ИКЕА убрала статью о лесбиянках
Совместно с:
21.11.2013
Шведская корпорация ИKEA убрала материал о паре лесбиянок из российской версии своего рекламного журнала Live. ИКЕА побоялась нарушить этой публикацией недавно принятый в России закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Представители ЛГБТ-сообщества в Швеции оценили решение компании как «трусливое».
Об этой истории рассказало англоязычное шведское издание The Local. «При работе с информацией в IKEA мы руководствуемся двумя основополагающими принципами, — заявила представительница компании Ильва Магнуссон. — Во-первых, это дизайн интерьеров, а во-вторых — соблюдение закона» (перевод — Лента. ру). Решение не публиковать в России статью о том, как лесбиянки оформляют свое жилье, было совместно принято шведским и российским руководством IKEA.
Статья о лесбиянках Кларе и Кирсти, живущих в Великобритании вместе с воспитываемым ими ребенком, размещен в декабрьском номере журнала Live (этот номер пока не выложен на сайте), который распространяется среди членов клуба Ikea Family в 25 странах.
С изданием ИКЕА связан был и предыдущий скандал в России. В сентябре 2012 года шведская компания удалила с российского сайта победившую в конкурсе фотографию людей в разноцветных балаклавах, увидев в ней намёк на дело Pussy Riot – к тому моменту уже был оглашён приговор участницам музыкальной группы, исполнившей панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя, Надежде Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатерине Самуцевич.
В августе им присудили наказание — два года колонии общего режима. И фото молодых людей в шапках-балаклавах в интерьере ИКЕА могло быть расценено как акция поддержки осужденных девушек.
Подробно в этой истории в те дни разбирался корреспондент «Совершенно секретно» Александр Скрыльников. Он связывался и с пресс-службой ИКЕА, и с ребятами из Екатеринбурга, принявшими участие в конкурсе ИКЕА, и выяснил, чем они руководствовались.
ИКЕА удалила со страницы конкурса «Стань лицом с обложки!» победившую фотографию, на которой участники из Екатеринбурга снялись в интерьере мебели ИКЕА в шапках-балаклавах в стиле Pussy Riot, 21 сентября 2012. За несколько часов до удаления фото пресс-служба шведской компании ИКЕА дала нашему внештатному корреспонденту, отправлявшему тогда запрос для другого СМИ, официальный ответ по поводу этого фото. В нем говорилось, что возможность участия в конкурсе «предоставляется всем, чье поведение не противоречит морально-этическим или правовым нормам, действующим на территории Российской Федерации».
На фото: фото на странице конкурса, объявленно ИКЕА (размещалось по этому адресу — http://ikeacover.ru/2013/gallery/cover/39039)
Условия конкурса предлагали любому человеку сфотографироваться в магазинах ИКЕА в определенном антураже и принять участие в конкурсе с несколькими номинациями, где главный приз — каталог с победителями на обложке и сертификат на определенную сумму денег. Для победы надо было получить наибольшее количество голосов на странице конкурса в течение недели. Фотография набрала чуть более 1400 голосов - и ребятам действительно в итоге выдали несколько обещанных каталогов с их изображением на обложке. Как они рассказали корреспонденту, сотрудники магазина ИКЕА в Екатеренбурге к их идее сфотографироваться в «балаклавах» отнеслись с юмором, похвалили и пожелали им победы. Фотография была размещена на странице конкурса от имени Яны Старовойтовой, которая и рассказала, как у компании ее друзей созрела эта идея:
— О конкурсе мы одним ухом услышали от знакомой, решили не просто сфотографироваться, а сделать что-то необычное. Пришла в голову такая задумка - как-то по-своему, пусть и малоэффективно, но все же привлечь внимание к их судьбам (Pussy Riot). К их акции отношусь нормально, а к самим девушкам положительно. Они же не виноваты в том, что по-другому привлечь внимание общества не получается. Приходится выкручиваться и получать за это. Даже оргия в музее не вызвала такого резонанса, как танцы в храме, в пент-хаусе с куполами, даже не знаю, как теперь назвать это здание. К приговору отношусь отрицательно, а особенно к тем людям, которые их посадили. Поразила также реакция церкви — если они считают, что акция была нападкой на церковь, то наказание должно было ограничиться профилактическими беседами с батюшкой и психологом, статьи я тут не вижу — только танцы, никакого вандализма. Такие наказания за такую ерунду в светском государстве недопустимы.
Яна рассказала, что старалась участвовать во всех оппозиционных митингах
— Придерживаюсь оппозиционных взглядов — власть должна быть сменяемой.
Яна училась на связиста, занималась вокалом, увлекалась политикой: «В будущем, если я пойму, что политика — это мое, то пойду в Думу наводить порядок и там, и в стране, если до меня этого не сделают. Пока только митинги и распространение информации».
Другой участник фотоакции Георгий Сиражетдинов тогда думал, что им запретят участвовать в конкурсе:
— Но все оказалось в точности наоборот — похвалили наш поступок и пожелали нам победы. Акцию Pussy Riot считаю оригинальной и смелой — это самый необычный протест! Приговор девушкам я считаю нелепым. Свое отношение к Pussy Riot я «высказал» маской, в которой фотографировался в IKEA. На «Марше Миллионов» в Екатеринбурге я был в этой же самой маске, толсто намекая на Pussy Riot. Мне нечего бояться — я законопослушный гражданин. Я учусь в Екатеринбургской Академии современного искусства на журналиста в сфере культуры, а также пишу танцевальную и расслабляющую музыку.
Третий участник фотосессии Артем Татаринов (на момент с корреспондентом учился в институте на инженера-строителя) разместил ссылку на это фото в социальной сети «ВКонтакте»: «Какие последствия могут быть? Не посадят же меня на 2 года за банальную фотографию».
Ссылку на фотографию с просьбой проголосовать за ребят разместили тогда администраторы группы FREE PUSSY RIOT и ретвитнули в аккаунте арт-группы «Война», который ведёт гражданский муж осужденной Надежды Толоконниковой Петр Верзилов.
В адрес пресс-службы ИКЕА за несколько дней до удаления фото, 19 сентября 2012 г., корреспондентом были отправлены следующие вопросы:
1. Среди фотографий, номинированных на конкурс «Лицо обложки» каталога ИКЕА есть одна с общественно-политическим подтекстом. Четверо ребят сфотографировались в шапках-балаклавах как у только что осужденных участниц панк-группы Pussy Riot. Корпоративные правила ИКЕА позволяют принимать такие фото для участия в рекламных акциях?
2. Были ли такие политизированные случаи в других рекламных акциях?
3. Что получат ребята, если выиграют в номинации? Это будет отражено в пресс-релизах ИКЕА? В рекламной продукции?
4. У ИКЕА было много конфликтных ситуаций с чиновниками при строительстве магазинов в стране. А ваш бывший руководитель Леннарт Дальгрен потом писал о коррупции в России. Не опасается ли ИКЕА, что такое фото может быть расценено российскими властями как недружественная акция со стороны компании?
В письме пресс-службы не обнаружилось ответов на основную часть вопросов, однако из него следовало, что никаких претензий к фотографии с «балаклавами» шведская компания на тот момент не имела:
«Компания ИКЕА является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность вне политики и религии. Мы относимся с уважением ко всем нашим покупателям независимо от их вероисповедания, политических и иных убеждений. Конкурс «Стань лицом с обложки!» является коммерческо-рекламным проектом компании, который проводится во всех магазинах ИКЕА уже третий год подряд. Посетителям Торговых центров МЕГА предоставляется возможность сфотографироваться в интерьере, воспроизводящем новую обложку каталога ИКЕА. Эта возможность предоставляется всем, чье поведение не противоречит морально-этическим или правовым нормам, действующим на территории Российской Федерации. Все участники конкурса получают копии каталога со своими лицами на обложке. Победители получают подарочные сертификаты различного номинала.
С уважением
Пресс-служба ИКЕА в России».
Сообщение, размещенное через несколько дней, 21 сентября, вместо удаленной фотографии на странице конкурса, противоречило ранее присланному официальному комментарию компании ИКЕА. Оно до сих пор висит на месте удаленного фото:
«Фотография была удалена. Компания ИКЕА является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность вне политики и религии. Мы не можем позволить использовать наш рекламный проект как площадку для агитации любого рода.»
На фото: Скриншот сайта Ikeacover.ru
Однако на удаленной фотографии, по мнению участников социальных сетей, не было никакой агитации, текстовых призывов на политическую и религиозную тематику. Ее композиция и содержание не нарушали российское законодательство, даже если иметь ввиду контекст, связанный с судом над Pussy Riot. Кстати, многие известные иностранные музыканты тогда поддержали участниц Pussy Riot.
P. S. Ребята из Екатеринбурга, давшие комментарии по поводу своей оригинальной акции, после удаления фотографии со страницы конкурса ИКЕА вскоре удалили ее и из своих аккаунтов в соцсетях, а на связь больше не выходили. Восхищавшиеся их идеей с балаклавами другие участники соцсети «ВКонтакте» предположили, что на них могло быть оказано давление.
Автор: Александр СКРЫЛЬНИКОВ
Совместно с:
Комментарии