НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КОЛЬЦА И БРАСЛЕТЫ…

КОЛЬЦА И БРАСЛЕТЫ…

КОЛЬЦА И БРАСЛЕТЫ…
Автор: Артем ИУТЕНКОВ
Совместно с:
14.04.2015
 
БИЗНЕС ЭКС-ДИРЕКТОРА ФСИН АЛЕКСАНДРА РЕЙМЕРА НЕ ОГРАНИЧИВАЛСЯ ЗАКУПКОЙ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО СЛЕЖЕНИЯ
 
Экс-директор Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН)Александр Реймер вряд ли мог предположить, что будет отмечать свой очередной день рождения не в кругу друзей и родственников, а в камере столичного следственного изолятора «Лефортово». Громкий арест генерал-полковника и нескольких его бывших подчиненных 31 марта этого года наделал действительно много шума. Следователи обвиняют бывшего главу ФСИН в мошенничестве почти на 3 миллиарда рублей при закупках электронных браслетов в 2010–2012 годах.
 
Корреспондент «Совершенно секретно» встретился с несколькими бывшими и действующими руководителями следственных изоляторов Москвы, поставщиками продукции для нужд СИЗО, тюрем и колоний, а также правозащитниками и выяснил, что закупка электронных браслетов по завышенным ценам – это только верхушка айсберга в финансовых махинациях одной из самых закрытых для посторонних глаз государственной структуры.
 
Александр Реймер ушел в отставку летом 2012 года. Именно в это время начал разгораться скандал вокруг закупок тех самых электронных браслетов для заключенных и подследственных. Как стало известно, браслеты обходились государственному бюджету в несколько раз дороже их реальной стоимости и в большинстве случаев были неисправны. В них отсутствовали электронные блоки управления, без которых сами браслеты были абсолютно бесполезны. Но, несмотря на это, Реймеру почему-то дали тихо уйти. Более того, сразу после отставки появилась информация, что бывший главный тюремщик страны создает свое собственное частное охранное агентство. Затем следы генерала проявились в Германии, куда Реймер уехал, по официальной версии, на лечение.
 
Весной 2015-го Александр Реймер прилетел в Москву из Вены, где он постоянно проживал все последние годы. Версий приезда в Россию бывшего директора ФСИН на сегодняшний день две. Первая, недавно получившая широкую огласку, заключается в том, что у бывшего главы ФСИН будто бы закончились деньги, на которые он последнее время спокойно проживал за границей, а новые транши от старых друзей из дружественных когда-то ФСИН компаний поступать перестали. По версии следствия, именно на встрече Реймера с бывшими коллегами по службе директором НПО «Мета» Виктором Определеновым и руководителем ФГУП «ЦИТОС», под маркой которого и выпускались электронные браслеты, Николаем Мартыновым и произошло задержание всей троицы.
 
Вторая версия – выманить в российскую столицу бывшего главу ФСИН, а затем задержать его помогла успешная оперативная комбинация следственных органов. По нашим данным, на генерал-полковника вышли через его доверенных людей и предложили высокую должность в одной из российских государственных структур. И Александр Реймер заглотил наживку.
 
БЕНЗОВОЗЫ И ХОДОКИ…
 
Реймер – выходец из системы МВД и уроженец Оренбургской области. Именно здесь он дослужился до начальника областного УВД. Но настоящий взлет его карьеры произойдет в 2006 году, когда Александра Реймера назначат руководить Главным управлением внутренних дел Самарской области. С собой в Самару опальный генерал перевезет из Оренбурга нескольких своих сослуживцев. Тянуть за собой по карьерной лестнице земляков вообще было его характерной чертой. Один из них – Вячеслав Кузьмин. Кузьмин переехал в Самару, как рассказывают местные силовики, сразу же за своим шефом и был назначен заместителем руководителя областного ГУВД.
 
В Самаре трехлетнее пребывание Александра Реймера на посту главного полицейского вспоминают с крайним раздражением. Самарцы, в числе которых и сами сотрудники МВД, называли его «немецким кованым сапогом, обернутым оренбургским пуховым платком», а еще «опричником». В первые же несколько месяцев пребывания на своем посту Реймер сменил практически всю верхушку местного ГУВД, расставив на ключевые посты людей, которых знал и которым доверял.
 
Один из действующих сотрудников самарской полиции, на условиях анонимности, рассказал «Совершенно секретно», что «первые, кому бросил вызов Реймер, вникнув в местную специфику, – это нелегальные бензовозы и врезчики в нефтепровод «Транснефти». Воровство нефти у нас, действительно, больная тема. Реймер отдал распоряжение задерживать все бензовозы и отправлять их на спецстоянку до разбирательства. Мы в начале даже подумали: неужели кто-то действительно наконец разберется с врезчиками, которые уже стали не хуже вертикально интегрированных нефтяных компаний? Но чуда не произошло. Через некоторое время в ГУВД пошли ходоки, и бензовозы постепенно вновь вышли на линию».
 
Это еще один из примеров системы работы самарского ГУВД, сложившийся там при Реймере, о которой рассказывали многие наши собеседники. Возмутиться какой-либо проблемой, включить административные или силовые рычаги, а потом либо полюбовно договориться, либо поставить под контроль своих доверенных людей.
 
«Заместитель начальника областного ГУВД Вячеслав Кузьмин был очень близким Реймеру человеком, – продолжает наш знакомый из самарской полиции. – Когда стало известно, что Реймер уходит в Москву на новую должность, Кузьмин год исполнял обязанности начальника. Все думали, что он так и останется здесь местоблюстителем. Но наверху что-то переиграли и прислали нам человека из Смоленска. Кузьмин быстренько собрался и укатил, как потом выяснится, к Реймеру во ФСИН, и там став его заместителем».
 
Собственно и во ФСИН теперь уже экс-директор начал с того же – зачистка в центральном аппарате старых кадров, доставшихся по наследству от предшественника Юрия Калинина, и подтягивание из Оренбурга и Самары своих бывших подчиненных. Среди последних был и Николай Криволапов, которого сейчас следствие также обвиняет в закупке по завышенным ценам электронных браслетов.
 
В ходе массовых кадровых зачисток не обошлось без перегибов. Как говорится, с водой выплеснули и ребенка. Стали сокращать элиту пенитенциарной службы – оперативных сотрудников. Так, на должность начальника управления по оперативной работе в центральном аппарате ФСИН Александр Реймер назначил бывшего руководителя самарского ГИБДД.
 
«За Реймером стоят высокопоставленные чиновники, – говорит основатель проекта Gulagu.Net Владимир Осечкин, – я это знаю. К тому же как объяснить, что сначала в Самаре, а затем и во ФСИН ему позволялись такие выходки? Его арест для меня говорит только об одном – у высоких покровителей начинаются проблемы».
 
БАЛАНДА ПО РЕСТОРАННЫМ ЦЕНАМ
 
Впрочем, скандал с электронными браслетами, по мнению наших экспертов, лишь капля в море тех денежных схем, которые получили распространение во ФСИН при Реймере. Еще несколько лет назад продовольственным и материально-техническим обеспечением следственных изоляторов, тюрем и колоний по всей стране занималось множество частных компаний. Это создавало конкуренцию. Предприниматели, чтобы получить заказ на поставку в то или иное исправительное учреждение, готовы были и цену привлекательной сделать, и продукцию хорошего качества привезти.
 
На электронных площадках, где размещались заказы от ФСИН, шли настоящие ценовые сражения. Да, решение по поставщику принималось лично руководителем колонии или следственного изолятора. Известны случаи, когда руководители вступали в сговор с поставщиками и заключенным привозили мелкую картошку или сгнившую свеклу, а из бюджета расплачивались как за свежий товар. Но в целом система поставок работала.
 
Наш собеседник Дмитрий, в недавнем прошлом заместитель начальника одного из столичных СИЗО, рассказывает: «Когда я только пришел работать в этот изолятор, мое внимание привлекла первая же поставка картошки. Целая фура была набита мелким сортом, размером с грецкий орех. Но и она процентов на 30 была прогнившей. Когда я взял в руки накладную и увидел цену этой картошки, то потерял дар речи. Цена такая же, как на рынке в Москве. Я вызвал начальника тыловой службы и устроил ему разнос. Впоследствии добился его отстранения и заведения уголовного дела. А поставщика заставил забрать эту партию и привезти нормальную картошку. Но от своих коллег не раз слышал, что это обычная практика руководителей среднего звена, способ подзаработать на безбедную старость».
 
Но в 2010 году все изменилось. ФСИН под руководством Александра Реймера создает 18 Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), через которые начинает кормить заключенных по новым правилам. Конечно, создание ФГУП – идея не лично Реймера и даже не его предшественника Юрия Калинина. Закон о государственных унитарных предприятиях лоббировался правительственными чиновниками. Зато какие возможности он неожиданно открыл для многих! Никаких электронных торгов, только внутрисистемные поставки. Теперь ФГУП развозят по 30-процентной предоплате продукты питания по всем спецучреждениям, а затем выставляют окончательный счет ФСИН.
 
Нынешние заместители директора ФСИН Олег Коршунов и Александр Сапожников везде заявляют о «прозрачности» таких закупок, но один из бывших частных поставщиков, с которым нам удалось встретиться, назовем его Олегом, с такой постановкой вопроса не согласен: «Насколько мне известно, фсиновские ФГУП выведены из поля зрения надзирающих и проверяющих органов. Контролировать их может только сам ФСИН. И сделано это по одной и главной причине – цена продукции при внутрисистемных поставках отличается от средневзвешенной региональной на десятки процентов, а иногда и в разы. При этом технические условия на продукцию знают только ФГУП».
 
Список закупок для нужд Федеральной службы исполнения наказаний, взятый с официального сайта госзакупок, на первый обывательский взгляд мало чем интересен. Но если внимательно приглядеться, то можно увидеть что единственным поставщиком действительно являются ФГУП ФСИН России. А покупателем – территориальное управление все той же федеральной службы. Ну и самое любопытное – это цены, по которым эти закупки осуществляются (см. таблицу).
 
Общий объем закупок только по этим 23 тендерам составляет сотни миллионов руб­лей. Если учитывать, что сегодня для большинства граждан нашей страны покупка мяса в рознице дороже 300 рублей – непозволительная роскошь, то покупка ФСИН бескостной говядины по 310–340 рублей для осужденных, при цене замороженной полутуши в пределах 170–180 рублей, вызывает массу вопросов.
 
«А теперь немного цифр, – продолжает наш собеседник Олег, до недавнего времени один из поставщиков в столичные следственные изоляторы. – Ежегодное финансирование ФСИН России из государственного бюджета – порядка 150 млрд рублей. 80 млрд из них идет исключительно на питание спецконтингента. Экспертами подсчитано, что на одного заключенного или подследственного требуется около 40 тысяч рублей в месяц. В них входит питание, электропотребление, зарплата охранникам, конвоирование, оплата административного аппарата. Как говорится, есть где разгуляться – неправда ли?»
 
Поставщики вспоминают, что, после того как в 2010 году ФСИН резко ушел со всех электронных аукционов и стал осуществлять внутрисистемные поставки при помощи ФГУП, прокуратуру завалили жалобами и надзорному ведомству пришлось реагировать. ФСИН, которым в то время руководил Александр Реймер, пришлось вернуться в электронную торговлю. Но сделано это было хитроумным способом.
 
«Количество закупок на электронных аукционах после оклика из прокуратуры действительно вернулось, – говорит бывший поставщик Олег, – но все они были на незначительные суммы. В основном продукция закупалась для нужд офицерских столовых – и так, по мелочи. Основные бюджеты по прежнему распределялись в закрытом режиме, через свои ФГУП, где сидели свои же прикормленные директора».
 
ФГУП ФСИН РОССИИ: КРЕПКОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ ОБЫЧНЫЙ ПЕРЕКУПЩИК?
 
Если открыть официальный сайт ФГУП «Кубанское» ФСИН России и изучить раздел «Выпускаемая продукция», то может возникнуть ощущение, что это успешное сельскохозяйственное предприятие со своими мощностями, производящее все, что нужно – от сливочного масла до пшеничных отрубей – для того, чтобы накормить всех нуждающихся.
 
Но если «кликнуть» на раздел «Текущие закупки», которые осуществляет это как бы успешное предприятие, то можно увидеть, что львиную долю из почти 150 пунктов занимают закупки у сторонних поставщиков мяса говядины и свинины, рыбы мороженой и охлажденной, молока и масла сливочного, крупного рогатого скота для убоя. Информация взята за 2012 год, когда ведомством еще руководил Александр Реймер.
 
Есть и более интересные позиции: например, «Аренда фермы по содержанию и откорму КРС» (крупного рогатого скота. – Прим. ред.) (порядковый номер 15) у единственного участника закупки господина Даргиняна А. Ф. за 3 миллиона 850 тысяч рублей. Он же, Даргинян, оказался и знатным свиноводом, по странному стечению обстоятельств, единственным, выразившим желание, согласно протоколу от 6 июня 2012 года (порядковый номер 54), осуществлять поставку свинины 2 й категории по цене 175 рублей за 1кг в течении 7 месяцев по 60 000 кг в месяц, т.е. 420 тонн за период действия договора на общую сумму 73 миллиона 500 тысяч рублей. Больше охотников на такие условия не нашлось несмотря на то, что они более чем комфортные.
 
«Вы только представьте, – говорит бывший поставщик ФСИН Олег, – расчет в течение 10 дней, без какого-либо финансового обеспечения заявки исполнения договора. Думаю, что количество со­искателей при появлении подобного заказа на электронной аукционной площадке будет не менее десятка из того же Краснодарского края с понижением цены минимум процентов на 25–30 против стартовой. Но это если задаться целью сэкономить бюджетные средства».
 
Результатом беглого знакомства с сайтами других фсиновских ФГУП стала еще более шокирующая информация. «ФГУП «Маслозавод» ФСИН России, – рассказывает Олег, – один из немногих, представивший прайс-лист на всеобщее обозрение:
– масло растительное – 82 рубля 30 копеек за 1 кг (средняя оптовая цена 50 рублей);
– мука пшеничная, 1 й сорт – 21 рубль 17 копеек (средняя оптовая цена13 рублей);
– мука ржаная – 19 рублей 57 копеек (средняя оптовая цена 9 рублей 50 копеек).
 
Как вы понимаете, указанные в прайс-листе цифры – это цены поставки продукции в учреждения ФСИН как минимум Приволжского федерального округа. Приведенные же справочные цены взяты из действующих предложений фирм, работающих в не самом дешевом и аграрно некомфортном московском регионе».
 
По словам Владимира Осечкина, «в планах на следующий год приватизировать все фсиновские ФГУП. Этим объясняется накачивание их деньгами. Кто будет их приватизировать и кому они отойдут, остается только догадываться».
 
ЦЕНА ПРОДУКЦИИ ПРИ ВНУТРИСИСТЕМНЫХ ПОСТАВКАХ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НА ДЕСЯТКИ ПРОЦЕНТОВ, А ИНОГДА И В РАЗЫ
 
ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДСТВО
 
Назначенный в 2012 году вместо Александра Реймера Геннадий Корниенко – человек также далекий от уголовно-исполнительной системы. Но в скандалах ранее не замечен. Генерал-полковник Корниенко был заместителем руководителя ФСО, охранял первых лиц государства. До ФСИН руководил Государственной фельдъегерской службой.
 
Говорят, для него была чудовищным открытием информация о пыточных и наркоманских зонах в системе исполнения наказаний.
 
Он сразу же ввел обязательную видеофиксацию обысков камер и подсудимых и приказал снимать все операции фсиновского спецназа. Более открытыми и оперативными стали взаимоотношения службы с правозащитниками. Теперь за проверку любых фактов правонарушений в зонах и тюрьмах персональную ответственность несут региональные руководители.
 
«Изменения в лучшую сторону, конечно же, есть, – говорит Владимир Осечкин. – Корниенко и его первый заместитель Анатолий Рудый производят впечатление честных и порядочных офицеров, которых бросили расчищать эти авгиевы конюшни. Но вот с порочной системой закупок по баснословным ценам и непрозрачными строительными проектами ФСИН пока подвижек нет».
 
По словам наших источников, несмотря на всю тяжесть обвинений, предъявленных экс-директору ФСИН Александру Реймеру и, по версии следствия, трем его сообщникам, есть серьезные основания полагать, что опальному генералу удастся выйти сухим из воды. Дело в том, что арестованный по этому громкому делу и определенный судом под домашний арест Николай Криволапов очень серьезно болен. По некоторым данным, он воспользовался 51 й статьей Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя, и не дает никаких показаний. В отличие от его коллег по несчастью. Юристы в таких случаях используют формулировку «подсуден, но не сажаем». Выводы, как говорится, делайте сами.
 

Автор:  Артем ИУТЕНКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку