Кемпер, трейлер, караван
Совместно с:
14.10.2016
Каждый третий житель Германии в прошлом году отправился в отпуск в «доме на колёсах». Караванинг – семейный туризм без привязки к гостиницам – постепенно приходит в Россию
У этого способа отдыха – в собственном или арендованном доме на колёсах – хорошее настоящее в Европе и блестящее будущее в России. Все что вы хотели спросить про караванинг – в материале известных автомобильных экспертов Игоря Моржаретто и Антона Чуйкина, которые, как известно, прежде чем говорить, всегда всё проверяют на себе.
Откуда он взялся, дом на колёсах? У этого чуда много имен: кемпер, трейлер, caravan, recreational vehicle, motorhome, wohnmobile, grimmwagen, patatone… Но, по сути, все эти транспортные средства – одно и то же: современный автомобиль или прицеп и дом в одной конструкции.
Прародителями дома на колёсах были фургончики, в которых путешествовали в средние века бродячие артисты. Или вынужденные переселенцы. Первую же полноценную прицеп-квартиру, согласно энциклопедии, изготовили в Германии в 1935 году в компании «Вестфалия». Кстати, всё та же компания догадалась в начале 1960-х переоборудовать популярный «Фольксваген-Транспортер» в кемпер. Сиденья раскладывались в трёхспальную кровать длиной почти 190 см, а из удобств, кроме ящичков и шкафчиков, был только умывальник на боковой двери. Это уже потом появились многочисленные дома на шасси известных автопроизводителей, от «Мерседеса» до «Ситроена»; кстати, наша «Газель» здесь не исключение.
Какие бывают кемперы?
Сколько домов, столько и классов, скажет вам специалист, и будет прав. Для упрощения давайте сначала разделим все дома на колёсах на две группы: прицепы и автомобили. И те и другие могут быть лёгкие и тяжёлые, длинные и короткие, тёплые и не очень, с туалетами и без и так далее. Поэтому обозначим крайние точки и самые популярные группы.
Простейший домик – это жилой модуль, поставленный в обычный одноосный прицеп, все равно что вы погрузите в него сарайчик. Тесно, но комфортно и относительно доступно.
Самая популярная группа – одно- и двухосные прицепы на трёх-четырёх человек, оснащённые всем необходимым. На тот же состав рассчитаны самые распространённые модули на автомобильном шасси типа «Форд-Транзит», «Фиат-Дукато» и им подобных грузовичков; благодаря небольшой массе для управления достаточно категории В. Мест может быть и больше, до семи-восьми: в ущерб комфорту, разумеется. Самый известный производитель – «Хюмер» (Hymer). Зайдите на сайт, полюбопытствуйте.
Наконец, высший класс – дома-полуприцепы и дома-автобусы, с возможностью взять на борт что-то мобильное, не подумайте, что телефон. Речь о велосипедах, мотоциклах, даже автомобилях. А что, путешествовать – так со всеми удобствами!
Сегодня в России оборудованы и работают около 150 кемпингов, и из них всего около 20 отвечают международному уровню комфорта
Фото: Александра Мудрац/тасс
Как устроены и чем оборудованы?
Если говорить именно о прицепе (поскольку дом-автомобиль – это всё же автомобиль), то важно помнить о двух технических нюансах. Первый – тормоза. Они, как правило, срабатывают, когда прицеп накатывает, упирается в тормозящий автомобиль. В дышле есть телескопический элемент, который передаёт механический импульс тормозным механизмам. Это называется – инерционный тормоз. Есть ещё электро-гидравлические тормоза, со сложной системой управления от тягача, но это такая американская экзотика для тяжёлых трейлеров.
Второе – электрика. Речь не о люстрах и электроплитках. Светотехника прицепа должна дублировать сигнальные лампы тягача. Пользователю достаточно знать, что бывают 13-штырьковые европейские и 7-штырьковые американские разъёмы и что для них есть соответствующие переходники. Именно они позволят вам не моргать при повороте налево правыми фонарями заднего хода или стоп-сигналами, а точно повторять сигналы автомобиля. Следите за электрикой!
Благо, что сложной электросети на борту прицепа нет. На стоянке его можно подключить к внешнему питанию или использовать аккумулятор. Мощные потребители, типа холодильника и плиты, запитываются от бортового газового баллона. Система простая и надёжная.
Какие бывают кемпинги?
Поскольку в США и в Европе семейный туризм без привязки к гостиницам – караванинг – очень популярен, то, естественно, развита и сеть специальных мест отдыха – кемпингов. Стоянки для автопутешественников оборудованы вблизи всех крупных, популярных среди туристов городов, на всех морских и даже горнолыжных курортах, в местах проведения спортивных мероприятий. Например, огромный кемпинг вырастает вблизи французского города Ле-Ман в дни, когда там проходит знаменитая 24-часовая гонка
Вы только пересекаете границу Белоруссии и Польши, как сразу видите указатель на ближайший лагерь для автотуристов. А недалеко от Варшавы есть целый мини-город, рассчитанный больше, чем на 1000 автомест. В одной Германии насчитывается порядка 4 тысяч кемпингов!
Как и гостиницы, они делятся на категории, могут иметь и «звезды». Кемпинг категории A предоставит площадку для установки кемпера на охраняемой территории, подключит электричество, водопровод и канализацию. В комплексе будут тёплые туалеты и душевые, прачечная, кафе, магазины, отдельные места для отдыха, барбекю и т. д. А также, опционно, вид на море, озеро или горы. Категория E предполагает наличие только площадки для стоянки кемпера, даже электричества, скорее всего, не будет…
Цена за это удовольствие невысока – в среднем 10-15 евро за ночь (за «звёздный» кемпинг рядом с популярным туристическим местом могут попросить и все 20 евро!). Но это – за всю семью путешественников! Сравните с тем, сколько бы пришлось заплатить за ночь в отеле…
Поэтому караванинг и пользуется популярностью в США и Европе. Например, каждый третий (!) житель Германии в прошлом году отправился в отпуск на «мобильной даче». А всего, по данным Европейской федерации кемпингов и караван-стоянок, каждый год услугами отрасли пользуются 22% всех отдыхающих. Круто! Количество автодомов в Европе давно перевалило за миллион, а оборот отрасли превышает 5 млрд евро в год.
Фото: Владимир Астапкович/тасс
Можно ли таскать прицеп-автодом с обычной категорией В?
Права категории В подойдут только в том случае, если максимальная масса прицепа не превышает 750 кг. Можно ими и ограничиться, если масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса прицепа и автомобиля – не более 3,5 т. То есть с обычными правами можно возить за собой разве что отечественный прицеп с раскладным домиком типа «Скиф». Такой вариант устроит разве что неприхотливых студентов.
Для буксировки более тяжёлого прицепа понадобится документ с открытой категорией Е к В – он разрешает управлять легковым автомобилем с прицепом свыше 750 кг (или когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т). Вообще же надо иметь в виду, что, если вам понадобились права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходим опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев. И возраст – не младше 21 года.
Кстати, в старых правах была просто отдельная категория Е, которая позволяла крепить прицеп к любому автомобилю (если открыта соответствующая категория). Теперь появились отдельные подкатегории. Но обладателю буковки Е в старых правах при замене на новые обязаны открыть все новые подкатегории – BE, CE, DE, C1E и D1E.
Курс обучения на категорию ВЕ в автошколе недлинный – 32 часа (примерно 1,5-2 месяца при вечерней форме обучения). 6 часов отводятся на теорию, 22 часа – на практику, 4 часа – на экзамены в автошколе (в реальности меньше). Причём ПДД по-новому изучать и сдавать в школе не надо! А вот в ГИБДД придётся сдать три экзамена: на знание ПДД (компьютер) и по вождению – на площадке и в городе.
Обучение в автошколе в Москве стоит 15-20 тыс. руб., в регионах дешевле, конечно.
В случае если у вас автодом на базе микроавтобуса, как правило, достаточно прав с категорией В (но полный вес машины не должен превышать 3,5 т, а количество сидячих мест – 8, иначе нужны С или D).
Вы правила знаете?
Есть целый ряд специальных правил, которые касаются автомобиля с прицепом. Например, пункт 20.2 ПДД категорически запрещает пассажирам находиться в нём во время движения! То есть они должны тихо (или не очень сидеть в салоне автомобиля, естественно – пристёгнутыми. Дети (если надо) – на детских креслах. Вот так! И только если вы выбрали автомобиль-дачу, можно перевозить пассажиров в салоне. Но они тоже должны сидеть в креслах (а не лежать на диванах!) и быть пристёгнуты.
Есть и ограничения по скорости движения в авто с прицепом. В России это не более 90 км/ч на магистралях (для легковых автомобилей без прицепа – 110 км/ч) и не более 70 км/ч на других дорогах. В странах Европы, как правило, действуют подобные же ограничения.
Как ездить?
Раньше в автошколах при обучении на категорию Е учили только сдавать назад: по прямой и с поворотом на 90 градусов. По большому счёту, это самое сложное, что надо изучить при езде с прицепом, но все же не единственное. Помните всегда, что за вами «хвост»! Настойчиво рекомендуем приобрести дополнительные зеркала, вынесенные далеко по сторонам машины-тягача на специальных кронштейнах. Они помогут соблюдать правило №1: смотрите на прицеп как можно чаще! И оставляйте ему достаточный коридор при повороте
Правило №2: не торопиться. Отнимите от вашей обычной скорости 20-30 км/ч – это и будет ваша крейсерская с прицепом. Ну, и ПДД соблюдайте, конечно.
Правило №3: обратный руль. Касается оно езды назад. Во-первых, помните, что чем меньше прицеп, тем сложнее им управлять из-за руля автомобиля, иногда проще выйти и заправить его в гараж руками. Во-вторых, забудьте про поворот всем телом назад: следите за прицепом по зеркалам (если он слишком узкий, снабдите его метками или купите специальные кронштейны, см. выше). В-третьих, будьте терпеливы: сдавая задом, не торопитесь корректировать траекторию при малейшем шевелении прицепа, это не всегда требуется. Ну, и главное: если вам надо, чтобы прицеп повернул налево, поворачивайте руль направо. И наоборот.
Чтобы понять это правило, его недостаточно прочитать: потренируйтесь, сшибите пару столбиков, поцарапайте борта прицепа и убедитесь в справедливости обратного руля! Итак, повторим: обзор и коридор; неторопливость и спокойствие; руль направо – едем налево.
Где взять и почём?
Поскольку общемировая практика такова, что дом на колёсах вы берете в аренду, а владеет им специализированная фирма, приведём цены на прокат караванов в России. А перед этим, чтобы вы не расстраивались насчёт проката, а не владения, вспомним такой аргумент: отправляясь в отпуск, вы ведь снимаете, то есть арендуете номер в отеле, а не покупаете себе виллу? Вот и прицеп-дом или автомобиль-дом, как предмет не ежедневной и даже не ежемесячной необходимости, обычно арендуют. Предложения легко найти в Интернете.
Цена зависит от вместимости, оборудования, размера, но для ориентира достаточно знать, что классический караван, то есть дом на шасси «Форд-Транзит» максимальной вместимостью 7–8 человек обойдётся в 10 тысяч рублей в сутки. Пробег будет ограничен, но учитывая, что такой дом можно взять и в Краснодаре, то есть в непосредственной близости от мест отдыха, большой километраж вам и не нужен. Перегон дома к нужному месту, найм водителя и т. д. возможны, но оговариваются отдельно.
Дом-прицеп на 3–4 человек – 3,5 тысячи рублей (Москва). Изучение предложений аренды приведёт вас к выводу, что упрощённой формулой расчёта стоимости будет число спальных мест, умноженное на 1000–1200 рублей в сутки. И если вам покажется, что это чересчур дорого, приценитесь к номерам на 2–4 человек с удобствами в Сочи.
Да, важно: предусмотрите в бюджете статью расходов на страховку, ибо названная сумма не всегда включает даже ОСАГО, не говоря уже о КАСКО.
Сколько кемпингов в России?
Ситуация с караванингом в России, прямо скажем, не сказочная. Хороших дорог у нас мало, большинство кемпингов –просто огороженные открытые площадки (хорошо, если есть вода и туалет), да и вопрос безопасности в пути остаётся открытым. Не добавляет оптимизма и введённый в начале этого года утилизационный сбор на импортные прицепы (плюс 150 000–1 500 000 рублей к цене, не считая таможенной пошлины!). Так что на покупку нового или подержанного автодома «там», рассчитывать, думаю, не стоит.
Сегодня в России работают примерно 100–150 кемпингов, из них два десятка современных: в Суздале, Подмосковье, Ленинградской области, Краснодарском крае (Черноморское побережье), Астрахань… Числятся по одному кемпингу в Калужской и Рязанской областях. Стоимость стоянки – 500–1000 руб., в сутки, многие предлагают уже современные условия для проживания (кафе, душевые и т. д.)
Причём количество предложений в России заметно растёт год от года. Действительно, для внутреннего туризма караванинг просто находка. Кстати, не пора ли планировать следующий отпуск?
Автор: Игорь МОРЖАРЕТТО
Совместно с:
Комментарии