Кому «Золотой Ёршик»?
ВАЛЕНТИНА СВИСТУНОВА/ИНТЕРПРЕСС
25.02.2020
В конце января (24.01.2020 г.) в Москве, без особой помпы и гламурного блеска состоялось подведение итогов всероссийского конкурса «Золотой Ершик-2019». Напомним, что традиция вручать антипремию самым щедрым (за чужой счет) российским чиновникам своим появлением на свет обязана спикеру верхней палаты Совета Федерации г-же Матвиенко. В 2008 году, когда Валентина Ивановна возглавляла администрацию Санкт-Петербурга, было принято решение провести переоборудование кабинетов ее резиденции, в том числе и отхожих мест. Кроме прочего сантехнического оборудования были приобретены и туалетные ершики по цене 12 794 тыс. рублей за штуку, хотя красная цена изделию в базарный день и тогда и ныне не больше «полтинника». С тех пор эта вещица стала своеобразным мемом, подарив имя конкурсу, который теперь проходит ежегодно по инициативе политической партии «Яблоко» и ряда общественных организаций страны.
Напомним, что на этот раз его победителем стал теперь уже бывший министр культуры Владимир Мединский, по личному распоряжению которого на показ в Швейцарии документального фильма «Своими миллионами я обязан их труду…» было потрачено 9,7 млн рублей. В списке лауреатов антипремии оказалось немало и других VIP-персон. Например, мэр Москвы Сергей Собянин, который на покупку 941 км бордюра раскошелился на почти 3 (!) млрд рублей. Отметим, что цена погонного метра камня составляет 1,6 тыс. рублей, а с доставкой – чуть больше двух. При этом в документах черным по бумаге была обозначена стоимость закупки: 2,5 тысячи за штуку. Куда делась разница? – увы, но поиск ответа на этот вопрос не входил в компетенцию жюри. Также чествовали и экс-генерального прокурора Чайку, который «в целях обеспечения нужд Российской Федерации» приобрел в два раза выше рыночной… гольф-кары на общую сумму 3 млн рублей. Не обошли вниманием общественники и председателя правления «Газпрома» г-на Миллера. Свой бронзовый «ершик» он получил вполне заслуженно, потратив на закупку автомобилей Mercedes 100 млн рублей. Пример тех, кто считает себя элитой российского общества, оказался заразительным для российской провинции. В этом смысле показательным можно считать действия губернатора Якутии Айсена Николаева, передвижения которого по улицам столицы обошлись бюджету республики в сумму 5 млн рублей. В целом же визиты главы сибирского субъекта федерации в первопрестольную обошлись казне в 845,3 млн рублей. За этот подвиг бескорыстного служения России-матушке глава далекой сибирской республики был удостоен регионального «серебряного ершика». Под стать ему оказался и глава Волгоградской области г-н Бочаров, которому, край, как потребовался для проведения выездных банкетов военно-полевой шатер стоимостью 6,5 млн рублей. Столь сомнительное достижение было вознаграждено «бронзовым ершиком».
«РУБИМ БАБОСЫ»?
С сожалением следует признать, что коррупция (увы, но речь идет именно о ней) давно превратилась в национальную болезнь. В этом смысле минувший год стал особенно урожайным для чиновников. Только за 8 месяцев минувшего года было растащено 102 млрд рублей. Таким образом, средняя скорость утечки денег из бюджетов различных уровней составила 12,75 млрд рублей в месяц, или примерно 475 млн рублей в день. Если быть совсем точным, то по 17,7 млн (!) рублей в час. При этом общий ущерб от выявленных коррупционных преступлений сравнялся с годовым бюджетом нескольких российских городов. Особо следует сказать о методах увода денег из казны. Одним из самых распространенных считаются государственные закупки. Как на этом заработать? Очень просто… Можно, например, в ходе подготовки технического задания прописать его условия под конкретного участника аукциона, с которым ранее была достигнута договоренность о «сотрудничестве». При этом все «лишние» фирмы отсеиваются, даже не дойдя до вскрытия конвертов. Есть и еще один способ, извините за жаргонизм, срубить «бабосы»: в ходе тендеров заказчик договаривается с поставщиком о завышении расценок. Выиграв конкурс и получив деньги, коррупционеры потом честно делят их поровну. При этом «цементом», скрепляющим дружбу, могут служить неформальные (дружеские или родственные) отношения между заказчиком и поставщиком. В качестве примера вспоминается совсем свежий случай о том, как для детской музыкальной школы № 1 им. Римского-Корсакова (Псков) проходила закупка офисной мебели. Сразу же оговоримся: история еще не закончилась, поэтому обвинять участников этой «негоции» не в наших правилах – мы всегда помним о презумпции невинности. Однако есть в ней нечто такое, что, как говорят работники эстрады, цепляет за душу. Итак, согласно официальным документам (их копии имеются в распоряжении редакции. – Прим. ред.) на проведение капитального ремонта здания должно было отпущено более 150 млн рублей. Из них 13 млн 300 тыс. – на закупку мебели. В их числе письменные столы (всего 15 штук) стоимостью почти 280 тыс. рублей. Кроме этого в обновленные классы намеревались поставить 54 стула по цене 103 тыс. руб. за каждый. Много это или мало? Как убежден Николай Кузьмин, помощник депутата Псковского областного Собрания депутатов Артура Гайдука («Яблоко»), на эти деньги по меркам региональной столицы можно оборудовать не одну школу, однако на самом деле речь идет только об учебных классах и концертном зале.
«Если судить по цене закупок, то складывается впечатление, что речь идет о дизайнерских моделях. Насколько обоснованны такие траты? – задаемся мы вопросом и не можем найти более-менее внятный ответ. На мой взгляд, мы имеем дело с явным и необоснованным завышением цены», – возмущается общественник. И для этого есть все основания. Судите сами, неспециалист ни за что не отличит дорогостоящую модель (тот же стол, за который сейчас просят 280 тыс.) от китайской подделки, которая, как минимум, в 10 раз дешевле. Поэтому с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что под видом «заботы о детстве» юным музыкантам могли подсунуть дешевый эрзац. Если учесть, что через несколько лет эксплуатации в экстремальных (!) школьных условиях «фирма» дойдет до нужной кондиции (иными словами, станет такой же потрепанной, поцарапанной), то никто и никогда не узнает, какова была ее реальная стоимость. Между тем в Комитете по закупкам региона есть свои аргументы обоснованности трат, которые вызвали столько вопросов у общественности: «По сметной стоимости проекта было выдано положительное заключение Государственной экспертизы Псковской области, что обуславливает обоснованность и достоверность всех затрат. В разделе тома 5.10 «Технологические решения» и в томе 15 «Сметная документация» проектной документации указано необходимое для реализации проекта оборудование. В том числе столы, стулья и кресла», – конец цитаты (копия письма за подписью председателя комитета г-на Щербакова имеется в распоряжении редакции. – Прим. ред.) Повторимся, что это еще не конец истории, потому что дотошный «яблочник» уже обратился в региональное управление УФАС с просьбой выяснить, насколько была обоснованна закупки столь дорогой мебели. В свою очередь в ведомстве его заверили, что проверка на соответствие закупки элитных диванов статьям 11, 16 и 17 закона «О защите конкуренции» будет непременно исполнена в срок до 25 марта. Со своей стороны антимонопольщики тоже подсуетились и направили обращение в Контрольное управление администрации Пскова с просьбой проверить «негоцию» на соответствие ст. 18 и 19 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Об их результатах заявителю будет сообщено дополнительно, поэтому не станем спешить с выводами до выяснения. Однако если худшие опасения подтвердятся, когда будут подводить итоги конкурса «Золотой Ершик-2020», Псков сможет претендовать, как минимум, на «бронзу».
Автор: Кирилл АЗАРОВ
Комментарии