НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Лечи и умирай

Лечи и умирай

ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС

Автор: Евгения СЕМЕНОВА
31.08.2021

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 10 августа текущего года подписал распоряжение о выделении 46,3 млрд рублей на дальнейшие специальные социальные выплаты медицинским работникам, которые помогают пациентам с COVID-19. Решение о дальнейших выплатах приняли на заседании правительства 6 августа. Средства поступят из резервного фонда кабинета министров и обеспечат выплаты до ноября текущего года. Но как показывает практика не все медики, которые работают с ковидными пациентами, получают доплаты… даже в столице. Что уж здесь говорить о регионах, куда поступают федеральные деньги и растворяются в бюрократическом водовороте…

Наши российские медики почти полтора года совершают подвиг, леча и спасая россиян от COVID-19. Порой это происходит ценой их собственной жизни. Правительство РФ и региональные власти ввели в апреле 2020 года доплаты медицинским работникам, которые находятся в непосредственном контакте с пациентами с ковидом. В октябре прошлого года их заменили специальными ежемесячными социальными выплатами, которые установили до конца 2021 года. Размер доплаты зависит от фактически отработанных нормативных смен, во время которых медицинские работники контактировали с пациентами с коронавирусом. Но, увы, врачи и медработники не всегда получают такие доплаты. Чиновники от медицины считают, что не все их достойны и ссылаются на распоряжение и директивы сверху. Корреспондент «Совершенно секретно» разбирался в таком случае.

В Волгограде врач-педиатр Наталья Бушуева умерла в реанимационной палате, будучи в состоянии комы. Женщина, всю жизнь посвятившая медицине, «сгорела» буквально за считанные дни от коронавируса. Коронавирус не оставил врачу шанса на жизнь. Наталья Бушуева заразилась смертельным заболеванием от своих маленьких пациентов. Напомним, что согласно Указу Президента РФ Владимира Путина № 313 от 6 мая 2020 года предоставляются дополнительные страховые гарантии отдельным категориям медицинских работников. Семье волгоградского доктора Наталье Бушуевой положена единовременная страховая выплата. Однако чиновники нашли множество причин, чтобы в этой выплате отказать. Ситуация зашла в тупик. А точнее – она обернулась судебным иском. Его подал муж погибшей от болезни педиатра.

Сейчас самая актуальная тема в мире: борьба с коронавирусом. На передовой находятся врачи. Каждый день они рискуют своими жизнями, спасая жизни других людей, которых не пощадила коварная коронавирусная инфекция. Чтобы поддержать медиков, глава российского государства подписал указ, дающий некие гарантии и определенные мотивации медицинскому персоналу в «красных зонах». Одна из них, не самая оптимистическая, но, тем не менее, имеющая место быть – обязательная единовременная страховая выплата семье врача, который погиб от COVID-19, заразившись на рабочем месте. Но по какой-то причине не во всех регионах этот указ исполняется. Яркие тому примеры – случай в Калининграде, где дочь врача-реаниматолога Светланы Соловьёвой, работавшей с тяжелыми «ковидными» пациентами, вынуждена обратиться в Конституционный суд РФ. Доктор Соловьёва умерла, заразившись в больнице, где работала. Ее родным отказали в выплате страховой компенсации, сумма которой составляет 2,7 млн рублей. Региональные чиновники объяснили свой отказ тем, что выплату могут получить определенные категории родственников умерших врачей, и что дочь в данном случае такого права не имеет.

В Санкт-Петербурге медсестра госпиталя для ветеранов Мария Тышко умерла от коронавируса год назад. Она тоже заразилась на работе. Родители, у которых Мария была единственной дочерью, не могут получить единовременную «президентскую страховку». Фонд социального страхования объяснил пенсионерам, что медсестра заразилась вирусом от коллег, а не от пациентов, и это в корне меняет дело – выплаты старикам не положены.

И вопиющий случай безразличия чиновников в Волгограде. Родственники врача-педиатра Натальи Бушуевой вынуждены обратиться в суд, чтобы добиться получения выплаты по страховому случаю. В обычном порядке получить 2,7 млн рублей они не смогли – чиновники областного комитета по здравоохранению, как и коллеги Бушуевой, работавшие с ней бок о бок долгие годы в детской поликлинике, считают, что она могла заразиться, где угодно – в магазине, в общественном транспорте, на улице, но никак не на рабочем месте. Однако адвокату семье Бушуевых удалось доказать совершенно обратное.

«МАМА ВСЮ ЖИЗНЬ ЛЕЧИЛА, НО УМИРАТЬ НЕ СОБИРАЛАСЬ»

Юлия Бушуева – дочь врача-педиатра, которая скончалась от острой двусторонней ковидной пневмонии. Наталья Бушуева умерла в больнице № 22 в октябре 2020 года. Она была в числе тех, кто боролся с пандемией, но в результате стала жертвой новой коронавирусной инфекции. Ее фамилия внесена в Книгу памяти медиков Волгоградской области, погибших в 2020 году в борьбе с COVID-19. Юлия Бушуева говорит, что у всех близких это вызывает гордость, ведь ее мама отдала медицине 37 лет и последние годы работала с маленькими пациентами в детской поликлинике Волгограда.

Горе пришло в семью внезапно. В смерть мамы Юлия Бушуева по сей день не верит, говорит, что все произошло, как страшный сон. И тем тяжелее ситуация, которая последовала после похорон. Близкие Натальи Бушуевой узнали, что семье положена страховая выплата, которая определена Указом Президента РФ. Деньгами ушедшего в иной мир дорогого и любимого человека уже не вернуть. Но Юлия и ее отец решили узнать, какие документы требуется оформить для получения «президентской страховки». Занятие не из приятных, ведь за спиной шептались и сплетничали соседи: сумма-то не маленькая, больше 2,7 млн рублей. Но в выплате семье отказали. Наталью Бушуеву отказались признавать умершей в результате инфицирования при исполнении трудовых обязанностей.

«Мама заразилась COVID-19 в поликлинике № 16, там, где она работала последние годы, – рассказывает Юлия Бушуева. – Она была на вызове, ездила в семью, где позже, как мы выяснили с помощью адвоката, родители маленьких пациентов заболели коронавирусом. Мама была у них дома, а потом эта родительница приводила к ней своих малышей в поликлинику на осмотр. И дело даже не в деньгах, дело не в единовременной выплате, а в отношении чиновников к медикам, которые рискуют своими жизнями и буквально работают по принципу «Лечи и умирай». Ведь в поликлинике не было никаких средств индивидуальной защиты для медиков. Врачи носили медицинские маски и все. Никаких специализированных или одноразовых костюмов не выдавали. Может, лечение детей этого не требовало?»

Юлия говорит, что Наталья Бушуева вместе с коллегами обсуждала, что малыши являются переносчиками COVID-19, дети могут и не болеть инфекцией, но они распространяют вирус без симптомов заболевания. Но обсуждалось это в узком кругу, среди коллег, которые не возражали руководству, не задавали лишних вопросов, не требовали средства индивидуальной защиты (СИЗы). Они выезжали на дом по вызовам, сетуя, что хотели бы себя обезопасить и иметь специализированную медицинскую одежду, которая могла бы уберечь их от коронавируса, ведь одной медицинской маски недостаточно…

«НИКТО ИЗ ВРАЧЕЙ ПОЛИКЛИНИКИ НЕ СПРОСИЛ, КАК ОНА СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ»

В один из сентябрьских дней Наталья Бушуева почувствовала себя плохо. Незадолго до этого у нее был злополучный вызов на дом, в семью с зараженными COVID-19 взрослыми, о чем адвокату семьи Бушуевых стало известно спустя месяцы. Педиатр не вышла на работу, решила отлежаться дома. Но самочувствие только ухудшалось. Родные вызвали «скорую» и детского доктора срочно забрали в 22-ю волгоградскую больницу, переделанную под ковидный госпиталь. Результаты анализов подтвердили вирус, рентген показал 25-процентное поражение легких. Наталья Бушуева семь дней провела в общей палате, но лучше ей не становилось, и ее перевели в реанимацию, где доктора пришлось ввести в состояние искусственной комы. Больше она в сознание не возвращалась. Через неделю Наталья Бушуева скончалась.

«За все те дни, пока мама была в больнице, никто из коллег с ее работы, из поликлиники, не позвонил и не спросил – как она себя чувствует, идет ли на поправку, – говорит Юлия Бушуева. – Звонили разные люди, друзья, мамины однокурсники, бывшие пациенты и родители малышей, которых мама лечила – они ее очень любили, все интересовались, как ее здоровье. И ни одного звонка с места работы. После смерти мамы, когда я пришла в поликлинику забрать ее вещи и документы, ее бывшие коллеги проходили мимо, ничего не говоря. Я принесла две гвоздики, портрет мамы в черной рамке, поставила на столике в коридоре в знак памяти – ведь она долго проработала в поликлинике, люди могут знать о том, что ее не стало, что она больше не будет лечить детей. Здесь же мне невнятно объяснили про страховые выплаты в размере 2,7 миллионов рублей. И сказали, что они не положены. Я решила выяснить детали, стала собирать документы, что оказалось непросто. В поликлинике со мной отказывались разговаривать, не выдавали необходимых бумаг, подтверждающих заражение Натальи Бушуевой COVID-19 на рабочем месте. Я стала обращаться в разные инстанции – в прокуратуру, к губернатору Волгоградской области, в областной комитет по здравоохранению. Но все письменные обращения пересылались в поликлинику, а там – тишина…»

Буквально на все запросы Юлии Бушуевой о разъяснении ей получения единовременной «президентской выплаты» она получила отказ. Все ведомства признали, что Наталья Бушуева заразилась вирусом где угодно, но только не на работе. Семье Бушуевых пришлось обратиться за помощью к адвокату. А потом – и в суд.

«СЛУЧАЙ СМЕРТИ ПЕДИАТРА БУШУЕВОЙ ОТКАЗАЛИСЬ ПРИЗНАВАТЬ СТРАХОВЫМ»

Владислав Макаров – адвокат семьи Бушуевых, который нашел много интересных подробностей в деле о смерти педиатра на рабочем месте. Он располагает Картой эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания. Этот документ свидетельствует, что самым вероятным местом заражения коронавирусной инфекцией Натальи Бушуевой является ее место работы. А вероятным источником инфекции в этом случае стоит считать определенных носителей, от которых вирус передался воздушно-капельным путем при несвоевременной изоляции источника.

«Эти выводы, которые указаны в Карте, были подтверждены специалистами Роспотребнадзора, – говорит Владислав Макаров. – Они обследовали по запросу санитарно-гигиенические условия труда при подозрении на заражение на рабочем месте. Помимо этого были определены и те пациенты, от которых заразилась педиатр Наталья Бушуева. Действительно, есть записи о вызове врача на дом к детям, где в семье на тот момент были заболевшие люди, которые еще не знали о поразившей их инфекции. Затем эти же пациенты были на приеме у Бушуевой в поликлинике. Все эти документы приложены к судебному иску».

Случай смерти детского врача от COVID-19, который произошел в Волгограде, уже назвали исключительным – как коллеги-медики, так и правозащитники, и даже судьи. В регионе не сталкивались с подобной ситуаций, когда врач имел контакт с пациентами, у которых впоследствии был выявлен вирус, и этот контакт стал причиной смерти врача.

 Фото_15_19.JPG

ВРАЧ-ПЕДИАТР НАТАЛЬЯ БУШУЕВА

«Согласно президентскому указу медикам, пострадавшим от коронавирусной инфекции на рабочем месте, полагается особая единовременная денежная выплата, – говорит адвокат Владислав Макаров. – Если медицинский работник скончался в результате COVID-19, заразившись вирусом на рабочем месте, то такая выплата положена его семье. В случае с Натальей Бушуевой нами был установлен факт заражения врача-педиатра на рабочем месте, есть фамилии людей, контактировавших с Бушуевой, у которых был подтвержден коронавирус. Это подтвердила и специальная комиссия, установив и факт заражения Натальи Бушуевой, и источник заражения. Однако в единовременной страховой выплате семьей Бушуевых отказано. В суде состоялось уже несколько заседаний, и каждый раз они переносятся на новые даты. Судья Центрального районного суда Волгограда Александра Любченко призналась, что она впервые занимается таким сложным делом – в Волгоградской области подобных прецедентов пока еще не было».

«СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА СЕМЬЕ? ТАКОГО ПРАВА У БУШУЕВЫХ НЕТ»

Особую позицию в этой ситуации выбрали чиновники областного комитета по здравоохранению. Старший консультант отдела информации Управления пресс-службы аппарата губернатора Волгоградской области Юрий Антонов комментирует: для того, чтобы получить страховую выплату семье Бушуевых, должна быть четкая связь между смертью педиатра Натальи Бушуевой от коронавируса, заражение которым произошло на рабочем месте. А ее нет.

«Проводится расследование случая смерти врача-педиатра Натальи Бушуевой, – сообщил Юрий Антонов. – Им занимается организация, с которой у поликлиники № 16 заключен договор – «Волгоградский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства». У специалистов этой организации есть все необходимые документы, поликлиника оказывает всестороннюю помощь, в том числе и предоставила бумаги, включая персональные данные пациентов, которых посещала педиатр Бушуева на дому и проводила прием непосредственно на рабочем месте».

По словам адвоката семьи Бушуевых, речь идет о копиях медицинских карт детей, письменных пояснений их родителей, в которых говорится, что Наталья Бушуева не осуществляла прием пациентов у них на дому или в поликлинике после их контакта с заболевшими COVID-19 взрослыми членами семьи. У адвоката Владислава Макарова на руках совершенно другие документы, подтверждающее обратное – Наталья Бушуева была в семье по вызову, где взрослые уже болели вирусом, и этих же детей к ней привели на прием в поликлинику. Контакт был. И доказать его придется в суде.

В то время, пока материал готовился к печати, произошел еще один случай, который может дополнить судебную практику, связанную с рассмотрением исков по отказу в страховых президентских выплатах. В городе Волжский, что в Волгоградской области, от COVID-19 скончалась врач-педиатр Светлана Иванова. Медик умерла осенью 2020 года, родные считают, что она заразилась на работе – в детской больнице. Но получить положенную единовременную выплату по случаю смерти они не могут. Семье, погибшего от вируса медика, в ней отказывают, поясняя, что невозможно установить «нулевого пациента», от которого заразилась доктор Иванова.

Фото из семейного архива семьи Натали Бушуевой


Автор:  Евгения СЕМЕНОВА

Комментарии


  •  Надежда вторник, 13 сентября 2024 в 06:08:09 #123538

    Страшно на самом деле. Я просто горжусь нашими врачами и фельдшерами. Они сейчас с такой нагрузкой справляются! И ведь не ради денег - ради людей. Просто герои! Сама просто читаю медицинские статьи про здоровье тут https://medvisor.ru/ Но втайне тоже бы хотела стать врачом, да уже поздно.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку