НОВОСТИ
30.10.2024 15:10
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
154
30.10.2024 10:05
Московский таксист, увеличивший чек на два нуля, отправлен на принудительные работы
325
29.10.2024 15:55
Обвиняемого в убийстве экс-командира подлодки «Краснодар» приговорили к 25 годам
961
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ЛЮБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Совместно с:
28.01.2015
КАК РЫНОК И ИНТЕРНЕТ ВЫБИЛИ ПОЧВУ ИЗ-ПОД НОГ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППИРОВОК
15 января на Манежной площади Москвы собралось несколько десятков участников недавно созданного движения «Антимайдан». Молодые люди спортивного телосложения в одинаковых шапочках, надвинутых на лица без следов глубокой интеллектуальной деятельности, заявляли, что они не допустят «оранжевого сценария» в России, и высказывали глубокую преданность действующей власти.
У многих людей среднего и старшего возраста эти «бойцы» вызвали ассоциации с легендарными люберами конца 1980-х годов. Уже тогда ходили упорные слухи, что парни с окраин действовали в тесной связке с правоохранительными органами и использовались властью для борьбы с неформалами. Однако с развалом СССР любера, как и другие известные «молодежные течения», канули в небытие.
Дворовые разборки, драки улица на улицу были в советское время обычным делом, но официально рассматривать любителей пускать в ход кулаки в качестве серьезной организованной силы стали только в эпоху перестройки. «Молодежным течением» уличных пацанов, любящих драки, окрестили после публикации в газете «Собеседник» письма 16-летнего подростка (1986 год): «Сам я никто, но нас называют «люберами». Ездить драться в Москву и область стали лет 10–15 назад, об этом нам еще отцы рассказывали. Ездим мы и сейчас. Но бьем не всех подряд… а только тех, кто нам не нравится. А разве вам нравятся те, кто ходит с цепями, весь «проклепанный» или перекрашенный, кто позорит страну?»
Фото: Сергей Борисов/kompost.ru
ЛЮБЕРА И КАЗАНСКИЕ – ДВА ПОЛЮСА УЛИЧНЫХ ГРУППИРОВОК
А, собственно, что такого экстраординарного произошло в Люберцах? По рассказам тогдашних жителей города и местных правоохранительных органов в конце 1970-х в город стали возвращаться отсидевшие за разные нетяжелые преступления местные люди, в основном со спортивной подготовкой. В городе тогда был единственный большой спортивный клуб «Любер». Народ всегда одобрял силовые виды спорта – в городе был пляж, на берегах которого мужики любили покрасоваться своими бицепсами. Осмотревшись, вернувшиеся увидели город рабочих, где подростки уже накопили в себе достаточно агрессии. И вот бывшие уголовники решили снизить градус социальной напряженности простыми способами – организовать по городу несколько спортивных залов.
В залы поставили тренажеры, причем самодельные: их по чертежам варили на заводах в ночные смены. Собрали штанги, а самым желанным подарком для местных подростков в то время были блины, которые для них привозили из Москвы, Ленинграда. По сути, в Люберцах 1980-х образовали что-то вроде колонии Макаренко для детей, которые были не нужны своим родителям. Основные идеи – «В здоровом теле – здоровый дух!» и культ сильного тела. Согласно отчетам люберецкой милиции, в 1987 году в городе было 40 тренажерных залов, в основном в подвалах, которые посещало около тысячи пацанов. Поскольку главным ценимым качеством мальчика-мужчины было умение постоять за себя и друзей, то есть драться, то внимание было уделено рукопашному бою без оружия.
Драться чем-то тяжелым среди люберов, как стала гордо именовать себя молодежь по названию родного города, было «западло». Этим люберецкие разительно отличались от уличных банд той же Казани, где при кажущейся одинаковости условий (тоже город с поселениями уголовников – правда, с другими серьезными статьями, – куда их направляли по окончании срока на работу на химические производства), процветали совершенно иные «правила».
Казанских боялись все: они ездили по крупным городам СССР, вступали в драки, заканчивающиеся часто поножовщиной или стрельбой, грабили до нитки, издевались над жертвами. Когда в конце 1970-х – начале 1980-х в Казань прибыла для разбирательства громадная следственная комиссия из Москвы, то количество обнаруженных жертв, в том числе заложников, похищенных детей и прочих, просто ошеломило всех. Срочно была проведена жесткая чистка руководства города, арестованы многие участники преступных банд, в том числе много молодежи.
Именно из Казани пошла уже устойчивая сегодня аббревиатура ОПГ – организованные преступные группировки. Там молодежью управляли взрослые. Собственно, этим и воспользовались власти после проведенной зачистки: в Казань было направлено достаточное число мусульманских муфтиев для работы с молодежью, были построены мечети, стала оказываться поддержка мусульманам.
Фото: Сергей Борисов/kompost.ru
КЛЕТЧАТЫЕ ШТАНЫ, ЗНАЧКИ С ЛЕНИНЫМ И НЕНАВИСТЬ К НЕФОРМАЛАМ
В Люберцах постепенно установилась некая идеология, стиль жизни, даже форма одежды, по которой впоследствии группу и выделяли среди прочих. Костяк молодежных группировок составляли молодые люди от 14 до 19 лет. Отслужившие в армии уже не возвращались к «забавам детства». Хотя все признают, что спортивная подготовка, полученная в детстве, помогала освоиться и не сломаться в армии.
«Группы кооперировались по дворовому признаку, по школьному реже, но было, потом – по территориальному: наш город, мы им гордимся, мы хотим, чтобы о нас шла слава самых сильных на всю страну (тогда не шла речь о мировой славе, это потом нас ею заразили… проклятые американцы, вот кого нужно было бить), – рассказывает Леонид, бывший любер. – Быть любером стало модно, под нас начали косить жители Электроуглей, Красногорска, Долгопрудного и других городов, мы уже перестали опознавать «своих», потом и вовсе были украинские любера, белорусские».
Освоение навыков уличного боя и наращивание мускул происходило в качалках, а тренироваться «побеждать в драках» ездили в Москву и другие подмосковные города. И если в 1970-х выезды носили стихийный характер, то с 1982 года они становятся регулярными, планируемыми и идеологическими. Ездили драться не с московскими «качками», а «с той молодежью, которая позорит советский образ жизни», по выражению исследователя молодежной субкультуры прошлого века Дмитрия Громова. Москва в период перестройки была переполнена неформалами: металлисты, панки, рокеры, скейтбордисты, хиппи, брейк-дансеры. Именно их задирали любера, ловили, били, отбирали цепи, значки, очки, стригли налысо.
Милиция обычно не трогала люберов, хоть те и занимались уголовно наказуемыми вещами, поскольку они по-своему помогали органам внутренних дел бороться с другими неформалами. У движения люберов были свои герб и гимн. Герб – треугольник с пересекающей его штангой и надписью «Любер» внизу.
В гимне были такие слова:
«Родились мы и выросли в Люберцах,
Центре грубой физической силы.
И мы верим, мечта наша сбудется:
Станут Люберцы центром России».
Любера можно было всегда отличить по одежде. Летом – тренировочные штаны и майки-алкоголички, чтобы было видно мускулы. Зимой все носили ватники, которые затягивали на поясе армейским ремнем. И они несли практическую пользу в драке – уменьшали силу удара. Ремень же тоже можно было использовать в драке, наматывая его на руку и дерясь пряжкой. Потом вошли в моду широкие из плотной ткани клетчатые штаны. Кто-то придумал еще нацеплять комсомольские значки, во первых, подтверждая свою приверженность идеалам коммунизма, во вторых, чтобы отличаться от неформалов, в третьих, такие значки давали возможность назваться помощниками народных дружинников.
Фото: rksmb.org
КУДА ПРОПАЛИ ЛЮБЕРА? КТО НЕ ЛЕЖИТ В МОГИЛЕ, УШЕЛ В БИЗНЕС
В идеологии люберов было три составляющих: сила, еда и деньги. Это были простые парни с рабочих окраин, мало что видевшие в жизни, получившие среднее образование. Видимо, из-за отсутствия идеологии и вождей движения в середине 1990-х любера перестали быть единой группой, а составили костяки банд-формирований и так называемых охранных агентств. Очень многие в 1990-х оказались вовлечены в кровавые разборки и ушли в мир иной.
Истинно русское движение люберов, как называли его многие социологи 1990-х, быстро исчезло в постперестроечной реальности. «А мы все потихоньку перестали собираться, – вспоминает Леонид. – В 1990-х у народа появились другие общие интересы: как ларек ограбить, где заработать, где денег отжать, квартиру купить и прочее. Молодежь выросла – захотелось стабильности, семью. На выездных драках стали использовать и возможность «заработать», то есть банально ограбить свою жертву, не всем это нравилось. К тому же появились конкуренты – «афганцы» – сеть объединенных по территориальным признакам боевых групп, имеющих конспиративный и «военный» опыт, и уже формировались ОПГ с централизованной системой управления, которые прибрали активных ребят к рукам. Пошли «серьезные дела» – оружие, рэкет, вымогательства, пытки, убийства… Шансов выжить было немного».
Занялись другими делами и местные «авторитеты»: раньше решавшие проблемы «на районе», теперь они действовали уже в масштабах страны. Качалки не закрылись, но тренажеры там установили импортные, купленные на Западе, открыли платные секции культуризма, молодежь стали привлекать участием в международных соревнованиях, фотосессиями в глянцевых журналах, стали открываться даже секции женского культуризма… В общем, все захотели перевести в коммерческое движение.
Некоторые эксперты считают, что именно из люберов – смирить не таких, как все, исправить неправильных – впоследствии вышли скинхеды, неонацисты и этнические группировки. Однако, если в 1980–1990-х годах враждовали между собой дети рабочих окраин и приверженцы западных ценностей, то в 2000-х на первое место вышли этнические противоречия..
Сегодняшняя молодежь считает, что она иная, чем те, кто родился и воспитывался в 1980-х. У них другие жизненные ориентиры – семья, друзья и Интернет. Их волнует собственное будущее, они испытывают неуверенность в завтрашнем дне и при этом не готовы, как предыдущее поколение, работать по 20 часов в сутки, не имея свободного личного времени. Они не помнят времен, когда можно было без звонка зайти к кому-то в гости, даже к соседке за солью: «Как это без звонка? А на мобильный набрать?».
Технические усовершенствования мира общения привели к тому, что дружба плавно перетекает в общение в соцсетях и отпадает насущная необходимость встреч в реале. Интернет открыл возможность общаться на расстоянии, но при этом сократил желание общаться напрямую. И драки теперь происходят в Сети. Умение защитить себя с помощью кулаков становится ненужным, излишним и даже вызывает некое отторжение в среде сверстников. Понятия «мой двор», «мой район» и даже «мой город» уходят в прошлое. Люди надеются только на себя, понимая, что глобально ничего изменить они в обществе и в государстве не могут, поэтому и не пытаются.
МНЕНИЕ
Ольга Иванова, к. п.н., декан факультета психологии и педагогики Российского нового университета (РосНОУ):
Появилась категория молодых людей, которым ничего не нужно, они готовы довольствоваться минимумом. 20-летняя девочка не хочет ни учиться, ни работать, ни красиво одеваться, общается только в сети Интернет, выходить из дома тоже не любит. Проблема может быть в гиперопеке родителей, когда ребенку не предоставлялась возможность поиска собственных способов решения проблем, или другой вариант: ребенок оставался всегда один на один со своими проблемами, поскольку маме и папе было некогда.
Основные проблемы, с которыми родители молодых людей обращаются к психологам сегодня: нарушение детско-родительских отношений, нарушение межличностного общения между сверстниками – как правило, каждый второй лидер с девизом «Я не такой как все!», и нарушение эмоционально-волевой сферы – замкнутость, нерешительность, стеснительность. В 1980-х в основном были проблемы отцов и детей, а также трудности в учебе. Хотя тогда к психологам ходили редко.
В 1970-х молодые люди были более адаптивны, нацелены на взаимовыручку, поддержку. Желание протянуть руку ближнему было лейтмотивом. Современная молодежь – поколение, которое выросло с тем, что надо зарабатывать, зарабатывать и зарабатывать. Потому что их родители жили в этом ритме. Это дети, рожденные в трудные годы. В основном – лишенные в должной степени родительского внимания. Поэтому сейчас в числе жизненных приоритетов большей части молодежи – карьера, заработок, стремление к материальной защищенности.
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
Комментарии