Карантин-тревел
РИМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19
19.05.2020
Есть такое выражение «идеальный шторм» так называют ситуацию, возникшую путем такого сложения ряда неблагоприятных факторов, в результате которых их суммарный негативный эффект существенно возрастает. Для туристической отрасли коронавирус стал самым настоящим штормом, в который угодили все: туроператоры, авиакомпании, отели, гиды и сами туристы. Пострадали музеи, выставки, галереи... Серьезно досталось и ориентированному на туристов общепиту. А тут еще и валютный курс. Каким выйдет туризм из этого шторма?
Отношение аудитории к тревел-блогингу последовательно прошло через несколько этапов. Наблюдать за чужими путешествиями поначалу было интересно потому, что сам в этих местах не был. Потом – потому что в эти места собирался поехать, и нужны были лайфхаки от бывалых. Затем чужие посты из поездок пролистывались только для того, чтобы сравнить с ними свои впечатления. Ох, уж это чувство особого превосходства, когда понимаешь, что из поездки по тем же местам привез впечатлений больше, чем популярный блогер! А уж если удавалось поймать автора на фактической ошибке в описании локации... Постепенно вместе с доверием к блогерам терялся и интерес к тревел-блогингу как к жанру. Кто все эти люди, которые постоянно путешествуют? Почему на них нужно подписываться? Зачем читать чужие отчеты о поездках, если можно отправиться в путешествие самому?
ПУТЕШЕСТВИЯ СТАНОВЯТСЯ ВОСПОМИНАНИЕМ
Несмотря на колебания валюты и прочие неурядицы в экономике, путешествия, действительно, становились все доступнее. Появились агрегаторы авиабилетов – с ними выбирать подходящие рейсы, а то и вовсе решать, куда отправиться, стало гораздо удобнее. Система бронирования отелей позволила отказаться от услуг туроператоров и прочих посредников. Лоукостеры и хостелы придавали азарт охочему до путешествий, но неприхотливому до комфорта туристу. Путешествия все больше становились похожи на гонку: посетить первую десятку стран, объездить всю Европу, отправиться в кругосветку. Путешествия все чаще становились образом жизни: уехать на зимовку в Азию, перейти на удаленку, стать цифровым кочевником... А потом все резко кончилось. ВОЗ объявила пандемию. Страны ввели режим самоизоляции. Мир замер.
В считанные дни возможность открыть Шенгенскую визу, чтобы сгонять в Европу, сменилась на необходимость оформить пропуск, чтобы выйти из дома. Позабытый жанр тревел-блогинга на фоне происходящего заиграл новыми красками. Отчеты из поездок больше не кажутся хвастовством, скорее – свидетельством нормальной жизни. Переполненный зал ожидания в аэропорту, многолюдные восточные базары, толпы туристов у достопримечательностей, изобилие шведского стола, шумные пляжи, опен-эйры... Все, что раньше казалось вполне доступным, быстро становится воспоминанием. Воспоминанием становятся и сами путешествия. На место реального туризма приходит туризм виртуальный.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Я и сама не заметила, как отправилась в виртуальное путешествие. Правда, ему предшествовало путешествие реальное, случиться которому, было не суждено. Посмотреть на Рим мы планировали давно, но все никак не получалось: то не было времени, то удобных билетов. А в январе все сложилось – особенно по цене. Билеты куплены, отель забронирован, ехать должны были в апреле этого года – аккурат на 2 773 день рождения вечного города! – но не сложилось с карантином. Техподдержка приняла заявку на возврат билетов, но вернула не деньгами, а ваучером. Аналогично поступил и отель, великодушно разрешив вернуться к ним на тот же срок до конца года. На этом несостоявшееся путешествие могло бы завершиться, так и не начавшись, но в ежедневнике всплыло уведомление о поездке и руки сами собой потянулись погуглить, а как там Рим.
На Рим я посмотрела через вебкамеры. Насчитала от силы человек десять на улицах Вечного города. На одной из площадей внезапно открыт небольшой рынок, но проходы огорожены лентами и за соблюдением дистанции следят дополнительно. Правда, там и без этих мер следить особо не за кем – не лучшее время, чтобы ходить по рынкам. У Испанской лестницы тоже выставили патрульные машины, стоят полицейские и у фонтана Треви. Наверное, караулят любителей прогуляться без привычных толп туристов, ведь посещение достопримечательностей не входит в категорию разрешенного на карантине. Штрафы за нарушение карантина постоянно повышали, но, судя по ежедневным отчетам полиции, даже эти баснословные суммы не мешают любителям незаконных прогулок. В тот день в Риме был дождь, на море – шторм. В непогоду пейзажи опустевшего города выглядят особенно тоскливо. Как и вся индустрия туризма сейчас.
Подглядывание за жизнью городов на карантине, судя по всему, стало очень популярным занятием в режиме самоизоляции. Веб-камеры установлены практически у каждой известной достопримечательности, а где-то и в обычных районах. Технологии позволяют наблюдать за происходящим в мире. К новым условиям приспосабливаются и гиды.
«Пакуйте воображаемые чемоданы! Мы отправляемся в новое путешествие!» – сообщили Дима и Настя в своем аккаунте @hamburgnabegu еще 23 марта. Не нарушая распоряжения властей, они промчались на электроскутерах по самым главным достопримечательностям Гамбурга, чтобы своим фирменным языком ситкомов рассказать самые интересные факты о городе с двенадцативековой историей. Присоединиться к их веселой, профессиональной и, что немаловажно, бесплатной экскурсии можно было в прямом эфире Instagram, а, судя по тому, что экскурсии в прямом эфире они начали проводить каждую субботу, виртуальный туризм оказался очень популярным. Берлин, Амстердам, Барселона, Рим, Иерусалим, Минск, Будапешт, Париж... Гиды по всему миру решили, что самоизоляция – не повод сходить с ума в четырех стенах, и организовали онлайн-экскурсии. В Instagram набралось уже несколько тысяч публикаций по тегу #карантинтрэвел.
Задают тренды виртуального туризма музеи, галереи и выставочные центры. За отсутствием реальных туристов, там проводят дистанционные экскурсии. Например, через вкладку «Виртуальный визит» на сайте Эрмитажа все желающие могут начать тур по любой из доступных для онлайн-визита частей музея, пройтись по огромным залам и даже заглянуть в места, скрытые при обычном посещении. Новый проект «В фокусе» позволит не только рассмотреть великие творения в деталях, но и заглянуть в лаборатории по реставрации. С аналогичной инициативой #ТретьяковкаДома выступила и Третьяковская галерея, а на сайте Пушкинского музея при помощи очков виртуальной реальности можно даже совершить 3D-прогулку. Русский музей предлагает своим виртуальным посетителям экскурсии, вебинары, лекции и фильмы, созданные на основе своих коллекций. Виртуальный тур есть даже у Кунсткамеры: их знаменитые естественнонаучные коллекции также доступны для онлайн-просмотра.
Учреждения культуры в Европе ушли на карантин в числе первых. Венская опера сразу ввела бесплатные трансляции, а также приоткрыла доступ к записям прошлых выступлений. Цифровой концертный зал у Берлинской филармонии существовал уже давно, но благодаря карантину к нему открыли доступ бесплатно. В уникальном архиве собраны сотни записи концертов за последние шесть десятилетий. Метрополитен-опера запустила серию бесплатных онлайн-трансляций Nightly Met Opera Streams с HD-записями опер из архива. В Московской опере тоже сориентировались быстро и, чтобы не отменять запланированные мероприятия, там запустили «Домашний сезон» – прямые трансляции концертов без публики из залов филармонии на период карантина для всех, кто находится дома.
Не расставаться со зрителями решили и в театрах. Московский театр «Современник» запустил антивирусный онлайн-проект «Доктор Чехов». Видеозаписи чтения рассказов артистами можно посмотреть на сайте театра. Театр на Таганке перенес премьеру спектакля в онлайн, аналогично с премьерным спектаклем поступили и в московском театре «Сатирикон». Все трансляции были бесплатными. С новой силой заработали и онлайн-кинотеатры.
Вдвойне примечательно, что для многих эти «карантинные акции» открыли ранее неизвестные вещи. Не все знали, что у музеев есть собственные виртуальные пространства, а не только страничка с сухой информацией о времени и часах работы. Возможность смотреть спектакли онлайн для многих и вовсе стала открытием. Однако платить за виртуальное искусство готовы далеко не все. Во-первых, в онлайне хватает бесплатных развлечений и большинство предпочтет их только потому, что платить не надо. Во-вторых, культура поддерживать понравившиеся проекты рублем у нас толком не развита и донаты воспринимаются как попрошайничество. Перешедшие в онлайн гиды признаются, что монетизировать свои услуги в новой реальности получается далеко не у всех. Но люди готовы платить тем, кого знают лично и чьими услугами уже пользовались, – это поддержка на уровне репутации, личного бренда.
Как бы то ни было, но спрос на контент действительно растет, и хотя перевести его в реальную плоскость пока не получается, гиды продолжают работать по большей части за внимание аудитории и с надеждой на будущее. Получается, что виртуальный туризм способен формировать отложенный спрос. Можно «прогуляться» по виртуальному Эрмитажу, а потом захотеть увидеть его вживую. Можно познакомиться с гидом онлайн, а при случае воспользоваться его услугой лично. Но пока виртуальный туризм заточен под реальный, реальная туристическая отрасль еще не готова к перезапуску.
РЕАНИМАЦИЯ ТУРИЗМА
Заявления о возобновлении туризма выглядят преждевременными. Первой из стран ЕС об открытии границ заявила Чехия. Правительство разрешило своим гражданам покидать страну с 24 апреля текущего года, в том числе и на отдых в другие страны. Жаль, что не уточнили в какие, шутили чехи. Запрет на въезд иностранцев тоже ослабили, но только для тех, кто въезжает по студенческой или деловой визе – тут уж не до туризма. Все въезжающие обязаны предоставить отрицательный тест на COVID-19 или провести 14 дней на карантине – непозволительная роскошь для обычного отпускника. Позже открытие границ в Чехии перенесли на июль, но только с соседними странами – Австрией, Германией, Польшей и Словакией. Но даже у этих планов нет гарантий – переговоры с этими странами еще не проводились, а на их результат, очевидно, повлияет не политика, а эпидемиологическая обстановка. Но даже выйдя из охватившего весь мир коронавирусного шторма, страны не готовы принимать иностранных туристов. Тот же Китай, несмотря на минимум фиксируемых заражений внутри страны, не готов открыть границы для туристов из-за опасений получить вторую волну. Поэтому все планы на возобновление путешествий пока выглядят откровенными обещаниями. Максимум послаблений, на которые способны в странах, пока сводится к возобновлению работы торговых центров или разрешению заниматься спортом на улице. Такой себе туризм.
Строить планы на перезапуск туристической отрасли действительно рано. Во-первых, границы должны открываться не только в одну сторону. Во-вторых, единственная предпосылка для их открытия в ближайшее время – ожидаемое затишье в летний период. Видимо, на эти прогнозы вирусологов ориентируются страны, которые строят планы на туристический сезон. Но, на фоне Турции, Болгарии и Черногории, которые робко заявляют о возможности принять туристов уже летом, гораздо честнее выглядит Италия. Там заявили о закрытии границ для туристов до конца 2020 года. Потери отрасли от отсутствия зарубежных туристов предлагается компенсировать за счет туризма внутреннего.
Но даже организация внутреннего туризма пока видится затеей слабо осуществимой. Все эти проекты по организации «антикоронавирусного» отдыха выглядят слишком утопично или, наоборот, антиутопично. Например, в Италии обеспечить эпидемиологическую безопасность на пляжах предполагается за счет уменьшения количества шезлонгов с обязательным разнесением их на удаленное друг от друга расстояние, или, как вариант, установка кабинок из плексигласа. Даже если пляжи не потянут установку отдельных кабин из органического стекла для отдыхающих, разграничить шезлонги предлагается за счет натянутых между ними веревок. Теперь спасатели на пляжах будут следить не только за безопасностью на воде, но и на суше. Особенно осторожные эксперты предлагают дезинфицировать не только места общего пользования, но и песок. Забронировать «место под солнцем» можно будет только через специальный сервис. Для пожилых и других групп риска будут установлены специальные часы для посещения пляжа. Излюбленный туристами формат шведского стола, похоже, окончательно канет в прошлое. Где-то предлагают подавать блюда по предварительному заказу, чтобы минимизировать контакты с официантами, а где-то – в корзинах для пикника. По новым нормам не выглядят безопасными и аперитивы, и барные стойки... Отели тоже перестраиваются на новую реальность: отдыхающих ждет температурный контроль на входе и повсеместное соблюдение социального дистанцирования. Отельерам предлагают оставить не более трети номерного фонда. Во-первых, в незаполненном отеле проще соблюдать социальное дистанцирование. Во-вторых, это позволит обеспечить действительно качественную уборку номера. В соответствии с рекомендациями эпидемиологов, номера должны дезинфицироваться несколько дней. Пока сложно сказать, что из этого будет реализовано на практике и будет ли реализовано вообще. Обеспечение безопасности в местах отдыха стоит дорого, но необеспечение может обойтись еще дороже.
Изменения коснутся и организации пассажирских перевозок. United Airlines, Delta, American Airlines обязывают пассажиров носить защитные маски, а AirAstana вдобавок к маскам требует наличие справки с отрицательным результатом на коронавирус. Аэропорт Вены предложит сдать тест на коронавирус по приезду в Австрию, чтобы приезжающие могли избежать 14-дневного карантина. Очевидно, что соблюдение социального дистанцирования в салоне самолета, а точнее – рассадка пассажиров при регистрации в шахматном порядке – повлияет на стоимость билета не самым бюджетным образом. В апреле цены на авиабилеты на внутренние рейсы из Москвы уже взлетели в полтора-два раза по сравнению с предыдущим месяцем. Изменить ситуацию в кратчайшие сроки может только появление вакцины.
ПУТЕШЕСТВИЯ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Согласно теории поколений, на туристическую отрасль существенное влияние оказали миллениалы. С детства вовлеченное в цифровые технологии поколение привело их и в туризм, так появились системы бронирования, онлайн-продажи туров и возможность отказаться от услуг турагентств в принципе. Миллениалы используют технологии не только для планирования путешествий, но и для того, чтобы делиться своим опытом. Путешествия для них интересны не как статус, а как новый опыт. «Коронавирусный шторм» для туризма стал тем самым опытом, получить который в иных условиях было бы просто невозможно. Поколение постпандемических туристов будет отличаться повышенными требованиями к эпидемиологической безопасности на отдыхе. Такую встряску для отрасли не могли устроить никакие цифровые технологии.
Фото предоставлены
агентством ZUMA/TASS
Автор: Полина ДЕЛИЯ
Комментарии