Лопата для инженера
ФОТО: СЕРГЕЙ БОБЫЛЁВ/ТАСС
30.03.2022
База вакансий в центрах занятости населения в основном состоит из низкоквалифицированных рабочих мест и эти позиции малооплачиваемые. В большинстве случаев не стоит надеяться, что в службах занятости имеются вакансии по профессии, которую ищет человек.
Военная спецоперация на Украине и позиция стран Европейского союза и США по данным событиям послужили беспрецедентному для России массовому уходу с рынка страны ряда ведущих иностранных компаний и брендов.
«ВЕЛИКИЙ ИСХОД»
На данное время о прекращении своей деятельности в РФ заявили: авиационные гиганты Boeing и Airbus; американская корпорация Applе; компания по производству одежды и обуви Nike; шведская сеть магазинов H&M; британский интернет-магазин ASOS; крупнейшая в мире торговая сеть по продаже мебели и товаров для дома IKEA. Приняли решение о заморозке работы на российском рынке автогиганты BMW, Ford, Rolls-Royce, Volkswagen, Daimler, Volvo, Jaguar и Land Rover. Объявили о выходе из совместных предприятий нефтяные компании ExxonMobil, Shell и BP. Частично закрыли свои рестораны сети заведений фастфуда McDonald’s, и KFC. Также уходит Coca-Cola и PepsiCo.
Это далеко не полный перечень компаний и корпораций, которые полностью уходят из России, сворачивают инвестиции, сокращают деятельность или временно прекращают свой бизнес на территории РФ. На середину марта список «Великого исхода» состоял из более чем 450 компаний и брендов. Это такие отрасли, как нефть, газ, энергетика, промышленность, связь, финансы, строительство, архитектура, воздушный и наземный транспорт, перевозки и доставка, техника и программное обеспечение, Интернет, гейминг, одежда, украшения, часы, косметика, интернет-магазины, сервисы, гостиничный бизнес, ретейл, спорт, продукты, развлечения, СМИ, мероприятия и фестивали, медицина, наука, образование, профессиональные услуги, VIP-сервисы и реклама.
В покинувших или приостановивших свою деятельность в российской экономике международных компаниях работает более 200 тыс. сотрудников. Лидером по количеству персонала является McDonald’s – в этой сети (845 ресторанов) занято 62 тыс. человек, далее идут PepsiCo – 19 тыс. человек и IKEA, где работают 15 тыс. сотрудников. Всего в России ожидается сокращение около 120 тыс. рабочих мест. Но это по самому оптимистичному подсчету. Только с уходом западных юридических компаний без работы останутся более 20 тыс. юристов. Закрытие своего воздушного пространства 32 странами, приведет к значительному сворачиванию деятельности туристического бизнеса и, соответственно, сокращению персонала. Десятки тысяч людей останутся без работы вследствие «усыхания» производства автомобилей в России. Из-за прекращения поставок запчастей из 14 крупных автозаводов сейчас действуют только четыре. Один из них – Nissan – временно прекратил работу в Санкт-Петербурге. Скорее всего, существенная безработицы будет в авиационной отрасли, так как авиасообщение с большинством стран прекращено. Даже закрытие социальной сети Instagram лишило дохода 53,6 млн блогеров, предпринимателей и самозанятых.
ДЯДЯ ВАНЯ ВМЕСТО РОНАЛЬДА МАКДОНАЛЬДСА
Известно, что западные компании после ухода из России, будут выплачивать своим бывшим работникам две трети от их оклада, так как инициаторами остановки деятельности являются сами компании. Но это, как говорят специалисты, продлится пять месяцев (длительность проведения организационно-штатных мероприятий). А что дальше? Допустим, что люди с котирующимися специальностями недолго будут искать работу, но что делать тем, кто не обладает востребованными профессиональными навыками. Работодатели не очень заинтересованы в умеющих только быстро подавать бигмак и зычно сообщать о свободной кассе. Быстро найти замену таким, к примеру, сетям как McDonald’s вряд ли получится. Несмотря на то, что в Госдуме сразу же придумали «путь к спасению» – за два-три месяца создать сеть общепита «Дядя Ваня», где будет якобы и вкуснее, и дешевле. Однако, создатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров уверен, что McDonald’s в России в ближайшие годы заменить нельзя.
БИРЖЕВЫЕ КУРСЫ
Куда же денутся эти тысячи оставшихся не удел россиян? Конечно же, будут искать новую работу по объявлениям в СМИ или через агентства по трудоустройству, но также и в государственных центрах занятости населения. Вот тут-то их будут поджидать довольно таки неприятные сюрпризы.
Рассказывает Александр из Москвы, 50 лет, безработный. Сразу оговоримся – свой опыт трудоустройства через центры занятости опрошенные нами люди получали еще до введения санкций так называемого «коллективного запада»:
– Я работал водителем, но после травмы по совету врачей мне пришлось уволиться. На сайте центра занятости населения «Моя работа» увидел, что достаточно много подходящих и хорошо оплачиваемых вакансий, и есть возможность освоить другие специальности через обучение. В центре занятости мне сказали, что проблем с хорошими вакансиями нет, только надо пройти курс обучения и получить квалификацию оператор ЭВМ и вычислительных машин. Отучился пять недель на отлично, получил третий разряд. Но потом мне предлагалась только работа грузчика или оператором колл-центра. По причине физической невозможности грузчиком я пойти не мог, а работа в колл-центре оператором на телефоне, куда я пошел по направлению центра занятости, представляет собой сущий ад – условий практически нет, колоссальные физические и психологические нагрузки. При этом уровень зарплаты, который был заявлен руководством, совершенно не соответствовал указанному. За полгода, пока я искал работу через государственную биржу труда, ни одной под ходящей вакансии для меня не нашлось.
Лиля ЛИ, жительница Подмосковья:
– Я пришла в этот огромный центр «Моя карьера», в который явно вложены хорошие средства, но на деле там ничем не смогли мне помочь. Центр представляет якобы разные виды услуг – карьерный эксперт, карьерный консультант, психолог, юрист. Здесь проходят разного рода тренинги. Пришла и сразу карьерному консультанту объяснила свою проблему, мол, на собеседования зовут, но предлагают плохие условия. Он мне говорит, что я должна радоваться, что меня вообще на собеседования зовут, много людей, которые сидят по нескольку месяцев вообще без приглашений. Далее все остальные специалисты, к которым я попадала, настойчиво говорили, что нужно снизить требования к работодателю и соглашаться на хоть какую-то работу. За все время, что я состояла в центре, а это три месяца, мне предложили только одну вакансию, которая уже лет пять находится на сайте HeadHunter. Собственно база вакансий на обычных сайтах гораздо выше, не стоит ждать, что в центре вам предложат эксклюзив…
Вообще в центре работают люди, оторванные от реальности …
И таких отзывов о работе служб занятости десятки сотен. Не редкость, когда инженеру с высшим образованием и уникальной специальностью предлагается идти дворником с объемом работ сравнимым с территорией аэропорта Шереметьево за деньги равные прожиточному минимуму.
Стоит отметить, что это только по Москве. По заявлению столичного правительства, в мегаполисе открыто более 400 тыс. вакансий. Действуют 57 центров по трудоустройству, где специалисты помогают оценить профессиональные и личностные компетенции, сформулировать релевантные требования к работе и работодателю, составить конкурентоспособное резюме, освоить навыки самопрезентации и «сопровождают соискателей на всех этапах: от интервью до трудоустройства». Для людей с ограниченными возможностями действует специальный проект с базой подходящих вакансий. Существуют спецпроекты для малообеспеченных семей с детьми, для молодежи и тем, кто старше 50 лет.
Однако реальная эффективность этих бирж безработных со всем комплектом курсов, семинаров, тренингов, партнерскими проектами, мастер-классами, открытыми отборами, ярмарками вакансий, центрами переобучения (приглашенные преподаватели оплачиваются по часовой ставке) крайне низка.
Александр САФОНОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор финансового университета при Правительстве РФ:
«В действительности на биржу труда обращаются только 14–20% от общего числа безработных граждан (На середину 2021 года численность зарегистрированных безработных составила 1,2 млн человек), потому что база вакансий в основном состоит из низкоквалифицированных рабочих мест и эти позиции низкооплачиваемые. В большинстве случаев не стоит надеяться, что в службах занятости имеются вакансии по профессии, которую ищет человек».
ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
По словам Александра Сафонова, в распоряжении центров занятости существуют и так называемые «мертвые» вакансии, то есть заведомо невостребованные рабочие места. Они афишируются организациями в целях выполнения закона о занятости населения, который обязывает работодателей размещать на портале «Работа в России» информацию о свободных рабочих местах своей компании. Но даже если соискатель все же решит воспользоваться предложением, по приходу на место руководством организации ему будет отказано. Несмотря на то, что вакансия находится в открытой базе центров занятости. Действительно котируемые вакансии с реальными зарплатами руководство коммерческих структур размещает на популярных негосударственных сайтах.
ДЕНЬГИ В ПЕЧКУ
Исходя из сложившегося положения дел со службами занятостями, можно сделать вывод, что в реальности система помощи безработным действует с минимальным коэффициентом успеха. Можно провести аналогию: хозяин дома устанавливает у себя дорогостоящую печь с современным оборудованием, украшает ее изящными изразцами, но денег на дрова у него уже почти нет. Изящная печь стоит в доме и стыдливо пытается выдать тепло, которого бы хватило хотя бы на обогрев промокших носок.
ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
А ведь на эту социальную «печку» выделяются значительные бюджетные средства. В 2021 году выделено около 40 млрд рублей на реализацию только первого пакета решений по поддержке занятости. На данное время, всплеск безработицы в стране не зафиксирован, и общество находится в напряженном ожидании. Но, несомненно, кривая потерь рабочих мест будет расти и, как считают специалисты, скоро по уровню безработицы мы достигнем показателей 2020 года. Поэтому сдерживание безработицы и реализация антикризисных мер на рынке труда, по заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, являются приоритетными задачами правительства. Скорее всего, в ближайшие месяцы будут использованы уже проверенные инструментарии в виде введения неполного рабочего дня и отправки в оплачиваемые отпуска.
СЕРГЕЙ КОНЬКОВ/ТАСС
Но, что делать с теми, кто уже потерял работу и находится в режиме поиска? Очевидно, что в настоящий момент помощь служб занятости, несмотря на их изрядное финансирование, минимальна. Отсюда и недоверие к этим социальным структурам и, как следствие, туда идут самые отчаявшиеся, что очень хорошо сказывается на показателях – формально безработица оказывается не такая уж высокая даже в самые тяжелые времена, и вполне подходит для «красивой» отчетности.
Выходит, что после ухода иностранных компаний с рынка России первым пунктом первоочередных задач по решению проблем максимального числа внутренних трудовых репатриантов следует поставить глубокое реформирование системы центров занятости. От выделяемых на них бюджетных денег должен быть максимальный выхлоп...
Автор: Сергей ЗАВЕДЕЕВ
Комментарии