«ЛИХИЕ 90-Е»: ВОЗВРАЩЕНИЕ?
ФОТО: СУСК РФ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
10.07.2023
«Лихие 90-е» никуда не делись. Криминальные сводки пестрят новостями о беззаконии, связанном с рэкетом, разбойными нападениями и заказными убийствами. Организованные преступные группы, киллеры и воры в законе продолжают наводить свои порядки и устанавливать правила в теневых сферах. Как бы ни старались следователи и обвинители, некоторым удается избежать наказания. Даже несмотря на ужесточение законодательства. Дела преступные, показания потерпевших и новые статьи в Уголовном кодексе – в материале «Совершенно секретно».
К 60-ти годам у Виктора Джупины из Свердловской области пошатнулось здоровье, поводом стал конфликт с местными профессиональными бойцами ММА (смешаные боевые искусства – Прим. ред.). Все они живут в небольшом городе Сысерти с населением чуть больше 20 тысяч человек. В 2017 году похоронное агентство Виктора Джупины в районе было практически единственным и приносило неплохой доход. Лидер спортсменов Роман Коротков посчитал, что быть монополистом несправедливо, и предложил предпринимателю поделить бизнес. Но сесть за стол переговоров им удалось только в зале суда, до этого банда пускала в ход угрозы, поджоги и стрельбу.
ДАНЬ ЗА ПОХОРОНЫ
«В июне 2019 года подожгли мой офис, через пару месяцев стреляли по зданию и снова поджог катафалка и автомобиля Land Cruiser, – рассказывает потерпевший Виктор Джупина. – После моих заявлений уголовные дела либо вообще не возбуждали, либо не было расследования, потому что банда имела связи в местной администрации и в полиции. Потом стало страшно за дом, с сыном дежурили по ночам по очереди. Согласился на проценты – платил Короткову дань, пришлось поднять цены, но сотрудники стали увольняться из-за страха перед вымогателями. Я практически закрылся».
В 2020 году поменялся начальник местного ОВД, возбудили уголовное дело, и банду задержали. У них нашли холодное и огнестрельное оружие. На скамье подсудимых оказались четыре спортсмена. Статьи, которые им вменяют, относятся к категории особо тяжких и тяжких: «Вымогательство группой лиц по предварительному сговору» (п. «а», ч.2 ст. 163 УК РФ) и «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» (п. «б», «в», ч.2, ст. 179 УК РФ).
«Пока угроз не поступает, лично в мой адрес, все тихо, – признается редакции «Совершенно секретно» бизнесмен Виктор Джупина. – Но я предполагаю, что задержали далеко не всех, потому что у других предпринимателей стоимость за копку могилы завышена в 3–4 раза. Значит, они кому-то до сих пор приплачивают. Могу только посоветовать им обращаться в Следственный комитет РФ».
В мае этого года подсудимого Романа Короткова вместе с подельниками на время следствия выпустили из СИЗО. При этом количество пострадавших от их рук постоянно растет.
УБИЙСТВО СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ
6 апреля 2023 года один из предпринимателей города Осинники был убит выстрелом в голову на станции АЗС. Нападавшие скрылись на машине ВАЗ-2107 бирюзового цвета. Убийство произошло днем, поэтому многие камеры смогли снять преступление. Через пару дней задержали одного из участников расправы Заура Махмудова, сообщника объявили в розыск и назначили награду за информацию о его местонахождении в размере полумиллиона рублей.
13 апреля силовики обнаружили сам автомобиль. Предполагается, что после совершения преступления мужчины направились в сторону Новокузнецка, но свернули с дороги. Найдя пустынное место, столкнули машину в яму и закопали. Чтобы достать вазовскую «семерку», силовикам пришлось воспользоваться краном. В мае в Новосибирской области был задержан второй подозреваемый, Артур Махмудов. Возможно, что братья выполняли заказное убийство и являлись киллерами.
Стоит отметить, что у убитого в жизни тоже не все было гладко с законом. Местная редакция NGS.RU выяснила, что мужчина должен был налоговой службе около 700 тысяч рублей. Кроме того, по некоторым данным, он был в розыске из-за случайного убийства, а также оказывался на скамье подсудимых за мелкое хулиганство, но до приговора дело не дошло. По какой причине застрелили самого предпринимателя, пока неизвестно. Идет следствие. Киллеры во время ареста в зале суда не стали давать показания.
В ДУХЕ ВРЕМЕНИ
В России, в «лихие 90-е», вымогательства, рейдерство, убийства и сращивание с сотрудниками правоохранительных органов стали обычным делом для преступных групп. Как видим, в современной истории смысл ч. 4 ст. 35 УК РФ особо не изменился: совершение ОПС одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений и получение финансовой или иной материальной выгоды.
Но именно после распада СССР произошла политизация криминала. Преступники научились не только искать подельников среди сотрудников силовых структур, превращая их в «оборотней в погонах», но и внедрять своих людей в государственные структуры. К ним присоединились чиновники, которые, пользуясь служебным положением, отлично умели зарабатывать на отмывании бюджетных средств, давать и принимать взятки, реализовывать тендеры в своих интересах. Коррупция с оружием в кармане стала обычной реальностью на фоне бума экономических преступлений и убийств.
«Действительно, в тот период количество преступлений и убийств с применением огнестрельного оружия было значительно больше, чем в предшествующий период. Все из-за незаконного оборота, – характеризует «лихие 90-е» руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел регионального Следственного комитета РФ Инга Баранова. – Это был такой способ завоевания своего места «под солнцем», одни убивали других. Особенно коммерсантов. Тогда экономика не особо была под контролем государства, многие этим пользовались и вливались в структуры в целях личного обогащения, а не для развития производства. Часто приходилось устранять как владельцев бизнеса, так и конкурентов. Причем путем кровопролития».
В 1990 году Инга Баранова начала работать в областной прокуратуре Кемеровской области. Тогда действовал старый Уголовный кодекс, в котором статья о бандитизме была под номером 77 (нынешняя квалификация 209 ст. УК. – Прим. ред.). Именно прокуратура тогда вела дела об убийствах и ОПГ, а Следственный комитет РФ, как орган образовался позже, лишь в 2007 году.
«Одно из первых моих дел включало около 20 преступников, многие из которых были сотрудниками милиции, – вспоминает следователь. – Руководителем банды был сотрудник милиции Сергей Пономарёв. Причем главарь сам активно совершал с подельниками разбойные нападения с огнестрельным оружием, калечил жертв. В основном названия бандам давали созвучные с фамилией главаря, либо в зависимости от специфики ее преступлений. У пономарёвской банды была своя черта – они спиливали замки на сейфах и «болгаркой» выпиливали букву «П». Конечно, как и в любой классической банде, здесь у каждого участника был свой статус и своя роль. Один мог просто за вознаграждение хранить оружие и как водитель вывозить на место преступления, другой быть организатором и одновременно исполнителем».
Инга Баранова также отмечает, что сейчас стоит отличать организованные преступные группы от банд. Обязательный признак банды согласно ст. 209 УК РФ – вооруженность с целью нападения на граждан и организации. Это означает наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. А вот ст. 210 УК РФ уже говорит об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нём (ней).
Спад характерных для 1990-х годов преступлений, совершенных в составе ОПГ, пришелся в России на 2005–2010 годы. При этом сейчас раскрыть преступления и найти доказательную базу стало гораздо проще благодаря современным технологиям. У следователей есть возможность не только прослушать разговоры и прочитать сообщения, взятые из биллинга сотовых операторов, но и по IP-адресу вычислить преступника. Злоумышленники тоже пошли дальше и совершенствуют свои навыки, поэтому в мире каждый год появляются новые виды преступлений.
«Конечно, сейчас есть сдерживающие факторы для их деятельности, которых не было в 1990-е годы и о которых они знают, поэтому начинают действовать другими путями, – комментирует Инга Баранова. – Например, сейчас проще найти доказательства. Техническая база гораздо лучше развита и для прослушивания звонков, и для взлома мессенджеров. Естественно, и сама система доказывания другая. Если раньше следователи брали за основу результаты экспертиз, свидетельские показания и показания обвиняемого, то сейчас, даже если он не хочет говорить, ссылаясь на ст. 51, мы все равно сможем доказать его виновность благодаря техническим возможностям. Но и они становятся умнее, контролируя свои средства связи».
Преступления, в составе которых применяются IT-технологии и телефония, уже нельзя отнести к деятельности банд, так как исключено применение оружия. Но зато есть все признаки ОПГ – сплоченность, устойчивость, свой свод правил, наличие иерархии и материальной базы, сбор информации и компромата.
Такие мошенники уже не просто одиночные аферисты, это целые преступные группы. Причем многие из них работают, находясь в местах лишения свободы, имея запрещенные там мобильные телефоны и выход в Интернет. Но чаще осуществляют свою деятельность, находясь в просторном офисе или дома. Они делятся на несколько видов:
– те, кто «заточен» под общение с пожилыми людьми;
– липовые сотрудники служб безопасности и правоохранительных органов специализируются на выманивании паролей от банковских карт и личных данных;
– работники с сайтами бесплатных объявлений;
– работники с фишинговыми сайтами известных маркетплейсов.
В IT-преступлениях обязательно фигурирует смартфон или компьютер, которые и подвергаются взломам и атакам с целью получения данных: личных (вплоть до фото, видео и паролей) или корпоративных (если речь идет о взломе информации о компании).
Киберпреступления могут включать в себя шантаж, вымогательство, майнинг криптовалют с использованием чужих ресурсов, нарушение авторских прав, незаконное проведение азартных игр, онлайн-торговлю запрещенными товарами, домогательства, изготовление или хранение порнографии.
«КРЁСТНЫЕ ОТЦЫ»: НЕ ШЕЙ МНЕ СРОК
Половые преступления, интернет-мошенничество и финансовые аферы лишь малая часть деятельности современных ОПГ в России. Самый большой урон стране наносится в сфере теневой экономики, связанной с нелегальным оборотом товаров и услуг. Черный рынок пестрит предложениями о продаже наркотических средств, контрафакта и даже органов для трансплантации. Не говоря уже о незаконном обороте оружия и боеприпасов.
Огромный механизм раскручивается как маятник, во главе которого, как и в «лихие 90-е», стоят воры в законе. Это десятки главарей по всей стране и за ее пределами. Они также встречаются на сходках и проходят «коронацию». Лидеры координируют преступные действия, занимаются разделом сфер влияния и контролируют доходы в «общак». Благодаря своему положению, в преступной иерархии они, как правило, уходили от уголовной ответственности. По мнению Президента России, тем самым представляя наибольшую общественную опасность.
В феврале 2019 года Владимир Путин дополнил УК РФ новой статьей 210.1: «Занятие высшего положения в преступной иерархии», согласно которой за эти деяния вводится наказание в виде «лишения свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет».
7 октября 2020 года Мосгорсуд вынес первый приговор в истории страны по данной квалификации Шалве Озманову, что вызвало большой резонанс. Он родом из Тбилиси и носит кличку Кусо.
Следствие обвинило Шалву Озманова в том, что он, «желая самореализоваться в преступной среде, отрицая общепринятые моральные принципы и правила поведения, стимулируя преступное поведение, укрепляя преступный профессионализм, имея умысел занять высшее положение в преступной иерархии, определяющей структуру подчинения и взаимоотношений лиц, придерживающихся принятых в криминальной среде правил и традиций, в точно не установленном месте в точно не установленное время, но не позднее 10 декабря 2011 года, имея родственные связи среди лидеров уголовно-преступной среды, решил придерживаться обычаев и традиций уголовной среды». (Источник: журнал «Уголовный процесс»)
Сторона защиты никогда не сталкивалась с подобным. Особенно возникли вопросы к следствию по поводу культурологической экспертизы перманентных рисунков (татуировок) на теле Кусо. Согласно выводам эксперта, имевшиеся «восьмиконечные звезды» и «гусарский эполет» свидетельствовали о занятии им высшего положения в преступной иерархии, принадлежности к элите криминального мира. Мосгорсуд поверил в авторитетные звездные «погоны» Шалвы Озманова и приговорил мужчину к 11 годам колонии.
В апреле 2021 года в Волгограде по этой же статье задержали преступника со стажем в 20 лет, Александра Юношева по кличке Еврей.
«По имеющимся данным, летом 2020 года на встрече криминальных авторитетов, проходившей в турецкой Анталье, мужчина занял высшее положение в преступной иерархии Волгоградской области и впоследствии распространял и сохранял преступные традиции, осуществлял организационно-распорядительные функции, координировал и контролировал деятельность лиц из криминальной среды региона», – следует из пресс-релиза ГУ МВД России по Волгоградской области.
7 апреля 2023 года в Волгоградском областном суде состоялось заседание суда присяжных, который вынес оправдательный вердикт Александру Юношеву. 25 числа суд согласился с ними, и Еврей избежал наказания.
А вот известному в преступном мире Юрию Пичугину по кличке Пичуга не так повезло. 15 июня Верховный суд Коми вынес вору в законе пожизненный приговор. Пичугин – один из самых влиятельных криминальных авторитетов России. Он был ставленником Деда Хасана, а после его смерти делил статус главы преступного мира России с вором в законе Шишканом.
По версии Следственного комитета, в 1990-х Пичуга создал преступную группу с целью вымогательства денег у коммерсантов. Вырученные средства шли в «общак» и использовались для поддержки членов преступного мира.
С января 2020 года по делу проходило почти семьсот свидетелей, было проведено двести обысков и шестьдесят очных ставок. В итоге на скамье подсудимых из банды оказалось 17 человек.
А спустя всего 4 дня после сурового приговора на Пичугу завели новое уголовное дело – занятие высшего положения в преступной иерархии. По версии следствия, Пичугин занял свое положение много лет назад и не отказался от него до сих пор. К пожизненному заключению может прибавиться еще до 15 лет тюрьмы по статье 210.1 УК РФ.
Автор: Анна ПЕРЕВЕРЗЕВА
Комментарии