НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ИГРА ПРЕСТОЛОВ

ИГРА ПРЕСТОЛОВ
Автор: Дмитрий РУДНЕВ
Совместно с:
02.07.2014
Почему патриарх Кирилл может оказаться персоной нон грата на Украине
 
Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл с момента  избрания на патриарший престол ежегодно посещал Украину с пастырскими визитами. В этом году украинская паства может не увидеть своего предстоятеля. Его визит крайне невыгоден определенным силам как в мирской, так и в церковной власти соседнего государства. Почему патриарх Кирилл может оказаться персоной нон грата в колыбели православия, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
 
Фото: Фролова Мария, ИТАР-ТАСС
 
19 июня в Киево-Печерской лавре состоялось заседание Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Ожидалось, что Синод пригласит патриарха Кирилла в Киев на празднование очередной годовщины Крещения Руси.
 
Однако это приглашение не было сделано. Но даже сама возможность визита патриарха очень многих в Киеве вывела из равновесия: «Если осмелится приехать на Украину, то увидит, как его встретят — встретят так, как он этого заслуживает». Этот публичный всплеск эмоций принадлежит человеку, называющему себя киевским патриархом Филаретом. Некогда он был митрополитом Русской православной церкви, а ныне возглавляет Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).
 
В начале 1990-х, когда СССР разваливался на куски, будучи еще киевским митрополитом, Филарет целовал Крест и Евангелие, обещая, что не будет устраивать раскол на Украине и примет общецерковное решение киевского вопроса.
 
Однако уже в 1992 году митрополит-раскольник, поддерживаемый всего лишь двумя из двадцати украинских епископов, объявил об учреждении автокефальной церкви.
 
Остальные иерархи Украины, преодолевая серьезнейшее давление со стороны тогдашнего Президента Украины Леонида Кравчука, собрались в Харькове, задекларировали свою верность канонической Русской православной церкви и создали Украинскую православную церковь Московского патриархата, возглавляемую Киевским митрополитом Владимиром (Сабоданом).
 
После этого Филарет предпринял ряд попыток придать своему расколу церковную законность. Он даже ездил в Константинополь, но вселенский патриарх просто не принял раскольника и заявил, что для него единственным каноническим епископом Киева является митрополит Владимир (Сабодан).
 
Украинское государство активно поддерживало филаретовский раскол. Многие политики в стране придерживаются принципа «єдина країна – єдина церква». Но, даже имея такую поддержку со стороны властей, филаретовскому патриархату так и не удалось завладеть душами украинских верующих. Для сравнения: количество приходов Московского патриархата на Украине сегодня составляет почти тринадцать тысяч, количество же приходов филаретовской церкви почти в три раза меньше, всего около четырех с половиной тысяч.
 
Но Филарет сегодня задает тон всему политическому истеблишменту Киева: «Заверяю, что Украина в рамках законодательства и законности сделает все, чтобы этот приезд не был осуществлен на какую-либо территорию нашего государства, включая временно оккупированную. На мой взгляд, такой визит главы Русской православной церкви может породить лишь волну межконфессионального противостояния, а поэтому возможен лишь после прекращения агрессии России и возвращения захваченных украинских территорий», – заявил директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Владимир Юшкевич на страницах официального сайта своего ведомства.
 
ПАТРИАРХА НЕ ПРИНЯЛИ В ХЕРСОНЕ, ПОТОМУ ЧТО В МЭРИИ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИЦЕНЗИЯ НА PHOTOSHOP
 
Украинской прессе очень понравился демарш Юшкевича, и она немедленно начала смаковать коварные планы «москальских попiв», рвущихся на «незалежну Батькiвщину».
 
Так, целый ряд украинских СМИ распространили версию о том, что, получив жесткий отпор по Киеву, Московская патриархия судорожно перекраивает маршрут посещения патриархом Кириллом Украины. И что вместо Матери городов русских он-де отправится в Херсон, место, где в X веке князь Владимир принял крещение.
 
Херсонский мэр Владимир Николаенко тут же продемонстрировал свою политическую благонадежность и заявил, что в Херсоне патриарха видеть не хотят, что у них в мэрии закончилась лицензия на PhotoShop и потому они не смогут обеспечить массовость мероприятия.
 
Пытаясь задеть патриарха, пан Николаенко самого себя выставил в нелучшем свете. Да и украинской прессе неплохо было бы знать, что Херсон был основан в 1778 году по указу российской императрицы Екатерины II и во времена Владимира Красное Солнышко там могла находиться лишь стоянка кочевников-печенегов. А крещение Киевский князь принял в Херсонесе Таврическом, древнем греческом городе, развалины которого находятся в черте современного Севастополя в Крыму. И для посещения этих мест московскому патриарху совершенно незачем спрашивать разрешения ни у Министерства культуры Украины, ни даже у мэра Херсона.
 
Нервное возбуждение, связанное с визитом предстоятеля Русской православной церкви, в Киеве не утихает. Через несколько дней после резких слов «патриарха» Филарета, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, под стенами Киево-Печерской лавры, резиденции киевского митрополита, собралась толпа украинских националистов и футбольных ультрас.
 
Эти молодчики решили не выпускать из лавры крестный ход, целью которого была всего лишь молитва о мире. Так православным и в России, и на Украине было показано, кто в доме хозяин.
 
Дежурно попинав беспомощных киевских милиционеров, хулиганы разгромили фасад Сбербанка России и разошлись кто куда. Более убедительного уверения, что визит московского патриарха в Киев невозможен, не придумать.
 
И тем не менее визит все-таки может состояться. Во многом потому, что именно сейчас, как никогда, Украине необходим приезд патриарха Кирилла.
 
Когда Филарет обещает устроить предстоятелю РПЦ прием, которого тот «заслуживает», то не совсем понятно, что он имеет в виду. Свою позицию по украинскому вопросу патриарх озвучил не раз и не два.
 
22 июня во время визита в Тобольскую митрополию глава РПЦ перед молитвой о мире на Украине сказал следующие слова: «Я имел разговор с одним священнослужителем родом с Украины, ближайшие родственники которого призывают к тому, чтобы воевать на юге и востоке страны. Это значит, что одни православные верующие по злой воле будут стрелять в других православных. Мы понимаем, что не только усилиями дипломатов и политиков разрешаются подобного рода кризисы, имеющие историческое значение. Они никогда не разрешаются без Божиего участия. Господь предоставляет нам свободу действий. Но когда мы искренне молимся Ему, когда просим Его войти в нашу жизнь, быть рядом с нами, разрешить конфликтные ситуации, тогда в ответ на нашу молитву – только в ответ на нашу молитву – Он и входит в обстоятельства нашей жизни. И хотя для некоторых людей, далеких от Бога и Церкви, призывы молиться звучат по меньшей мере странно, для нас это самый главный призыв, для нас это самое главное действо: просить Господа умиротворить людей, прекратить междоусобную брань, дать возможность каждому жить и трудиться свободно, сохраняя свою веру, свои идеалы, свои ценности».
 
Для того чтобы найти в этих словах поддержку «великодержавному российскому империализму», которого так боятся на Украине, нужно быть или совсем глупым, или совсем бессовестным. Очевидно, что патриарх в первую очередь призывает к миру тех, кто уже вышел на тропу войны, тех, кто участвует в братоубийственном конфликте.
 
Вряд ли такая проповедь, сказанная с высокой кафедры на Украине, помешает установлению мира и порядка в этой стране. Этот призыв будет касаться не только сил, вовлеченных в антитеррористическую операцию, но и тех, кто с оружием в руках выступает за суверенитет восточных областей страны. Так чего же опасаются киевские власти? Не того ли, что если эти слова услышит вся Украина, то многие миллионы простых православных людей, окормляющихся в церквях Московского патриархата, получат серьезный аргумент против тех ярлыков, которые на них навешивает националистическая пропаганда, называя предателями и агентами Путина?
 
КРИЗИС УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
 
Но не только поэтому находятся силы, не желающие пускать патриарха Кирилла на Украину. 
У того же Филарета есть вполне конкретная причина, почему именно сейчас, летом 2014 года, нельзя допустить этого визита.
 
Несмотря на то, что большая часть православных верующих на Украине открыто поддержала церковное единство с Россией, УПЦ МП сейчас находится в состоянии глубокого кризиса. Киевский митрополит Владимир (Сабодан) признан частично недееспособным, и фактическое управление находится в руках местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры – митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского).
 
В этом году ему исполняется семьдесят лет, но он очень энергичный священнослужитель, с безупречной монашеской репутацией. Выбор Синодом Украинской православной церкви именно этого прямого и ответственного человека обусловлен тем, что вокруг тяжко больного и не способного к самостоятельным действиям митрополита Владимира (Сабодана) в последнее время сложилась атмосфера интриг, принятия кулуарных решений и наушничества.
 
Самым приближенным человеком к угасающему киевскому первосвятителю оказался молодой, 1977 года рождения, Александр Николаевич Драбинко, ныне Александр, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский, викарий Киевской епархии. Став в далеком 1998 году референтом митрополита, Александр Николаевич медленно продвигался по служебной лестнице. Но как только киевский митрополит Владимир стал сдавать и оказался в инвалидном кресле, карьера Александра Драбинко пошла вверх. За семь лет из простого дьякона он дослужился до митрополита и викария Киевской епархии. Если перевести этот взлет на армейскую табель о рангах, получится, что лейтенант Президентского полка за семь лет дослужился до начальника Генерального штаба.
 
Деятельность этого молодого человека вызывала недовольство со стороны маститых епископов Украинской православной церкви, которые приняли решение отстранить митрополита Владимира, а считай, стоящего за ним Александра Драбинко, от управления Церковью.
 
Это было неожиданным ударом, настолько сильным, что Александр Николаевич даже написал заявление в Генеральную прокуратуру Украины о незаконности отстранения митрополита Владимира от управления УПЦ МП.
 
Также в украинской православной среде упорно ходят слухи о том, что Драбинко, общаясь по долгу службы с государственной властью, давал ей серьезные обещания: если он станет преемником угасающего митрополита, то возьмет курс на отделение от Москвы.
 
И вот в одночасье все эти посулы обесценились. Местоблюститель владыка Онуфрий – строгий поборник каноничности в Церкви, и выборы следующего предстоятеля УПЦ МП будут проходить под его контролем. А это если не исключит, то минимизирует влияние киевских властей на выборы нового митрополита.
 
И патриарх Кирилл, находясь в Киеве, мог бы инициировать этот процесс. 
 
В ПРЕДДВЕРИИ КОНЦА
 
Такое развитие событий совершенно не на руку восьмидесятипятилетнему киевскому патриарху Филарету. Он прекрасно понимает, что если Синод УПЦ МП нашел в себе силы устранить от принятия ключевых решений Александра Драбинко, то следующий митрополит будет в достаточной степени независим от государственных властей Украины, а неканонический Киевский патриархат он вообще будет воспринимать не как государственную церковь, а как сообщество раскольников и самосвятов.
 
И если предположить, что новым киевским митрополитом Московского патриархата станет тот же владыка Онуфрий, который младше Филарета на пятнадцать лет, то сценарий дальнейших событий для Киевского патриархата будет просто плачевным.
 
Когда в 1992 году Филарет ушел в раскол, большая часть приходов Украины последовала за ним. Но твердая позиция большинства украинских епископов и отказ в признании каноничности этой церкви со стороны всех поместных православных церквей запустили обратный процесс.
 
Священники вместе со своими общинами стали возвращаться в Русскую православную церковь.
Это сильно пошатнуло позиции Киевского патриархата в украинском обществе, и теперь единственным скрепляющим звеном в этой организации остался сам Филарет. Уже сегодня епископы этой церкви активно интригуют друг против друга, пытаясь обеспечить себе после кончины их главы если не патриарший куколь (белый головной убор, знак патриаршего достоинства. – Прим. ред.), то максимально выгодную должность или богатую епархию.
 
Нетрудно представить, что произойдет после того, как Филарет отправится «в путь всея земли». Киевский патриархат начнет дробиться, раскалываться и в конце концов превратится в очередную псевдоправославную маргинальную секточку, каких немало и в России, и на Украине.
 
Так дело всей жизни Филарета – создание Украинской православной церкви, противостоящей РПЦ, – в одночасье может пойти прахом.
 
А вот если бы митрополитом киевским УПЦ МП стал не Онуфрий, а Александр Драбинко, то можно было бы за несколько лет разыграть следующую комбинацию. Новый митрополит под себя формирует Священный синод, епископы, верные Москве, отправляются на покой (благо большинство из них – люди преклонного возраста), созывается архиерейский собор, который принимает решение об объединении с Киевским патриархатом.
 
Есть множество вариантов того, как разделили бы власть между собой эти двое, но лучшего преемника Филарету просто не найти.
 
Ведь главная цель амбициозного Александра Драбинко – стать своим, абсолютно признанным иерархом для киевской власти, а цель Филарета Денисенко вытеснить Московский патриархат с территории Украины.
 
И именно сейчас приезд Патриарха Московского и всея Руси поставит эти заманчивые перспективы под удар. А значит, надо срочно выводить давно почуявших свою безнаказанность киевских хулиганов прямо под стены Киево-Печерской лавры.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
 
Украинскую православную церковь Московского патриархата национально настроенные элементы невзлюбили только лишь за три факта: слово «московский» в официальном названии; за то, что решения ее Синода и соборов утверждаются подписью предстоятеля Русской православной церкви, и за то, что она декларирует свое единство с РПЦ.
 
Но зависимость Украинской православной церкви от России – условность. Так, например, на Поместном соборе РПЦ 2009 года, когда выбирали нынешнего Патриарха Московского и всея Руси, от Украины присутствовала почти треть делегатов. В то время как от российских епархий количество участников собора составило всего лишь сорок пять процентов.
 
Треть голосов – немалая величина, особенно если учесть, что в архиерейских соборах Украинской православной церкви, в заседаниях ее Священного синода не принимает участие ни один человек из России. А все документы, которые направляются на подпись Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, подписываются в обязательном порядке и в неизменном виде.
 
Получается занятная ситуация, когда на жизнь Российской православной церкви Украинская православная церковь оказывает ощутимое влияние, в то время как РПЦ на нее вообще никакого влияния оказывать не может, даже если очень захочет.
 
Так что «зависимость» от Москвы – ни что иное, как просто жупел, которым пугают друг друга «свiдомi громадяни».
 
Другое дело, что идеологи украинской национальной идеи, которая ныне взяла верх в Киеве, не могут простить «москальской церкви» того, что она стала самой многочисленной и влиятельной религиозной организацией в стране. Иными словами, они не могут принять тот факт, что большинство верующих Украины, обеспечив лидерские позиции УПЦ МП среди других конфессий, встали за дружбу и добрососедство с Россией.
 
Среди сегодняшнего политического руководства, пришедшего к власти после Майдана, очень велик процент людей с враждебными православию религиозными взглядами. Так, за премьер-министром Украины Арсением Яценюком, несмотря на его собственные заявления о том, что он грекокатолик, закрепилась репутация убежденного сайентолога, а председатель Верховной Рады и до недавнего времени исполняющий обязанности главы государства Александр Турчинов – практикующий баптист.
 
Мало кого из сегодняшнего киевского истеблишмента можно отнести к последователям традиционного для народа Украины православия.
 
И нельзя исключать, что когда эти люди смотрят на религиозную жизнь соседней России, то видят, что именно традиционные конфессии, и в частности Православная церковь, остановили разгул тоталитарных сект и деструктивных культов в стране, и они делают все, чтобы помешать развитию здорового православия на Украине.
 
Получится ли у этих сил сорвать визит патриарха Кирилла к своей пастве или нет – покажет время, но очевидно, что создание новых конфликтов на какой бы то ни было почве – хоть на бытовой, хоть на религиозной – сегодня огромное препятствие для будущего благополучия Украины.

Автор:  Дмитрий РУДНЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку