«Кортеж» для президента
Совместно с:
03.03.2016
В следующем году глава государства пересядет на автомобиль российской разработки и производства. Что это будет за машина и чем плох нынешний «Мерседес-Пульман»
Первая и основная функция любого автомобиля – конечно, транспортная. Доставить экипаж из точки А в точку Б посильно практически любой машине. Но если внутри монарх, президент или премьер – нужно ещё обеспечить максимальную безопасность, включая защиту от покушений, предоставить пассажирам высочайший комфорт, обеспечить спецсвязью, да ещё продемонстрировать должный уровень престижа, как технологического, так и политического. Нетривиальная задача – создать автомобиль №1, не правда ли?
«Рено» королевы, «майбах» канцслера
Первому лицу сильной державы необходим автомобиль национальной марки. Учитывая, сколь странные связи сегодня опутывают автомобильный мир, можно говорить о неких исторических корнях нынешних интернациональных брендов, в крайнем случае – марках, ставших отчасти явлениями культуры, а не просто эмблемой на радиаторе. Неважно, что «Бентли» уже довольно давно принадлежит «Фольксвагену», а широко используемый британским двором и правительством «Ягуар» куплен индийцами – на этих исконно английских марках ездить вполне уместно и прилично. Но во французский автомобиль английская королева не сядет никогда!
А почему же мы не видели ни фрау Меркель, ни герра Шрёдера на заднем сиденье «Майбаха», самого роскошного германского автомобиля, символа престижа и богатства не только для немцев? Ответ прост: демократия. Я такой же человек, как и вы, говорит своим обликом, окружением, автомобилем глава любого европейского государства. И неважно, что мой «Мерседес» бронирован, главное – эта марка доступна и тебе! Я использую «Фаэтон», как бы заявляет госпожа Меркель, и это тоже «Фольксваген», с такой же эмблемой, как у большинства моих соотечественников!
Мне рассказывали, что служба протокола тщательно следит, чтобы глава государства примерно поровну использовал машины большой немецкой тройки, охватывая таким образом поклонников и БМВ, и «Ауди», и «Мерседеса». Но предпочтения есть у каждого, по крайней мере, про относительно демократичный «Фаэтон» уроженки восточных земель Ангелы Меркель знают все.
А «Майбах»? Оставим роскошные дорогущие машины монархам, бизнесменам и диктаторам (тем более что зачастую это один и тот же человек); впрочем, теперь, когда нет отдельной марки, а есть исполнение «Мерседес-Майбах», у автомобиля появились шансы когда-нибудь попасть и в гараж какого-нибудь просвещённого премьер-министра…
Кто на чём
Ещё до выборов 2012 года кандидат в президенты Французской Республики Франсуа Олланд ознакомился с гаммой продукции «Ситроен» и остался вполне доволен предложенным для инаугурации автомобилем: небольшой, недорогой, но чертовски элегантный DS5 с огромным люком в крыше наилучшим образом соответствовал характеру церемонии. Тем более что у двух других французских фирм на тот момент не оказалось достойного конкурента. Беззащитный «Ситроен» заставил, конечно, попотеть службу охраны, но в качестве церемониального автомобиля выступил отлично. Любопытный факт: под начавшимся проливным дождём автомобиль вымок насквозь, даже кожаный салон был, что называется, хоть выжимай. Машину заменили прямо по ходу торжеств, причем этого никто не заметил, даже на иные номерные знаки не обратили внимание. Для повседневных нужд Елисейский дворец использует и С6, и другие машины, в том числе, по необходимости, бронированные.
Итальянцы, разумеется, не представляют премьера ни на чём другом, кроме… нет, не «Фиата», а «Мазерати» или «Лянчи», даром что обе марки входят в самый известный в стране концерн. Правительственная «Лянча-Тема» – суть клон трёхсотого «Крайслера», что совершенно неудивительно, если вспомнить, что американская корпорация ныне куплена всё тем же «Фиатом».
Я с удовольствием рассказал бы вам в подробностях про «Кадиллак» Барака Обамы, но, увы, от «Кадиллака» там только эмблемы и стиль, а сама многотонная и довольно неуклюжая машина построена на агрегатах грузовика GMC. Причина – и отсутствие серийного «Кэдди» столь исполинских размеров, и специфические требования заказчика. Который, кстати, скоро сменится: каждому американскому президенту строят новый лимузин, а прежний отправляется служить в посольство или структуру типа Фонда Рейгана.
Китайские товарищи некоторое время назад широко использовали «Ауди», благо эта марка давно уже может считаться местной. Но всё же положение великой страны обязывает иметь национальный автомобиль для первого лица, и таковой был создан под маркой «Хунци», принадлежащей компании FAW (Первому автомобильному заводу, созданному в 1950-х годах при помощи СССР). Машина отчасти напоминает дизайном (но не размером!) 21-ю «Волгу» и её современников, но в респектабельности ей не откажешь
Очень интересный выбор автомобиля №1 сделали в Бразилии. Это «Форд-Фьюжн» мексиканской сборки, начинённый всем необходимым для президентских нужд. Гибридный привод демонстрирует заботу об экологии, а «чужеродность» марки искупается тем фактом, что в Бразилии давно и успешно работают предприятия «Форда». Иногда подобная скромность может показаться чрезмерной, поэтому в качестве церемониального автомобиля используют «Роллс-Ройс» середины прошлого века, который – как вино: чем старше, тем дороже и круче.
Кстати, и самые новые, гибридные технологии в моде в высших сферах: едва не самый популярный после «Мерседеса» S-класса президентский автомобиль – японский «Лексус-LS600h». И тот и другой любят страны без собственного автопрома… Конечно же «Лексус» нашёл пассажира и в своем отечестве – в лице премьер-министра. Это не единственный его автомобиль, есть ещё чопорный, в стиле ретро, лимузин «Тойота-Сенчури». Такую же машину, чья родословная насчитывает без малого 50 лет, использует император – для монаршей семьи построили удлинённую версию «Ройял». Любовь японцев к квадратным машинам дизайна первых «жигулей» отмечают многие побывавшие на островах…
Завершим краткий обзор в Корее: представительский «Хёндэ-Эквус» сменил БМВ в правительственном гараже, а теперь, с созданием внутри концерна отдельной люкс-марки «Дженезис», он сменит имя, но не суть. Которая, как следует из вышесказанного, состоит в следующем: лидер сильной державы ездит на машине национальной марки. А если таковой нет – создает её. До недавнего времени было единственное исключение – Россия…
ЗИС – ЗИЛ – кортеж
Говорят, Сталину нравились «Паккарды», и поэтому представительские автомобили, освоенные заводом его имени, так походили на американские. Но при этом и довоенный ЗИС-101, и послевоенный ЗИС-110 довольно широко использовались в обычной жизни. Тяжеленный бронированный «сто десятый» возил вождя, а его лёгкие копии работали в такси, скорой помощи, помогали снимать кино. Потом из гражданского сегмента московскую машину вытеснили «ЗИМ» и «Чайка», так что ЗИС/ЗИЛ с моделями 111, 114, 4104 занял «почётное» место машины только для избранных. Это его и погубило. Демократичный европейский подход «смотри, у меня такая же машина, как твоя» имеет ещё и колоссальное техническое и технологическое преимущество. Опираясь на массовое легковое производство, можно создать прекрасный представительский автомобиль. Из чего, скажите на милость, надо было делать ЗИЛ для генерального секретаря, а потом и президента, ежели завод выпускал тысячами грузовики и холодильники? Семилитровая карбюраторная «восьмерка» дожила до XXI века, на минуточку. Но многое, слишком многое, было продуктом очень малотиражных технологий – хотите, называйте это каретной мастерской, хотите – кустарным производством. Это дорого, это ненадежно, это непрестижно.
Место главного пассажира (вариант 2014)
В общем, вполне понятным итогом стало сначала пополнение, а потом и замещение парка ГОН (гаража особого назначения) иномарками. «Мерседес» в длинном и бронированном варианте – «Пульман» – оказался хорош всем: и быстрый, и безопасный, и надёжный. Вот только… гордиться им можно, только будучи немцем.
Пожалуй, ключевым моментом, когда стало ясно, что стране необходим собственный правительственный и президентский автомобиль, стало 9 мая 2010 года. Праздник 65-летия Победы почтили своим присутствием главы многих государств, которых наш президент по протоколу встречал в Кремле. Прекрасно помню ту вереницу «мерседесов», которые подвозили гостей… и то чувство, когда волей-неволей вспоминал, что эта марка вообще-то воевала на другой стороне.
ЗИЛ как завод, а следовательно, и как автомобиль, возрождать было уже неразумно. Дизайн-проект и даже ходовой образец лимузина представило «Депо-ЗИЛ», но это вновь означало штучное, читай кустарное, и сверхдорогое производство. Ещё один проект пришёл с берегов Волги: ГАЗ предлагал взять как основу иностранный автомобиль и путём относительно недорогих, но значимых изменений внешности сделать нечто оригинальное, под собственной маркой. Способ не новый, известный как бейдж-инжиниринг, но он хорош как срочная мера, а действительно российский автомобиль с перспективой развития таким образом не получить.
Примерно тогда же, в 2012 году, в работу включилась ГК «Ростехнологии» и НАМИ (Научный автомоторный институт). Они предложили совершенно другой подход: создать не просто новый президентский автомобиль, а целое семейство машин, взяв за основу состав правительственного кортежа. Помимо «борта №1», в нём следуют и внедорожники охраны, и минивэны спецслужб, и седаны сопровождающих лиц. В российском ГОН это все машины нескольких марок. А что если построить их на единой, заново разработанной современной платформе? И при этом внедорожник и седан, скажем, в гражданском исполнении предложить рынку? Тогда речь пойдёт уже не о штучном, а о серийном производстве, а это совершенно иные технологии и иной уровень прибыльности. Поначалу, безусловно, проект потребует серьёзных вложений, зато и перспектива их вернуть самая реальная
В итоге именно этот проект под названием «Кортеж» в январе 2013 года и был одобрен правительством, исполнителем назначен НАМИ. Ещё до этого институт объявил конкурс среди дизайнеров, который включал не только задание подготовить скетчи, но смонтировать компьютерный ролик: в полуфинал вышли 25 работ самых разных стилей, от ретро до футуризма. После череды показов, согласований и утверждений зелёный свет дали «Кортежу» классического стиля с элементами ретро, отсылающими к ЗИС-110. Речь, конечно, не о слепом копировании, но о современном воплощении самых удачных элементов, например, набора горизонтальных хромированных полосок. И хотя мы сейчас можем видеть лишь макетный образец, а не окончательный облик, уже понятно, каким в общих чертах будет серийный автомобиль. Точнее, автомобили, ибо в полном соответствии с первоначальным замыслом проект «Кортеж» воплощал четыре машины, три из которых в виде макетов были построены к началу 2014 года: собственно лимузин, большой внедорожник и минивэн (именно этот вариант двухлетней давности и представлен на фото). А построили их, чтобы показать основному заказчику, получить указания и возможные замечания и – команду «действовать».
Три года на лимузин
…22 января 2014 года три макетных образца доставили в Ново-Огарёво. Президент Путин и осмотрел, и опробовал «свой» автомобиль – с места пассажира – и потребовал назвать сроки (по этой реакции можно угадать впечатление, какое произвёл автомобиль). Вот с тех самых пор и утверждён окончательно год, когда «Кортеж» пойдёт в производство – 2017-й.
С тех пор стало известно, что гражданские версии будет осваивать «Соллерс», а изготовлением президентской машины займется опытное производство НАМИ. Что проектирование и изготовление агрегатов и систем пройдёт с широким привлечением иностранных партнёров, но – и это самое важное! – с освоением нами самых передовых технологий. Кстати, молодая команда «Кортежа» вооружена самыми современными системами проектирования – один из старейших институтов страны перевооружается!
Наконец, последняя новость, прозвучавшая от министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, – что проект пока реализуется в условиях молчания, с тем чтобы в 2017 году «сделать сюрприз». Он подразумевает и окончательный облик, и, возможно, новое имя автомобилей.
Из надёжных источников нам стало известно, что дизайн внедорожника и седана принят, как говорится, на высшем уровне, в финальном виде; по лимузину есть небольшие доработки. Известно, что двигатель готов конструктивно и будет производиться в России, при этом базовый вариант – трёхлитровая турбо-шестёрка. Наконец, мы знаем имя разработчика двигателя и некоторые идеи для названия будущей машины… но называть их можно будет только через год.
Очень надеюсь, что так и случится, и смелый проект по производству целого автопарка особого назначения, машин, построенных на единой полноприводной платформе, будет реализован. И что автомобиль в обычном, небронированном исполнении, найдет своих покупателей на российском рынке. И наши руководители не будут ездить на иномарках – не потому, что это непатриотично, а потому, что у нас есть своя машина, лучше многих.
Автор: Антон ЧУЙКИН
Совместно с:
Комментарии