НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Футбольные воры в законе

Футбольные воры в законе

Футбольные воры в законе

ФОТО: ИГОРЬ УТКИН/ТАСС

Автор: Алексей МАТВЕЕВ
07.11.2021


Продолжение... Начало в 19 номере "Совершенно Секретно" от 14.10.2021г. в материале "Пуля в сердце футбола".


Хотя главный тренер «Спартака» Олег Романцев и отрицал «денежную» подоплеку расправы над Нечаевой, она, тем не менее, не вызывала сомнений. Во многом ситуацию прояснили детали допроса Григория Есауленко, одного из главных подозреваемых по уголовному делу об убийстве. Более того, именно Григория Васильевича сведущие люди считают основным заказчиком преступления.

Вот отрывки из допроса бывшего вице-президента ФК «Спартак»: «Несмотря на то, что я работал в должности вице-президента клуба, правом подписи под документами не обладал, – утверждал в беседе со следователем Есауленко. – Все дела по покупке и продаже игроков вела Нечаева. Именно она, в основном, занималась финансовыми вопросами. Под контролем О.И. Романцева. Личных счетов в банке у меня нет, и не было. Механизма перечисления денег от покупки и продажи футболистов я не знаю, так как процессом ведала Л.Г. Нечаева. Хочу добавить, что не знаю, как О.И. Романцев контролировал деятельность Л.Г. Нечаевой».

Но, разумеется, именно его подпись стоит едва ли не на всех контрактах игроков, которых спартаковцы приобретали, либо продавали в другие команды. Наверное, Нечаева пыталась вмешаться в процесс. Но, судя по всему, безуспешно.

Вот характерный текст в материалах дела (есть в распоряжении редакции). Аноним отправил письмо в Следственный комитет ФСБ. Датировано оно 14 июля 1997 года, то есть, спустя месяц после кончины Нечаевой. Есть смысл привести его полностью:

«Я хорошо знаю ситуацию, сложившуюся вокруг «Спартака», – сообщает анонимный источник. – Лично знаю людей в руководстве клуба. Произошло следующее. До прошлого года деньги, приходящие от продажи футболистов, а также спонсорские средства ложились на личные счета Г.В. Есауленко. И всеми финансовыми операциями негласно ведал он. До определенного момента Олег Романцев верил, что деньги на личные счета кладутся якобы для того, чтобы уйти от налогов, и т.д. Человек Олег Иванович хороший, но алкоголик. Поэтому заморочить голову ему несложно, устраивая бесконечные попойки с выездом на дачу. Некоторое время назад он стал догадываться, что с деньгами творится что-то неладное. Тогда Романцев уговорил Нечаеву прийти в клуб. Она быстро вникла в происходящее, во многом разобралась, так как была умной, дотошной в работе женщиной. Где-то полгода назад в клубе произошел внутренний скандал, когда Г.В. Есауленко чуть не выгнали с работы. Нечаева пыталась лишить его финансового влияния. Скорее всего, убийство заказал Есауленко, организатором является его друг и «крыша», чеченец по имени Турпало».

ПОДКУП СОПЕРНИКОВ И СУДЕЙ

Из недр Следственного комитета ФСБ это письмецо переадресовали в Прокуратуру Владимирской области, на территории которой произошло убийство. И старший следователь местной прокуратуры С. Прохоров дал задание оперативным сотрудникам ОЭП УВД проверить информацию. В частности, имеются ли личные зарубежные счета у Г.В. Есауленко, каковы их источники и направления дальнейшего движения средств.

Однако о результатах проверки в материалах дела ничего не сказано.

Зато очерчивается круг вероятных заказчиков убийства Ларисы Нечаевой. Вот что сообщает старший оперуполномоченный ГУУР МВД России подполковник милиции А. Деркач начальнику того же ведомства, генерал-лейтенанту И. Храпову: «Докладываю, что в ходе проведения мероприятий по выявлению вероятных заказчиков убийства генерального директора футбольного клуба «Спартак» установлено следующее. Вице-президент клуба Г.В. Есауленко после смерти Л.Г. Нечаевой исполняет обязанности директора. Работая вице-президентом, Есауленко занимался приобретением и продажей футболистов. Часть вырученных денег от продажи он присваивал. Есауленко выделялись средства на организацию судейства в заказных матчах. Он о расходовании денег ни перед кем не отчитывался. С приходом Нечаевой Есауленко стали отстранять от вышеназванных обязанностей. На этой почве у них неоднократно происходили конфликты.

Кроме этого, Есауленко видели в обществе братьев-чеченцев Атлангириевых – Турпула и Мовлади. Последний находился в местах лишения свободы вместе с подозреваемым в убийстве Владимиром Теношвили. Братья Атлангириевы являются учредителями ресторана «Разгуляй», Есауленко имеет в ресторане «свою долю». Он поддерживает связи с лидерами люберецкой ОПГ, и в своей коммерческой деятельности пользуется услугами чеченцев. В футбольном клубе Есауленко наиболее близок с исполнительным директором М. Коротковым и менеджером С. Хаджи. В случае возникновения каких-либо проблем Есауленко старается выехать за пределы России, в основном, в Испанию».

На родине Есауленко предъявили обвинение в рамках уголовного дела за уклонение от уплаты «Спартаком» налогов в крупном размере. Прослеживалось, как минимум, опосредованное участие мастера «закулисных дел» в убийстве бывшего генерального директора «красно-белых». Наконец, оперативники установили его связи с представителями криминального мира. Но почему-то не довели начатое расследование до конца.

«Исполнительный директор футбольного клуба «Спартак» М.В. Коротков, – сообщает дальше подполковник милиции А. Деркач (по версии силовиков, один из вероятных заказчиков убийства. – Прим. автора), – поддерживает отношения с лидером ОПГ г. Лыткарино Валерием Силенок. Силенок знаком с разыскиваемыми Здором и Теношвили, расстрелявшими Нечаеву. Работая в занимаемой должности, Коротков открыл на территории клуба несколько киосков по торговле сувенирами. Нечаева взяла эту торговлю под свой контроль, и Коротков лишился неконтролируемого дохода.

В обязанности менеджера-администратора С.Ю. Хаджи входит приобретение спортивной формы, другого инвентаря. На эти цели Хаджи получал денежные средства, но спортивные принадлежности покупал более низкого качества, оставшиеся средства присваивал. Нечаева стала самостоятельно покупать спортивный инвентарь, пытаясь заключить контракт с фирмой «Пума». Хаджи, Есауленко и Коротков выступали против такого шага. Хаджи поддерживал связи с лидерами люберецкой ОПГ, которых он приводил на матчи «Спартака» и предоставлял им лучшие места на трибунах. Нечаева подозревала Хаджи в реализации поддельных билетов на матчи «Спартака», и говорила ему об этом.

В целях установления причастности вышеназванных лиц к организации убийства Нечаевой необходимо провести комплекс оперативно-технических мероприятий, проверив финансово-хозяйственную деятельность Есауленко, Хаджи и Короткова», – делает вывод милицейский эксперт.

Любопытно, да?!. Практически все руководство «красно-белых» 1990-х и 2000-х, так или иначе, связано с бандитскими группировками. Форменное ОПГ «Спартак»? И в данном вопросе, как видим, нет никакого преувеличения.

ГДЕ ДЕНЬГИ ЗА АЛЕНИЧЕВА?

Этот вопрос актуален до сих пор.

Следователи Федеральной службы налоговой полиции РФ начали плотно работать в «народной» команде с 1998 года. Руководили клубом, как раз главный тренер и президент Олег Романцев, генеральный директор Юрий Заварзин, вице-президент Григорий Есауленко, а должность главного бухгалтера занимал Павел Панасенко.

Спартаковские миллионы (теперь можно утверждать с уверенностью) растащили по своим личным счетам чиновники от футбола. Прежде всего, бывшие спартаковские боссы того времени. Не остались в стороне от «кормушки» и функционеры РФС.

В частности, 7 миллионов долларов (тогда европейские клубы предпочитали расчет именно в этой валюте. – Прим. автора) причитались «Спартаку» в 1998 году за продажу ведущего полузащитника Дмитрия Аленичева в итальянскую «Рому». Валюта от сделки между «Спартаком» и «Ромой» так и не вернулась в Россию в установленные законом сроки. Как констатировало следствие, с данной суммы также не выплачен налог.

По данным следствия, деньги за продажу Аленичева вообще не отражены в бухгалтерской отчетности клуба, как будто и не было самой сделки. Средства от продажи игрока ушли в швейцарские «Арци Банк» и «Кредит Швисс банк». Делалось сие без всяких на то обязательных разрешений Банка России, что являлось грубейшим нарушением закона. Платежи за переход Аленичева шли тремя траншами. Последний перевод – на сумму в два миллиона долларов – состоялся летом 1999 года.

Благословлял спартаковцев, равно, как и представителей других российских команд, на подобные «подвиги» тогдашний шеф Российского футбольного союза Вячеслав Колосков. Его подпись стоит на многих документах. Деньги, как известно, домой не вернулись, с них не платились налоги. Налицо состав преступления. История с «пропавшими» деньгами за трансфер Дмитрия Аленичева в «Рому» выделена в отдельное дело. Да еще убийство Ларисы Нечаевой. Всего четыре уголовных дела. Не многовато ли для одной команды?!.

– В 2000-м году Романцева уже амнистировали за неуплату его клубом налогов, – рассказал мне сотрудник ФСНП. – На счет испанского банка ушли деньги, заработанные командой в Лиге чемпионов сезона 1995– 1996 годов. За границей осели свыше 3 миллионов швейцарских франков.

Деньги не прошли через бухгалтерию клуба, с них, естественно, не платились налоги. Тогда уголовное дело в отношении Олега Ивановича и его помощников не стали возбуждать. А зря. Закончилось тем, что Романцев признал факт нарушения и заплатил из кассы «Спартака» сумму налога в 5 миллионов рублей. И мэтра простили, будто нашкодившего школьника.

Однако тогдашний главный тренер «Спартака» и сборной спустя несколько лет ухитрился наступить на те же грабли. Видимо, жизнь ничему не учит, или безнаказанность ослепляет. Ситуация осложнялась тем, что по закону за повторное, аналогичное деяние амнистия не предусматривалась.

БИЗНЕС НА КРОВИ

Не случайно Есауленко привел в «Спартак» именно Заварзина. Дело в том, что несколькими годами ранее Григорий насмерть сбил человека, будучи за рулем машины. Ему светил реальный тюремный срок. По сути, от тюрьмы спас Заварзин, работавший на высокой должности в ГАИ. Ну, а долг, как известно, «платежом красен».

Есауленко, в свою очередь, помог товарищу устроиться в клуб. Представил Романцеву, как перспективного управленца, талантливого бизнесмена. Да-да, в том самом «Разгуляе», где, пропили, прожрали, извините, про… ли великую команду. Так что бизнес этих людей, в прямом и переносном смысле, построен на крови людей.

Вот весьма любопытная переписка Григория Есауленко с генеральным менеджером швейцарского Arzi Bank AG господином Дестрацем. Исходя из тех документов, которыми располагаю, доподлинно известно, что Есауленко имел (и до сих пор имеет) личный счет в этом швейцарском банке. Туда прямиком отправлялась спартаковская валюта за продажу в зарубежные клубы игроков, выступления московской команды в еврокубковых соревнованиях.

Хотя ушлый Григорий отрицал, если помните, наличие у себя подобного счета во время допроса следователями в рамках уголовного дела по факту убийства Ларисы Нечаевой. Сейчас легко убедитесь в обратном.

Итак… Есауленко просит упомянутого господина Дестраца перевести 614 тысяч долларов на счет некоей компании Brookfood Services. Сумма немаленькая. Мотивами денежного перевода (основанием платежа) Григорий Васильевич себя не утруждает. Зачем? Во всяком случае, из текста письма этого не следует. Зато очень характерно другое. В тексте того же послания Есауленко просит банковского деятеля, дословно: «Если денег на моем счету не хватает, переведите их со счета «Спартака» на мой счет, но платеж в любом случае проведите оттуда». Это к вопросу об отсутствии личного зарубежного счета у господина Григория.

Вообще блестящий образчик того, как бывшие спартаковские боссы распоряжались клубными средствами, о которых на словах они очень пеклись. Похоже, эта компания не видела разницы между собственным карманом и клубной кассой.

Все тот же Есауленко, которому Романцев доверил распоряжаться деньгами команды, в очередной раз просит управляющего швейцарским банком Дестраца перевести с известного счета «Спартака» 200 тысяч американских долларов в… Австралию. Якобы на оплату квартир для футболистов, тренеров. Что это за апартаменты для игроков на другом конце света, остается загадкой. К сезону там «красно-белые» никогда не готовились.

 Фото_20_21.jpg

Фото_20_22.jpg

На счет скандально известного «Бэнк оф Нью-Йорк» ушли еще 300 тысяч «зеленых». 190 тысяч в той же валюте предназначались зачем-то «Петролиум Компани», 220 тысяч Есауленко перечислил во Внешторгбанк на имя тогдашнего владельца футбольного клуба «Асмарал», иракского бизнесмена Аль-Халиди.

За обладание спартаковским состоянием были готовы даже убить. Собственно, так и произошло. Не случайно в материалах уголовного дела основным заказчиком в устранении Ларисы Нечаевой фигурирует Григорий Есауленко.

…Фактически Олег Иванович Романцев отдал клубные ресурсы на откуп криминальным типажам, они только этого и ждали. Чтобы хапать и хапать не принадлежавшие им деньги. Их заработали, прежде всего, футболисты, – на внутренней спортивной арене, в престижных международных турнирах.

«ВЕЛИКИЙ АЛЬТРУИСТ»

В определенный период специалисты следственного комитета придали дополнительный импульс, казалось, «умирающему» расследованию. Возбудили новое дело. Объединили его с некоторыми статьями, инкриминированными ранее бывшему руководству клуба. На первый план вышла как раз та самая, 160-я статья УК РФ («хищение и растрата в особо крупном размере»). В целом на ушлых чиновниках от футбола «висело» сразу четыре (!) уголовных дела. Форменный, ошеломляющий антирекорд в большом футболе. Повторить крайне сложно, превзойти, видимо, тем более, не получится.

Разговоры о проявлениях возможной коррупции по ходу расследования «спартаковского дела» приходилось слышать неоднократно. Не трудно предположить, что Есауленко, Романцеву и Заварзину не составляло большого труда откупиться. О каких-то двухстах, трехстах тысячах «зеленых» речь шла еще на начальном этапе расследования. Отправлялись деньги (да банально привозились – наличными) в кабинеты высокопоставленных чиновников, причем не только силовых ведомств. Чтобы там, в свою очередь, поспособствовали «похоронить» громкое дело.

Например, Юрий Заварзин был на дружеской ноге с тогдашним руководством МВД. Уже в «Динамо» Заварзин работал «под прикрытием» руководства Счетной палаты РФ, которую в то время возглавлял Сергей Степашин. В попечительский совет футбольного клуба «Динамо» входил ряд генералов ФСБ. С «дружной командой» управленцев можно вершить «великие финансовые дела». Они и вершили, вскоре опустив «Динамо» в глубокую яму банкротства. Точь-в-точь по аналогии со «Спартаком», откуда тот же Заварзин спешно бежал, когда явно «жареным» запахло.

Думаю, болельщики по достоинству оценят посредническую миссию «великого альтруиста» отечественного футбола Вячеслава Колоскова. Именно он сыграл едва ли не ключевую роль в манипуляциях валютой знаменитого клуба, да и своего ведомства тоже.

Вот, к примеру, Олег Иванович Романцев пишет официальное письмо на бланке ФК «Спартак» Вячеславу Ивановичу Колоскову (есть в распоряжении редакции). О чем же просит самый именитый российский тренер одного из самых влиятельных тогда (по версии некоторых изданий) спортивных чиновников Европы?

Перевести призовые деньги «Спартака», свыше 8 миллионов швейцарских франков, в испанские банки. Это, в частности, валюта, заработанная спартаковскими футболистами в групповом турнире Лиги чемпионов сезона 1995–1996. Тогда «красно-белые», одержав шесть побед подряд, показали блестящую игру. И должны были «положить» в клубную кассу приличный куш.

Но вместо официального московского счета, деньги ушли в неизвестном направлении. А именно в абсолютно «левую» зарубежную компанию со странным названием «Сафага С Л». Конечно, без всяких на то разрешений Банка России.

По информации налоговиков, почти вся бухгалтерия «красно-белых» оказалась утерянной, ее буквально по крупицам собирали специалисты ФСНП. Но концы с концами, повторюсь, свести не удалось. Невозможно в одночасье воссоздать механизм, который дельцы от футбола разрушали в течение десятилетия...


Автор:  Алексей МАТВЕЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку