КОНИ
ФОТО: АЛЕКСАНДР КЛИЩЕНКО
11.05.2023
Анатолий Фёдорович Кони никогда не был адвокатом. Несмотря на это, по сети ходит много баек о том, как он в результате приемов адвокатской риторики добивался оправдания подсудимых. Надо сказать, что написаны эти байки неплохо, а потому читаются с любопытством.
Например, широко растиражирована байка о том, как «адвокат» Кони защищал горбатого мальчика, обвиненного в убийстве одноклассника. Одноклассник на протяжении нескольких лет ежедневно обзывал подсудимого горбуном. «Адвокат» Кони произнес самую короткую и, возможно, самую эффектную речь в своей «адвокатской» карьере. Он начал так:
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
«Здравствуйте, Анатолий Фёдорович!», – ответили присяжные заседатели.
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
«Здравствуйте, Анатолий Фёдорович!», – вновь, но уже с недоумением ответили присяжные.
«Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»
«Да здравствуйте, уже, наконец, Анатолий Фёдорович!», – ответили присяжные с сильным раздражением.
Кони вновь и вновь повторял свое приветствие, пока и присяжные, и судьи, и все присутствующие (процессы в те времена были открытыми) не взорвались от ярости, потребовав вывести «этого сумасшедшего» из зала суда.
«А это всего лишь тридцать семь раз», – закончил свою «речь» «адвокат».
Мальчик был оправдан.
Забавная история, но интереснее, что бы произошло в современном российском суде:
Кони вновь и вновь повторял свое приветствие, однако уже на третий раз председательствующий в процессе объявил ему замечание за нарушение порядка в судебном заседании, а затем со ссылкой на неподчинение своим распоряжениям (Кони не унимался, так как необходимо было продемонстрировать системность насмешек над подсудимым) удалил знаменитого «адвоката» из зала судебного заседания до окончания процесса, сославшись на ст. 258 УПК РФ.
Так как Кони не понял, что произошло и при чем здесь нарушение порядка судебного заседания, в связи с чем отказывался покинуть зал, судебные приставы по указанию председательствующего за руки и за ноги вынесли его из зала на улицу и швырнули головой в снег. Один из приставов в дальнейшем написал рапорт об оказанном «адвокатом» сопротивлении (якобы укусил за ногу), в связи с чем Следственный комитет возбудил дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ. В возбуждении уголовного дела по факту применения к «адвокату» насилия и превышения приставами своих полномочий было отказано. «Доводы о применении представителями власти насилия подтверждения не нашли. Последние действовали законно, в рамках имеющихся полномочий». Дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ закончилось для Кони хорошо. Дали 2 условно. Больше он адвокатской практикой в современной России не занимался, а предпочёл вернуться обратно в XIX и затем XX век, где был успешным прокурором и судьей.
Слушание же по делу горбатого мальчика тем временем в день происшествия с Кони было отложено, а подсудимому было предложено найти себе другого защитника вместо удалённого из зала юриста. В дальнейшем защиту горбатого мальчика осуществлял адвокат по назначению. Поскольку доказательства убийства были сомнительны, мальчик был оправдан присяжными. Оправдательный приговор был отменен судом апелляционной инстанции со ссылками на допущенные в процессе нарушения. Мальчика оправдали ещё раз, но приговор снова отменили. На третий раз мальчик, который к этому времени (прошло уже несколько лет) вырос в хмурого бородатого мужика, был осужден и взят под стражу в зале суда. Дали немного (так сказал в курилке прокурор). Всего 6 лет. Обвинительный приговор отменять не стали. Отсидел мальчик 4,5 года, после чего смог выйти по УДО. На свободе не задержался. Не смог никуда трудоустроиться и своего места в жизни не нашёл. Начал пить. В состоянии опьянения избил до полусмерти собутыльника. Сейчас сидит на строгом режиме под Владимиром, думает об УДО, как и все российские ЗК надеется на амнистию.
Пристава, который был потерпевшим по делу Кони, вначале повысили, а затем посадили за мошенничество. Взял от кого-то денег, обещал посодействовать в назначении мягкого наказания и попался. Сейчас отбывает наказание под Кировом на общем режиме, думает об УДО, как и все российские ЗК надеется на амнистию.
Прокурор по делу мальчика дослужился до хорошей должности в областной прокуратуре, но затем проверка вскрыла какие-то статистические нарушения в работе. Объявили выговор, стал обжаловать. В итоге стали придираться, уличили в предоставлении поддельного диплома о высшем образовании, возбудили дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ, уволили. Дело закончилось хорошо. Прекратили за истечением сроков давности. Сейчас нигде не работает. До сих пор судится с прокуратурой, пытаясь восстановиться на работе. Пишет жалобы во все инстанции, обвиняя нынешнего областного прокурора в коррупции и кумовстве. Не пьёт. Отвлекается от тоски сутяжничеством. Пока на свободе.
Судья, удаливший Кони из зала судебного заседания, через какое-то время захотел перевестись в вышестоящий суд. Не пропустила квалификационная коллегия, сославшись на родного брата, гражданина другого государства. Попытался подать документы ещё раз, получил отказ. Тогда решил уладить это дело по-другому. Пришёл с конвертом к председателю коллегии. Тот написал заявление и сдал конверт в ФСБ. Возбудили дело о даче взятки. Осудили. Дело закончилось хорошо. Дали ниже низшего и изменили категорию преступления. Помогли признание вины, раскаяние и имеющиеся заболевания. Сейчас отбывает наказание под Кировом на общем режиме. Об УДО пока думать не может. Имеется взыскание за нарушение длины стрижки. Через пристава, у которого хорошие отношения с администрацией колонии, надеется договориться о снятии взыскания и хорошей характеристике. Как и все российские ЗК мечтает об амнистии.
А Кони был молодец, да. И байка забавная. В следующий раз расскажу байку, как он добился оправдания священника, отпускавшего всем грехи.
Автор: Андрей ГРИВЦОВ
Комментарии