НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Игры и игрища

Игры и игрища
Автор: Евгения ИВАНОВА
Совместно с:
27.03.2019

Со 2 по 12 марта в Красноярске прошла Универсиада – первые зимние Всемирные студенческие игры в нашей стране. До этого Россия принимала спортсменов-студентов только на летних играх. Подготовка к Всемирной зимней универсиаде 2019 года шла больше пяти лет: Красноярск получил право на проведение игр в ноябре 2013 года, «обойдя на повороте» Пхенчхан и Санкт-Галлен. Поначалу бюджет игр оценивался в 40 млрд рублей. Но ко времени их старта превысил 80 млрд. Огромные деньги были направлены на строительство в Красноярске спортивных, медицинских, инфраструктурных объектов. Все они после игр останутся городу – и это, пожалуй, главный плюс проведения Универсиады в Красноярске. Но в то же время многое в том, как шла подготовка к ней, горожан возмущало, раздражало, смешило, вызывало у них недоумение. Корреспондент «Совершенно секретно» собрал главные промахи, допущенные организаторами игр и местными властями. Но не для того, чтобы их в чем-то уличить: просто, чтобы не повторять ошибок, нужно их хотя бы осознать.

Зимняя универсиада, безусловно, стала настоящим праздником. Для Красноярска, который преобразился перед играми и в котором события такого масштаба вообще происходят нечасто. Для молодых спортсменов. Да, пожалуй, и для всего мира. Так, в эстафете огня Универсиады, которая стартовала осенью 2018 года в Турине и продлилась 164 дня, участвовали 665 факелоносцев и 2 тыс. волонтеров из разных стран. В России прошла по территориям 30 населенных пунктов и завершилась в Красноярске: там огонь Всемирных студенческих игр вышли встречать 150 тыс. горожан – люди всех возрастов, от мала до велика.

Порадовал красноярцев и созданный в городе Парк Универсиады, работавший на всем протяжении игр, – с выставками, ярмарками, концертными и спортивными площадками, визит-центром и большими уличными экранами, на которых можно было следить за основными событиями Универсиады.

На Универсиаду приехали 3 тыс. спортсменов-студентов из 58 стран, их тренеры, представители официальных делегаций. Было разыграно 76 комплектов наград в 11 видах спорта.

На открытии игр участников приветствовали Президент России Владимир Путин, президент Международной федерации студенческого спорта Олег Матыцин. А президент Международного олимпийского комитета Томас Бах записал видеообращение к молодым спортсменам.

«Я вспоминаю, как сам в студенческие годы участвовал в Универсиаде – и понимаю ваше волнение. Для многих из вас Универсиада станет первой важной ступенью в спортивной карьере. Но самое главное, что вы получите новые впечатления, завяжете новые знакомства. И узнаете, что такое Real Winter (таков слоган Зимней универсиады 2019)  – а где еще узнать о настоящей зиме, как не в самом сердце Сибири. Наслаждайтесь спортом! Наслаждайтесь Универсиадой», – сказал Томас Бах.

Универсиада действительно стала настоящим праздником  – и с этим никто не поспорит. Но есть то, что осталось за кулисами этого праздника.

ГДЕ КРАСНОЯРСК, А ГДЕ СОЧИ

Первый громкий скандал, связанный с Универсиадой, произошел еще на этапе подготовки проектной документации для ее объектов.

Люди, у которых нелады с географией, путают, случается, Красноярский край с Краснодарским. Но не до такой же степени! Из официального документа, в котором оценивалось воздействие строительства объектов игр на окружающую среду, следовало, что в центре Сибири, в границах города-миллионника, водятся шакалы, дикие кабаны и благородные олени. А окружен Красноярск не тайгой, а дубовыми и буковыми лесами.

Как показала последующая проверка, эта информация была просто скопирована с того же раздела документов по зимней Сочинской олимпиаде. Примечательно, что составлялась документация еще в 2014–2015 годах, а ошибка всплыла только в 2017 году, когда члены Общественного экологического совета при региональном Министерстве природных ресурсов добились, чтобы им наконец показали документы с анализом влияния большой стройки на окружающую среду. Получается, два года ошибку никто не замечал. Когда она обнаружилась, документы экстренно переделали, а «халтурщики», подготовившие первый их вариант, получили взыскания по службе.

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕСА НЕ ВИДАТЬ

Эту ситуацию можно было бы считать анекдотом, если бы она прямо не указывала на то, что фактически оценка воздействия строительства на экологию не проводилась. Ведь, когда недочеты в документах обнаружились, возведение объектов уже вовсю шло. На какие нормативы при этом ориентировались строители – непонятно.

Результатом стала катастрофическая ситуация: ради строительства объектов Универсиады в Красноярске, в его зеленых зонах, было вырублено около 130 тысяч деревьев, а сотни гектаров леса оказались на какое-то время недоступны для горожан.

Красноярцам пообещали так называемые «компенсационные посадки» – то есть взамен срубленных деревьев планировалось высадить новые, причем еще больше, чем было уничтожено. Этих посадок пока что-то незаметно. Зато весь февраль текущего года горожане (и не только они – фото и видео быстро разлетелись по всей стране) обсуждали поразительное зрелище: рядом с развязкой нового моста (построенного, кстати, к Универсиаде) рабочие «высаживали» прямо в сугробы… срубленные елки! Вкапывали в снег трубы  – основы для мертвых деревьев, устанавливали в них стволы: все, «озеленение» проведено! Горожане возмутились и потребовали у мэрии ответа: что это, собственно говоря, за показуха?! В горадминистрации сослались на энергетиков: якобы это компания «МРСК Сибири» вырубила елочки для прокладки сетей. А чтоб добро не пропадало, решили вот так «навести красоту» на улицах Красноярска. Энергетики, в свою очередь, от случившегося открестились и заявили, что они тут ни при чем

Споры закончились тем, что некий меценат, пожелавший остаться неизвестным, подарил Красноярску 200 живых елей: они будут высажены там, где сейчас стоят мертвые срубленные елки.

«ПОТЕМКИНСКИЕ ИГРЫ»

Перед Универсиадой красноярцы не раз поминали потемкинские деревни. Нет, сама Деревня Универсиады к этому почти не имела отношения. Хотя незадолго до игр из Деревни  – то есть из общежитий кампуса Сибирского федерального университета (СФУ)  – студентов ненавязчиво отправили куда подальше. На время Универсиады в вузе организовали внеплановые трехнедельные каникулы  – зимой вместо лета. Так что молодежь во время игр не «мозолила глаза», иногородние разъехались по домам. А то, что летом студенты останутся без отдыха и непонятно когда будут защищать дипломы, –дело третье.

Но главной потемкинской деревней стал сам Красноярск. Горожанам впору составлять рейтинг самых безумных «маскировочных» придумок, призванных навести порядок в городе и украсить его, фактически не делая этого.

Если бы этот рейтинг составляло наше издание, он бы, пожалуй, выглядел так:

1. Уже упомянутая «посадка» в сугробы срубленных елок.

2. Синтепоновый снег. Белым укрывным материалом – геотекстилем  – укрыли довольно обширную территорию в Деревне Универсиады, рядом с СФУ. И рядом с деревцами из того же геотекстиля соорудили аккуратные «сугробики». Издалека этот материал от снега, действительно, не отличишь. А вот при близком рассмотрении подделка становится очевидной. В пресс-службе СФУ это ноу-хау прокомментировали в том смысле, что, мол, да, о красоте в вузе тоже задумывались, но главной все-таки была забота о молодых деревцах, высаженных осенью. Правда, никто в эти объяснения не поверил.

3. Белый снег, завезенный издалека. Красноярцы в один прекрасный февральский день с удивлением заметили, как в центре города из больших мешков раскидывают белый снег – поверх черного красноярского. Это вызвало улыбку и замечания о том, что и этому снегу в условиях Красноярска недолго оставаться белым.

4. Кстати, об экологии. В середине февраля этого года для жителей частного сектора Красноярска провели аттракцион невиданной щедрости. Им бесплатно развезли (буквально с доставкой на дом) и раздали экологически чистое бездымное топливо. Довольно дорогое, между прочим: стоит оно почти в два раза дороже, чем сопоставимый объем обычного угля. Зато и расход его вдвое ниже. Но самое главное – при сжигании оно не дымит. И опасных веществ выделяется меньше: бензапирена  – в 200 раз, взвешенных частиц – в 5–10. Такое топливо получили хозяева 8,5 тыс. частных домов. И ровно столько, чтобы хватило на две недели: по 300 кг на домохозяйство. В мэрии объяснили: это, мол, такой эксперимент  – посмотреть, каков эффект от бездымного топлива, взять все необходимые замеры, а дальше горожане, может, и сами захотят на него перейти и использовать вместо дров и угля. Но людей сразу предупредили: топить печки этим чудо-топливом надо строго со 2 по 12 марта. То есть, в дни проведения Универсиады. Многие горожане усмотрели в этом не чистый эксперимент, а, наоборот, чистое надувательство иностранных гостей и попытки скрыть экологические проблемы. В социальных сетях появились призывы буквально «дать стране угля» – то есть топить, как топили, и не заниматься показухой. Похоже, эти призывы остались без отклика: небо над Красноярском в дни Универсиады действительно несколько очистилось от смога. Впрочем, только ли тут дело в частном секторе, сказать трудно: говорят, что и крупным предприятиям порекомендовали получше регулировать выбросы.

ФОТО:COMPROMAT.GROUP

В СЕРЕДИНЕ ФЕВРАЛЯ ЭТОГО ГОДА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЧАСТНОГО СЕКТОРА КРАСНОЯРСКА ПРОВЕЛИ АТТРАКЦИОН НЕВИДАННОЙ ЩЕДРОСТИ ‒ ИМ БЕСПЛАТНО РАЗВЕЗЛИ (БУКВАЛЬНО
С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ) И РАЗДАЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ БЕЗДЫМНОЕ ТОПЛИВО,  НО ЛЮДЕЙ СРАЗУ ПРЕДУПРЕДИЛИ: ТОПИТЬ ПЕЧКИ ЭТИМ ЧУДО-ТОПЛИВОМ НАДО СТРОГО 
СО 2 ПО 12 МАРТА, ТО ЕСТЬ, В ДНИ ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ.ФОТО:COMPROMAT.GROUP

5. Кстати, о старых домах. О разных  – и о нереставрированных исторических памятниках, и о давно не ремонтированных, и о том же частном секторе, и о совсем уже ветхих и аварийных, которые перед Универсиадой не успели расселить (справедливости ради надо сказать: пытались). Городские власти проблему с ними решили просто: завесили тканью, имитирующей нарядные фасады. Или приделали с одной стороны веселенькие накладные панельки  – притом, что со всех других сторон домики как были невзрачными, так и остались. Ну а если «колония» неприглядных домов оказывалась слишком длинной, ее просто закрывали глухим забором  – серым и сплошным. Очевидно, по мнению местных властей, это особенно украсило город

ВСЕ ДЛЯ ГОСТЕЙ!

Такое количество иностранных гостей  – спортсменов, тренеров, болельщиков, членов официальных делегаций  – Красноярск, пожалуй, принял впервые. Поэтому городские власти постарались для того, чтобы гости из-за рубежа чувствовали себя как дома. В частности, перевели названия остановок, станций городской электрички и других указателей на английский язык. Ну, или, по крайней мере, кому-то показалось, что это английский. Так, железнодорожная больница превратилась на указателе в «Zh. D. Bol’nitsa» (очень информативно для англоязычных людей!). Остановка «Гастроном» стала «Святым Гастрономом» (St. Gastronom). А улица революционера Ладо Кецховели внезапно превратилась в улицу Леди Кецховели (StreetLadyKetskhoveliна указателе).

Но все это, конечно, мелочи. Главное, чтобы гости чувствовали себя в полной безопасности. В Красноярске позаботились и об этом. Еще летом горожане, пришедшие прогуляться в лес, вздрагивали от вида колючей проволоки, натянутой вдоль высоких заборов, неизвестно откуда появившихся между деревьями. А к осени возникли проблемы и с тем, чтобы попасть домой. Если дом или дача попали в так называемую защитную зону спортивного объекта Универсиады – подъехать к нему на личном автомобиле можно, только получив специальную аккредитацию в районной администрации. Без этого проезд запрещен. Если в защитной зоне оказалось учреждение  – аккредитация дает доступ на его территорию только для служебных машин. Впрочем, ходить пешком можно без проблем.

Такой порядок был введен поздней осенью 2018 года, когда в Красноярске начались так называемые тестовые соревнования Универсиады, и продлились вплоть до ее окончания. Красноярцы при этом жаловались, что иной раз не могут не только въехать в свой же двор, но и выехать из него. Например, во время учений, организованных сотрудниками служб безопасности, выезд из дворов без предупреждения перекрывался даже тем, кто спешил по неотложным делам.

Вспомнили красноярцы перед Универсиадой и о знаменитой высылке «за 101-й километр». Представители мэрии пообещали перед Играми «очистить город от бомжей, проституток обоих полов и бродячих собак». Горожане с ужасом пытались представить, как именно будет происходить этот процесс. Но при этом замечали, что до приезда иностранцев в Красноярск власти не особо заботились о том, чтобы обезопасить людей от безнадзорных животных.

И не только от них. Однажды ночью неподалеку от СФУ тайком была вырублена целая просека  – 18 сосен. Днем на защиту деревьев вставали студенты и преподаватели – поэтому вырубку неизвестные и организовали под покровом ночи. А днем ситуация прояснилась. Оказалось, это дело рук одной из энергетических компаний. Ее представители заявили, что вырубить изначально планировалось 168 деревьев, но потом их количество решили сократить и снести только те, которые представляют «критическую опасность для ЛЭП и для обеспечения энергобезопасности». В мэрии и краевом правительстве позже заверили, что если вырубки проводятся, то исключительно для безопасности людей: «Негоже будет, если к нам приедут гости и что-то случится». И вновь у красноярцев возникли вопросы не только о срубленных деревьях, но и о том, почему об их безопасности власти не позаботились раньше…

Перед самым открытием Универсиады начальник главка МВД России Владимир Колокольцев сообщил, что возглавляемое им ведомство возбудило несколько уголовных дел о хищении бюджетных средств после проведения чемпионата мира по футболу и при подготовке к Универсиаде в Красноярске.

«Для защиты бюджетных ассигнований, выделяемых на важнейшие инфраструктурные проекты и федеральные целевые программы, организован мониторинг деятельности аукционных комиссий. Возбужден ряд уголовных дел по фактам хищений средств, направленных на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу и Всемирной зимней Универсиады в Красноярске», – заявил Владимир Колокольцев.

На момент написания этого номера нет информации о том, с какими именно фактами связаны уголовные дела, в отношении кого они возбуждены (или пока только «по факту» выявленных преступлений).

Сразу после заявления Владимира Колокольцева губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что речь якобы идет об одном-единственном преступлении.

«Речь идет о единственном зафиксированном факте, которое было совершено порядка года назад. Речь идет о попытке одного из мошенников при сносе ветхого жилья, в рамках строительства развязки на Николаевском мосту, при помощи поддельных документов, завышать стоимость этих домов, которые подлежали сносу. Пару раз ему это удалось, речь идет о сумме порядка 9 млн руб. Деятельность его была пресечена, и я думаю, что средства будут возвращены государству», – сказал Александр Усс.

Так ли это – к выходу материала мы уже будем знать. Но на данный момент красноярцы уверены, что речь идет о гораздо большем числе нарушений, чем одно, при этом не особо-то и крупное, мошенничество.

Александр Усс добавил также, что после Универсиады Счетная палата проверит работу всех ведомств, так или иначе причастных к подготовке и проведению Игр. Так что скоро мы узнаем настоящую цену спортивного праздника.

И все же, несмотря на все промахи, недочеты, иной раз и откровенно наивные или даже неумные решения организаторов (а эти промахи можно перечислять еще очень долго), Универсиада  – праздник для красноярцев. И даже когда он закончился, городу остались современные спортивные комплексы, передовые медицинские центры, новые мосты и транспортные развязки. Жаль только, что небо над Красноярском вряд ли будет таким же чистым и голубым, каким было во время Универсиады. 


Автор:  Евгения ИВАНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку