НОВОСТИ
24.11.2024 09:25
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
31
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
545
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
523
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
1022
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
972
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ХРАМСКАЯ ВЫХОДКА
Совместно с:
19.01.2015
ОСКВЕРНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В КАЗАНИ МОЖЕТ ИМЕТЬ ЗАВУАЛИРОВАННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
В Татарстане в декабре был осквернен православный храм-памятник, на котором неизвестный Ильфатик написал: «Лена, зачем ты крестила наших детей?» Этот храм построен столетия назад на месте массового захоронения воинов, которые погибли при взятии Казани в далеком 1552 году. Существование храма-памятника в центре города неоднозначно оценивается историками, но еще никогда он не становился поводом для конфликтов между русскими и татарами. Да и вообще, Татарстан по праву гордится многовековыми традициями мирного сосуществования татар и русских. И вот теперь неизвестные оставили на стенах храма краской надписи националистического толка.
Что это – провокация со стороны заинтересованных групп или реальное недовольство народа? «Совершенно секретно» провел собственное расследование.
Предположительно, это случилось в ночь с пятницы 12 декабря на субботу 13 декабря прошлого года. Тогда на колоннах фасада главного входа в храм-памятник павшим воинам появились цифры «1», «5», «5», «2», а по периметру фасада «ТАТАР, УЯН!», «1552 никто не забыт и ничто не забыто» и «Лена, зачем ты крестила наших детей? Твой Ильфатик».
По официальным данным, надписи первыми уже утром в субботу заметили рыбаки. В воскресенье их увидели служители церкви и прихожане, поскольку в храме-памятнике каждое воскресенье в полдень служится панихида по всем православным воинам, оставившим этот мир.
Но только поздно вечером в понедельник новость стала известна журналистам, а во вторник подключились общественники. Общество русской культуры (ОРК) Татарстана отреагировало одним из первых, разослав заявление, в котором назвало произошедшее националистическим конфликтом.
«Храм-памятник – не просто церковь, а один из сакральных символов русского присутствия на этой земле. И именно осквернить русское присутствие в Поволжье хотели злоумышленники», – пишет председатель ОРК РТ Михаил Щеглов.
Федеральные и местные СМИ взорвались сообщениями об акте вандализма. В сети развернулись бурные обсуждения, и комментарии заполнили диапазон от «поймать и казнить кощунников» до «уничтожить памятник оккупантам».
Правоохранительные органы Татарстана возбудили уголовное дело по ст. 214 УК РФ (вандализм). Надписи на храме были закрашены.
«Оперативная группа на место выехала, все четко отработала, задокументировала, сняла отпечатки, следы краски, на следующий день было возбуждено уголовное дело. Будут устанавливаться обстоятельства, кто это сделал, круг подозреваемых. Надеемся, что в ближайшее время найдем виновников или виновника», – сообщил «Совершенно секретно» заместитель руководителя пресс-службы МВД по РТ Ленар Давлетшин.
НА ОСТРОВКЕ У СТЕН КРЕМЛЯ
В XVI веке, вскоре после того, как войска Ивана Грозного захватили Казань, недалеко от стен Казанского Кремля, на берегу Казанки было устроено место массового братского захоронения православных воинов, павших при взятии города. Там же поставили деревянную часовню. Вскоре это место стало подтапливаться выходящей из берегов Казанкой, и часовня оказалась на островке. В первой половине XIX века здесь был установлен каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного, который сохранился и до наших дней. Сегодня к нему ведет каменная дорожка от берега. Храм представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую четырехугольную усеченную пирамиду. Ранее на фризе портала в центре была надпись: «Въ память победы надъ Татарами 1552», но в советские годы ее, посчитав нетолерантной, убрали.
По углам пирамиды расположены четыре кельи, в которых жили монахи, служившие поминальные службы по павшим воинам. Под здание ведет сводчатый подземный ход, по спирали обходящий храм. В центре храма сооружен решетчатый настил над гробницей с останками воинов.
«Неоднозначным отношение к этому храму было всегда. До революции в день взятия Казани в храме проводили праздничные богослужения, поминали воинов, устраивали военный парад. Это был праздник местного значения. Народом, по воспоминаниям казанских старожилов, этот храм никогда не был особо любим, он не был центром притяжения богомольцев, паломников. Никогда. Большую часть года храм был закрыт», – рассказал «Совершенно секретно» настоятель Кизического мужского монастыря, к которому приписан храм-памятник, игумен Пимен.
В наши дни в храме-памятнике каждое воскресенье совершаются краткие богослужения – молебен и панихида. Прихожан мало – 4–5 человек. Изредка свой интерес к памятнику выказывают туристы. Храм не охраняется, потому что в нем нет ни электричества, ни тепла. Дело в том, объясняет игумен Пимен, что у храма-памятника нет постоянного хозяина. Он много лет переходил из рук в руки и в настоящее время находится в федеральной собственности, Росимущества. Заметим, что не первый год местные власти заявляют о том, что необходимо отремонтировать храм, укрепить дамбу, сделать нормальную дорогу, ведущую к нему. Пока все остается на уровне разговоров. Сейчас решается вопрос о передаче храма в собственность епархии.
Заметим, что прежде уже совершались акты вандализма в отношении храма. Правда, преступников интересовала только церковная утварь или строительные материалы.
«И я даже сейчас склонен думать, что под этой националистической вывеской преследуются какие-то практические цели. В наше время националисты не такие глупые люди, чтобы выступать на виду у всех, в центре города, тем более в такой уродливой форме. Они могут это сделать со страниц прессы, в Интернете. Я думаю, что кто-то таким образом хочет людей по ложному следу пустить – причем не обязательно националисты, и не обязательно татарские», – рассуждает игумен Пимен.
Фото автора
РЕАКЦИЯ ВЕРУЮЩИХ
Казанская епархия утверждает, что появление надписей на храме не может расцениваться как простой хулиганский поступок.
«Вполне вероятно, что совершенное злодеяние является очередной провокацией, целью которой является расшатывание межнационального и межконфессионального мира в республике», – говорится в официальном сообщении епархии. При этом в нем подчеркивается, что нужно беречь «опыт совместного проживания», который «народы Татарстана нарабатывали столетиями». В конце сообщения епархия призвала верующих не поддаваться на подобные провокации.
Отметим, что «подобные провокации» уже имели место в республике. В сентябре–ноябре 2013 года по Татарстану прокатилась волна поджогов православных храмов и часовен. Сотрудники МВД зарегистрировали 7 случаев. Летом 2014-го нашлись виновники – террористическая организация «Чистопольский джамаат», лидер которой был уничтожен в ходе спецоперации. Восстановить сожженные храмы распорядился сам президент Татарстана Рустам Минниханов. Причем средства собирали всем миром – деньги выделил республиканский бюджет, поступили пожертвования, в том числе около 1 млн рублей от мусульман. Осенью все храмы и часовни были восстановлены.
Секретарь Казанского епархиального управления, протоиерей Александр (Павлов) сказал «Совершенно секретно», что не связывает осквернение храма-памятника с поджогами церквей.
«В Казани, где постоянно приходится соприкасаться с людьми разных конфессий, где мы живем вместе, решаем общие проблемы, проводим мероприятия – здесь отношение более терпимое, нежели где-то в деревнях, районах. Поэтому надписи – это конкретный случай. Тем более они говорят о каких-то личностных проблемах конкретного человека», – считает проиерей Александр.
Впрочем, он отметил, что храм-памятник на Казанке «имеет важное историческое значение и для многих является камнем преткновения».
«Этот объект является сложным и спорным с точки зрения истории. Хотелось бы, чтобы к нему было какое-то особое внимание. Нужны охрана, видеонаблюдение, – рассуждает священник. – Историю уже не изменишь, мало ли что было. Главное – извлекая уроки из прошлого, смотреть в будущее».
Как и в ситуации с поджогами храмов, представители татарстанского ислама оперативно откликнулись на произошедшее, пытаясь защитить мусульман республики и представить их точку зрения на инцидент. Председатель Центра исламской культуры «Иман» г. Казани Наиль хазрат Гарипов разослал специальное заявление, в котором говорит, что те, кто совершили подобное, не могут называть себя мусульманами.
«Мы, мусульманская общественность Татарстана, не хотим, чтобы в нашем регионе оскверняли церкви, как последние несколько лет происходит на территории Сирии», – пишет Наиль хазрат Гарипов.
Он отмечает, что Татарстан переживает не первый случай глумления и попирания религиозных чувств православного населения: «В последнее время, когда появились так называемые истинные мусульмане, началась повальная борьба с памятниками общечеловеческой культуры, участились случаи нападения на церкви, могилы. Мы видим это на примере Сирии, где существовавший полторы тысячи лет мир между христианами и мусульманами был разрушен всего за полгода подонками, прикрывающимися исламом».
В беседе с «Совершенно секретно» председатель ОРК РТ Михаил Щеглов вспомнил о другом, не столь нашумевшем «художестве» – надписи на стенах исторической казанской мечети Нурулла – «Фаритик пупсик люблю Лена», появившейся там чуть менее месяца назад 21 ноября. Надпись на стенах здания Лена сделала черными красками из баллончика прямо у входа в мечеть. Сотрудники правоохранительных органов заявили, что установят имя автора любовного послания.
«Тогда этому факту почти никто не придал особого значения, мол, «русская девушка своеобразно призналась в любви парню-татарину». Но и в случае с храмом-памятником – тоже «Лена» упоминается, и опять же эти уменьшительно-ласкательные «Фаритик», «Ильфатик», «пупсик» – явно нечто общее. Но во втором случае одновременно с темой «милые бранятся» идет весьма жесткая агрессия. Это напоминание о взятии Казани – «1552», а затем – акцентировано «1552 никто не забыт и ничто не забыто» и призыв «ТАТАР, УЯН!» («Татарин, пробудись!») – здесь целый воз «гроздьев гнева», и призыв провести реванш событиям 1552 года, и угроза «захватчикам» о мести со стороны «захваченных», и призыв к сохранению злой памяти, – рассуждает Михаил Щеглов. – И все – демонстративно – на стенах русской церкви, имеющей для всякого русского, проживающего в Казанском крае, сакральное значение, ведь здесь покоятся те, кто дал ему, русскому человеку, его предкам и потомкам возможность жить на этой земле».
«СМОТРЕЛИ БЫ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО МЫ СМОТРИМ!»
Политологи отмечают интересный факт: надписи на храме-памятнике появились за несколько дней до расширенного заседания Совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям с участием президента РТ Рустама Минниханова. Причем проделано это было в ночь с субботы на воскресенье, чтобы их точно могли увидеть пришедшие на воскресную службу люди и чтобы весть о произошедшем уже успела наделать шума, прежде чем состоится совещание.
Это провокационная попытка авторов надписей сыграть на контрасте, думают политологи. Ведь на совещании в Казанском кремле Татарстан предстал как «оазис толерантности» – в то время как под стенами кремля закрашивались надписи националистического толка. Заместитель руководителя аппарата президента РТ Александр Терентьев обозначил на совещании следующие данные. Лишь 1,4 % опрошенных татарстанцев считают проблемой угрозу терроризма и религиозного экстремизма, а притеснения на национальной почве волнуют 1,3 % респондентов. Проблемы взаимоотношений с мигрантами отмечают втрое больше опрошенных – 3,9 %. А вот, к примеру, рост коммунальных платежей тревожит свыше половины населения.
Менее позитивные цифры представил министр внутренних дел по РТ Артём Хохорин. Он сообщил, что в Татарстане за 2014 год зарегистрировано 50 преступлений экстремистского характера, причем республика оказалась в лидерах в Поволжье по числу таких преступлений. Если сравнивать с соседними регионами, то в РТ число экстремистских преступлений почти вдвое выше, чем, скажем, в Кировской области, и впятеро выше, чем в Нижегородской, Оренбургской областях или Пермском крае. В 2014 году к уголовной ответственности привлечены 12 членов организации «Хизб-ут-Тахрир» и 10 членов других экстремистских организаций.
Но эти данные, уверен министр, говорят не о том, что в Татарстане все плохо, а о том, как хорошо работают правоохранительные ведомства на этой ниве. За год в сфере противодействия экстремизму вынесено 132 прокурорских предостережения. Ведомству известно, что в республике экстремистски настроенные проповедники находят последователей и даже возглавляют ряд мечетей, действуют радикальные неонацистские течения в молодежной среде. А в 2015 году для усиления контроля в республике любой гражданин сможет сделать заявку по системе «Народный контроль», если заметит какие-либо экстремистские проявления.
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, член совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Леокадия Дробижева, выступившая на совещании, поставила Татарстан в пример даже федеральным властям.
«Если в целом по стране мы имеем оценку благополучия на уровне 50–60 %, то в Татарстане – 70–80 %. Это уже сама по себе хорошая оценка, – рассказала она. – Русские и татары – как они доверяют друг другу? Мы получили довольно неожиданные даже для нас данные. 92–93 % (русские и татары – одинаково) доверяют друг другу. И это очень, я бы сказала, неожиданно для нас было. Потому что по Москве мы только что получили данные – там уровень доверия где-то на уровне 50 %. А открыто, полностью доверяют друг другу 28 %. Значит, в Татарстане благополучнее».
Минниханов на совещании подчеркнул, что русские и татары учатся в школах вместе, делений никаких нет, отслеживается присутствие в госорганах разных национальностей…
«Смотрели бы столько, сколько мы смотрим эти вопросы!» – заявил президент Татарстана.
ПОПЫТКА ДАВЛЕНИЯ НА ТАТАРСТАН, ИЛИ ВТОРАЯ ЧАСТЬ МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА
«Это какая-то очень серьезная провокация. Потому что надписи на храме всплыли накануне заседания, когда президент сказал, что у нас все гладко. И правда, раньше таких националистических проявлений не было – межнациональные трения между татарами и русскими на почве того, что происходило 500 лет назад, практически сошли на нет и сейчас уже не представляют собой абсолютно никакой опасности. Поэтому я думаю, что это кто-то написал, чтобы потихонечку раскачивать власть. Ведь в 2015 году будут выборы президента Татарстана. Не факт, что будет выдвинут какой-то новый серьезный кандидат. Но для того, чтоб потрепать нервы, вполне годится и эта тема», – размышляет казанский политолог Руслан Айсин.
По мнению политолога, татарские национальные организации в настоящее время на осквернение храма не пойдут.
«Они прекрасно понимают, что это ударит им в лоб. Да и раньше они такого не делали. Им известно, что на них тут же откроют охоту. А в условиях обострения внутриполитической ситуации (в связи с Украиной. – Ред.) тем более. Всем понятно, что сейчас будут закручиваться гайки на внутриполитическом поле, и никто лишний раз подставляться не будет – это точно. Тем более в этом году татарские национальные организации уже выступили в поддержку крымских татар, это очень сильно по ним ударило, ослаблять себя они не будут», – уверен Айсин.
«Я не вижу специальных групп, общественных движений, организаций, которые бы выступали против русских. Это могут быть бытовые разговоры дома на кухне. Но в общественном плане их совершенно не видно. Поэтому это, скорее всего, хулиганы, которые пытаются что-то разжечь. Всякая нестабильность в обществе на руку уголовным группам, поскольку это отвлекает полицию, создает ажиотаж», – сказал «Совершенно секретно» экс-советник президента Татарстана по политическим вопросам, директор Института истории АН РТ, председатель татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры Рафаэль Хакимов.
Айсин не исключает, что здесь задействованы представители маргинальных мелких групп или же группы, связанные с силовыми структурами, которые играют на поле тех или иных бюрократическо-олигархических групп. Причем политолог связывает действия этих не националистических групп в отношении храма с событиями осени 2013 года. Тогда в Татарстане трагедия следовала за трагедией: поджоги храмов; крушение в аэропорту Казани пассажирского Boeing 737–500, приведшее к гибели 50 человек, в том числе главы УФСБ по РТ и сына президента Татарстана; обнаружение нескольких взрывных устройств неподалеку от крупного нефтеперерабатывающего предприятия «Нижнекамскнефтехим», а также ракет, которыми неизвестные пытались обстрелять нефтезавод.
«Я считаю, что была предпринята попытка давления на Татарстан вслед за Башкортостаном, где наблюдалась примерно такая же технология отъема власти у Муртазы Рахимова. Возможно, сейчас началась вторая часть Марлезонского балета – попытка еще раз раскрутить этот маховик. Конъюнктурно сейчас для определенных сил удобная ситуация, поэтому можно ожидать еще чего-то под Новый год. Например, якобы «ваххабиты» подожгут елку и все свалят на исламистов-националистов», – говорит Айсин.
Философ, общественный и политический деятель, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сказал «Совершенно секретно», что вопрос о том, кто стоит за вандализмом в отношении памятника, – дело десятое. А вот само существование храма-памятника в честь павших во время взятия Казани воинов в центре города после советского периода истории, когда был провозглашен интернационализм, является «ненужной и бессмысленной провокацией в адрес татарского народа».
«Потому что это напоминание о захватнической политике Ивана Грозного и его геноциде, а также о геноциде, проводимом последующими царями против татар, – это вызов со стороны имперской власти по отношению к покоренным народам. Это напоминание о том, как татар насильственно обращали в христианство, запрещали селиться близко к Казани, которая была снесена под корень и заново застроена в чужеродном для татар духе. Все это вместе воплощается в этом храме. И такая реакция предсказуема, и ее следовало бы ожидать давно. В принципе не важно, делают ли это какие-то группы в связи с выборами, националисты или провокаторы со стороны самих силовиков, что не исключается. Важно другое: существует повод, по которому можно организовать подобную вылазку», – сказал Джемаль.
«В советский период не поощрялось все, что связано с империалистической политикой царей. А в ельцинский и путинский периоды это стало раскручиваться. Видимо, с целью разогреть температуру и вывести подспудные энергии наружу. До тех пор пока политический режим будет снимать сливки с выплесков гнева и обиды локальных групп – до тех пор клин будет вбиваться. Причем это клин между реальными татарами и мифическими русскими. В действительности вместо русских говорит вовсе нерусская федеральная верхушка, которая просто эксплуатирует бренд великорусского народа, как грузин Сталин и немцы Романовы, а на самом деле это просто безжалостная и циничная манипуляция», – рассуждает Джемаль.
Татарстанские политологи и историки менее критичны в своих выводах.
Фото автора
ОСТАВИТЬ ИСТОРИЮ В ПОКОЕ
По теме взятия Казани Иваном Грозным в Казани и Москве неоднократно проводились научные конференции. Историки пришли к выводу, что между татарами и русскими никогда не было религиозного и этнического противостояния. И Татарстан славится тем, что на его территории уже много веков сосуществуют мирно эти две нации.
«Никогда русские не рассматривали татар в качестве врагов – и наоборот тоже. Сегодня конфликт на пустом месте раздувается, происходит фальсификация. Захват Казани – это были внутренние разборки за доминирование, кто должен быть главным: Москва, Казань или Крым. И когда брали Казань, нельзя забывать, в авангарде войск Ивана Грозного шла татарская конница. И чьи кости захоронены под храмом? Можно искать врагов и там, и тут. История состояла из сплошных войн. Поэтому надо историю оставить в покое», – рассуждает Хакимов.
Однако, отмечает он, идеологам нужно быть начеку. Даже самые благоприятные страны и регионы не защищены от провокаций.
Автор: Екатерина РУБЦОВА
Совместно с:
Комментарии