Кто на транспортного «зайца»?
ФОТО: СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС
30.09.2020
Свершилось! По примеру Эстонии и Люксембурга в Минтрансе России принято стратегическое решение к 2035 году сделать общественный транспорт бесплатным. По мнению ряда экспертов, этот шаг легализует классического автобусного «зайца», но одновременно способен ликвидировать рядовых автомобилистов, как класс.
В данном случае речь идет о владельцах бюджетных марок автомобилей, которые затрапезным видом и тихоходностью своих «корыт», видимо, мешают представителям современной элиты без ограничений рассекать по бескрайним просторам Родины. Единственное, что чиновники ведомства милостиво готовы им разрешить, это платить за дороги, по которым нищебродам ездить уже не придется.
ШОУ НЕСЛЫХАННОЙ ЩЕДРОСТИ
К такому выводу можно прийти после анализа недавнего заявления ведомства о намерении ввести в обозримом будущем бесплатный проезд на общественном транспорте. Правда возможность прокатиться (увы, без ветерка) должно быть обеспечено одним необходимым, но достаточным условием: речь идет о расширении зоны платных дорог, включая городские агломерации, а также региональную транспортную сеть. При этом в Минтрансе подчеркивают, их предложения подразумевают корректировку ныне действующих национальных проектов. И еще одна немаловажная, но существенная деталь: рекламируя уже сейчас бесплатный проезд на общественном транспорте, введение которого ожидается только через 15 лет, чиновники ведомства предлагают «не ждать милостей от природы» и сделать платным проезд по дорогам регионального значения с 2025 года, с тем, чтобы к назначенной дате все направления сделать безоговорочно платными. По мнению стратегов из Минтранса, внедрение механизма «пользователь платит» поможет обеспечивать инфраструктуру и регулировать ее использование, как перевозчиками, так и населением. Если нечто подобное происходило в условиях «общества развитого социализма», то телеэфиры немедленно бы наполнились оптимистическими репортажами с мест о том, как сбывается вековая мечта «зайцев» всех мастей разъезжать на городских автобусах бесплатно, не опасаясь кровожадных контролеров. Однако страна у нас не равных возможностей, а территория, где население худо-бедно, но уже научилось считать. К тому же историческая память подсказывает, что все «обещалки», типа, «нынешнее поколение юных пионеров будет жить при коммунизме» или про 2700 баксов каждому, ежемесячно на «рыло» к 2020 году, должны иметь под собой прочную экономическую основу. В противном случае они превращаются в ядовитые мемы, которыми сегодня забиты практически все социальные сети. Откуда же в Минтрансе намереваются брать деньги на это шоу неслыханной щедрости? И тут есть несколько возможностей. Одна из них была реализована, например, в Таллине, где до недавнего времени общественный транспорт был убыточным. Поэтому городские власти решили получить прибыль за счет привлечения в город новых налогоплательщиков и туристов. Для этого жителей столицы освободили от платы за проезд при условии регистрации по месту жительства, а иностранцам начали выдавать бесплатную туристическую карточку. В итоге население увеличилось на 16 тыс. человек, а налоговые поступления в городе выросли на 20 млн евро в год. Таким образом, транспортные убытки были минимизированы, муниципальная казна пополнилась никогда не лишними деньгами, а жизнь в Таллине стала более комфортная.
КАРТИНА ТРУДА И ВДОХНОВЕНИЯ
Увы, российское «заячье» счастье планируется обеспечить очередным налогообложением тех, кто не пользуется общественным транспортом – в данном случае речь идет о рядовых автовладельцах. Ах, мы реально представляем, как в воображении чиновников толпы водителей категории «С» – кажется, единственного в России обеспеченного класса, с высоким подниманием бедра ломанутся платить за дороги, чтобы обеспечить себе право по оным беспрепятственно передвигаться. Однако, зная, как у нас реализуются все гениальные предначертания, спускаемые, как правило, сверху, возникает совсем иная картина «труда и вдохновения». Как же будет выглядеть этот дорожно-транспортный апокалипсис? Пока по «зомбоящику» нам будут рассказывать, как хорошо бесплатно кататься по улицам столицы, других городов миллионников, в провинции будет происходить примерно следующее. Если по дорогам регионального значения и другим автотропинкам бесплатно ездить будет уже нельзя без бумажки, подтверждающей оплату нового дорожного налога (его введение априорно уже подразумевается. – Прим. ред.), то немедленно на каждом перекрестке десантируются толпы гайцов-молодцов. Эти бригады стражей транспортного порядка немедля займутся своим любимым делом, а именно – тормозить обладателей «копеек», видавших виды «нив» и прочих «логанов», на которых передвигаются сегодня небогатая масса единоличников. Понятно, что у деревенских жителей, например, по причине тотальной бедности вряд ли найдется возможность оплатить еще одну подать, поэтому, следуя древней российский традиции, в рот государству тоже мало что попадет, зато день ото дня будет расти благосостояние сотрудников ДПС. В этом месте предчувствую возмущенные клики чиновников: типа, нас не так поняли, наши слова были вырваны из контекста… Увы, но вас, господа хорошие, поняли так, как надо: главная цель предлагаемых нововведений в очередной раз залезть в карман граждан под видом заботы об оных. Рядовые и далеко небогатые автовладельцы, для которых машина именно не роскошь, а средство передвижения (на дачу, в магазин, поликлинику, за грибами и т.д.) и станут крайними в этой битве трендов.
С САМОКАТОМ ПРОТИВ ПРОБОК!
Справедливости ради отметим, что даже во властных коридорах изумились предложением ведомства ввести бесплатный проезд в общественном транспорте к 2035 году при платном проезде по большинству дорог на личных автомобилях.
«Против метро и легкового рельсового транспорта, думаю, никто возражать не будет, – пишет в своем Telegram-канале депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («ЕР»). – Но самокаты и платные дороги, как альтернатива личному автотранспорту, мог придумать только идиот». При этом, по словам депутата, объяснение чиновников не может не поражать: эти меры предлагаются как способ борьбы с пробками, хотя есть куда более эффективный метод: запретить личный автотранспорт, и пробки исчезнут сами собой.
«Политика дискриминации автомобилистов приведет к монополизму, в условиях которого общественный транспорт неминуемо деградирует, – уверен лидер российских эсеров Сергей Миронов. – Об этом в первую очередь стоило подумать авторам футурологических упражнений из Минтранса. Как следствие, население лишится выбора, а точнее – он будет только у богатых».
Вполне определенно высказался по этому поводу и вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр, напомнив, что дороги в России строятся (на минуточку!) за счет налогоплательщиков, поэтому идея сделать проезд по ним платным выглядит «ужасно». По его мнению, если механизм Минтранса заработает, то страна вернется к периоду, когда машины были роскошью, а не средством передвижения. Вывод, который делает эксперт, откровенно пугает: личная автомашина снова превратится в привилегию для избранных, а на долю всех прочих останутся тесные, грязные автобусы и электрички.
Единственный способ как-то уцелеть в битве государства против собственных граждан, это к 2035 году переместиться тем же самым москвичам на Луну, чтобы не мешать чиновникам и владельцам дорогостоящих автомобилей. По мнению аналитика, если схема Минтранса сработает, то право ездить в столице, других крупных и малых городов получат только состоятельные люди, которые могут позволить себе купить и дорогую машину, и возможность перемещаться по городу.
Автор: Сергей НЕКРАСОВ
Комментарии