НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Кто платит за проезд?

Кто платит за проезд?

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.05.1999

 

 

 

Пассажиры пригородных поездов и электричек, втискиваясь в переполненные вагоны, ругают на чем свет стоит Министерство путей сообщений (МПС); его же, но уже за увеличение тарифов, клянут грузоотправители. Мало кто знает, что в обоих случаях виновником является не МПС, а… льготники. Какая существует зависимость между льготниками, переполненными вагонами и увеличением тарифов? Рассказывает руководитель Департамента пассажирских сообщений МПС РФ Валерий ШАТАЕВ.

 

Сегодня граждан, имеющих право на бесплатный проезд по железной дороге, можно разделить на две группы. В первую входят те, кто имеет социальные льготы, – Герои Советского Союза, России, Герои Социалистического Труда, все группы инвалидов, сироты, ветераны войн, работники тыла, несовершеннолетние узники концлагерей, блокадники, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, школьники и студенты. Ко второй группе относятся лица, имеющие профессиональные льготы, – депутаты Совета Федерации и Государственной думы, конституционные и обыкновенные судьи, сотрудники прокуратуры, милиции, таможни, налоговой полиции. Согласно этому перечню право бесплатного железнодорожного проезда предоставлено 76 миллионам человек, а это – половина населения России… Подобного прецедента нет нигде в мире. На Западе профессиональных льгот просто не существует, а социальных льготников там в десятки раз меньше, чем у нас. И везде затраты железной дороги компенсирует государство. А что мы имеем в России?

Цена потерь МПС от льготников – 11 миллиардов рублей в год. Это очень большие деньги. В Гражданском кодексе (статья 790) говорится о том, что компенсация потерь, связанных с льготами, производится органами, которые их устанавливают. Большинство льгот у нас установлено законами и нормативными актами правительства РФ. Следовательно, в законе о бюджете каждого года должна быть предусмотрена такая статья расходов. На деле в 1997 году МПС ничего не получило. В прошлом году правительство выделило нам «на покрытие убытков» (прямо не говорится, что это компенсация льготников) 450 миллионов рублей, а отдали МПС всего 300 миллионов – в старых ценах. В этом году в бюджете этой статьи расходов просто нет! Что остается делать МПС? Правильно, искать возможности как-то компенсировать убытки. Поскольку с пассажиров много не возьмешь, то компенсировать льготы приходится грузоотправителям – шахтерам Кузбасса, лесорубам Лесосибирска, нефтяникам Тюмени. А они правомерно задают МПС вопрос: почему депутаты и таможенники должны кататься в СВ за наш счет?

Мы не первый год обращаемся в федеральные органы с просьбой пересмотреть категории граждан, имеющих бесплатный проезд. Возьмем депутатов Совета Федерации. К чему им льгота на проезд пригородными поездами, когда они на них не ездят?

Другой вопрос: почему, к примеру, льготы на проезд даны таможенникам, сотрудникам милиции и транспортной инспекции – людям достаточно обеспеченным, а не врачам, учителям, пенсионерам, которые живут за чертой бедности? Неужели судьи и прокуроры не в состоянии купить абонементные билеты? У железнодорожников имеются льготные проездные билеты от места жительства до места работы, что позволяет фиксировать поездки, за которые МПС платит государству из своего бюджета. Генпрокуратура и налоговая полиция – организации не нищие, они также могли бы заложить в свой бюджет транспортные расходы.

Вот народ жалуется на переполненные электрички. А как мы можем увеличивать подвижной состав, если по отчетным документам МПС вагоны заполнены лишь на 70 процентов? Когда начинаются проверки, то выясняется, что вагоны заполнены на 100 процентов – 30 процентов пассажиров составляют льготники, которые нигде не зафиксированы!

На поезда дальнего следования льготники получают билеты, предъявляя требования. В пригородных поездах и электричках они едут по служебным удостоверениям. У контролеров от этих удостоверений одна головная боль! Дня не проходит, чтобы кто-то из льготников не закатил скандал: я не имею права давать это удостоверение в руки и т.п. Постороннему лицу – да, но не контролеру, государственному служащему, имеющему право проверять все проездные документы.

По идее, профессиональные льготники могут пользоваться бесплатным проездом только при исполнении своих служебных обязанностей. Но никому не известно, по какой надобности они катаются (по делам или к теще на блины), какое количество поездок они совершили, какая сумма на это затрачена. Как-то контролеры жаловались, что повадились некоторые сотрудники милиции возить с собой родственников и подружек, требуешь у них билет, а милиционеры заявляют: а я перевожу задержанных. И смех, и грех!

Сегодня контролеру-ревизору надо быть семи пядей во лбу, чтобы запомнить все льготы, предусмотренные законом. Мы уже не один год говорим: ревизор не должен думать, есть у этого дяди льготы или нет. Пусть льготники берут билеты в бесплатных кассах. Тогда появится статистика. И станет ясно, кто куда и как часто ездит, во что обходятся эти поездки. Тогда у МПС появится возможность предъявить счета конкретным министерствам и ведомствам.

Что прикажете делать железнодорожникам с такими липовыми льготниками, как помощники депутатов Государственной думы? Этих помощников у каждого депутата – десятки, а то и сотни. Они для наших ревизоров стали чем-то вроде стихийного бедствия! Самое большое количество жалоб приходит от них в МПС. Да что там в МПС, они в администрацию президента пишут, в Генпрокуратуру… И на каждую жалобу мы реагируем: выясняем, разбираемся, пишем ответы.

Нет, мы не против льгот, пусть все ездят бесплатно, но кто-то за это должен платить. Проблема же льготников не ведомственная, как это кому-то кажется, а национальная. МПС подсчитало: сегодня в цене грузового тарифа заложено около 15 процентов покрытия убытков от льготников. То есть грузоотправитель искусственно платит на 15 процентов больше. Представьте себе такую картину. Государство ежегодно выделяет железнодорожникам положенные 11 миллиардов рублей, МПС уменьшает грузовые тарифы на 15 процентов, после чего объем перевозок увеличивается на четыре процента, на столько же – производимый продукт. В этом случае бюджет получил бы вместе с налогами от производителей и железной дороги около 30 миллиардов рублей.

Все понимают необходимость ликвидации перекрестного субсидирования. Три года правительство выпускает постановления и разрабатывает концепции о его ликвидации, но воз и ныне там. Здесь требуется нормальное волевое решение, кто-то должен это исполнить на уровне Министерства финансов. Но пока этого, к сожалению, не случилось.

 


Автор:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку