НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Круговорот букмекеров, или кто сейчас захватил Российский футбол

Круговорот букмекеров, или кто сейчас захватил Российский футбол

Круговорот букмекеров, или кто сейчас захватил Российский футбол
Автор: Георгий СУДАНОВ
01.02.2022

В последние годы на майках ведущих европейских клубов болельщики стали часто замечать логотипы букмекерских компаний. Теперь этот процесс достиг и России. Сейчас в нашем футбольном чемпионате букмекеры выступают спонсорами почти у всех команд и платят за это немалые деньги. Вопрос: кому это выгодно?

С момента легализации беттинга в России букмекеры заполонили спортивный сектор. Сегодня их рекламу можно увидеть на ТВ, на ютуб-каналах, на тематических сайтах, на билбордах у стадионов и в соцсетях знаменитых комментаторов и спортсменов.

БК WINLINE – СПОНСОР ТРЕХ ТОП-КЛУБОВ

Первой контракт с футбольным клубом заключила легальная БК Winline, основанная в 2009 году. Произошло это в 2016 году, и партнером букмекера стал московский «Спартак» – народная команда, которую традиционно поддерживают миллионы болельщиков. К тому времени «Спартак» шестнадцать лет не имел титула, но в первый же год сотрудничества он удивительным образом вдруг стал чемпионом страны.

По неофициальным данным, БК Winline обещала платить клубу в год около 200 млн рублей. Что потребовалось взамен? Об этом можно только гадать. Ведь все мы прекрасно понимаем, что букмекерское спонсорство и результаты команды – это две вещи, никак не связанные…

Приведем просто один факт. В самом начале сезона, 9 августа 2020 года, арбитр Василий Казарцев назначил два спорных пенальти (в том числе один – на последней минуте матча) в ворота «Спартака», и тот в итоге упустил победу, сыграв вничью с клубом «Сочи». Это был страшный судейский скандал, и у многих делавших ставки на победу «своих» красно-белых болельщиков сложилось ощущение, что их ограбили. Ошибочность пенальти на последней минуте признали все, но итоговый результат остался неизменным – 2:2. И тогда БК Winline совершила невероятное – она рассчитала все ставки на победу «Спартака» в матче с «Сочи» как выигрышные. Говорят, что общая сумма «выигравших» таким образом ставок составила более 15 млн рублей.

Начиная с сезона 2020/2021 БК Winline стала партнером еще двух топ-клубов РПЛ - «Зенита» и «Краснодара». Срок соглашений рассчитан на три года.

Эти два клуба ушли тогда от БК «1ХСтавка», о которой мы рассказывали в прошлом номере. Тот же «Зенит» получал от предыдущего партнера, по оценкам, 100 млн рублей за сезон, но БК Winline, почувствовав растущую популярность питерского клуба, воспользовалась истечением контракта и предложила чемпиону в два раза больше – 200 млн рублей. От такого не отказываются, тем более что также заинтересованные в работе с «Зенитом» БК «Фонбет» и БК «Париматч» предложили менее выгодные финансовые условия.

Вторым клубом, поменявшим БК «1ХСтавка» на БК Winline, стал «Краснодар». В отличие от «Спартака» и «Зенита», которые поместили небольшие значки спонсора-букмекера в районе плеч, а также на спине под номером игроков, «Краснодар» отдал логотипу Winline самый центр футболки, благодаря чему сумма контракта выросла с 80 до 200 млн рублей. То есть у первых двух топ-клубов титульными спонсорами остались «Лукойл» и «Газпром», а вот «Краснодар» договорился с БК Winline о титульном спонсорстве в рамках российского чемпионата.

БК «1XСТАВКА» ПОТЕРЯЛА ВСЕ

Если «Зенит» и «Краснодар» отказались от сотрудничества с БК «1ХСтавка», репутация которой оказалась подмоченной связью с БК 1XBet и «троицей» из Брянска, находящейся в розыске и обвиняемой в укрытии от налогообложения 63 млрд рублей, то «Локомотив» продолжил: его юристы доказали, что товарный знак 1X зарегистрирован на легальную «1ХСтавку», а Веt – это просто переведенное на английский язык слово «ставка». И всем, конечно же, стало ясно, что бренды 1XBet и «1ХСтавка» не имеют никакой связи друг с другом…

А потом начались странные вещи. В октябре 2021 года «Локомотив», сотрудничавший с БК «1ХСтавка» с 2017 года, «вдруг» сменил «1ХСтавку» на БК «Фонбет». Считается, что сумма контракта «1ХСтавки» и «Локомотива» составляла 170 млн рублей за сезон. Сумма контракта «железнодорожников» и БК «Фонбет» не опубликована, но известно, что соглашение подписано на пять лет. И по чудесному совпадению буквально за день до расторжения контракта с «Локомотивом» БК «1ХСтавка» подписала своим амбассадором… легенду «железнодорожников», их бывшего главного тренера Юрия Сёмина. То есть к команде «1ХСтавка» присоединился человек, с которым «Локомотив» трижды выигрывал чемпионат России и шесть раз кубок страны, а теперь выступил с резкой критикой нынешнего руководства красно-зеленых.

БК «ФОНБЕТ» АТАКУЕТ

Сменился спонсор и у московских армейцев. Ранее у ЦСКА действовало соглашение с БК BetCity, которое оценивалось в 140 млн рублей в год. Однако летом 2020 года красно-синие пошли «на повышение» и заключили пятилетний контракт с БК «Фонбет», основанной в 1994 году и являющейся крупнейшим букмекером России по размеру выручки. Ранее эта БК спонсировала преимущественно спортивные федерации и турниры, а также являлась спонсором сборной России по футболу на чемпионате мира 2018 года.

Соглашение БК «Фонбет» и ЦСКА эксперты оценивают в 180 млн рублей ежегодно. Таким образом, за пять лет армейцы получат 0,9 млрд рублей только за то, что будут носить логотип «Фонбет» на рукаве футболки. Разве это не удивительно, особенно если вспомнить, что «армейцы» не играют в престижных еврокубках, в которых реклама на футболках имеет хоть какой-то экономический смысл…

Еще один партнер БК «Фонбет» в РПЛ – это казанский «Рубин». А вот главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий при этом стал амбассадором другого букмекера – БК «Мелбет», зарегистрированной в 2012 году на территории Великобритании. Эта БК выделила денежные средства на строительство стадиона в Волгограде в структуре футбольной школы Слуцкого (сумма оказанной финансовой поддержки проекту составляет, по оценкам, 9 млн рублей). Интересно, какой характер будет носить благодарность Леонида Викторовича, команда которого проиграла десять из пятнадцати последних матчей чемпионата страны?

БК BETBOOM И БК «ПАРИМАТЧ» БЕРУТ КОЛИЧЕСТВОМ

Три клуба, выступающих в РПЛ, имеют контракты с БК BetBoom, которая раньше называлась BingoBoom и новое имя получила в результате ребрендинга.

Например, клуб «Уфа» давно сотрудничает с данным букмекером, и его название размещено прямо по центру игровой футболки. За это БК BetBoom платит «Уфе» 60 млн рублей ежегодно.

А вот «Арсенал» и «Урал» получают гораздо скромнее – 25 и 30 млн рублей в год соответственно – и все потому, что эта БК не является титульным спонсором данных команд. При этом, что интересно, БК BetBoom перехватила екатеринбуржцев у БК «Париматч». Финансовые детали сделки на разглашаются, но, по оценкам, такой же была и прошлая сделка «Урала» с БК «Париматч». А вот туляки сотрудничали с БК BetBoom еще в сезоне 2019/2020. И тогда этот букмекер сотрудничал еще с «Оренбургом» и «Рубином».

Со своей стороны, БК «Париматч» спонсирует четыре клуба в РПЛ – «Химки», «Тамбов», «Сочи» и «Ахмат». И тут вот что достойно внимания: если БК Winline платит только «Зениту» 200 млн рублей в год, то БК «Париматч» подписала сразу четыре клуба, потратив в разы меньше. Например, «Сочи» и «Ахмат» получают всего по 20 млн рублей ежегодно, но при этом БК никак не отмечена на футболках команд. И, спрашивается, зачем ей это нужно?

БК BETCITY С РОСТОВСКИМИ

Корнями БК BetCity, от которой ушел клуб ЦСКА, свои деньги направила на спонсирование футбольного клуба «Ростов», и дает ему 30 млн рублей в год. Но при этом основные средства эта БК направляет на спонсирование Кубка России по футболу – около 150 млн рублей.

Что касается «Ростова» – тут все просто: Сергей Самсоненко, владелец БК BetCity, родился в Ростове-на-Дону, а потом переехал в Македонию. Там он стал владельцем двух гандбольных клубов и футбольного клуба «Вардар». Свое состояние он сам оценивает в 100 млн евро, ну а Ростов для него – это, как он сам говорит, «приверженность к родным местам».

БК «ЛИГА СТАВОК» ПЕРЕПЛЮНУЛА ВСЕХ

Безоговорочным лидером в списке букмекеров-спонсоров является БК «Лига Ставок». Она не сотрудничает с отдельными клубами, ее партнер – вся Российская премьер-лига. Сотрудничество этого букмекера с РПЛ длится уже десять лет. Сначала «Лига Ставок» была официальным букмекером российского футбольного чемпионата, а в 2017 году стала генеральным партнером. В год РПЛ получает от «Лиги Ставок» до 600 млн рублей. По словам президента БК «Лига Ставок» Юрия Красовского, стоимость спонсорского соглашения с РПЛ может вырасти до 5–6 млрд рублей за год.

Утверждается, что БК «Лига Ставок» победила в закрытом тендере с тремя другими букмекерскими компаниями, но названия этих компаний не уточняются.

Зачем это нужно «Лиге Ставок»? Для любого букмекера очевидно, что РПЛ – это очень большая активность аудитории болельщиков. Российский футбольный чемпионат, как ни крути, занимает 1-е место по обороту, количеству ставок и количеству клиентов, делающих ставки на матчи.

Заместитель генерального директора БК «Лига Ставок» Александр Егоров говорит: «Есть негласное соперничество по популярности команд – “Зенита” и “Спартака”. У нас есть индекс болельщика, который определяется по количеству ставок на клуб. По этому показателю “Спартак” занимает первое место. На красно-белых ставят 8,9 процентов пользователей, на “Зенит” – 8,6 процентов».

Так что «удар» сразу по всей РПЛ – это очень круто для букмекера.

Ни у одной из спортивных лиг и организаций нет более крупного соглашения. Например, у КХЛ сумма контракта с БК «Фонбет» оценивается значительно скромнее – 400 млн рублей. У всех остальных лиг суммы партнерских контрактов с букмекерами в десятки раз ниже.

Взамен БК «Лига Ставок» имеет эксклюзивное рекламное время в телетрансляции каждого матча. Плюс появление на табло внутри стадионов и рекламных щитах по периметру поля. И при этом ни одна другая БК не может разместить свой ролик во время российских матчей.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

По оценкам, доход РПЛ от букмекерского спонсорства в сезоне 2020/2021 достиг 1,8 млрд рублей. При этом, если взять все спонсорские активности букмекерских контор в России, то только на российский футбол – самый популярный вид спорта – приходится более 1/3 выделенных букмекерами средств.

Сегодня букмекерские конторы настолько прочно вошли в футбольную жизнь, что представить себе без них игру №1 невозможно.

Какие же цели могут объединять букмекерскую контору и профессиональный футбольный клуб? Безусловно, одна из основных целей – это получение прибыли.

Фото_15_02.JPG 

Выгода футбольных клубов и РПЛ тут очевидна. Деньги от букмекеров – это солидная часть дохода. Например, чистая прибыль «Зенита» за 2019 год составила 547 млн рублей, а доход команды от БК Winline – 200 млн рублей, что составило 37%. А вот в 2020 году клуб получил из-за коронавирусных ограничений чистый убыток в размере 2,35 млрд рублей, и этот убыток стал рекордным для «Зенита» за последние шесть лет. К тому же, это самый большой показатель в РПЛ – убыток ЦСКА составил чуть более 2 млрд рублей, а «Спартака» – 1,9 млрд рублей.

Так что дополнительные спонсоры – это огромный плюс для команд РПЛ и самого чемпионата. Команды у нас не умеют и не хотят зарабатывать, им и так нормально. Особенно это касается маленьких команд из провинциальных городов, которые просто не выживут без финансовой поддержки. И они ее получают. Из разных источников, в том числе и из карманов простых налогоплательщиков и игроков на ставках.

Сейчас букмекеры захватили спонсорский рынок в российском футболе. Но букмекеры предлагают спонсорскую помощь не просто так. Взамен они имеют возможность размещать свои логотипы во время соревнований. Они рекламируют себя, постоянно напоминают о себе, повышают узнаваемость своего бренда для целевой аудитории. Их цель – увеличение доли рынка. А для этого нужно привлечение все новых и новых игроков.

Характерный пример: благодаря успешному титульному спонсорству футбольного клуба «Реал» (Мадрид), БК Bwin получила около 20% доли рынка ставок на спорт в Испании. Но это великий «Реал»! А зачем спонсировать середняков и аутсайдеров жалкого российского чемпионата? Тут, понятное дело, все исключительно в «цене вопроса». Какие-нибудь условные «Крылья Советов» очень нуждаются в спонсорах, согласны на любые деньги и обходятся БК не очень дорого. Тем более что сместить с футболок лидеров «Газпром», ВТБ, РЖД или «Лукойл» вообще вряд ли в состоянии кто-то из отечественных букмекеров.

Стоимость спонсорского соглашения с РПЛ для БК «Лига Ставок» может вырасти до 5–6 млрд рублей в год. Не слишком ли? Складывается впечатление, что то, что сейчас происходит в спонсорстве российского футбола – это какой-то абсурд. Российский футбол деградирует, а ценники взлетают до небес. И это никак не связано с уровнем игры команд и отдельных футболистов – с этим уже давно всем все ясно. Просто идет острая конкурентная борьба между букмекерами. Не между клубами (чемпион России в текущем сезоне давно известен, а смотреть матчи какого-нибудь «Рубина» или «Химок» вообще невозможно), а именно между букмекерами, которые просто вынуждены вести борьбу за каждый клуб.

Для букмекеров взять и отказаться от присутствия в РПЛ из-за завышенных цен невозможно – слишком велико значение турнира. Именно «большой» футбол у нас традиционно является «ключом к аудитории». Не «пляжный», где наши – трижды чемпионы мира, а именно «большой», где Россия гордо занимает 33-е место в рейтинге ФИФА. Вот и получается, что букмекеры стараются, расталкивая друг друга, обязательно присутствовать в матчах РПЛ хоть в каком-то из вариантов. Не хватает денег на популярный «Спартак», можно сотрудничать с «Уфой» – ведь БК получает охват и среди болельщиков «Спартака», потому что «Уфа» как минимум дважды в год играет со «Спартаком». Реально, бред! Это примерно то же самое, что платить дополнительные деньги плохому писателю только за то, что его книга случайно окажется на одной полке с книгой хорошего и популярного фантаста.

При этом, как признаются специалисты, никто из букмекеров даже не пытался полноценно подсчитать эффективность своего спонсорства. Это якобы невозможно. Но зато все понимают, что букмекеры живут в условиях бесконечных ограничений по законодательству: нельзя рекламироваться на ТВ в определенные часы, нельзя рекламироваться на сайтах, у которых нет специальной лицензии и т.д. А рынок – он не резиновый. Всем нужны новые клиенты, но предложение ограничено. Хочешь – не следуй за повышающимся ценником, но тогда тебя тут же отодвинут другие.

Правильно говорит исполнительный директор БК «Париматч» в СНГ Дмитрий Сергеев: «Если перестать тратить деньги на рекламу, направленную на узнаваемость бренда, последует падение, а конкуренты моментально сожрут. У нас самый конкурентный рынок в Европе – только Великобритания поспорит с нами по количеству букмекерских компаний, которые активно вкладывают в маркетинг. Ты не получишь клики, твои приложения не будут устанавливать, если клиенты не будут знать, что это за бренд. Они не будут делать депозиты, если бренд будет им неизвестен».

Жаль только, что Россия успешно конкурирует с Великобританией лишь по количеству букмекерских компаний. Неплохо было бы конкурировать еще и по уровню футбола, в который вкладывается такое количество наших, по сути, денег.

Фото из архива автора


Автор:  Георгий СУДАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку