Футбол не стоит денег
Совместно с:
01.09.2003
Олег СКВОРЦОВ, Дмитрий ГЛУХИХ, Анна ХАРИТОНОВА |
Специально для «Совершенно секртено» |
|
События, происходившие нынешним летом вокруг российского футбола, и прежде всего покупка отечественным олигархом Романом Абрамовичем популярного английского клуба «Челси», заставили задуматься: почему же российский футбол не так привлекателен для отечественного бизнеса? И кто из «денежных мешков» стоит за большинством клубов Российской футбольной премьер-лиги?
«Челси» вместо «МЮ» и «Торпедо»
Пока одни удивлялись покупке г-на Абрамовича, другие пытались разобраться в происшедшем. Оказалось, что владелец «Сибнефти» пришел к мысли купить «Челси» не сразу. Перед этим Роман Абрамович якобы пытался прицениться к «Манчестер Юнайтед» – лучшему клубу Англии последних лет, – однако его владельцы категорически отказались обсуждать возможность участия российского капитала в делах «МЮ».
По другим сведениям, деньги, в итоге уплывшие за рубеж, вполне могли остаться и в России. Говорят, что представители «Сибнефти» вели переговоры с фактическим владельцем столичного «Торпедо» Владимиром Алешиным, который к тому же возглавляет крупнейший в России спортивный комплекс «Лужники». Но дальше предварительных встреч дело не пошло. «Торпедо», как и «Манчестер Юнайтед», оказалось г-ну Абрамовичу не по зубам. По некоторым сведениям, слишком много за него было запрошено – 50 миллионов долларов. Деньги по российским меркам фантастические: большинство команд высшего дивизиона обходятся владельцам в 15-20 миллионов «зеленых» в год.
Интересовался «Торпедо» и председатель совета директоров компании «Тройка-Диалог» Александр Мамут. Переговоры шли настолько успешно, что представители «Тройки-Диалога» даже выкупили у прежних владельцев трансферы таких известных игроков, как Алексей Смертин (он играл за французский «Бордо») и серб Огнен Короман (выступал в московском «Динамо»). Именно Смертин и Короман должны были стать первыми, кто усилил бы не слишком звездный состав «Торпедо». Но и эти переговоры сорвались. Однако команда Мамута не перестала интересоваться российским футболом: в конце августа пошли слухи, что Мамут ведет переговоры о приобретении контрольного пакета акций питерского «Зенита», а затем Короман оказался в самарских «Крыльях Советов». Стало ясно, что «Тройка-Диалог» все же станет владельцем команды российской премьер-лиги и это только вопрос времени.
И никель не помог
Тем не менее девятью месяцами ранее на футбольном рынке уже была зафиксирована сделка, подобная той, что сорвалась в случае с «Торпедо». В самом конце 2002 года команду «Торпедо-ЗИЛ» ее прежние владельцы из АМО ЗИЛ успешно сбагрили компании «Норильский никель». Клуб, который едва не вылетел из премьер-лиги, в новый сезон входил с неплохими перспективами, с погашенными на всех направлениях долгами и с новым, весьма оригинальным названием – «Торпедо-Металлург».
Сделка обошлась «Норникелю» в сумму, ничтожную по сравнению с той, что фигурировала в «деле «Торпедо»: по сведениям из разных источников, АМО ЗИЛ получил от 2 до 5 миллионов долларов, еще около миллиона было выделено на погашение срочных долгов. Команду вполне сносно «упаковали» к старту нового первенства, и, казалось, «Тор-Мету», избежавшему участи финансового банкрота, вполне по силам закрепиться в высшем футбольном обществе, а затем и решать более весомые задачи. Ходили слухи, что новые владельцы собираются перевезти команду из Москвы в Красноярск, чтобы она и географически стала бы окончательно «никелированной».
Однако для достижения спортивных успехов оказалось мало решить финансовые проблемы. «Торпедо-Металлург» плотно осело в глубинах турнирной таблицы, уже к середине первенства дважды сменив главного тренера. Ни молодой Сергей Алейников, ни опытнейший Валентин Иванов не сумели заставить футболистов, стабильно получающих деньги в кассе клуба, с той же регулярностью забивать голы и набирать очки.
Вот она – вторая составляющая загадочной русской футбольной души: никакие деньги не гарантируют в нашем футболе стабильного результата.
Напрасные надежды Гинера
Этот тезис подтверждает и пример другой российской команды, обеспеченной лучше некуда. Речь о ЦСКА, лидере национального первенства
Два года назад армейский клуб сменил владельца. Ныне 25 процентов акций ПФК ЦСКА принадлежат Министерству обороны, 26 – АКБ «Еврофинанс» и АВО «Капитал», а остальное досталось некой компании Blue Castle, входящей в голландский Macasyng Holding B.V. Именно эта неизвестная иностранная компания, созданная незадолго до того, как она приобрела практически половину акций клуба, и называлась основным инвестором ЦСКА. Хотя известно, что готовится проект преобразования ЗАО «ПФК ЦСКА» в открытое акционерное общество с последующей свободной продажей акций клуба всем желающим.
В команду были вложены немалые средства, которые в прошлом сезоне оправдались почти полностью: ЦСКА уступил землякам из «Локомотива» в переигровке за золотые медали, оставшись вторым. Но накануне этого сезона армейское руководство во главе с президентом Евгением Гинером удивило всех, поставив рекорд отечественного трансферного рынка: за 3,7 миллиона долларов в пражской «Спарте» был приобретен ведущий нападающий сборной Чехии Иржи Ярошик.
Роман Абрамович (в центре) – первый российский футбольный олигарх. Инвестировал он, правда, в «Челси» |
Команда уверенно вышла в лидеры чемпионата. Все ждали дебюта подопечных тренера Валерия Газзаева в Лиге чемпионов, благо ЦСКА достался никому не известный «Вардар», чемпион Македонии, весь бюджет которого сопоставим с деньгами, отданными г-ном Гинером за одного Ярошика. Тем не менее, готовясь к македонскому барьеру, армейцы еще выше подняли планку трансферного рекорда: хорватский нападающий Ивица Олич был приобретен за 5,5 миллиона долларов (а некоторые источники называли даже сумму в 8 миллионов). Основания для трат были более чем весомые: пройдя два раунда квалификации, ЦСКА попал бы в главный турнир Лиги чемпионов, участники которого получают деньги от организаторов за каждую игру, за каждый гол, за каждое очко. В этом сезоне 32 лучших клуба Европы поделят между собой «пирог» в размере 200 миллионов долларов.
И что же? Команда Газзаева проиграла в двух матчах скромному «Вардару» и рассталась с надеждами пополнить свой финансовый счет деньгами Евролиги. После этого армейцы потерпели ряд поражений и в чемпионате России, дав конкурентам шанс в борьбе за первенство. Сразу же пошли слухи о том, что клубное руководство недовольно методами Валерия Газзаева и тренеру грозит близкая отставка.
Москва деньгам лишь верит
Несмотря на взлеты и падения в турнирной таблице, столичные клубы не испытывают проблем с финансами. Клуб из Москвы традиционно является достаточно привлекательным «брэндом» для отечественных, а иногда и зарубежных спонсоров.
Так, например, «Спартак», девятикратный чемпион России, долгие годы был «торговой маркой» отечественных нефтяных компаний. Последние три сезона «красно-белых» регулярно поддерживал НК ЛУКОЙЛ, чье участие в судьбе клуба ежегодно выражалось цифрой 3 миллиона долларов (10-12% клубного бюджета). Правда, с окончанием контракта руководство «Спартака» так и не нашло нового генерального спонсора, хотя ЛУКОЙЛ и его дочерние компании все еще помогают президенту клуба Андрею Червиченко (не зря же он был коммерческим директором одной из «дочек» концерна). Отсутствие постоянного инвестора плачевно сказалось на спортивных результатах. Трансферные зима и лето 2003 года были провалены. В итоге самый титулованный клуб России со скандалом расстался со своим многолетним наставником Олегом Романцевым, а в турнирной таблице делит места с провинциальными «Ростовом», «Ураланом» и «Ротором».
Прошлогодний лучший клуб России – столичный «Локомотив» – движется по футбольным рельсам своим маршрутом. Примерно треть бюджета он закрывает за счет регулярных (с позапрошлого года) выступлений в Лиге чемпионов. Остальное оплачивают МПС и Московская железная дорога. В прошлом году вошел в строй новый суперсовременный стадион «Локомотив», и доходами от этого спорткомплекса клуб будет делиться со своим ведомством. Однако можно с уверенностью сказать, что в данном случае отношения «клуб – инвестор» достаточно стабильны, хотя в этом году, например, команда играет в чемпионате куда хуже, чем в прошлом.
«Динамо», в советские годы принадлежавшее, как и ЦСКА, одному из силовых ведомств, остается одной из самых «закрытых» для общественности команд. После громкого передела собственности два года назад контроль над футбольным клубом перешел к ВФСО «Динамо» (75 процентов акций). Руководители клуба не афишируют, какие конкретно структуры финансируют команду. Но по окончании сезона-2001 «Динамо» вынуждено было расплачиваться с группой компаний «Итера», которая, как оказалось, была не спонсором, а лишь предоставила клубу кредит на льготных условиях. Впрочем, в прошлом году команда заключила трехлетний контракт с НК ЮКОС, оцениваемый в 18 миллионов долларов. Так что «бело-голубые» крепко стоят на ногах и пока имеют простор для маневра. Но для тренера Виктора Прокопенко время ограничено этим сезоном: если «Динамо» не окажется, наконец, «в медалях», головы руководителей клуба полетят
Генеральская команда
Подмосковный «Сатурн» – единственный российский клуб, остающийся государственным учреждением и живущий в основном на деньги налогоплательщиков Московской области. Принят специальный местный закон о льготном налогообложении, касающийся девяти крупных организаций на территории Подмосковья, благодаря которым, в частности, пополняется бюджет команды. Кроме того, часть доходов поступает от телекомпании REN-TV, титульного спонсора клуба. Поговаривали, что часть расходов «Сатурна» оплачивает местная братва, пробравшаяся в число спонсоров клуба под видом бизнесменов, но, видимо, это всего лишь слухи.
В любом случае, пока губернатором столичной области остается Борис Громов, «Сатурн» может чувствовать себя относительно спокойно. Боевой генерал-губернатор вообще много делает для спорта в своем регионе: Громова частенько можно увидеть и в Раменском, где играет «Сатурн», и на матчах баскетбольных «Химок», гандбольных «Чеховских медведей», хоккейных «Химика» и «Витязя».
Успешные выступления в двух последних сезонах позволяют подмосковному клубу с оптимизмом смотреть в будущее. «Сатурн» благодаря своему подмосковному положению и стабильному финансированию имеет уникальную возможность собирать футболистов, по каким-то, чаще личным, причинам не прижившихся в столичных командах. И в этом году у «Сатурна» впервые появились шансы на медали, причем в свете кризиса ЦСКА – даже на золотые.
Пиво, водка и табак – наши лучшие друзья
Два клуба из числа провинциальных стоят в их ряду особняком. Географическое положение Санкт-Петербурга и Самары, а также футбольные традиции «Зенита» и «Крыльев Советов» дают им право на такую обособленность.
«Зенит» вполне может сравниться с московскими клубами по собственным амбициям и их обеспечению. У команды серьезная инфраструктура: не случайно возглавляющий клуб Виталий Мутко благодаря авторитету среди коллег стал президентом российской премьер-лиги. Финансирует питерскую команду «Лентрансгаз» – дочерняя компания «Газпрома». Главный пакет акций «Зенита» принадлежит Промстройбанку, но в судьбе команды участвовали Инвестиционная компания связи, МДМ-банк, а также «Химическая минеральная компания», хлебопекарня «Каравай» и пивоварня «Балтика». По словам президента «Зенита», расходная часть бюджета клуба составляет от 15 до 20 миллионов долларов в год.
Интересно, что с Мутко, как и с Владимиром Алешиным, уже неоднократно велись переговоры по поводу продажи «Зенита». Предложение поступало, в частности, от инвестиционно-банковской группы «НИКойл», теперь вот говорят об интересе «Тройки-Диалога». Но и без супервладельца питерский клуб чувствует себя вполне уверенно.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов – покровитель не только шахматистов, но и футболистов. На фото: рядом с президентом Российского футбольного союза Вячеславом Колосковым |
Основное финансирование самарских «Крылышек» проводится за счет Самарской области и холдинга «Сибирский алюминий». Но финансовое положение у клуба нестабильное. Его возглавляет вице-президент «Сибирского алюминия» Герман Ткаченко. Благоволят команде и власти области, хотя в отдаленной перспективе многое будет зависеть от губернаторских выборов. Однако тренеру Александру Тарханову пока не удается реализовать мечту местных властей и бизнесменов о медалях первенства. Если компания Александра Мамута приобретет не «Зенит», а «Крылья Советов», Тарханову, скорее всего, не удержаться в своем кресле, да и контракт у него заканчивается в этом году.
Клуб «Спартак-Алания» из Владикавказа – единственный, который становился чемпионом России, кроме московских «Спартака» и «Локомотива». В те времена у команды не было проблем с деньгами, хотя, как и ныне, «Алания» жила в основном за счет бюджета. Но в 1995-1996 годах, на которые пришелся взлет команды, ее мощно поддерживали «винно-водочные» деньги Северной Осетии-Алании. Тогда у Валерия Газзаева, возглавлявшего южный «Спартак», не было проблем с финансами, и он сумел буквально за год решить вопрос о завоевании «золота». Теперь нет в «Алании» ни Газзаева, ни той поддержки, что была когда-то, потому и влачит осетинский клуб жалкое существование, не торопясь выплачивать зарплату футболистам, судясь с прежними игроками (например, с Омари Тетрадзе), меняя тренеров
А вот в «Ростове» основу благополучия составляют нынче деньги табачного холдинга «Дон-Табак». Главная фигура в ростовской команде – президент концерна Иван Саввиди, он же владелец клуба. Глава холдинга «Дон-Табак» (сам человек некурящий) – наиболее заметный инвестор в Ростовской области. Ежегодный оборот империи Саввиди оценивается в 300 миллионов долларов. Именно на его деньги реконструируется стадион «Олимп XXI век» в Ростове-на-Дону, где клуб принимает своих соперников. Арена обойдется Саввиди в 30 миллионов, а сама команда ежегодно получает от президента 10 миллионов. Впрочем, Саввиди, как говорят, человек достаточно капризный. Он поставил своим футболистам задачу на сезон – выиграть Кубок страны и занять в чемпионате место не ниже пятого. А «Ростов» кубковый финал проиграл и в чемпионате идет только восьмым. Так что «игрушка» вполне может разонравиться табачному олигарху, и он ее попросту бросит.
Ярославский «Шинник» долгое время жил за счет средств шинного завода, за которым стояла компания СИБУР. Однако в последнее время и фирма, и завод от футбольных дел отошли, так что руководству команды пришлось искать новых спонсоров. Поиски завершились удачно, и с прошлого года «Шиннику» помогает НТМ-холдинг. Его глава Николай Тонков возглавляет и клуб. Связи г-на Тонкова обширны – он, в частности, входит в состав руководства Российского союза промышленников и предпринимателей. Так что будущее «Шинника» видится вполне безоблачным.
Полномочия президента новороссийского «Черноморца» отданы губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, что позволяет клубу вот уже два года получать из краевого бюджета по 5-6 миллионов долларов. В число инвесторов «Черноморца» входят местный мясокомбинат и торговый порт Новороссийска, оказывает поддержку «Черноморцу» и мэрия города. Однако дела у «моряков» идут не слишком хорошо, чему причиной усиленное лоббирование властями Краснодара интересов местной «Кубани», претендующей на выход из первого дивизиона в премьер-лигу. Если это случится, можно не сомневаться, что «Черноморец» утонет. Два клуба в футбольной элите Кубань, хоть она и российская житница, вряд ли потянет.
…И друг мячей калмык
Особняком в табели о финансовых рангах отечественного футбола стоят две команды – калмыцкий «Уралан» и татарский «Рубин». В обоих случаях на клуб, представляющий в премьер-лиге главный республиканский город, работает практически вся республика.
Как показывает история «Уралана», за взлетом, обеспеченным достойным финансированием, неизменно следует падение, и калмыцкая команда попадает в кризис. Впрочем, все в руках президента степной республики Кирсана Илюмжинова – главы «Уралана». По заявлениям г-на Илюмжинова, «Уралан» является акционерным обществом, где свою долю имеют десять крупных предприятий республики, в том числе нефтяных и газовых. Но, как говорят недоброжелатели президента, в Калмыкии есть неофициальный «налог на футбольный клуб». В начале года новому главному тренеру «Уралана» Игорю Шалимову был дан полный карт-бланш, правда, в разумных пределах – порядка 8 миллионов долларов. Пока не очень ясно, как он распорядился кредитом: команда твердо стоит в нижней части турнирной таблицы.
В Татарстане большинство спортивных команд находятся на балансе нефтяной республики и поэтому живут неплохо. Футбольный же клуб отдан на попечение городских властей Казани, благо мэр города Камиль Исхаков смог заразить любовью к футболу самого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. «Рубин» числится муниципальным предприятием, но готов стать акционерным обществом. Важнее другое: при любом статусе с финансами у «Рубина» все будет нормально. Недаром же зимой казанцы усилились известным чешским защитником Иржи Новотны, а летом – бразильским нападающим Алоизио, игравшим ранее во французском «Пари Сен-Жермене». Только эти две покупки обошлись Казани в несколько миллионов долларов. И это, кажется, не предел.
Вместо заключения
После всего вышесказанного читатель, наверно, и сам в состоянии дать ответ на все наши футбольные «почему».
Абсолютно неразвита футбольная инфраструктура не только в провинции, но и в Москве. Отсутствуют квалифицированные тренеры, которые в состоянии отрабатывать вложенные деньги. Явно завышена стоимость отечественных футболистов, что вынуждает владельцев клубов покупать в Восточной Европе, Южной Америке и Африке многочисленных «котов в мешке». Добавьте к этому отсутствие качественных полей и природные условия, и станет ясно, почему российский футбол перестал быть интересен людям, имеющим «лишний» миллион.
Никаких гарантий возвращения и даже сохранения вложенного капитала у них нет. Вот и предпочитают бизнесмены зарабатывать в России, а вкладывать – на далеком, но отнюдь не диком Западе.
P. S. Когда в Москву приехала на товарищеский матч сборная Израиля, ее тренер Авраам Грант в интервью одной из газет заявил, что «в ближайшем будущем еще один состоятельный человек из России приобретет английскую команду, и произойдет это очень скоро». Вот вам и российский футбол…
Автор: Олег СКВОРЦОВ
Совместно с:
Комментарии