НОВОСТИ
Правительство Нижегородской области запретит мигрантам работать врачами
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Искусство сейчас никому не нужно»

«Искусство сейчас никому не нужно»

«Искусство сейчас никому не нужно»
Автор: Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ
27.07.2020

Заслуженный художник России, академик Российской академии художеств, академик МИАСТФП в Валенсии (Испания), член Европейской академии художеств (Бельгия) и народный художник Кабардино-Балкарии Мухадин Кишев, живущий в Испании, привез в дар республике, где родился и вырос, несколько сотен своих работ – с тем, чтобы открыть музей в Чегеме, своем родном селе, не так давно получившем статус города. Почему музей одиннадцать лет спустя так и не открыт, а художник готовит свои работы к отправке в Испанию, выяснял корреспондент «Совершенно секретно».

Живопись и графика художника-кабардинца Мухадина Кишева, жившего и работавшего сначала в России, затем в Лондоне, а последние десятилетия – в испанском Лос-Каньосе, хранятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, в культурных центрах Англии и Испании и многих музеях России – в Кабардино-Балкарии, Краснодаре, Тобольске и других городах. Более 300 работ Кишева принадлежат коллекционерам, в числе которых королевская семья Испании, Зураб Церетели, Максим Вознесенский, фонд Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк). Поэтому широкий жест Кишева, решившего подарить свои работы Кабардино-Балкарии для создания в родном селении художника настоящего, европейского уровня, музея живописи, был воспринят в республике с восторгом. Тем более что уроженец Чегема, живущий теперь в Испании, считается живописцем мирового уровня.

ПОДАРОК РОДИНЕ

Став за последние десятилетия типичным европейцем, Мухадин Кишев сохранил искреннюю любовь к малой родине. Он отмечает в Кабардино-Балкарии все важные даты и значительные события своей жизни, приезжает в республику в дни крупных праздников. Новые работы Кишев, всегда сопровождаемый арт-директором и супругой Жаклин Дианой Мосс, обязательно привозит на родину, чтобы показать землякам. Поэтому выставки испанского художника проходят в Нальчике практически ежегодно. Все публичные мероприятия Мухадин и Жаклин посещают в одежде, напоминающей кабардинские национальные костюмы: на нем всегда пиджак, стилизованный под черкеску, на ней – платье, напоминающее фашъэ (старинный кабардинский женский костюм). В нальчикской художественной школе живописец во время своих приездов регулярно проводит мастер-классы, при этом покупая для детей кисти и краски. В нальчикском Музее изобразительных искусств имени Андрея Лукича Ткаченко (первого учителя Мухадина Кишева) есть картины Кишева, за которые европейские музеи предлагали солидные суммы. Поэтому идея Мухадина создать в родном селе музей со своими работами, подаренными землякам, никого не удивила.

ГАРАЖИ

Однако полотна, предназначенные для нового музея в Чегеме, до сих пор хранятся в двух гаражах во дворе нальчикского дома художника. Строительство музея не начато, поскольку Кишев уже одиннадцать лет не может официально получить выделенный ему участок сельской земли. За это время сменились четыре главы районной администрации. «Когда я приезжаю, мне говорят, что я должен сходить к тому, к тому, еще к кому-то и попросить. Почему я должен просить, когда я дарю картины, антиквариат, предметы искусства?», – удивляется Мухадин Кишев. Недавно художнику был предложен «временный» вариант: развесить часть своих работ в маленьком краеведческом музее в соседнем селе, где уже висят работы нальчикского живописца Владимира Баккуева – пока не будет выстроен музей. «Я прекрасно понимаю, что, если соглашусь, несколько моих работ останутся там навсегда – и все. Люди будут говорить, что по моей прихоти из музея убрали работы другого художника. А музей в Чегеме так и не будет построен. Кроме того, распихивать работы на свободные от экспонатов места – это далеко от искусства, это какая-то самодеятельность», – считает Кишев.

В администрации Чегемского района, в свою очередь, объяснили, что строительство музея не может быть начато, пока земля не оформлена на художника. Да, было постановление правительства Кабардино-Балкарии о выводе из категории земель сельскохозяйственного назначения участка, предназначенного для строительства художественно-этнографического музея. Затем было решено провести аукцион, чтобы закрепить участок за Кишевым. «Но цены поднялись так, что, оказалось, просто невозможно оформить сделку. Пришлось отменить аукцион и искать возможность передать участок художнику без него. Мы занимаемся этим вопросом», – отметил представитель администрации, заверив, что сразу после оформления участка на Мухадина Кишева будет сделан проект строительства, волокита закончится и начнется работа. Сам же художник говорит, что с него уже дважды брали деньги, заверяя, что земля закреплена за ним, оставалось только оформить необходимые бумаги. Однако позже выяснялось, что это не так. «Получается, я дарю – а они просто не могут взять. Или не хотят. Увязли в надуманных формальностях, сами толком не понимают, что делают и для чего. За 11 лет я столько всего наслушался – это просто сюжет для Гоголя!» – говорит 81-летний художник. Мухадин Кишев подчеркивает, что не хочет увозить работы из республики, но бороться за музей устал, не видит в этом смысла, да и здоровье уже не позволяет.

МУЗЕЙ ДЛЯ ВСЕХ

Живописец объясняет: «Наверное, и чиновники, и коллеги-художники полагают, что я добиваюсь строительства музея художника Мухадина Кишева. Но это не так. Кабардино-Балкария – один из немногих субъектов РФ, где при большом количестве хороших художников отсутствует музей современного искусства. В Северной Осетии их два, Адыгея имеет огромный филиал Музея Востока, позволяющий делать шикарные выставки. В Кабардино-Балкарии же такой музей необходим, это курортная республика, которой нужно привлечь и развлечь туристов. Строительство такого музея я как раз и пытаюсь «пробить». Да, там будут мои работы, но одновременно и выставки других художников, библиотека, для которой я передаю свою коллекцию книг об искусстве, зал, кафе. Это будет уникальный культурный центр, о котором всегда мечтали художники республики».

Кроме того, Мухадин Кишев уверен, что одна из главных функций любого музея – сохранение работ умерших художников. «Мастер умирает, и его работы расходятся по друзьям-знакомым, теряются, пропадают, портятся – и нет художника. Через несколько лет уже невозможно выяснить, что он создал за свою жизнь, увидеть это. Чтобы художники не исчезали, нужны музеи. Чем больше, тем лучше», – считает он. Поэтому и свою мастерскую в Испании Мухадин Кишев завещал для хранения работ умерших художников, пока не будет определена их дальнейшая судьба. Кишев отмечает, что на его памяти умерло около ста российских живописцев. И достижения многих из них спустя годы были оценены по-другому, чем при жизни. Кого-то забыли, а кто-то признан настоящим мастером. «Мне не все равно, что обо мне скажут спустя годы после моей смерти. Поэтому в искусстве я никогда не бываю полностью доволен собой. И поэтому для меня был так важен этот музей», – говорит художник.

СОМНЕНИЯ

Коллеги-художники относятся к проекту Мухадина Кишева неоднозначно: некоторые поддерживают, но многие сомневается в его практической ценности. Часть художников полагает, что выставки в Чегеме вряд ли будут интересны горожанам и соберут много посетителей, тем более заинтересованных и платежеспособных, которых и в городах-то немного. Другие считают, что открытия музея надо добиваться в любом случае, независимо от его предполагаемой рентабельности. Так, народный художник Кабардино-Балкарии Руслан Цримов уверен, что это будет, конечно, в первую очередь музей Кишева, но ничего плохого в этом нет. «Музеи надо строить везде, где человек проявляет инициативу создания очага искусства. Я считаю это не просто нужным, а необходимым. Со временем ценность каждого экспоната многократно увеличится», – говорит Цримов, всячески поддерживающий коллегу. Руслан Цримов уверен, что правильное восприятие мира зависит, прежде всего, от количества доступных людям театров и музеев. Но при этом подчеркивает, что практически помочь Кишеву художники республики просто не имеют возможности. На содействие односельчан-чегемцев Мухадин Кишев не рассчитывал с самого начала – людям, сидящим без работы и выживающим на копейки, не до музеев.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНИЛИЩЕ

Мухадину Кишеву не хочется увозить свои работы из Кабардино-Балкарии. Уступив просьбе своего чегемского друга Мухамадина Тумова, он решил оставить их в республике еще на некоторое время. Для этого Кишев арендует в Нальчике благоустроенную квартиру, снабдит ее охраной и временно разместит там картины. Но от создания музея он уже готов отказаться. «Искусство сейчас никому не нужно. Не только мое, ничье. Мне 81 год, у меня много болезней, в том числе и онкология. Мы с женой решили отказаться от этой идеи, поскольку устали и не хотим этим больше заниматься. Слишком много сил и, главное, времени ушло впустую. Музей мне строить уже поздно – надо договориться со спонсором, все организовать, запустить, проконтролировать…. Одиннадцать лет назад это имело смысл, а сейчас боюсь не успеть», – делится Кишев.

Известие о том, что работы Мухадина Кишева увезут из Кабардино-Балкарии, вызвало возмущение и сожаление в соцсетях и среди любителей живописи. И только.

Художник затрудняется назвать причины странного поведения районных властей. Он предполагает, что земельный участок, расположенный на оживленной трассе, ведущей к Чегемским водопадам, представляет интерес для кого-то из серьезных людей. Коллега художника Руслан Цримов считает, что причина – нежелание что-либо делать и неготовность воспринимать искусство всерьез. Он говорит: «У власти всегда найдется повод сказать: не до искусства сейчас, не до живописи, не до скульптуры! Не до музеев! У них всегда есть какой-то форс-мажор: надо выполнить решение партии и правительства, надо убрать кукурузу… Это здесь происходит постоянно, с тех пор как появилась проблема искусства, то есть последние 50–60 лет. И всегда искусство воспринималось и воспринимается чиновниками разного уровня как совершенно неважная вещь».

ВТОРАЯ РОДИНА

Тем временем стало известно, что возобновляется приостановленная из-за пандемии реконструкция здания, в котором будет открыт музей Мухадина Кишева в испанском городе Барбате. Решение об открытии музея в этом городе было принято по инициативе его мэра Мигеля Молина. Три года назад испанскую мастерскую Мухадина Кишева посетила делегация чиновников, возглавляемая градоначальником. Его сопровождали заведующий отделом культуры мэрии, известный архитектор и скульптор Хавьер Айярза, создавший проект музея Кишева. Художник рассказал, что ему было предложено три здания на выбор, и больше всего понравился старый кинотеатр в самом центре города. Мэр Барбате подчеркнул, что такой известный художник из России делает честь испанскому городу своим пребыванием в нем, а будущим инвесторам понравились его работы. В свою очередь, Мухадин Кишев заявил, что Андалузия и город Барбате стали для него второй родиной, поэтому ему приятно будет предоставить для музея свои картины. Уже готов план реконструкции и найдены необходимые 2 млн евро. Начавшуюся реконструкцию притормозил коронавирус, однако сейчас реконструкция здания уже возобновлена. Открытие музея, намеченное на май следующего года, будет предварять большая выставка Мухадина Кишева в соседнем здании, задуманная, чтобы «проанонсировать» музей и познакомить жителей и гостей курорта с творчеством художника.

«Предложение открыть музей исходило от городских властей Барбате, я их об этом не просил и ничего не предлагал. И я не думаю, что это сделано из большой любви ко мне и моему творчеству. Барбате – курортный город с шикарными пляжами и без единого музея. И мэр города оказался не дурак: туристам будет интересно посмотреть работы известного российского художника, они будут приезжать, информация о новом музее будет передаваться и привлечет туристов дополнительно. Городские власти постоянно думают, чем еще можно заинтересовать туристов», – говорит Мухадин Кишев. И напоминает о том, что чегемский музей тоже планировалось расположить в том месте, где ежедневно проезжают тысячи туристов, следующих к жемчужине горной Кабардино-Балкарии – Чегемским водопадам.

Фото из архива автора

Фото_27_13.JPG

Справка

Кишев Мухадин Исмаилович родился 18 декабря 1939 года в Кабардино-Балкарии, в селении Чегем II Чегемского района. Там и закончил среднюю школу. В 1958 году поступил Краснодарское художественное училище и Госуниверситете, а в 1965 — закончил оба на отлично. Тогда же закончил летные курсы в Краснодарском аэроклубе и получил первый разряд высшего пилотажа на спортивных самолетах. С 1965 года работает в Художественном фонде КБР (Кабардино-Балкарской Республики). С 1973 года – член Союза художников СССР, а с 1987-го – и Международного союза художников. В 1988–1991 годах был художественным руководителем молодых профессиональных художников России в домах творчества художников «Горячий ключ» и «Байкал». С 1972 по 2000 год побывал в творческих поездках в 18 странах мира. С 1963 по 2000 год сделал 16 персональных выставок и принимал участие в 42 групповых и общих выставках в России и многих других странах. В 1993 году он был принят в Международный союз художников. С 1994 по 1998 год работал в Лондоне по приглашению известных Чизенхейльских мастерских. С 1998 года по настоящее время живет и работает в Испании, там, где творили Пикассо и Миро, – в Андалузии. Награжден многочисленными грамотами КБР, России и других стран, медалью «За доблестный труд», лауреат премии Ленинского комсомола КБР, ему присвоено звание «Народный художник КБР». Имеет двоих детей. Жена – англичанка, она же и менеджер, коллега и муза – Жаклин Диана Мосс. Произведения Мухадина Кишева находятся в музеях России, КБР и в частных коллекциях в России, Великобритании, Испании, Германии, Исландии, Польше, Финляндии, Франции, США, Латинской Америке, Бразилии, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Африке, бывших республиках СССР и других стран мира. Искусство Кишева связано с утверждением красоты. Жизнь и искусство Кишева представляют собой слияние Востока и Запада, и Испания оказала заметное влияние на его творчество. Кишев делает поиски в разных техниках, в том числе, маслом на холсте и монотипии на бумаге. Он мастерски использует цвет и свет. Кишев много пишет, его картины охватывают широкий круг тем, которые появляются в циклическом ритме серии, таких как: «Судьбы», «Космическое пространство», «Родина», «Голос художника», «Ностальгия по природе» и многие другие, где главной целью является наладить отношения между реальным и абстрактным.


Автор:  Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку