НОВОСТИ
В Петербурге обнаружены останки убитого 20 лет назад журналиста
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Глазное яблоко раздора

Глазное яблоко раздора

Глазное яблоко раздора
Автор: Марк РАФАЛОВ
01.04.1998

 
Марк РАФАЛОВ,
почетный судья по спорту

Когда в прошлом году главных тренеров команд высшей лиги попросили высказаться по поводу судейских ошибок, захлестнувших футбол, почти все сошлись в одном: рефери «теряют зрение» лишь по двум причинам – из-за предвзятости (читай «футбольная мафия») или низкой квалификации («чайник» со свистком). Сегодня доказано, что есть и третья причина. Главная.

ЧТО НА ПОЛЕ ЗА СУДЬЯ?

В конце 1997 года мадридский медицинский журнал «Лансет» опубликовал сенсационные результаты исследований испанских ученых. Их заинтересовали ситуации, когда бегущий с огромной скоростью лайнсмен должен одновременно держать в поле зрения и мяч, который может находиться в любой точке поля, и игроков, которые через мгновение будут за него бороться. И при этом точно определить: были ли офсайд, толчок, подножка, аут, картинное падение, нападение на вратаря, пенальти. И, наконец, главное – по правилам ли забит гол. Но возможно ли это?

После длительного цикла наблюдений и тестов на супераппаратуре ученые отрицательно ответили на этот вопрос – глаз человека просто не в состоянии с большой долей достоверности уследить за «броуновским движением» футболистов на поле.

Президент объединенной ассоциации арбитров Англии, Уэльса и Северной Ирландии Питер Уиллис был в шоке. «До сих пор ничего подобного я не слышал, – заявил он, – придётся разобраться. Возможно, спасёт чудо-техника».

Меня, честно говоря, такое «прозрение» аса судейского дела удивило.

И вот почему.

МАРАДОНА – ЗОЛОТАЯ РУЧКА

Итак...

30.06.66. Лондон. Стадион «Уэмбли». Финальный матч чемпионата мира Англия – ФРГ. После 90 минут счет – 2:2. Дополнительное время. На сотой минуте мощный удар Херста. Мяч потряс перекладину и отскочил в землю. Но за линию ворот или нет? Швейцарский арбитр Динст растерялся: он не успел зафиксировать место отскока. Под пристальным взглядом замерших в тревожном ожидании трибун он вынужден был отправиться за консультацией к своему помощнику – бакинцу Бахрамову. Тот кивнул головой, Динст указал на центр. В итоге англичане стали чемпионами мира и овладели золотой статуэткой богини Ники. Германия погрузилась в траур...

Вопрос об этом «золотом» голе ещё долго и жарко дискутировался. Лишь год спустя ФИФА в своем ведомственном журнале «ФИФА-ньюс» опубликовала вердикт: мяч линию ворот пересек не полностью, следовательно, взятия ворот не было. Футбольный мир был потрясен. Тем временем «ясновидящий» Бахрамов выпустил книжку «Судья показывает на центр», где писал: «Мяч, пробитый Херстом с пушечной силой, оказался за перекладиной; медленно набухла тугая нейлоновая сетка». Таким образом он, оправдываясь, пытался доказать, что мяч побывал в воротах до того, как отскочил в землю. Но ведь и это не так! Объясняется просто: Бахрамов, как и Динст, ничего увидеть не успел. Да и не мог успеть! А принимать решение надо быстро...

1.06.86. Гвадалахара. Мексиканский чемпионат мира. Матч Испания – Бразилия. Такая же ситуация, но с точностью до наоборот. Испанский игрок бьет – перекладина, отскок... Ни главный судья австралиец Бэмбридж, ни его помощник не успели зафиксировать место отскока и гол не засчитали. А он, как потом доказали, был! Победу в матче одержали бразильцы, ставшие затем чемпионами мира.

22.06.86. Мехико. 1/4 финала чемпионата мира. Матч Аргентина – Англия. В начале второго тайма в борьбе с английским голкипером Шилтоном бесподобный Марадона изловчился и протолкнул мяч в ворота... рукой. Это видели миллионы людей. Но тот, кто, казалось бы, обязан был это увидеть первым, засчитал гол! Сколько яростных статей было посвящено этому тунисскому рефери Беннасеуру! А невозмутимого шутника Диего почти никто не ругал. Более того, он заявил опешившим журналистам, что если его рука и коснулась мяча, то это была рука... божья!

СВИСТОК ПРОТИВ СССР

Страдали и мы.

14.06.70. Мехико. Стадион «Ацтека». Матч 1/4 финала чемпионата мира СССР – Уругвай. На той игре, которую мне довелось видеть «вживую», все стали свидетелями еще одной футбольной трагедии. Шла 117-я минута. 0:0. Оставалось играть всего три минуты добавленного арбитром времени. На левом фланге форвард уругвайцев Кубилла обыграл нашего Афонина, послал мяч в штрафную, и Эспараго вколотил его в ворота Кавазашвили. Но за мгновение до этого, по мнению наших футболистов, Кубилла упустил мяч за линию поля. Мы наблюдали за игрой, сидя на трибуне у средней линии, и, разумеется, видеть ничего не могли. Но видели другие... Наши руководители и многие журналисты метали громы и молнии в адрес голландского рефери Ван-Равенса, обвиняя его в предвзятости. Их огорчение понять нетрудно: сборная СССР вынуждена была покинуть Мексику. Но ведь при здравом размышлении и так ясно: обладай арбитр даже скоростью гепарда, он физически просто не мог успеть к кромке поля, чтобы разглядеть, на сколько сантиметров мяч пересек (или не пересек) линию. Речь следовало вести не о судейских кознях, а о беспомощности рефери в подобной ситуации.

15.06.86. Леон. 1/8 финала чемпионата мира. Опять Мексика. И вновь судьба-злодейка «убила» нашу сборную. Она неожиданно уступила бельгийцам – 3:4, хотя по игре была обязана выигрывать. Но... Решающий гол, оказавшийся переломным, в ворота Дасаева Кулеманс забил после очевидного офсайда. Швед Фредрикссон и его помощник «вне игры» проморгали.

13.06.90. Неаполь. Чемпионат мира в Италии. Судьба вновь свела сборную СССР со злополучным шведом. В матче со сборной Аргентины Марадона доказал, что он действительно виртуозно владеет не только ногами, но и... руками. На этот раз Диего, когда кто-то из наших прострелил мяч в штрафную, остановил его рукой. 11-метровый ни у кого сомнений не вызывал. Ни у кого... кроме того же Фредрикссона.

СНИМИТЕ ОЧКИ, ВЕЛОСИПЕДЫ!

А вот пример из моей практики.

10.08.64. В матче чемпионата СССР «Зенит» – «Крылья Советов» я выполнял роль лайнсмена. При счете 0:0 в ворота гостей был назначен штрафной удар. Увидев, что к мячу приближается обладающий мощным и точным ударом Завидонов, я специально занял такое место, чтобы ворота были как «на блюдечке», – на линии ворот, метрах в десяти от углового флага. Вроде бы все видел: удар ленинградца пришелся в перекладину, мяч отскочил в газон, и вратарь волжан выбил его рукой в поле. Но был ли гол? Клянусь, я был бессилен ответить на этот вопрос.

23.08.97. Москва. Стадион «Динамо». Матч чемпионата России ЦСКА – «Спартак». Во втором тайме при счете 0:0 мяч после удара армейца Семака проделал уже знакомый нам путь: перекладина – земля. Все наблюдавшие за игрой по телевизору отчетливо видели на медленном повторе, что мяч ПОБЫВАЛ В ВОРОТАХ. Но ни у судьи Кожухова, ни у его помощника телевизора с собой не было. Гол не засчитали...

Статистики установили, что, например, на чемпионате мира-86 в Мексике в пятидесяти двух матчах судьи сотворили семнадцать (!!!) ошибок, повлиявших на результат матча. Это более тридцати процентов... Через четыре года в Италии: пятьдесят процентов искаженных результатов. И это при том, что мировые чемпионаты судят лучшие из лучших рефери планеты...

ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ № 1

Когда-то, на заре футбола, молодые ребята ходили на лужайки попинать мяч – для развлечения и удовольствия, размять косточки. Рефери им был нужен постольку поскольку...

Но по мере развития и становления спортом №1 на планете футбол становился мерилом национального достоинства целых государств и даже континентов. Началась его яростная коммерциализация, превращение в индустрию, бизнес, приносящий многомиллионные барыши. И судья в этой колоссальной машине стал одним из «колесиков-винтиков», причем далеко не последним... Ведь было достаточно одного ошибочного свистка или отмашки флага, чтобы терпели крах самые элитные клубы ведущих футбольных держав мира или их национальные сборные, чтобы капиталы текли по другому руслу... Чтобы футбол стал подлинной трагедией населения целых стран – поводом для грандиозного спада производства, массовых забастовок, самоубийств, инфарктов и даже смены правительственных режимов...

Однако справедливости ради речь следует вести не столько об арбитрах, сколько о порочности прожившей более века системы судейства. Этот реликт просто физически не способен избавить футбол от разъедающего его брака. Судьи уже давно не в состоянии точно отвечать на многочисленные вопросы, которые ставит перед ними игра...

Поэтому вместо дискредитировавшей себя формулы судейства «один плюс два» (один главный и два его помощника) нужен новый, адекватный требованиям современного футбола метод арбитража, позволяющий свести вероятность ошибки до минимума.

Но какой?

АРБИТР МОБИЛЕ

Фото «Спорт-экспресс»

Почетный член лекторской группы ФИФА, венгерский рефери международной категории Силади отмечал: «Нельзя достичь одинаковой трактовки правил всеми арбитрами, быть одинаковыми. Судьи тоже индивидуальности. Им не по силам выполнять подобные требования».

Лаконичен был тренер знаменитого «Аякса» Ковач: «Мы все-таки слишком много требуем от живого человека, не считаясь с его возможностями и слабостями».

Но все же попытки реформировать футбол в плане судейства были.

Еще в 1965 году наш прославленный арбитр Николай Гаврилович Латышев в своей книге «Судейство соревнований по футболу» писал: «В связи с повышением требований к качеству судейства коллегии судей продолжают работать над новыми методами судейства. В частности, в виде опыта отдельные игры судили два главных арбитра, каждому из них отводилась одна половина поля. При возросшем темпе игры это позволяло судьям быть ближе к игровым моментам и быстрее успевать к местам непосредственной борьбы футболистов за мяч».

Один из популярнейших тренеров западногерманского «Гамбурга» Хаппель в 1983 году настаивал на использовании не двух, а четырех судей на линии.

Когда в 1976 году из-за грубейшей ошибки рефери из розыгрыша еврокубка выбыла «Боруссия», разразился шумный скандал. Тогда-то в помощь судьям рекомендовали устанавливать на стадионах несколько телевизионных камер. Тогда же обсуждался вопрос о двух камерах за воротами. По замыслу, судья-оператор, сидя перед монитором, мог бы в спорных ситуациях корректировать решения арбитра.

Утративший всякую надежду хоть как-то изменить положение, австралийский тренер Гейза пессимистично заметил: «Три вещи в жизни надо принимать безропотно: тропический ливень, смерть и... судейство».

А ФУТБОЛИСТЫ ХУ?

Причинно-следственные связи, влекущие за собой судейские катаклизмы, самих футболистов особо не интересуют. Они хотят избавиться от договорного бизнеса и прочих «капризов судьбы», чтобы не терять очки, кубки, призы, заработки, движение которых зачастую попадает в зависимость от «рыночных отношений» и бесконечных накладок «подслеповатых», как теперь выяснилось, судей. Здравомыслящие игроки предпочитают добиваться чистых, а не сомнительных побед.

Но... Несколько лет назад еженедельник «Футбол» провел опрос известных мастеров. Им был задан всего один каверзный вопрос: «Нравственно ли забивать гол с 11-метровой отметки, если было очевидно, что пенальти рефери назначил ошибочно?» Почти все респонденты были единодушны: «Нравственность здесь ни при чем. Надо забивать!» Многие читатели были разочарованы. Болельщик из Сибири вспомнил благородный поступок капитана сборной СССР Игоря Нетто на чемпионате мира 1962 года в Чили. В матче с уругвайцами при счете 1:1 Численко пробил по воротам, и мяч затрепыхался в сетке. Итальянец Йонни показал на центр. Он не заметил (опять тот же случай!), что мяч попал в ворота через обыкновенную дыру. Тогда наш капитан спокойно объяснил рефери, как было дело. Гол отменили. И мне посчастливилось знать лично истинных рыцарей футбола. К их числу я без колебания отношу Аркадьева, Бескова, Качалина, Нетто, Пайчадзе, Симоняна, Федотова, Шестернева, Шустикова, Яшина и многих других.

Меняется мир. Меняется футбол. И другими становятся люди. Увы... Почти все наши тренеры с вожделением великим занимаются подсчетами утраченных по вине арбитров очков. Но при этом никто не подсчитывает очки, «подаренные» им теми же злодеями-судьями.

360 ГРАДУСОВ В «ТЕНИ»

Футбольным болельщикам давно пора понять: коррупция в нашем футболе была и есть... (И будет, если не предпринять мер!)

Прошлое – Бог с ним! Главный вид спорта и соревнование для партийных секретарей – об этом писано-переписано (лично мне приходилось бывать в мрачном здании МГК КПСС на улице Куйбышева и получать разнос за «не тот счет»).

Но в постсоветское время футбольных и околофутбольных катаклизмов отнюдь не стало меньше. И во многих из них не последнюю роль играют одиозные фигуры арбитров. Сенсационные обвинения о попытках подкупа западных рефери перед матчами еврокубков с участием динамовских команд Тбилиси и Киева стали достоянием мировой общественности. Не смею судить о том, что было на самом деле. Напомню лишь, что за попытку подкупа (якобы шубами) испанского арбитра Антонио Хесуса Попеса перед матчем Лиги чемпионов с греческим «Панатинаикосом» 13 сентября 1995 года контрольно-дисциплинарная комиссия УЕФА дисквалифицировала киевский клуб на три года (впоследствии это решение было смягчено). Такая же кара была обрушена и на головы тбилисцев, якобы пытавшихся всучить долларовую подачку арбитру.

А у нас? Поклонники футбола наверняка помнят скандал 1995 года, разразившийся после матча «Тюмень» – ЦСКА. Проигравшие армейцы имели тогда все основания быть недовольными откровенно слабым арбитражем волгоградского рефери Ярыгина. Но они обвинили его в мздоимстве... Ровно через год еще одна шумная история произошла в Москве, на стадионе «Динамо», после матча хозяев поля с «Аланией». Судивший ту встречу краснодарец Чеботарев также был обвинен в получении взятки. Подозрения так и остались подозрениями. Никто разбирательством подоплеки скандалов не занимался. Имена взяткодателей не назывались.

Все эти, да и другие примеры свидетельствуют об одном: несовершенство системы арбитража открывает «теневым» футбольным прохиндеям широкие просторы для своего «мячетворчества». Люди, так или иначе приближенные к кухне большого футбола, прекрасно осведомлены об особой активности ряда команд, практикующих и совершенствующих иезуитские приемы обработки арбитров (см. февральский номер «Совершенно секретно»). Сейчас «работа с судьями» не затихает ни на минуту. И хотя эту деятельность, практикуемую многими российскими клубами, следует отнести к секретам Полишинеля, она тщательно скрывается от общественности, как тайна ядерной кнопки. Не упускают малейших шансов погреть руки и пополнить свой карман футбольные чиновники. Они без особых затей используют не обремененных моральными принципами «служителей свистка» для пополнения очкового багажа «кредитоспособных» клубов и «затопления» не способных платить «членские взносы».

ФИФА СТРОИТ ИЗ СЕБЯ ФИФУ

В 1970 году, после ряда грубых промахов арбитров на чемпионате мира в Мексике, журналисты в отеле «Мария Изабель», где дислоцировался директорат, прижали к стенке бывшего тогда президентом ФИФА Стэнли Роуза. Мне довелось быть свидетелем возникшей перепалки. Наскоки пишущей братии явно раздражали англичанина. Вот один из его ответов: «Права и полномочия судьи определены интересами игры, причем возможность той или иной ошибки включена в сферу этих интересов».

В унисон со своим шефом молвил и генсек ФИФА Кайзер: «У судьи есть право на ошибки».

В таком же духе неоднократно изъяснялся и нынешний глава мирового футбола бразилец Жоао Авеланж. Когда в 1986 году в той же Мексике сработала «божья рука» Марадоны, журналисты вновь выразили свое негодование. С хорошо организованной улыбкой Авеланж ответствовал: «Господа, о чем бы вы тогда писали, не случись в футболе подобного?» Поразительный цинизм! Наверное, от беспомощности. Или чтобы пальцем о палец не ударять...

Надо признать, что какие-то телодвижения, направленные на улучшение запущенного судейского хозяйства, в последние годы делает генеральный секретарь ФИФА Блаттер. Но целый ряд предложенных им полезных новаций, включающих в себя и некоторые изменения правил игры, скорее, напоминают косметический ремонт – типа «крыша худая, зато вывеска красивая» .

Переломить ситуацию такими мерами невозможно. Нужно менять все! И если к решению проблемы будут привлечены специалисты-профессионалы, люди, беззаветно преданные футболу, национальные федерации, ученые, технические средства, то задача кажется вполне разрешимой.

P.S. Несколько лет назад наводнившие весь мир первоклассной электроникой японцы сконструировали прибор, позволивший с безупречной точностью фиксировать место приземления мячиков во время теннисных матчей. К помощи той же электроники стали прибегать и хоккейные арбитры. В спорных ситуациях они могут подъехать к бортику и, взглянув на монитор, решить, была ли забита шайба, был ли офсайд. Все вопросы к судьям автоматически отпали.

Что мешает взять это изобретение на службу футболу, пока не будет придумана панацея?



Автор:  Марк РАФАЛОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку