Карнавал кино
15.07.2019
С 9 по 16 июня нынешнего года в Сочи прошел 30-й юбилейный Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Фестиваль уже много лет по праву считается главным национальным киносмотром страны. Для каждого режиссера представить свой фильм в программе «Кинотавра» – большая честь и ответственность. На фестивале каждый находит свое: кому-то интересны выходные наряды звезд, кому-то светские сплетни. Мы же, в основном, сосредоточимся на кино, ибо тут есть о чем поговорить.
Юбилейный кинофорум получился одновременно праздничным и рабочим. Вспоминали славную историю фестиваля, которая неразрывно связана с историей российского кинематографа. И смотрели в будущее нашего кино, ибо «Кинотавр» по-прежнему продолжает открывать новые имена и задавать векторы развития отечественного кинопроцесса. И несмотря на унылые, скептические замечания по поводу состояния дел в российском кино, посмотрев всю программу нынешнего фестиваля, можно с уверенностью сказать – наше кино живо и сдаваться, похоже не собирается.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ОДЕССЫ» И «АССЫ»
Открытие фестиваля, как и все основные киномероприятия, традиционно проходило в Зимнем театре города Сочи. Сначала, как водится, красная дорожка, с проходом звезд, вспышками фотокамер, аплодисментами зрителей, высматривающих любимых актеров. Затем сама церемония, в которой, пожалуй, можно выделить два момента. Слова председателя жюри основного конкурса Константина Хабенского в защиту журналиста Ивана Голунова, который на тот момент находился под домашним арестом, и чествование режиссера Сергея Соловьева, которому был вручен приз «За свободу духа и твердость убеждений».
«Сегодня пытаются закрыть одного неудобного журналиста, который пытается говорить правду. Если это получится, то, друзья мои, завтра этот замечательный фестиваль тоже может стать неудобным», – сказал со сцены Константин Хабенский и вызвал бурные овации зала.
Сергей Соловьев прилетел в Сочи утром, в городе стояла страшная жара, чувствовал он себя неважно, поэтому не смог подняться на сцену. Он остался в зале, в окружении зрителей, которые стоя очень долго ему аплодировали. И это было в какой-то степени символично, ибо продемонстрировало настоящее единение режиссера со своим зрителем. А поздно вечером на площади около Зимнего театра состоялся показ легендарной «Ассы», – картины, практически, ровесницы фестиваля, она тоже уже разменяла четвертый десяток, но, тем не менее, не утратила своей актуальности. Забегая вперед, скажу, что «Кино на площади» – одна из программ фестиваля. И каждую ночь там собирались люди, чтобы вместе посмотреть кино. Среди показанных там фильмов были «Громкая связь», «Балканский рубеж», «Трезвый водитель», «Гоголь. Страшная месть», «Елки последние» и другие.
Пока зрители наслаждались «Ассой» (а ведь наверняка там были и такие, кто видел это кино впервые), гости и участники «Кинотавра» погрузились в атмосферу Одессы 1970 года, мастерски реконструированную режиссером Валерием Тодоровским. Его фильмом «Одесса» открывался фестиваль. События разворачиваются на фоне исторического факта – изоляции Одессы во время эпидемии холеры. А вообще это кино про взаимоотношения в одной большой одесской еврейской семье, где все, конечно, очень любят друг друга, но при этом периодически мешают своим родственникам жить, портят нервы, неистово ругаются и так же бурно мирятся. Еще это кино о запретной страсти, когда нельзя, преступно, практически уголовно (ей 15, ему уже за 30), но эта внезапная любовь сама пытается устанавливать законы, сопротивляться которым иногда бесполезно. А еще это кино о беззаботном мальчишечьем мире, когда все ново, интересно, радостно, и мир кажется большим и полным множества счастливых моментов (один из героев фильма, мальчик Валера, практически Тодоровский в детстве, да и кино во многом основано на его воспоминаниях). Все три темы с одной стороны существуют как бы сами по себе, а с другой удачно соединяются в один прочный клубок, срез жизни, и все вместе представляют собой цельную картину.
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ»
В нынешнем конкурсе «Кинотавра» участвовало 15 картин, среди которых были как дебюты, так и работы зрелых мастеров. Основной темой в этом году почему-то стала тема супружеской измены, она красной нитью проходила сквозь большинство представленных фильмов. Да и вообще режиссеры больше внимания уделили частным, личным, интимным историям, нежели каким-то глобальным социальным проблемам. И в этом есть своя прелесть и своя логика. Действительно, прежде чем решать вопросы мирового и общественного порядка, неплохо бы сначала разобраться в самих себе.
«Добро пожаловать в клуб» – говорит один из героев картины режиссера Нигины Сайфуллаевой «Верность». Фраза обращена к молодой женщине, впервые изменившей мужу. Лена (Евгения Громова) – талантливый акушер-гинеколог. Ее муж Сергей (Александр Паль) – актер. По виду красивая, гармоничная семья. Но откуда же окружающим знать, что скрывается за дверьми супружеской спальни. Лена подозревает мужа в измене и, чтобы как-то забыться и заглушить боль, начинает изменять сама. Причем делает это ловко, бойко и изобретательно – то поедет в загородный пансионат и «снимет» там юношу, то подцепит мужчину в автосервисе. Она прекрасна, чувственна, притягательна и это видят все, кроме собственного мужа. Во всяком случае, так ей кажется. В итоге ее измены приводят к не очень хорошим последствиям, зато муж снова по достоинству оценивает свою сексуальную жену. В картине очень много откровенных эротических сцен, снятых не пошло, красиво, они не вызывают раздражения и чувства неловкости, как это иногда бывает, в каждой из них есть смысл и необходимость. «Сцены сами себя диктовали, в зависимости от мотивов и обстоятельств, – говорит Нигина Сайфуллаева. – Ничего такого специального не придумывали. Важно было показать человека прекрасным и настоящим».
Картина «Верность» получила специальный приз жюри с формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера». Действительно, без абсолютного доверия столь смелые сцены снимать было просто невозможно.
В картине Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» речь тоже идет о супружеских изменах, но гораздо более целомудренно. История адюльтера, случившаяся в наши дни в городе Трубчевске, рассказана режиссером не пошло, без смакования пикантных деталей и подробностей, а с ноткой светлой грусти и с безграничным доверием к своим героям, а заодно и к зрителям. «Картина построена так, что зритель думает сам, я ничего ему не рассказываю. И поэтому если человек в начале фильма включился в эту историю – он там, она его уже не оставит», – говорит Лариса Садилова. А не включиться просто невозможно, с самого первого кадра, когда мы оказываемся в кабине огромной фуры героя, шофера-дальнобойщика, и постепенно понимаем, что едет он на встречу с любимой женщиной, покорно ожидающей его в условленном месте. Таковы «условия игры» общения провинциальных любовников: они соседи, их родственники прекрасно знакомы друг с другом, и если дружбы и нет, то уж по-соседски зайти за солью могут вполне. За кадром осталась история возникновения этой любви, мы можем только догадываться, каким образом из огонька возможной симпатии разгорелось страстное чувство, приведшее героев к изменам своим вторым половинам. Принесло ли им это счастье? И да, и нет. Любовь в соединении с чувством вины – мучительное сочетание, гремучая смесь разнообразных по оттенкам эмоций. Впрочем, герои фильма на эмоции скупы, они же не «столичные штучки», привыкшие к подобным поворотам судьбы, искушенные в тонком флирте и искусстве изменять. Нет, персонажи фильма «Однажды в Трубчевске» простодушны и наивны, они воспринимают обрушившееся на них лавиной любовное испытание как факт, с которым сложно бороться и его надо просто принять.
Оригинальная история измены рассказана в дебютном фильме Григория Добрыгина «Sheena 667». Его герои, как и персонажи «Однажды в Трубчевске» – жители российской провинции. Оля и Вадим пытаются заниматься бизнесом, предел мечтаний – покупка эвакуатора. Он им нужен для того, чтобы забирать с трассы машины, попавшие в аварию, и потом продавать запчасти. За эвакуатором они собираются отправиться в Германию. Ну а пока Вадим изучает предложения в Интернете. И все было прекрасно до того момента, пока один приятель не показал простодушному мужчине иную сторону бытия – сайты с интимными услугами. В итоге образцовый некогда супруг влюбляется в секс-профессионалку из Америки, причем не столько вожделеет заморскую красотку, сколько жалеет и хочет помочь. Намерения его серьезны невероятно, он получает американскую визу и собирается отправиться к ней, а жене на полном серьезе объявляет, что полюбил другую женщину.
Режиссер Григорий Константинопольский представил в программе свою картину «Гроза». Это современная интерпретация знаменитой пьесы А.Н. Островского. Со всеми, присущими ей атрибутами: злой Кабанихой, ее тюфяком-сыном Тихоном, забитой невесткой Катериной, ее любовником Борисом и остальными персонажами, знакомыми всем со школьной скамьи. И живут, и действуют они практически так же, как и у Островского. «Аттракцион в «Грозе» – в том, чтобы, не меняя текст пьесы, создать персонажей, которые его себе присвоят и будут выглядеть абсолютно современно. Они так и выглядят. А ведь это ужасно, все-таки полтора века прошло», – сказал режиссер в интервью ежедневной газете «Кинотавра». Все так и есть, и становится одновременно и смешно, и страшно, и поневоле задаешься вопросом: неужели в России так никогда ничего и не поменяется? По словам Григория Константинопольского, пьесы Островского – про русский капитализм во всех его проявлениях – диких, корыстных и злых. Фильм «Гроза» получился достаточно неровным, есть в нем шикарные эпизоды, есть провальные, но в целом это очень любопытное кинозрелище. И отдельное «браво» хочется сказать изумительной актрисе Марии Шалаевой. Ее Марфуша тут – просто бенефисная роль.
АКТЕРЫ И РОЛИ
Актеров у нас, казалось бы, много, тем не менее, довольно часто одни и те же лица кочуют из фильма в фильм. Наверное, это говорит о лености кастинг-директоров и консерватизме продюсеров и режиссеров. Впрочем, хорошие актеры могут быть разными всегда. Но хочется увидеть и новые лица. Программа «Кинотавра» порадовала некоторыми такими встречами.
Главную роль в картине «Керосин» режиссера Юсупа Разыкова сыграла актриса Елена Сусанина. Это практически дебют, до этого больших ролей в кино у нее не было. Снималась в эпизоде фильма «Турецкое седло» того же Юсупа Разыкова. В новом фильме режиссер доверил ей главную роль, и это была несомненная удача. Актриса создала удивительный образ несгибаемой старушки, которая, несмотря на все испытания, посланные ей судьбой, осталась несломленной и жизнелюбивой. Сам Юсуп Разыков позиционирует свой фильм как мифическую сказку, а сказки, как известно, бывают разными. Не всегда добро в них однозначно побеждает зло, но все же справедливость чаще всего торжествует, и все жертвы героев оказываются не напрасными. Фильм «Керосин» получил на фестивале приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.
ГРУППА ФИЛЬМА «ОДНАЖДЫ В ТРУБЧЕВСКЕ»
Интересный образ в картине режиссера Марии Агранович «Люби их всех» создала молодая актриса Алёна Михайлова. Когда-то Яя в фильме «Страна глухих» произнесла – «Деньги надо брать из мужчин». Героиня фильма «Люби их всех» так и поступает. У нее три имени, три разных образа. То она Вера, то Надя, то Люба. Разумеется, это вера, надежда и любовь. Именно это она и дает мужчинам. В полном объеме. В картине звучит цитата из фильма Михаила Сегала «Кино про Алексеева»: «Любовь – это значит дать человеку то, что ему нужно в данный момент». Какое-то время мужчины счастливы с «Верой, Надей, Любой». Ну а она, как миллионер Корейко, хранит свои миллионы, полученные от мужчин, в коробочках, смело и авантюрно идет по жизни, мечтая лишь об одном – стать свободной. А полную свободу, как ни крути, дают деньги, и чем их больше, тем лучше. Героиню картины нельзя назвать ни содержанкой, ни проституткой в буквальном смысле. В своем стремлении стать независимой и в том, как она пытается этого достичь, девушка, несомненно, талантлива. Что касается актрисы Алёны Михайловой, то она талантлива в своей профессии, в картине происходят фантастические перевоплощения актрисы – от образа нимфетки до гламурной дивы и расчетливой стервы. И что важно – во всех этих ипостасях она удивительно искренна.
АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ
Сразу в трех конкурсных фильмах «Кинотавра» – «Гроза», «Люби их всех» и «Большая поэзия» – можно было увидеть актера Александра Кузнецова, одного из самых востребованных артистов последнего времени. Хорошо об Александре в интервью фестивальной газете сказал режиссер Григорий Константинопольский: «У него внешность вроде бы гопника и в то же время – взгляд Олега Даля. Непонятно, как это сочетается. Этот потрясающий взгляд холодного ангела со сломанным носом, русский Ален Делон. Он очень хороший артист, он новый, поэтому у него столько предложений со всех сторон. На него интересно смотреть». У Константинопольского в «Грозе» Кузнецов сыграл Кудряша. Но приз «Кинотавра» он получил за роль чоповца Виктора, сочиняющего стихи, в картине режиссера Александра Лунгина «Большая поэзия». Фильм был также отмечен в номинации «Лучшая режиссерская работа».
ОКОЛО КИНО
«Кинотавр» – это, конечно, карнавал кино, здесь все посвящено Десятой музе и все разговоры, мероприятия, события так или иначе связаны с кинематографом. Работа кипит с утра до ночи, и расслабляться некогда. Но праздник есть праздник, и, жертвуя сном, гости и участники фестиваля без устали танцевали на ночных вечеринках. Огромным подарком для всех стал концерт американского музыканта Ленни Кравица. Он прилетел в Сочи на один день специально, чтобы поздравить «Кинотавр» с юбилеем. Выступление звезды было невероятно драйвовым и зажигательным, танцевал весь зал. И это, между прочим, после насыщенного фестивального дня и просмотра нескольких конкурсных фильмов.
В один из дней фестиваля всех порадовала чудесная Юлия Пересильд. Вместе со своей группой FarSmajor актриса исполнила хиты 90-х годов прошлого века, и не подпеть «Бедной овечке», «Тучам», «Батарейке» и другим популярным песням было просто невозможно.
Завершая юбилейный «Кинотавр» президент фестиваля Александр Роднянский сказал: «Фестиваль из разрозненных кинематографистов собирает в течение восьми дней июня солидарное сообщество, работающее над тем, что называется российским кино. И в этом прежде всего его миссия». Остается лишь добавить, что миссия эта выполнима.
Фото с официальной страницы кинофестиваля «Кинотавр» на Facebook
Автор: Валерия САЛТЫКОВА
Комментарии