ФАН, УЙДИ! ИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ СКАНДАЛ В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ
ФОТО: ТАСС
16.02.2022
В российском футболе разгорелся новый скандал. Теперь он связан с решением властей ввести на стадионах так называемые паспорта болельщиков (Fan ID). Активные болельщики сочли эту меру репрессивной, и фанатские объединения популярных клубов объявили о бойкоте матчей футбольного чемпионата. В чем причина такой реакции, и чем все это может закончиться?
В декабре 2021 года Госдума приняла закон о введении Fan ID для болельщиков на российских стадионах. Закон успешно прошел через Совет Федерации и был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Закон вступит в силу 1 июня 2022 года.
КУПИТЬ БИЛЕТ НА МАТЧ ТЕПЕРЬ НЕДОСТАТОЧНО, НУЖНО ЕЩЕ ИМЕТЬ ПАСПОРТ БОЛЕЛЬЩИКА
Паспорт болельщика – это «персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования». По сути, это электронный документ (ламинированная карточка с персональными данными владельца), необходимый для идентификации зрителя, участника и иных лиц, задействованных в проведении матча, и все это – в целях обеспечения безопасности и общественного порядка. Оформить паспорт болельщика можно будет на портале «Госуслуги».
Точнее так – заявление на оформление документа можно будет подать через портал «Госуслуги». А у нас подать заявление и получить разрешение – это, как говорится, две большие разницы. То есть в получении Fan ID могут не только отказать, но еще и предусмотрено приостановление действия уже выданной карты.
Итак, новый закон принят, но пока не определен перечень «официальных спортивных соревнований, при посещении которых идентификация и аутентификация зрителей, участников официального спортивного соревнования, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований, являются обязательными».
ИСТОРИЯ FAN ID, И ПОЧЕМУ СЕЙЧАС БОЛЕЛЬЩИКИ ПРОТИВ
Система Fan ID у нас в стране в тестовом режиме использовалась на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, а в полном объеме – на Кубке конфедераций в 2017 году, на чемпионате мира по футболу 2018 года и на матчах Евро-2020, прошедших в Санкт-Петербурге.
Например, во время чемпионата мира Fan ID заменял иностранным болельщикам визу в Россию и позволял бесплатно пользоваться общественным транспортом. Это, кстати, было одним из главных условий ФИФА для введения данной системы. Казалось бы, прекрасно! А главное – очень удобно…
Но причем тут матчи нашего внутреннего чемпионата?
Власти утверждают, что система Fan ID позволит повысить безопасность на стадионах.
То есть на них небезопасно?
А как же тогда все эти бесконечные кордоны-проверки и камеры с функцией распознавания лиц? А как же тогда возможность для МВД запретить доступ на стадионы фанатам, нарушившим правила поведения на трибунах?
Сейчас по решению суда можно не продавать болельщику билет на матч и аннулировать сезонный абонемент. Сейчас в жару на стадион не пускают даже с пластиковой бутылочкой воды. И, кстати, последние серьезные беспорядки на стадионе имели место в далеком в 2013 году, когда фанаты питерского «Зенита» прорвались на поле во время матча против «Динамо», и игра была остановлена. Что же изменилось теперь, и почему болельщики против?
Да потому, что теперь не нужно никакого решения суда. Потому что теперь любому болельщику можно просто отказать в выдаче Fan ID. Без всяких объяснений. На основании, например, того, что у спецслужб имеется информация о «намерении совершить противоправные деяния».
В любом случае, в новом законе ничего толком не объясняется, и это нервирует болельщиков. Тем более что опыт неполучения Fan ID на ЧМ-2018 без всяких объяснений у многих болельщиков уже имеется.
Отлучить от футбола болельщика могут за что угодно. Например, за участие в каких-то активных протестных действиях.
Также возмущает болельщиков тот факт, что теперь становится вообще невозможным спонтанный поход на футбол. То есть, если человек решит пойти на стадион за компанию или узнает о матче в последний момент, у него ничего не получится: на получение Fan ID необходимо время.
ЧТО ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО ГОВОРИЛИ ВЛАСТИ
Министр спорта России Олег Матыцин еще недавно говорил: «По Fan ID сделаем все возможное, чтобы минимизировать риски и не оставить недопониманий. Эта мера направлена на увеличение безопасности людей на спортивных объектах».
При этом он был уверен, что большого оттока болельщиков не последует.
Представители российских властей говорили о том, что с болельщиками нужен диалог, что власти к диалогу готовы, что новый закон не создаст сложностей для людей и не нарушает права человека, что введение Fan ID – «это меры, направленные на создание атмосферы комфорта, интереса и с учетом реалий».
Депутат Госдумы Николай Валуев (бывший боксер) вещал: «Я отношусь к Fan ID положительно – это не лишний контроль, а способ обеспечить безопасность на стадионах, люди должны это понимать. Безусловно, как и у любых общественных объединений, у фанатов есть возможность влиять на ту или иную ситуацию. Бойкот – способ воздействия, но на данный момент он ни к чему не приведет: закон уже принят, он должен начать работать».
Ему вторила депутат Госдумы Ирина Роднина (бывшая фигуристка): «Если болельщики “Спартака” приняли решение бойкотировать матчи команды по такой глупой причине, как Fan ID, значит, такие они фанаты и так любят свой клуб. У нас все время чем-то возмущаются. Наверное, в этом заключается активность некоторых людей. Надо же свою энергию куда-то девать».
МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ И «ФУТБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»
До вступления в силу нового закона еще несколько месяцев, но уже начались массовые протесты. Например, фанатские объединения клубов РПЛ заявили, что намерены бойкотировать матчи (свое решение о бойкоте игр, на которых нужен будет Fan ID, уже высказали сообщества болельщиков «Зенита», «Спартака», ЦСКА, «Ростова», «Рубина», «Краснодара», «Крыльев Советов» и других клубов).
Фанаты уверены, что это очередной репрессивный закон, призванный уничтожить жалкие остатки прав и свобод современного футбольного болельщика. Первыми с протестом выступили фанаты «Зенита», и тут же начался «парад» подобных акций по всей стране. В заявлении, опубликованном в Telegram-канале «Фратрия», говорится, что болельщики «Спартака» будут бойкотировать матчи, где будет применена принудительная система идентификации. Фанаты казанского «Рубина» заявили, что это очередная «абсурдная инициатива чиновников». Фанаты «Крыльев Советов» объявили: «Мы не собираемся делать документы, по своей сути дублирующие действующие нормы законодательства».
К простым болельщикам тут же присоединились политики. Например, оппозиционер Илья Яшин заявил: «И без Fan ID у власти хватало “кнутов”: уголовные дела, закрытие возможности посещения стадиона по решению суда. Зачем тогда такой очевидно раздражающий инструмент?» Ответ на это вопрос прост, и он сам же ответил на него так: «Он позволяет создавать отдельную базу, куда собираются персональные данные. Если она у вас есть, вы всегда знаете, как надавить на человека, где его найти. Это облегчает работу полиции и спецслужб, в плане персонального контроля».
Подключилась и совсем уже «тяжелая артиллерия». Вот, например, слова руководителя фракции КПРФ в Госдуме Геннадия Зюганова: «Складывается ощущение, что нынешние правители пытаются нацепить на каждого “электронную бирку”. Очередь дошла и до футбольных болельщиков, которым хотят навязать так называемые Fan ID – аналог QR-кодов, но только для футбола». По его мнению, «закон о Fan ID нужно отменять», «важно слышать и слушать голос народа, который говорит однозначное нет любой попытке “куардизации” страны».
Больше всего бесят людей непродуманность принятого закона, «размытые» критерии для блокировки паспорта болельщика, возможность отлучать от футбола не только «футбольных хулиганов», но и участников протестных акций. Депутат Саратовской областной думы коммунист Николай Бондаренко отмечает: «Власти давно нацелены на фанатскую среду, они хотят сделать ее более зависимой, подчинить ее под себя и контролировать. Паспорт болельщика – бессовестная политика, которая работает против интересов людей, которые пропагандируют спорт в нашей стране. Это абсолютно незаконно и должно быть отменено».
Против выступают и известные в российском футболе люди. Например, президент клуба «Краснодар» Сергей Галицкий говорит: «Fan ID мне не нравится со стороны усложнения процесса. Мы и так уже все под контролем. Вышел на улицу – за тобой следят спутники. Я считаю, что люди, которые любят футбол, должны ходить на него. Но со стороны сложности… Допустим, ты приехал в другой город. Может, ты до этого вообще никогда не ходил на футбол, а сейчас решил попасть. И теперь тебе нужно войти в какие-то электронные кабинеты, что-то там делать… Это усложнение. И это плохо».
Президент клуба «Урал» Григорий Иванов рассуждает: «Возьмем город Сочи. Люди приехали отдыхать и увидели афишу хорошего матча. Захотели его посетить, а на стадион их не пускают – надо подать кучу документов для получения паспорта болельщика. Ну и плюнут они на этот футбол, пойдут пить пиво и загорать на пляже. Так мы и потеряем болельщиков».
Новый закон не нравится огромному количеству «футбольных людей», и об этом говорят итоги анонимного опроса РФС. Согласно этому опросу, более 50% игравших в футбол считают, что Fan ID снизит и без того небольшое количество зрителей на стадионах, а около 20% уверены, что с введением Fan ID адекватного контроля все равно не получится.
Интересная получается картина: все люди «в футболе» (болельщики, футболисты, тренеры, журналисты, владельцы и сотрудники футбольных клубов) в подавляющем большинстве (можно сказать – единогласно) против, а вот чиновники и депутаты, продвигавшие принятие нового закона, – за.
ЧТО ТЕПЕРЬ ГОВОРЯТ ВЛАСТИ
Но, похоже, в последнее время власти если не испугались массовых протестов, то хотя бы задумались. Тот же министр спорта России Олег Матыцин вдруг начал говорить о том, что надо «проводить информационно-разъяснительную работу» и «при необходимости встречаться с объединениями болельщиков».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «нужно понять, почему такая реакция непримиримая», что нужно разъяснять, что все надо делать «путем диалога». Так и хочется спросить, а что же до принятия закона никто никакого диалога не вел? Что же никто не взвешивал все «за» и «против»?
Дальше – больше. 26 января 2022 года депутат Госдумы Светлана Журова (бывшая конькобежка) вдруг дала «задний ход»: «Уже есть информация, что Fan ID не будет в РПЛ. Это для международных соревнований». Ее же устами «Единая Россия» бросилась успокаивать решительно настроенных людей: «Исходя из ситуации, государство будет принимать решение, где вводить паспорт болельщика. Чемпионат России по футболу в законе ни разу не звучал!»
ТОЧКА ПОСТАВЛЕНА? ИЛИ ЕЩЕ НЕТ?
Да, список соревнований, на которые будут допускать только по Fan ID, пока не утвержден. Но, почему-то, все уверены, что новая система коснется, в первую очередь, футбольных соревнований. А это негативно скажется на и без того невысокой посещаемости матчей. Матчи той же РПЛ уже давно не собирают аншлаги, и дело тут не только в антиковидных мероприятиях. Качество российского футбола снижается, и люди не хотят тратить деньги на просмотр матчей. Ну а дополнительное препятствие в виде необходимого получения Fan ID тем более не позволит походу на стадион на равных конкурировать с другими видами возможного проведения досуга.
Газета «Совершенно секретно» уже писала о том, что российские клубы и без Fan ID сильно страдают финансово. Например, в 2020 году чистый убыток питерского «Зенита» составил 2,35 млрд. рублей, ЦСКА – чуть более 2 млрд рублей, «Спартака» – 1,9 млрд рублей. В цивилизованном мире за каждого болельщика сейчас идет борьба, ведь каждый болельщик – это деньги за билет, деньги за программку к матчу, деньги за буфет, деньги за атрибутику любимой команды и т.д. А у нас болельщик и тем более фанат – это лишняя головная боль для всех – от владельцев клубов, живущих на бюджетные и спонсорские средства, до работников МВД. Наверное, им всем проще вообще проводить матчи без болельщиков. Известный футбольный комментатор Геннадий Орлов в эфире радио «Эхо Москвы в Петербурге» сказал следующее: «Я рад за болельщиков. Они отбили! Fan ID-то не будет. Это второе поражение Госдумы с народом. Первое – QR-коды отлетели в сторону, потому что было возмущение. А теперь вот отбили здесь. Уже депутат Журова сказала, что об РПЛ в документе не было ни слова, и есть мнение, что его вообще отменят».
А ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ
Отбили? Как говорится, блажен, кто верует. На наш взгляд, точка в этом вопросе еще не поставлена. За введение Fan ID выступают «главные патриоты» нашей страны. От дополнительного контроля в виде QR-кодов и Fan ID еще никто окончательно не отказался. А отсутствие каких-то там болельщиков власти и футбольные клубы спокойно переживут, ведь властям уже давно не интересно мнение простых людей, а клубы сидят на бюджете регионов, и средства для существования им выделят и без нашего с вами «за» или «против».
ФОТО: ТАСС
Власти добились, казалось бы, невозможного – они объединили в ненависти к себе даже таких непримиримых противников, как фанаты «Спартака» и «Зенита». И на это тоже всем наплевать.
Казалось бы, а почему? Зачем создавать дополнительные сложности и провоцировать общероссийский бойкот?
К сожалению, проблема тут гораздо глубже, и речь тут идет об очередном освоении российского бюджета.
Казалось бы, введение Fan ID после такой реакции фанатских объединений противоречит здравому смыслу. К сожалению, это не так. И «здравый смысл» тут следует искать не в болельщицкой надстройке, а в экономическом базисе.
Наивными представляются те люди, которые верят в то, что власти пойдут на диалог с народом, которые уверены, что закон о Fan ID никому не нужен, кроме силовиков. Еще как нужен! Недавно в СМИ проскочила информация: на оснащение футбольных стадионов необходимой системой контроля паспортов болельщика планируется потратить 773,6 млн рублей. Точнее так – только в 2022 году Минспорт получит на эти цели 773,6 млн рублей. Большая часть этих денег (679 млн рублей) пойдет на оборудование системами контроля тех стадионов клубов РПЛ, где они отсутствовали, а еще 95 млн рублей – на доработку системы там, где такое оборудование уже было установлено к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Почти миллиард рублей! Кто же от таких денег откажется?
Бюджет, конечно же, освоят. И реально получится не 773,6 миллионов, а гораздо больше. А вот уже потом можно будет тихо спустить все это «на тормозах». Разве мы никогда ничего подобного не видели? Типичный пример – введение турникетов в городском наземном транспорте Москвы. На этот проект, в свое время, выделили более 50 млрд рублей, и всем говорили, что это делается исключительно ради борьбы с «зайцами» и ради удобства москвичей. Помучили людей несколько лет, а потом «вдруг» выяснилось, что турникеты страшно замедляют посадку пассажиров в транспорт, что это увеличивает время в пути и т.д. и т.п. И где сейчас эти турникеты? Их тихо демонтировали. И кто-то понес за это «мудрое решение», стоившее городскому бюджету таких огромных денег, хоть какую-то ответственность? Конечно же, никто не понес. Ничего не напоминает?
Автор: Георгий СУДАНОВ
Комментарии