой рассказ директор туркомпании Светлана. – Китайские рестораны принадлежат китайским гражданам, работают там тоже только китайцы, и соответственно платят они там чёрным налом, прямо долларами. И никаких налогов в Россию с этого дела не поступает. Питание уже мимо кассы. Шопинг? Да, китайцы тратят много денег на шопинг. Ростуризм всем рассказывает, какие миллиарды китайцы оставляют в российских магазинах. Ничего они здесь не оставляют. На самом деле весь этот большой турпоток идёт по магазинам, которые открыты самими же китайцами и с китайскими товарами. Гид у них – китайский студент. Потому что, естественно, все эти фирмы не хотят брать нормального русского гида. Турпакет тоже оплачивается в Китае китайской фирме».
Собственно сама туристическая путёвка стоит в Китае недорого. Основные деньги на туристах делаются китайскими бизнесменами у нас в России. Большая часть заработка китайских магазинов – это янтарь. Янтарь для китайских туристов, по некоторым данным, либо покупается оптом по низким ценам в Калининградской области, затем везётся в Москву и продаётся в несколько раз дороже; либо в самом Китае производят подделки, а здесь продают под видом русского янтаря. Получается, что практически все деньги, которые здесь потрачены туристами на шопинг, утекают обратно в Китай. Разве что они живут в гостиницах. И, конечно, хорошо, что хотя бы эти деньги идут в российскую экономику». Однако не исключено, что и гостиницы эти полностью контролируются китайским бизнесом
Это мнение поддерживает и генеральный директор одной из старейших питерских туристических фирм Андрей: «Организована такая схема, что потраченные китайцами в России деньги упаковываются в буквальном смысле в мешки и вывозятся обратно в Китай. Бывает, что деньги вывозят обратно с той же группой, которая их и потратила».
Стоит отметить, что все участники туристического рынка Москвы и Санкт-Петербурга, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «Совершенно секретно», просили не называть их фирмы и фамилии. Причина – все опасаются за свою безопасность и бизнес.
Китайский «Интурист»
Соглашению о безвизовом обмене туристами между Китаем и Россией уже 16 лет. И, по утверждению экспертов, опрошенных «Совершенно секретно», всё это время проблемы нарастали как снежный ком.
«С китайской и российской стороны формируется список компаний, которые имеют право обмениваться туристами на безвизовой основе, – говорит гид-переводчик Владимир. – Китайские партнёры этот пункт реализовали на базе своего Министерства туризма, которое напрямую взаимодействует с туристическими компаниями. А у нас, как мы это называем, решили сделать через «прокладку». Создали Некоммерческое партнёрство «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» (МБГ. – Авт.)».
До 2014 года схема по безвизовому обмену туристами между Россией и Китаем работала и никого сильно не возмущала, хотя и вызывала некоторые вопросы у участников рынка. Как утверждают эксперты, проблемы начались после обвала курса рубля, когда китайцы поняли, что могут уверенно чувствовать себя в России, и туристический поток из Поднебесной увеличился в разы.
«Все эти 14 лет некоммерческое партнёрство «Мир без границ» компаниям, которые продавали туристические безвизовые списки, фактически продавало возможность въезда в Россию, – объясняет Андрей из Санкт-Петербурга. – Кто-то возмущался таким положением дел. «Мир без границ» умело защищался. Но, так или иначе, на продаже списков туристов заинтересованные лица получали долларов по 15 с каждого китайца. Умножьте эту сумму на количество въехавших в Россию по этому соглашению, а потом ещё на количество лет, в течение которых действует эта схема, и вы получите доход от такого бизнеса. И это притом, что сама услуга, в рамках межправительственного соглашения предоставляемая государством, бесплатна».
Партнёрство «Мир без границ» было зарегистрировано в конце октября 2002 года в Москве по адресу: улица Мясницкая, 47. Любопытная деталь – по этому же адресу находится и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Учредителями МБГ согласно открытым источникам являются ЗАО «КМП», ЗАО «Академсервис ДМС», ООО «Экспресс лайн трэвэл», ЗАО «Фирма Нева» и ОАО ВАО «Интурист». А теперь ещё одна странность – исполнительными директорами «Мира без границ» последовательно становились либо бывшие чиновники Ростуризма, либо впоследствии перешедшие из МБГ на работу в это федеральное агентство.
«Сегодня имеет место монополизация туристического рынка и участие в этом Федерального агентства по туризму, – говорит председатель Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрий Цукран. – Многие туристические фирмы сегодня не могут осуществлять работу по этому соглашению. Сложилась странная ситуация. Компания выполнила все требования Федерального агентства по туризму, она включена в приказ, но реально работать возможности у неё нет. Ростуризм объяснил отсутствие возможности работать у турфирм тем, что китайская сторона не присылает соответственное подтверждение их работы. Но ФАС исследовала документы и не нашла в них оснований для получения какого-либо подтверждения или одобрения участия российских компаний китайской стороной».
О возникшей монополии по приёму китайских туристов говорят и представители российских туристических компаний.
«Я общался с исполнительным директором «Мира без границ», и она назвала мне цифру 180. Это число компаний, которые состоят в этом некоммерческом партнёрстве, – рассказывает руководитель питерской турфирмы Андрей. – Напомню, что всего имеют право работать в рамках данного межправительственного соглашения 363 компании. Но они это право либо не могут реализовать, либо не хотят. На мой взгляд создаётся такая ситуация, что если ты хочешь работать в рамках межправительственного соглашения, то ты должен вступить в организацию МГБ, заплатить вступительный взнос 50 тысяч рублей, затем годовой взнос 20 тысяч, и в последующем платить по 160 рублей за каждого принятого китайского туриста. Раньше эта сумма достигала 250 рублей за одного человека. Но посмотрим на эти 180 организаций, уже входящих в состав «Мира без границ», более внимательно. Часть из них не имеют к приёмному туризму вообще никакого отношения. Например, ювелирный завод, магазины, московский ЦУМ, питерский универмаг, гостиницы. Реальных туристических фирм из этих 180 компаний чуть больше половины. Но, когда мы ещё более пристально посмотрим на оставшихся, то увидим, что реально туристический поток проходит через 4–5 компаний. При этом нужно понимать, что проходит – это не значит обслуживается. А именно – они продают безвизовые списки, отчуждают свои туроператорские функции третьим лицам, в большинстве своём лицам китайской национальности, и в дальнейшем даже не знают, что с этими туристами происходит»
Интересно, что само некоммерческое партнёрство «Мир без границ» не занимается коммерческой деятельностью. Оно только администрирует деятельность турфирм в рамках межправительственного соглашения. Коммерцией занимаются так называемые сервисные компании, аффилированные с МБГ, – ООО «СК Мир без границ» и ООО «Экспертно-инвестиционный консалтинг «МБГ». А также ООО «Маркетинг, Выставки, Консалтинг» и ООО «МВК-Сервис», в котором учредителем является Татьяна Введенская.
Любопытен и ещё один факт. Одним из учредителей «Мира без границ» является известная ещё с советских времён российская туристическая компания «Интурист». И на российско-китайском направлении «Интурист» является бесспорным лидером. В прошлом году у него было порядка 70% рынка.
Секреты «сопровождающего»
В апреле этого года на заседании Межведомственной комиссии при Ростуризме было рекомендовано ввести в практику должность «сопровождающий». Подобные предложения были обоснованы необходимостью восполнения недостатка гидов-переводчиков и усиления контроля за перемещением лиц по территории нашей страны. Но, как утверждают эксперты, под термином «сопровождающий» чиновники от туризма и приближённый к ним бизнес хотят ввести в практику официальное привлечение иностранцев к работе с туристами на китайском направлении.
«То есть попытались ввести новую профессию, с абсолютно такими же функциями, как у гида-переводчика, но с другим названием, – говорит наш собеседник Андрей. – Профессия описывается практически так же, но на неё уже не могут распространяться ограничения нашего законодательства. Это бы уводило китайский турпоток совершенно легально в руки китайского бизнеса. И российские турфирмы почувствовали, что у них просто отбирают весь рынок».
Нынешний исполнительный директор «Мира без границ» Светлана Пятихатка отрицает все обвинения и говорит, что аккредитация для сопровождающих тургрупп направлена не против гидов-переводчиков, а им же в помощь. «Всё чаще мы слышим о серых гидах, порой не владеющих языком. Они вредят имиджу страны, демпингуют. «Мир без границ» по рекомендации Ростуризма проводит аккредитацию сопровождающих, чтобы не пустить на рынок непрофессионалов», – поясняет Пятихатка.
Российские гиды-переводчики возмущаются и утверждают, что наравне с китайцами проходить аккредитацию в МБГ заставляют и их. «Зачем это делается, непонятно, – говорит гид-переводчик Владимир, – если только не стоит цели через эту аккредитацию отсечь последних оставшихся профессионалов». Тем более что, как выяснилось на недавних слушаниях в Общественной палате РФ, дефицита переводчиков с китайского языка в российских турфирмах нет. «За год мы подготовили 140 гидов-китаистов, из них работают только 80. Остальные не могут трудоустроиться. Дело в том, что квалифицированный специалист за гроши работать не будет. А китайских студентов привлекают бесплатно. Очевидно, они зарабатывают на процентах от прибыли магазинов и ресторанов, куда водят туристов», – рассказывает президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджров Александр Осипов.
«Гиды нелегалы зарабатывают на процентах от покупок в китайских магазинах, – продолжает тему представитель московской туристической компании Светлана. – В большинстве своём там продаются обычные подделки. Если магазин торгует настоящим янтарём, то гид получает 10% с продаж, если ему совести хватает привезти группу на точку с подделками, то сумма вознаграждения может достигать 40%. Зачем гиду-китайцу платить зарплату 100 долларов в день, когда он может заработать 1000 долларов за это же время? Чтобы ещё больше денег заработать, китайские гиды начинают промывать мозги своим туристам – не ходите в обменные пункты валюты, вам там дадут по голове, ограбят или всучат поддельные рубли. И они привозят свои юани и здесь меняют у турлидера на рубли по очень невыгодному курсу. Только на обмене денег турлидеры могут зарабатывать процентов 20. С нашими гидами этого провернуть не удалось бы. И получается, что русские кадры также вымываются из всей этой схемы».
Фото: Артём Коротаев/ТАСС
«Китайская» история
На страницах онлайн-журнала о туризме Hotline.travel члены Ассоциации гидов-переводчиков Москвы Алина Верижникова, Аюша Цырендоржина и Татьяна Приходько заявили, что уже много лет нелегальные китайские гиды формируют в сознании сотен тысяч китайских туристов нелепый образ нашей страны, и собрали подборку самых популярных китайских баек:
– Москву по большей части строили китайцы, и это увековечено в исторических названиях (например, Китай-город);
– храм Василия Блаженного на Красной площади назван в честь охранника Ленина;
– от святой воды из православных храмов будет понос;
– в Мавзолее лежит восковая фигура Ленина, а не его бальзамированное тело, поскольку его невозможно так хорошо сохранить;
– Царь-колокол раскололся, потому что пьяный Пётр I выстрелил в него из Царь-пушки;
– русские мужики много пьют, поэтому современные русские женщины предпочитают китайцев за то, что они трудяги и не пьют;
– чёрная икра исцеляет от близорукости, и поэтому её надо срочно всем купить в Санкт-Петербурге;
– в России работают три дня в неделю, а в остальное время пьют и отдыхают.
«Каковы бы ни были наши актуальные отношения с Китаем, пусть они будут дружественными, мы все этого хотим, – продолжает тему глава питерской турфимы Андрей, – но всё-таки Китай – это страна, где каждый ученик в средней школе учится по учебникам, в которых написано, что весь Дальний Восток принадлежит России незаконно, был отнят у Китая неправовым способом, что в Эрмитаже большинство коллекций краденые и так далее». Кстати, в Пекине запрещено работать гидам – гражданам России, экскурсии русских туристов водят только китайские гиды-переводчики.
На одной из недавних пресс-конференций руководитель «Мира без границ» Светлана Пятихатка заявила, что «по тратам за рубежом путешественники из Китая сейчас вышли на первое место в мире», и отметила высокую конкуренцию между многими странами за китайских туристов. Подтвердила Светлана Пятихатка и цифру 1 млрд долларов – столько оставили китайцы в России в прошлом году.
Но, как мы видим, картина оказалась не такой радужной. Возможно, подписанное 16 лет назад соглашение о безвизовом обмене туристами между нашими странами и имело своей целью более тесно связать Китай и Россию экономическими и политическими узами. На практике же это оказался обычный совместный серый бизнес-проект некоторых бывших и нынешних чиновников от туризма в России и китайских предпринимателей. Государство же лишается не только доходов от всего этого туристического потока, но и оставляет своих граждан без рабочих мест, и, что самое главное, – без возможности для туристов из того же Китая узнать настоящую историю России и русскую культуру.
Автор: Артем ИУТЕНКОВ
Совместно с:
Комментарии