«Если завтра – война!»
ФОТО: МАКСИМ ПОЛЯКОВ/КОММЕРСАНТЪ
17.03.2022
Америку время от времени сотрясает бум строительства бомбоубежищ. Чуть ли не в каждом огороде частник копает свой «объект гражданской обороны». Это вызывает даже комичные ситуации, как в фильме «Взрыв из прошлого» с юным Бренданом Фрэйзером в главной роли. В России предпочитали создавать убежища коллективные, которые сегодня оказались заброшенными. И это – не смешно.
О своей беззащитности Челябинск узнал еще девять лет назад. Тогда небо над городом разорвалось страшным огненным взрывом. Более миллиона жителей мегаполиса несколько часов металось в неведении: куда спрятаться? Куда бежать?
Это потом сообщили, что упал метеорит и, слава Богу, плюхнулся в озеро. Сообщили, что беспокоиться не о чем. Это – тогда, но сейчас весь мир стоит на той тонкой грани, когда «невинная» метеоритная бомбардировка может внезапно смениться ядерной. И тогда люди должны понимать, в каком месте они могут спастись в случае, пусть даже не ядерной, но просто бомбовой атаки.
И всплывает в памяти полузабытое слово: «БОМБОУБЕЖИЩЕ».
По фильмам прошлого века мы помним, что люди спасались от вражеских налетов, в том числе – и химических, в специальных подземных помещениях. Глубоко под землей, оборудованные специальными системами очистки воздуха и воды, с запасом пищи (или просто временные), они были разбросаны в каждом городе – тут и там.
Впрочем, любознательные сами могут познакомиться с таким супербомбоубежищем, если посетят в Москве музей, который называется: «Бункер-42». (В скобках заметим, что такие музеи есть еще и в Самаре, и в Калининграде).
А на знаменитой улице Таганке, на глубине 65-ти метров вам покажут зал совещаний с большим столом, кабинет Самого и диктора №1 Левитана, командный пункт и многое другое. Тут можно даже выпить прохладительных напитков и поиграть «в войну».
Но сегодня как-то не до игр.
ПЕРЕВОД «СТРЕЛОК»
Впрочем, людская молва утверждает, что в Челябинске, на улице Советской, недалеко от областной администрации, в обычном с виду жилом доме скрывается бомбоубежище… с бассейном. Мол, для начальников сделали элитное укрытие, со всеми удобствами.
Не знаю, как насчет бассейна, но вспоминается, что жилой дом по ул. Копейское шоссе (бывшее общежитие кузнечно-прессового завода) точно плавал в грунтовых водах, подмывших его из затопленного бомбоубежища. Куда только ни обращались люди за помощью, везде натыкались на бронированную стену бюрократии: «оно не наше».
– Как можно узнать: где и в каком состоянии находятся бомбоубежища Челябинска? На чьем балансе они состоят? Как населению узнать о расположении и о времени работы бомбоубежищ? – задал вопросы корреспондент «Совершенно секретно» пресс-секретарю Управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска Екатерине Ягафаровой.
– Вы можете это уточнить в МТУ Росимущества по Челябинской и Курганской областям, мы такие данные не предоставляем, – пришел ответ по электронной почте.
Хорошо, пересылаю эти же вопросы в указанный адрес.
Ответ пришел, надо сказать, незамедлительно. За подписью заместителя руководителя Межтерриториального управления Н.В. Кадышевой. Суть его в том, что мои вопросы перенаправлены в… Управление по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска и иные инстанции.
В этот ответ стоит вчитаться, ведь отсылки к российскому законодательству, содержащиеся в нем, действуют на всей территории Российской Федерации. И теперь население хотя бы сможет узнать: с кого спросить. А прокуратура, если вдруг захочет проверить исполнение закона РФ в этой части, узнает: кого наказать.
В частности, в ответе редакции «Совершенно секретно» говорится: «В адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее – Межрегиональное территориальное управление) поступило обращение (вх. № 74-46-ж от 02.03.2022) о расположении и времени работы объектов гражданской обороны (вот, оказывается, как бомбоубежища называются официально), расположенных на территории г. Челябинска.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 28- ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Федеральный закон № 28-ФЗ определяет обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию и поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности (статья 8). Следовательно, вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся к компетенции Росимущества и его территориальных органов». Предоставим чиновникам самим разбираться, кто из них за что отвечает, но на практике картина вырисовывается не слишком безоблачная.
НАСЛЕДИЕ «ПЕРЕСТРОЙКИ»
Да, раз уж мы заговорили об облаках…. Когда-то возле прекрасной лесопарковой зоны Челябинска работало производственное объединение «Полет», экологически чистое, интеллигентное. Выпускало оно системы навигации для самолетов и подводных лодок. На оборонном предприятии, естественно, находилось бомбоубежище. Но «перестройка» для этого завода оказалось понятием не политическим, а практическим. Со временем, на месте заводских корпусов выросли элитные жилые дома с видом на бор, на Шершнёвское водохранилище. Я поинтересовался у застройщика, ныне депутата Государственной думы РФ Олега Колесникова: «А, что стало с бомбоубежищем?» Но он, как тот известный ясень, не ответил мне.
Впрочем, за ответом далеко ходить не надо. Судьба многих «объектов гражданской обороны» известна.
Во многих городах России сложилась практика передачи подобных сооружений в одни руки. В Челябинске, например, это ФГУП «Экран» (находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению государственным имуществом) на праве хозяйственного ведения. И вот уже им в областном центре сдается в аренду около пяти десятков сооружений гражданской обороны. Долгосрочная аренда оформляется сроком на 10–15 лет, без права субаренды, торгуется на открытых торгах. Среди известных заведений в центре Челябинска, размещенных в бомбоубежищах: «Ребрышковая» на улице Сони Кривой и «Помидор» на площади Революции.
Но, вот ведь незадача, как что попадает в руки чиновников, так… пропадает.
Читаем официальное сообщение: «Сотрудники ФСБ задержали директора челябинского филиала Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Экран» Эдуарда Степанова, под руководством которого велась работа по сдаче в аренду помещений южноуральских бомбоубежищ. Его взяли с поличным при получении взятки в 200 тысяч рублей. Об этом сообщил старший помощник руководителя Следственного управления СК по Челябинской области Владимир Шишков.
– По данным следствия, в ноябре 2017 года в Златоусте обвиняемый потребовал от руководителя коммерческой организации взятку в 400 тысяч рублей за возмещение затрат на капитальный ремонт арендованных помещений, – озвучил фабулу уголовного дела Владимир Шишков. – При передаче 200 тысяч обвиняемый был задержан сотрудниками регионального управления ФСБ России, которые выявили преступление».
Дело в том, что по нормативу все бомбоубежища должны проходить проверку пригодности каждый год, проверку исправности оборудования – не реже одного раза в пять лет и обязательный капитальный ремонт всех помещений раз в десять лет. Все эти мероприятия обязаны проводить организации, на учете которых находится объект. А, кому охота ремонтировать чужое имущество? Вот и закрывал на это глаза госчиновник за определенную мзду.
ФОТО: НИКОЛАЙ ТРИШИН/ТАСС
В результате, суд признал «начальника бомбоубежищ» виновным в получении трех взяток на общую сумму почти 1,2 миллиона рублей. Правда, Степанов избежал срока в колонии, но заплатит четыре миллиона рублей штрафа и два с половиной года не сможет работать муниципальным или гражданским служащим.
Но гражданам от этого в смысле безопасности легче не стало. Впрочем, отчаиваться не надо. Мы же помним, что убежища были практически у каждого промышленного предприятия. Советский Союз любил мероприятия под лозунгом «Если завтра – война!», готовил к ней граждан, проводя учения, и прочие образовательные программы по обороне от вероятного противника.
И, надо сказать, многие предприятия даже оборонного комплекса в России еще сохранились. Например, завод «Сигнал» в Челябинске, чьи боевые гранаты поставлялись в войска, начиная с 1942 года. Уж там-то знают цену взрывам!
Знают, но и тут «перестройка» прошлась по привычным для нас заботам предприятий. Чехарда владельцев и директоров, передачи балансов и бюджетов, предбанкротные состояния и переориентации в выпуске продукции привели к трагикомичным последствиям.
Во дворе домов №№ 3 и 5 по улице Цимлянской грузовой автомобиль HOWO провалился под землю. Многотонник привез грунт для обустройства детской площадки и рухнул в неожиданно образовавшуюся под задними колесами трехметровую яму. Оказалось – в бывшее бомбоубежище.
«На балансе системы гражданской защиты города и области этот объект не состоит, – прокомментировала в то время и.о., а ныне – глава администрации Челябинска Наталья Котова. – Это убежище применялось заводом «Сигнал», но, по последней информации, не находилось на балансе предприятия. Завод не обращался в муниципалитет и не передавал объект. Если оборонное предприятие не в состоянии засыпать объект грунтом, то городские власти закончат работу».
К концу рабочего дня пятницы автомобиль удалось достать из провала. Дыру засыпали.
СОВРЕМЕННОЕ БОМБОУБЕЖИЩЕ – ЕСТЬ ЛИ ОНО?
По некоторым данным, в городе-миллионере Челябинске находится порядка 200 означенных объектов гражданской обороны. Но где они? В каком состоянии? – Днем с огнем не сыщешь. А уж под огнем вражеской артиллерии – и подавно. В старых советских домах еще есть подвалы, которые жители могут использовать, как бомбоубежища, а в новых..?
МУЗЕЙ «БУНКЕР-42». ФОТО: PHOTOXPRESS
Да, никто не обращает внимания на такой нюанс: города строятся. В том же Челябинске выросли целые новые микрорайоны, вмещающие десятки тысяч жителей. Застройщик – человек бизнеса. Ему надо деньги заколачивать. Он строит жилье, которое окупается. Немало было скандалов в новостройках, когда кварталы сдавались без школ и детских садов, без поликлиник и иной социальной инфраструктуры. Застройщику эта нагрузка не выгодна. И на этом фоне об объектах гражданской обороны вообще никто даже не заикается.
Сегодня все партии и движения (в том числе – волонтерские) озабочены различными проектами и программами в плане комфортности проживания граждан, в плане создания благоприятной городской среды и т.п. Это – хорошо. Но хотелось бы еще одну программу, под кодовым названием «Современное бомбоубежище». Чтобы, все объекты гражданской обороны были бы приведены в состояние боевой готовности. И, чтобы были таблички: «Убежище. Открыто круглосуточно».
Ведь, если завтра – война…
Автор: Владислав ПИСАНОВ
Комментарии