НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ИГРА В ШАШЕЧКИ

ИГРА В ШАШЕЧКИ
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
09.08.2014
ПОЧЕМУ БУКСУЕТ СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ
 
Появление службы социального такси было встречено с воодушевлением. Казалось, вот она – реальная помощь инвалидам и людям пожилого возраста. По заверению властей, такие службы должны были появиться не только в крупных городах, но вообще чуть ли не в каждом населенном пункте. Но на деле все оказалось не так, как на бумаге. Социальное такси кое-где, действительно, появилось, но чтобы получить возможность им пользоваться, нужно преодолеть целый комплекс бюрократических процедур. Да и цена на услугу далека от символической. Ну а самое главное, что машин просто не хватает. И заключенные в своих квартирах инвалиды так и остаются заключенными, если у них нет молодых и сильных родственников.
 
Работа службы «Социальное такси» осуществляется на основании комплексной целевой программы социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Проще говоря, эта услуга должна помогать людям с ограниченными возможностями жить активной полноценной жизнью. По правилам, заказать социальное такси могут (с сопровождающим лицом при необходимости) следующие категории населения: дети-инвалиды; инвалиды 1-й и 2-й групп; инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, имеющие группу инвалидности; лица старше 80 лет; граждане пожилого возраста и инвалиды, обслуживаемые на дому и в стационарных учреждениях социального обслуживания, другие категории пенсионеров, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Рекламные листовки с номером телефона лежат практически везде. Но, как выяснилось, просто позвонить и вызвать машину невозможно.
 
СПЕЦТАЛОНЫ ВЫДАЮТСЯ НА 15, 30 И 45 МИНУТ
 
Оплата социального такси может производиться только специальными талонами, которые выдаются Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ). Сергей Воронцов, инвалид детства по зрению, сетует: «Ну как я к ним подъеду? Нет, я, конечно, могу собраться, но в шестьдесят пять лет идти около километра до остановки, потом на троллейбусе двадцать минут до метро, и еще на метро минут сорок с пересадкой. Проще отложить денег, заказать такси в оба конца и без всей этой волокиты съездить куда-нибудь к речке, посидеть послушать природу. Или вот – с девчонками-соседками, одна из них тоже инвалид, сестра ее постоянно при ней, скооперироваться, в парк съездить или на концерт – веселее будет». Инвалид, правда, не обязательно должен ехать за талонами сам: он может выписать доверенность своему представителю. Но для этого помимо доверенности требуются копии и оригиналы паспорта, социальной карты москвича, документа об инвалидности, справки ИПР, заполненное заявление с подписью и согласие на обработку своих данных для внесения в базу.
 
Спецталоны выдаются на 15, 30 и 45 минут. Оплачивают их в этом же обществе. И здесь же бронируется дата и предполагаемое время поездки. То есть покупаются талоны заранее – и если их не используют, то денег никто не вернет. Согласитесь, что пожилому или больному человеку практически невозможно заранее точно определить время поездки – слишком многое зависит от его самочувствия в конкретный момент. Кроме того, рассчитать продолжительность поездки по московским, к примеру, пробкам практически нереально. Если происходит перерасход времени, социальное такси может взять деньги с банковской карты, но вот оплатить с нее же всю поездку запрещено.
 
Размер тарифа индивидуального транспортного обслуживания легковыми автомобилями составляет 420 рублей в час, микроавтобусами – 600 рублей в час. Получатели услуг социального такси оплачивают 50% действующего тарифа (210 рублей в час за поездку в легковом автомобиле, 300 рублей в час – за поездку на микроавтобусе). Однако если автомобиль будет выезжать за пределы МКАД, то стоимость становится 420 рублей в час. Столица уже не берет на себя половину расходов. Немного странная позиция, если речь идет о доставке человека в санаторий, например.
 
В Московской организации ВОИ, где продают заветные талоны, длинную очередь обслуживают только две приемные. Рабочие дни с 10 до 16. Кроме того, возят такси только до институтов, больниц и аэропортов. «Если ездить куда угодно, то никакого транспорта не хватит. И так-то не хватает. Некоторые на дачу летом хотят ездить. Это же не личный транспорт. Поэтому ограничиваем цели поездки. 
Гостей столицы социальное такси вообще не обслуживает», – поясняет председатель Московской городской организации ВОИ Надежда Лобанова.
 
ВЕЧЕРОМ ИНВАЛИДУ НИКУДА ЕЗДИТЬ НЕЛЬЗЯ
 
Беседуя с инвалидами, мы постоянно слышали одно и то же: «Лучше пользоваться обычными службами такси, таксисты – люди отзывчивые – помогут по лестнице спуститься, коляску поднести и сумки, а по деньгам выходит примерно столько же».
 
Да, служба социального такси не помогает инвалиду добраться от квартиры до машины. А ведь социальное такси нужно людям, которые не могут самостоятельно покинуть квартиру. Получается, что забота о людях, которые с трудом могут или вообще не могут сами передвигаться, проявляется только на бумаге.
 
Общественные организации, которые занимаются проблемами инвалидов, не решают вопросы индивидуального передвижения по столице. Это понятно, их задача – помогать с лекарствами, медицинским оборудованием, лечением и реабилитацией, оказывать психологическую поддержку людям с ограниченными возможностями. Но службу социального такси знают. Поездки от организации оформить проще, чем частному лицу.
 
Координатор Международного кинофестиваля «Кино без барьеров», член РОО инвалидов «Перспектива» Лиза Курбанова подтверждает: «Я сама пользуюсь социальным такси для поездок на работу. Машина почти никогда не опаздывает, из минусов можно назвать только то, что самый поздний заказ на поездку можно сделать в 19:00, то есть получается, что вечером никуда инвалиду ездить нельзя. Или думают, что не нужно? – Лиза недовольно вздыхает. – И еще один значительный минус – очень мало машин с пандусом. А ведь это такси – единственный способ передвижения для тех людей, которые пользуются электроколясками или не могут пересаживаться в легковую машину. Ну, еще можно сказать, что заказы поездки на работу/учебу принимаются за месяц, по телефону или электронной почте. А заказы на культурно-развлекательные поездки не ранее, чем за две недели. Услуга удобная. Например, от моего дома до работы нужно делать три пересадки, включая трамвай, и неизвестно, низкопольный это будет транспорт или нет. Правда, если работа или институт находятся далеко от дома, то поездки могут сильно ударить по личному бюджету».
 
ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ – ДЕЛО РУК САМИХ ИНВАЛИДОВ?
 
Инвалиды создают свои общественные организации, чтобы помочь таким же, как они. Вместе лучше, – говорят они. Никита Готовцев, соучредитель РОО инвалидов «САМИ» (Сильные Активные Молодые Инвалиды) рассказал, что в Люберцах, где он живет, есть одна машина социального такси. Да, она новая, выпущенная, что приятно,  отечественным заводом в Нижнем Новгороде, оборудована платформой, электроподъемником с пультом управления для подъема и размещения в салоне человека в инвалидной коляске, специальными креплениями, пассажирскими креслами для сопровождающих инвалида лиц, но… то водитель болеет (он тоже один), то слишком много желающих воспользоваться услугой.
 
Сейчас, правда, Никита Готовцев как представитель общественной организации наладил связь с директором социального центра, в ведении которого такси, и ему даже предложили сформировать план поездок.
 
«А позвонили мне из центра через десять дней после того, как я дал интервью на телевидении о том, как сложно инвалиду пользоваться общественным транспортом», – объясняет Готовцев.
 
Несмотря на разное отношение к работе социального такси, все, с кем удалось поговорить, считают службу «Социальное такси» необходимой, потому что общественный транспорт по-прежнему остается в Москве недоступным для людей с ограничениями. И все они признают, что дефицит машин является основной проблемой.
 
В службе «Социальное такси» рассказали, что каждый год автопарк расширяется. Вскоре появятся новые автомобили, предназначенные для перевозки людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (в таких машинах предусмотрена медицинская техника для оказания первой помощи). И что скоро оплата будет производиться не талонами, а по социальной карте москвича, правда, всем инвалидам придется пройти перерегистрацию. Но эта информация транслируется уже с 2009 года, а окончательные сроки по-прежнему не определены.
 
Еще в 2012 году мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в службе «Социальное такси» необходимо навести порядок. За прошедшие два года финансирование службы увеличилось на 4 млн рублей, и 5 млн рублей вложили в создание автоматизированной системы управления службой. Но этих денег явно не хватает. Уже несколько лет служба ищет спонсоров для того, чтобы те помогли снизить стоимость поездок, но безрезультатно. Бизнесу невыгодно вкладывать деньги в низкорентабельные компании. И, похоже, что ситуация с транспортировкой людей с ограниченными возможностями в ближайшее время не будет решена.
 
МНЕНИЕ
 
Роман Колпаков, владелец службы частного такси для людей с ограниченными возможностями «Инватакси»:
 
Я создал службу для таких же, как я. Десять лет назад из-за травмы стал колясочником. Сначала пользовался социальным такси, потом купил фургон «Газель», оборудовал его пандусом и всем необходимым, создал компанию, начал давать объявления. В день у нас бывают три-четыре клиента. Иногда больше. Но, мы хоть и оперативные и работаем даже по ночам – в любое время, когда нужно людям, расценки у нас дороже. У меня стоимость 600 рублей в час, что немало для инвалида, но иначе не окупить затраты. Я на себе испытал все, с чем сталкивается человек, потерявший способность нормально двигаться.  Сейчас в парке четыре машины и автобус, в котором помещаются три инвалида-колясочника с девятью сопровождающими. Рынка социального такси как такового нет. Я не могу сказать, почему город не в состоянии обслуживать все заказы, видимо, очень большая загрузка. Но то, чем я занимаюсь, назвать бизнесом никак нельзя».
 
Никита Готовцев, соучредитель РОО инвалидов «САМИ» (Сильные Активные Молодые Инвалиды):
 
У каждого центра есть базы контактов инвалидов, но сами они предлагают свои услуги редко. Проблема получается в нарушении коммуникации социальных служб и самих инвалидов. У меня подруга в Митино, колясочница, ее коляска не проходит в двери лифта, и она уже лет пять никуда не выходила из дома. К ней приходят социальные работники помочь по хозяйству (бесплатная услуга, оказывается, через районные организации), но они не могут помочь с решением вопроса передвижения. Так вот в центре предложили заказывать такси на несколько человек, так всем удобнее будет. Попробуем, тем более что мы планируем с осени постоянно проводить курсы английского языка для людей с ограниченными возможностями в центре Москвы. Если проблема с транспортом не будет решена, придется делать занятия только для людей слабослышащих, им проще ездить.

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку