НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ИТОГИ ЕГЭ 2023 – СНИЗУ УЖЕ ПОСТУЧАЛИ

ИТОГИ ЕГЭ 2023 – СНИЗУ УЖЕ ПОСТУЧАЛИ

ИТОГИ ЕГЭ 2023 – СНИЗУ УЖЕ ПОСТУЧАЛИ

ФОТО: СТОЯН ВАСЕВ/ТАСС

Автор: Ольга СОТИНА
18.07.2023

Учителей для 5–9 классов средних школ будут готовить в колледжах. С такой инициативой на состоявшемся в июне Петербургском международном экономическом форуме выступил министр просвещения Сергей Кравцов. «Сейчас в системе среднего профобразования готовят только будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и начальной школе. Мы разрабатываем проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», – заявил министр. В Минпросвещении уточнили, что эта инициатива еще будет обсуждаться в профессиональных кругах.

«Пока ты учишься в университете на учителя, ты помимо собственно предметных дисциплин проходишь и другие – педагогику, психологию… Это целый комплекс образования. Человек, который получает диплом, который может быть учителем, – это не узкий специалист, – рассказал журналистам преподаватель физики и астрономии из Нальчика Аслан Кашежев. – Если мы эту планку понизим, в школы придут левые, ненужные, бесполезные и бесталанные люди».

ОДНАКО ПЕДАГОГИ УЖЕ ОЦЕНИЛИ ИДЕЮ КРАВЦОВА И ВЫНЕСЛИ СВОЙ ВЕРДИКТ

Если объективно, то таких учителей в школах и сейчас более чем достаточно. Несколько лет назад они отгадали ЕГЭ, набрали необходимое количество баллов для поступления в педагогические вузы, кое-как отучились и пришли учить других. Качество их работы измеряется десятками тысяч рублей, которые родители школьников ежегодно вынуждены тратить на репетиторов.

По оценке экспертов, услугами репетиторов сегодня пользуется чуть ли не каждая вторая семья, выкладывая за дополнительное обучение в среднем до 10000 рублей в месяц. Стабильный рост рынка репетиторов красноречиво говорит о небывалом кризисе среднего образования.

Результаты выпускной компании 2023 года – яркое тому подтверждение. «Низкая доля учеников, выбирающих физику, из года в год становится угрозой. В настоящее время доля таких учащихся уже составляет менее 15%. Это требует особых усилий в свете развития инженерных школ, импортозамещения и разработки новых технологий, поскольку физика является основным предметом, как для технических, так и для инженерных специальностей, – рассказала «Совершенно секретно» главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Это особенно противоречит ситуации, когда многие регионы и университеты предлагают дополнительные места по инженерным и техническим специальностям, где физика является необходимым предметом. Если на эти специальности начнут поступать ученики, не выбравшие или не сдавшие физику, это может подорвать возможности в обучении программам в этих областях. Такие программы обычно сложны и основаны на фундаментальных знаниях, включая не только математику, но и естественно-научные предметы». Для экономики страны, где сегодня наблюдается острый дефицит квалифицированных инженеров, это – настоящая катастрофа. Впрочем, как и для отечественной науки, которая уже давно не пополняется молодыми одаренными кадрами.

«Еще одной тревожной тенденцией является значительная доля учеников, которые не справляются с профильной математикой или справляются на очень низком уровне, несмотря на то, что они выбрали этот предмет, – добавила Ирина Абанкина. – Это касается не только инженерных, технических и технологических специальностей, но и общественных наук, таких как экономика, менеджмент, социология, психология, а также структурная лингвистика. Во всех этих областях математика является неотъемлемой частью образования, и для ее изучения необходимо сдавать профильный экзамен в школе».

БЕДА С МАТЕМАТИКОЙ

То, что качество знаний в области математики даже на базовом уровне, а это программа для 5–7-х классов, у выпускников средних школ год от года стремительно снижается, сегодня признают даже чиновники. И, между прочим, начинают бить тревогу.

Так, 19 июня на совещании правительства Пензенской области первый зампред Олег Ягов, возмущенный низкими показателями ЕГЭ по этому предмету, фактически признал, что существующий на сегодняшний день школьный курс математики никуда не годится и его необходимо усовершенствовать.

«Самая большая проблема 2023 года – это математика профильного уровня. За три года самый низкий средний тестовый балл», – заявил Ягов. – Пока мы не займемся математикой, мы не сможем развивать реальный сектор экономики».

Согласно данным Министерства просвещения, в этом году средний тестовый балл по профильной математике составил 55,6. По сравнению с прошлым годом (56,9), он действительно, понизился. А ведь это показатель уровня знаний тех выпускников, которые планируют продолжить свое образование в технических вузах.

Картина с математической «базой», которую сдавали 337 тысяч выпускников для получения аттестата, еще печальнее. Только треть из них сдала убогий уровень 5–7 классов на «отлично». Возможно, они или их родители решили, что для поступления в гуманитарный вуз эта точная дисциплина не нужна, и поэтому решили не тратить время на изучение сложного и «бесполезного», на их взгляд, предмета. А зря. Математика учит критически мыслить и анализировать. Отсутствие этих навыков приводит к тому, что не приученные работать, рассуждать и доказывать студенты вылетают с первого курса серьезных вузов после первой же сессии.

Наблюдая за активностью пользователей соцсетей, нетрудно предположить, что проблема с обучением школьников логическому и критическому мышлению сегодня стоит, как никогда, остро.

Комментарии из соцсетей:

Юлия

«Знаю преподавателя, который утверждал, что «геологам математика не нужна». Наблюдала за его выпускниками, грустно».

Виктор

«Как юрист, работающий более 20 лет по специальности, закончивший новосибирскую физико-математическую школу, скажу: для меня юриспруденция – это чистая математика. При подготовке к процессу использую математику, чтоб определить какое законодательство и в какой части применить, чтоб получить необходимый результат».

Елена Д.

«Накачать мозг можно, только занимаясь математикой. Мой знакомый лыжник по двоеборью, чемпион, учился на тренера, и то высшую математику изучал. Хотя, казалось бы, где его лыжи, а где высшая математика? Гуманитарий у нас что, синоним слова идиот? Нет. Вот профильная математика – это защита от дураков».

Анастасия Богданова

«Но преподавание математики в школе – это сейчас скорее треш, я как раз – сидела организатором на профильной математике – 7 из 15 человек не решали 2 часть».

А ПУШКИН ПРЕДУПРЕЖДАЛ!

Составителей сборников ЕГЭ найти вряд ли получится. А вот автора идеи внедрения единого госэкзамена в России вполне себе. Это Владимир Филиппов, возглавлявший в 1998– 2004 гг. Министерство образования. По мнению Филиппова, введение общего стандарта оценки знаний выпускников было направлено на то, чтобы искоренить коррупцию в вузах и сделать высшее образование более доступным.

Фото_13_06_ЕГЭ.jpg 

Результаты филипповских реформ сегодня налицо: полная деградация средней школы и огромное количество немотивированных и ни на что не годных «специалистов» с дипломами высших учебных заведений, где они оказались по ошибке. Точнее, по результатам ЕГЭ.

А, может, именно на это и рассчитывали реформаторы?

Выдающийся математик, академик РАН Владимир Арнольд в своей статье «Новый обскурантизм и российское просвещение», опубликованной в 2003 году, писал: «В опубликованном Министерством образования России двухтомном проекте «Стандартов общего образования» приведен большой список тем, знания которых у обучаемых предлагается перестать требовать. Именно этот список дает самое яркое представление об идеях «реформаторов» и о том, от каких «излишних» знаний они стремятся «защитить» следующие поколения: Конституция СССР; основные политические партии; многопартийность; гарантии прав и свобод; правоохранительные органы; формы государственно-территориального устройства Российской Федерации; правовой статус человека в демократическом правовом государстве; разделение властей; судебная система; Государственная дума; суверенитет…» Академик справедливо предположил, что идеи губительных для российского образования реформ были занесены ветром перемен. Прижились и проросли.

«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы, – писал Владимир Арнольд в своей статье. – От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые вдобавок мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)…»

Фото_13_07_ЕГЭ.jpg 

Кстати, в своей статье академик Арнольд привел список «нежелательных» для серьезного изучения произведений и авторов, упоминаемых в министерском «Стандарте». Кто бы вы думали среди них? Пушкин! Уж, не за эти ли строки из стихотворения «Свободы сеятель пустынный»:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СНЕГ?

Ну, ничего! У нас некому двигать науку и поднимать производство, зато выпускников, желающих трудиться в IT-сфере за приличные деньги – хоть отбавляй. Ажиотаж вокруг покинувших страну специалистов оказался блестящей рекламой.

«Одной из позитивных тенденций является стабильное увеличение числа учеников, сдающих экзамен по информатике в цифровом формате на компьютерах. На протяжении последних нескольких лет те, кто выбирает информатику, демонстрируют повышенную успешность и получают высокие оценки, – рассказала главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Множество платформ, таких как Фоксфорд, Skyeng, Inbox, Uchi.ru и другие, предлагают интенсивные и результативные программы, способствующие получению высоких баллов».

По всей видимости, специалисты из НИУ ВШЭ, проводя свои исследования в области подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ, опирались исключительно на мнение преподавателей. Мы же поинтересовались отзывами родителей и, если честно, были нисколько не удивлены крайне низкой оценкой предлагаемых цифровых образовательных платформ.

«Абсурдность тестовых заданий на платформе «Учи.ру» просто запредельная! К примеру, среди прочих, там есть такое: «Из чего состоит снег?» Правильный ответ, знаете какой? «Из снежинок». Ну, о каких дополнительных ценных знаниях тут может идти речь? – рассказал «Совершенно секретно» руководитель Комитета по информационной безопасности семьи Союза «Родительская палата» Андрей Афанасьев. – По сути, это игра в угадайку. Причем, очень примитивную. И к тому же платную. Там общий принцип такой, что базово бесплатных заданий хватает. Но! На платформе сильно развиты системы рейтингов, наград, медалек и т.д. Там развито все то, что провоцирует конкуренцию среди детей, и каждый стремится быть первым, набрать больше балов. Естественно, для этого нужно выполнять более сложные, дополнительные задания, а за это уже нужно вносить деньги».

Эксперт рассказал нам, что в результате проведенного опроса среди родителей удалось выяснить, что учителя регистрируют детей на «Учи.ру» без их ведома. А потом практически принуждают школьников выполнять задания на этой платформе.

«Многие родители пишут, что за отказ выполнять задания на этой платформе, педагоги ставят реальные «двойки», – рассказывает Андрей Афанасьев. – Хотя сам факт регистрации на платформе без ведома родителей – это вопиющее беззаконие. Закон 152-ФЗ (закон «О персональных данных») отдыхает. А большинство учителей даже не дают себе труда вникнуть, что их могут привлечь к ответственности за такие действия».

В общем, оценки качества цифровых учебных помощников у специалистов из НИУ ВШЭ и у родителей российских школьников существенно разнятся. Чего уж там! Судите сами:

Ангел Зав

«Очень нудная платформа, хорошо, что сейчас наша школа от нее ушла, там задавали задания, которые очень долго повторяются в действиях как зомбирование. Ребенок честно уставал. Сил не было, а позже и желания».

Ольга Бусыгина

«Никаких знаний там нет. А как там развивается игровая зависимость, это кошмар! После таких «занятий» ребенок нервный и агрессивный».

Plut75

««Сидели» на «Учи.ру», держали 1 место не то, что в классе, в школе. Я, конечно, весь в восторге, на расслабоне, потом оплатил дневник, посмотрел статистику «Чемпиона» и тихо выпал в осадок… 29 место в классе из 30. Запретил эту деградационную помойку. Задания выполняются перебором вариантов ответов, это однозначно отупляет, так как можно даже не читать вопрос или читать невнимательно, не вдумываясь, просто клацай мышью и все».

alenarepyah1983

«Данный ресурс – коммерческий и не имеет никакого отношения к государственной образовательной системе. Программа платформы не соответствует стандартам гособразования, если там будет что-то не то, в школе и в Минпросвещения за это никто не отвечает».

ВУЗОВСКИЙ БЮДЖЕТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но, худо-бедно, а выпускные экзамены состоялись, баллы подсчитаны, и следующий этап – подача документов в вузы. Желательно, конечно, на бюджет. Но тут в нынешнем сезоне сюрприз! Неприятный. Ведь правила приема в высшие учебные заведения в 2023 году существенно изменились.

Фото_13_08_ЕГЭ.jpg 

Так, с 2023 года публикация конкурсных списков и зачисление на бюджет будут проходить в одно и то же время для очников, вечерников и заочников. То есть, запасные варианты бесплатного обучения в случае неудачной попытки поступить на дневное отделение теперь не прокатят. Так что, с формой обучения придется определяться сразу и до 25 июля включительно.

Количество вузов, куда абитуриент может подать документы, остается, как и прежде – не более 5. Однако если раньше можно было участвовать сразу в десяти конкурсах в одном и том же институте или университете, то в этом году их число сократилось до пяти.

В общей сложности, в этом году высшие учебные заведения России выделили 626 тысяч бюджетных мест, львиная доля из которых распределится уже на этапе приоритетного зачисления среди абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний.

В число «приоритетников» входят члены сборных команд, участвовавших в международных олимпиадах, победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады, чемпионы мира и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, победители и призеры олимпиад школьников.

Кроме этого, вузы выделяют не менее 10% от бюджетных мест по каждому направлению подготовки инвалидам с детства, инвалидам 1–2 групп, детям-сиротам, ветеранам боевых действий. По отдельной квоте, на которую вузы выделили еще 10% бюджетных мест, будут принимать участников СВО и их детей, а также Героев России и обладателей трех орденов Мужества. В медицинские вузы без вступительных экзаменов на бюджет зачислят детей медицинских работников, погибших от ковида.

Оставшиеся бюджетные места займут абитуриенты основного этапа зачисления. Если будут возникать ситуации, когда на одно место будут претендовать два соискателя с одинаковыми баллами, учтут баллы по приоритетным дисциплинам и преимущественные права абитуриентов. Например, их имеют военнослужащие-контрактники, отслужившие не менее 3-х лет, дети погибших военнослужащих и пр.

ПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РФ ПОДОРОЖАЕТ НА 25%

Очевидно, что из-за большого количества льготников количество бюджетных мест в рейтинговых вузах явно снизится. Поэтому многие высшие учебные заведения уже сейчас активно агитируют абитуриентов взять образовательный кредит с господдержкой. Но желающих взваливать на себя долговое ярмо не так уж и много. К тому же в этом году вузы планируют поднять расценки за обучение до 25%.

Так, например, в Высшей школе экономики стоимость обучения уже подорожала – с 650000 до 770000 рублей в год. А Московский физико-технический институт анонсировал повышение цен в среднем с 360000 до 432000 рублей за год обучения.

Не отстают и регионы. Сайт Уральского федерального университета опубликовал приказ, согласно которому, в зависимости от направления, стоимость обучения там вырастет на 8,7–26% – от 165000 до 299000 рублей за год.

Руководители вузов утверждают, что это необходимые меры, так как связаны с инфляцией, повышением цен на коммунальные услуги и недостатком бюджета на развитие самих учебных заведений. К тому же, для некоторых направлений, таких, как IT или программирование, требуется современное оборудование, которое, в свою очередь, тоже сильно подорожало.

Ну а поскольку по всем прогнозам, инфляция будет только расти, а вслед за ней и вузовские ценники, то высшее образование для большинства российских школьников скоро превратится в несбыточную мечту. И это грустно. И, в первую очередь, для самого государства. Так как, мозги, не нашедшие применения в своей стране, с большей скоростью потекут за ее пределы.

УЧИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ ДЕШЕВЛЕ

Как это ни парадоксально, но сегодня высшее образование за рубежом стоит в два, а то и в три раза дешевле, чем в России. Поэтому многие школьники начали планировать свой отъезд задолго до выпускных экзаменов.

«Если сравнивать даже с прошлым годом, то количество желающих поехать учиться за границу выросло процентов на 30. Как правило, это осознанное решение, к которому готовятся заранее, так как, на оформление документов, тех же студенческих виз может уйти до полугода. Потом, на получение языкового сертификата тоже понадобится время, – поделилась с «Совершенно секретно» управляющий директор Агентства международного образования «Инсайт-Лингва» Анастасия Кольвайс. – Но и для тех, кто задумался о поступлении только сейчас, тоже есть варианты. Например, в Малайзию и ОАЭ существует упрощенный визовый въезд, поэтому оформить студенческую визу в эти страны можно довольно-таки быстро. Кроме этого, в этих странах многие университеты предлагают несколько стартовых дат и там можно начать учебу с ноября или с января». По словам представителя «Инсайт-Лингва», лидерами по количеству выезжающих из России на обучение остаются Австрия и Германия. Учеба в хорошем университете там стоит максимум 750 евро за семестр. Проживание и питание в не очень крупных городах обойдется в пределах 600 евро в месяц. При этом, в Австрии, например, студенты могут легально подрабатывать до 20 часов в неделю при минимальной ставке 10 евро в час. В месяц набегает примерно 800 евро, что позволяет полностью компенсировать расходы на еду и проживание.

Фото_13_09_ЕГЭ.jpg 

«А самое дешевое образование в Словакии. Наши партнеры готовы принимать наших студентов на подготовительную программу с началом учебы в октябре месяце. Они специально сдвинули начало, чтобы мы успели всем сделать визы, – рассказала Анастасия Кольвайс. – Там студенты год будут изучать язык и готовиться по предметам, одновременно с этим будут нострифицироваться (признаваться) российские аттестаты, а дальше студенты подадут документы в государственные университеты, где будут обучаться на словацком языке. И это обучение будет стоить ровно 0 денег».

P.S

Если вариант с зарубежным обучением тоже неприемлем, то у выпускника средней школы остается возможность продолжить образование в колледже. Но и там все непросто. На востребованных специальностях конкурс бывает даже выше, чем в вузах, а стоимость обучения уже не намного отличается от расценок на высшее образование.


Автор:  Ольга СОТИНА

Комментарии


  •  Старуха среда, 18 июля 2024 в 16:56:20 #130465

    Знание математики даёт возможность логически мыслить,без математики ничего не обходится. К сожалению сейчас дети даже не могут представить что такое высота ромба или пирамиды,не говоря уже о каких -то точках на этих линиях.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку