НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ФАЛЬШПРОДУКТ

ФАЛЬШПРОДУКТ
Автор: Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с:
05.08.2015
 
КАК КРИЗИС ПОВЛИЯЛ НА КАЧЕСТВО ТОВАРОВ
 
Вот уже год, как отечественным производителям продуктов питания выдан карт-бланш: благодаря продуктовым контрсанкциям в отношении продукции из стран ЕС, у них появился шанс завоевать весь рынок. Однако, как выяснила газета «Совершенно секретно», делается это в основном за счет ухудшения качества товаров. Опасаться фальсификатов надо и при покупке продуктов, не попавших под запреты. В таких условиях надеяться на «невидимую руку рынка» глупо. Необходима вполне «ежовая рукавица» государства. Но государство в лице Минсельхоза и Минпромторга пока, похоже, не торопится.
 
Достаточно просто напихать в свою продукцию дешевых заменителей и «улучшителей» – и можно подсчитывать прибыль. Это и быстрее, и легче, и проще, чем вкладывать деньги в строительство новых мощностей, покупку сельхозугодий, закупку сырья, семян и поголовья скота, набор и обучение персонала. Если верить статистике, Россия сумела заменить запретный пармезан собственными сырами – их производство выросло на 37 %. Однако вот какая нестыковочка: молока при этом российские буренки дали на 2 % меньше, а импорт молока и вовсе упал на 40 %. Откуда ж дровишки – то есть головы сыра?
 
ПАЛЬМОВОЕ МАСЛО ДОБАВЛЯЮТ ПОЧТИ ВО ВСЕ
 
Все встает на свои места, если посмотреть на импорт в Россию пальмового масла – он за это же время вырос на… те же 27 %, что и сыры.
 
Недавно союз потребителей «Росконтроль» провел мониторинг по выявлению фальсифицированной молочной продукции. Результаты оказались шокирующими: из проверенных более 40 образцов сливочного масла и сыра в 70 % (!) торговых марок выявлена замена молочного жира растительным. В частности – пальмовым маслом.
 
Применение пальмового масла в последнее время приобрело характер эпидемии: оно используется при приготовлении вафель, бисквитных рулетов, тортов, кремов, на нем обжариваются полуфабрикаты. Пальмовое масло входит в состав плавленого сыра, сгущенного молока, комбинированного масла, его добавляют в творожные десерты и творог. Также им частично заменяют молочный жир. Вообще – легче перечислить те продукты, в которых нет пальмового масла, чем те, в которых оно присутствует. Россия определенно стала родиной пальм – даже в странах, производящих это масло, его использование не столь широко.
 
При этом нельзя сказать, что пальмовое масло однозначно вредно. Всевозможные страшилки о стеарине, который остается в желудке и кишечнике навсегда, разбивается экспертами. Более того, в детских искусственных молочных смесях применение пальмового масла необходимо: пальмитиновая кислота содержится и в женском молоке. Однако для качественного детского питания употребляется выделенная из масла кислота, потому что другой компонент, пальмовый олеин, способствует выведению из организма ребенка витамина D и кальция.
 
Пальмовое масло богато и витаминами A и E, но присутствующие в нем, в отличие от других растительных масел, полинасыщенные жиры, как у масел животного происхождения, способствуют выработке «плохого» холестерина. Соответственно, бесконтрольное потребление пальмового масла грозит проблемами с сердечно-сосудистой системой и ожирением.
 
Итак, контролируемое потребление пальмового масла даже полезно, но как же его контролировать, если производители сплошь и рядом скрывают наличие пальмового масла в продукте? Это дешевый заменитель дорогих масел и прекрасный фальсификат для молочной и другой продукции.
 
ДОРОГИЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ЗАМЕНЯЮТ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫМИ
 
Впрочем, умалчивают производители не только о пальмовом масле. «Многие эксперты советуют покупателям внимательно читать информацию на этикетках. Однако приходится признать, что практика обмана потребителей – где-то по мелочи, а где-то и по-крупному – сегодня достигла чудовищных масштабов: более половины этикеток пищевых продуктов содержат недостоверную информацию. Выбирая продукт в магазине, покупатель уже не может быть уверен, действительно ли продукт состоит только из тех компонентов, которые указаны в составе», – рассказала «Совершенно секретно» Ирина Тихмянова, PR-директор Союза потребителей «Росконтроль».
 
Результаты проведенных «Росконтролем» экспертиз показали, что более 60 % (!) продукции на отечественном рынке не соответствуют требованиям качеств и безопасности. При этом узнать о наличии в продукте дешевых заменителей или небезопасных веществ без специальных экспертиз было невозможно.
 
«Союз потребителей «Росконтроль» неоднократно находил консерванты, синтетические красители, фосфаты в продуктах, на этикетках которых изготовитель скромно умолчал о присутствии этих пищевых добавок или даже не постеснялся разместить надпись «без красителей и консервантов» или «без пищевых добавок», – рассказывает Тихмянова. – Иногда консерванты обнаруживаются даже в таких продуктах, в которых их использование запрещено техническим регламентом (молоко, творог, фарш). Повсеместно более дорогие ингредиенты заменяются более дешевыми – менее качественными. Очень часто указанные на этикетке показатели содержания белков, жиров, витаминов, сахара существенно расходятся с показателями пищевой ценности продукта, определенными лабораторно. Для многих людей, соблюдающих диету, детей, больных, это несоответствие может оказаться критичным».
 
Впрочем, есть и «относительно честные» способы обмана. Автор этих строк долго считала, что у нее аллергия на черный чай, пока не узнала, что дело в добавках: для усиления вкуса (потому что берутся дешевые сорта), для предотвращения плесени (потому что чай недосушивается – так и быстрее, и вес больше) и тому подобное. А знакомая врач-аллерголог рассказала, как удивлялась тому, что у ее пациентки была тяжелая аллергия на огурцы: они ведь никогда не дают аллергии! Оказалось, все дело в остатках тех химикатов, которыми огурцы опыляют.
 
С фруктами, которые мы так стараемся дать своим детям, вообще беда: из-за безграмотного применения методов интенсивного садоводства, современные сорта стремительно теряют полезные вещества. К примеру, в яблоках их уже на 60 % меньше. Конечно, отравиться таким яблоком нельзя, но и толку от него…
 
Дело в том, поясняет Елена Нагорная, глава Ассоциации производителей и поставщиков качественного, безопасного питания, что государственная система контроля, в соответствии с законом, обязана следить лишь за безопасностью продукции. «В этом плане государственная система контроля вполне эффективна, и поступающие на российские прилавки продукты питания безопасны, – говорит она. – Однако можно ли их назвать полезными?
 
Исследования показывают, что идет массовая потеря продуктами полезных веществ. Вторая проблема – это отсутствие действенной системы контроля качества на всем протяжении производственной цепочки. Это осложняется высокой долей импорта: трудно отследить, в каких условиях производился тот или иной продукт, какие препараты использовались. Контроль готовой продукции далеко не всегда способен «выловить» использование токсических веществ в производстве».
 
ГРУППЫ РИСКА
 
Существуют группы продуктов, в которых прослеживаются системные нарушения, рассказала Тихмянова. Это молочная продукция (в частности, сыр, сливочное масло, творог, сметана). Прежде всего, здесь практикуется замена молочного жира на более дешевый – растительный, в том числе и пальмовый. Впрочем, как говорит Светлана Витковская, директор по внешним связям компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма», фальсифицировать можно любую молочную продукцию. «Например, молоко для увеличения объема разбавляют водой, для повышения содержания белка добавляют аммиак, а для консервации – перекись водорода», – говорит она.
 
Замена дорогих ингредиентов дешевыми и менее качественными встречается и у недобросовестных производителей мясных продуктов. «Это добавление растительного и коллагенового белка, влагоудерживающих добавок, мяса птицы (там, где в составе указана только говядина)», – перечисляет Тихмянова. В ходе системной экспертизы «Росконтролем» рыбной продукции у многих известных производителей были найдены весьма серьезные нарушения. Например, под видом трески продавали минтай, пикшу или другие более дешевые виды рыб. В красную икру и слабосоленую семгу часто добавляют консерванты: продукт дорогой, раскупается небыстро, вот, вместо того чтобы наладить доставку малыми партиями, производители предпочитают такой неполезный для потребителей способ.
 
Тот же чай или кофе сплошь и рядом оказываются начинены не указанными на этикетке добавками. «Для фальсификации кофе – очень удобный продукт», – говорит Александр Кузьмин, гендиректор компании «РусХОЛТС». Даже далекие от кофейного мира люди знают, что существуют два ботанических сорта зерна: дорогая арабика и более дешевая робуста. «Но арабика арабике рознь, специалисты насчитывают 32 вида арабики и еще больше сортов робусты, – поясняет эксперт. – Удивительно, но 100 % способа определения отличий одного сорта от другого не существует, ошибаются даже эксперты. При этом килограмм робусты в 2–2,5 раза дешевле арабики».
 
Сразу просматривается путь «экономии» – заменить дорогое зерно на более дешевое. «Существует легальное и этичное прикрытие: кофе из 100-процентной арабики сложно приготовить, он кислит, – добавляет Кузьмин. – Поэтому специалисты при обжарке создают смесь из арабики и робусты не только для экономии. В брендированной кофейной смеси может содержаться от 4 до 10 и даже больше различных видов зерна. После обжарки определить, какое исходное сырье использовалось для создания смеси, практически невозможно».
 
Мало кто знает, что мировые стандарты позволяют производителям называть свои смеси «Арабика 100 %» даже при 10 % содержании робусты, отмечает эксперт. Пользуясь этим, большинство обжаривающих компаний предлагают смеси под названием «Арабика 100 %» с фактическим содержанием робусты 20 % и даже 30 %.
 
«В условиях отсутствия объективных методик оценки качества обжаренных кофейных смесей, производители в поисках экономии пускаются на самые разные эксперименты, – возмущается Кузьмин. – В лучшем случае используют дешевое сырье, в худшем – подпорченное вредителями, плесневелое, просроченное зеленое зерно. В самых «тяжелых» случаях используют вообще не кофе: жареные злаки, орехи, желуди».
 
Продажа кофе как напитка – очень прибыльный бизнес. «В общепите себестоимость чашки заварного кофе начинается от 5 и редко превышает 20 рублей, – говорит эксперт. – Цена продажи – от 70 рублей и выше. Что может быть лучше, чем бизнес с 300 -процентной прибылью? По нашему мнению – производство обжаренных кофейных смесей, молотого кофе и растворимых концентратов на кофейной основе».
 
КОРПОРАТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
 
Во многих странах, имеющих гораздо более либеральные требования государственных стандартов, где производители не трясутся при виде контролеров, качество продуктов питания, тем не менее, гораздо выше. В чем тут дело? В добровольном принятии более высоких стандартов качества.
 
В условиях жесткой конкуренции, принятие саморегулирующимися организациями производителей все более высоких стандартов качества становится важнейшим преимуществом. Как-то французские чиновники по контролю за пищевой продукцией рассказывали о жалобе, которая поступила в Минсельхоз от малого бизнеса. Его представители жаловались на то, что крупные агрохолдинги и пищевые концерны принимают столь высокие стандарты качества, что мелкие производители просто не могут их соблюсти. Во Франции трепетно относятся к малому бизнесу, особенно, в производстве продуктов питания, однако было решено, что в данном случае право потребителя на высококачественный продукт важнее, чем право бизнеса на прибыль.
 
В России тоже есть саморегулирующиеся организации, однако в условиях слабого насыщения рынка они чаще лоббируют поблажки для себя, чем поощряют конкуренцию по качеству.
 
Правда, 30 апреля этого года распоряжением премьер-министра России Дмитрия Медведева была создана АНО «Российская система качества». Согласно документу, новая структура призвана обеспечить развитие институтов повышения качества российской продукции. В рамках этой задачи АНО «Российская система качества» будет, в частности, создана система добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции», с организацией испытаний продукции и выдачей сертификатов подтверждения качества. Приоритетом до 2020 года будут такие отрасли, как пищевая и перерабатывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, внутренняя и внешняя торговля, говорится в документе.
 
Представляя документ на заседании правительства, Дмитрий Медведев пояснил, что инициатива по формированию системы добровольной сертификации продукции является общественно-государственной, в ее продвижении участвуют не только ведомства, но и бизнес-объединения, отраслевые ассоциации, общества защиты прав потребителей. «Теперь эта система создается, свойства товаров будут подтверждаться независимыми испытаниями, по их результатам будет присваиваться знак качества. Надеюсь, это позволит укрепить доверие покупателей к нашим товарам», – заключил Медведев.
 
Один из инициаторов создания системы добровольной сертификации, Нагорная еще весной радовалась тому, что усилия ее Ассоциации производителей и поставщиков качественного безопасного питания дали плоды. Теперь, уверяла она, можно будет организовать конт­роль на всех этапах производства – от поля или фермы до прилавка с помощью независимых лабораторий. Однако первые результаты работы новой системы появятся только в третьем квартале этого года – именно тогда, по словам главы «Российской системы качества» Максима Протасова, в магазинах появятся товары со «знаком качества».
 
Пока же, судя по сайту «Роскачества», проведен предварительный отбор экспертов, которые будут вести веерные исследования различной продукции. Первыми веерным исследованиям подвергнут текстильные изделия. Среди продуктов питания на 2015 год, которые планируется проверить: соль пищевая йодированная, мед натуральный, лосось тихоокеанский слабосоленый в ломтиках, филе трески, подсолнечное масло и майонез. Относительно всего продуктового рынка – капля в море.
 
Cудя по тому, как неторопливо разворачивается работа, ждать продуктов со «знаком качества» на прилавках еще долго.
 
КОФЕ СТАНЕТ ХУЖЕ
 
Реальная смесь «100 % арабика» встречается очень редко. Если продавец предлагает килограмм такого кофе дешевле 10–11 евро, то, скорее всего, это смесь, содержащая 20 % и более процентов робусты.
 
Фото: DUC THANH/EPA/ТАСС
 
Молотый кофе, предлагаемый российским ритейлом, сродни мясному фаршу. Для любого производителя это средство утилизации всего, что нельзя включать в состав обжаренной зерновой смеси. Именно поэтому на полках наших магазинов молотый кофе всегда дешевле зернового. Следовательно, выбирайте зерновой кофе.
 
В гипермаркетах часто продают кофейные смеси в бункерах. 9 из 10, что там продается хороший кофе. Но если написано, что кофе имеет запах «амаретто», «виски» и т. п., то надо понимать, что это химически ароматизированный кофе. Вкус натурального кофе может иметь множество оттенков: цитрусовые, фруктовые, ягодные, пряные, ореховые, цветочные и т. п., но никак не «амаретто».
 
Растворимый кофе является «напитком на основе кофе». Кофе из капсульных машин – по сути, тот же сублимированный растворимый кофе. «Элитным» потреблением здесь и не пахнет. Если тратить деньги, то лучше на качественный продукт – кофейную смесь из цельных зерен.
 
Кофе в ближайшее время может значительно ухудшиться. Дело в том, что в Минпромторге поддержали идею о включении кофе в список социально значимых товаров. Таким образом правительство сможет регулировать цены на продукт из зерен арабики, стоимость которой сильно подскочила из-за колебания валют. Но в результате не столько подешевеет хороший кофе, сколько в него добавят дешевых ингредиентов.
 

Автор:  Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку