Материнский капитал, теперь и в Америке
Совместно с:
23.12.2013
Российские дипломаты решили поправить свое материальное положение за счет американского бюджета.
Пятого декабря 2013 года федеральный прокурор по Южному округу штата Нью-Йорк Прит Бхарара созвал пресс-конференцию, предмет которой сразу же стал новостью дня в России. Бхарара сообщил о мошеннической схеме, в которой участвовали 49 российских дипломатов и их жен. Благодаря ложным данным о своих доходах эти лица в период с 2004-го по август 2013 года получили бесплатно медицинские услуги на сумму около полутора миллионов долларов. Деньги клиникам и врачам выплачены по программе Medicaid, предназначенной для помощи малоимущим пациентам, то есть из федерального бюджета. Все полученные медицинские услуги связаны с рождением детей.
«Дипломатия существует для дружеских рукопожатий, а не для того, чтобы залезать этими руками в карман страны пребывания, – строго говорил прокурор Бхарара. – Российские дипломаты и их супруги жульнически использовали систему здравоохранения, созданную для помощи нуждающимся американцам. Как гласит обвинительное заключение, их преступная схема была основана на слабости этой системы. Обвинения вскрывают бесстыдную и систематическую коррупцию российских дипломатов в Нью-Йорке».
Принявший участие в пресс-конференции заместитель директора нью-йоркского отделения ФБР Джордж Венизелос тоже не пожалел пафоса: «Правительство Соединенных Штатов дорожит своими отношениями с иностранными дипломатами и дипломатическими представительствами и сотрудничает с ними по многим вопросам. К сожалению, некоторые российские дипломаты в Нью-Йорке позволили обвиняемым воспользоваться этими отношениями к собственной выгоде. Движимые алчностью, приобретая предметы роскоши, эти обвиняемые совершили махинации с целью незаконно получить пособия по программе Medicaid, на которые они не имели права. Оглашаемое сегодня обвинительное заключение напоминает обществу, что мошенничество с медицинскими страховками остается проблемой этой страны».
Российская пресса, не без злорадного удовольствия публикуя сенсационную новость, рядом с суммами, которые дипломаты выдоили из доверчивой системы, сообщила и о покупках теми же дипломатами товаров в дорогих бутиках, и о том, как те же самые якобы малоимущие пациенты завышали свой доход в бумагах на получение кредитных карт. Особенно поразил воображение публики заказ чартерного вертолета супругами Виталием Сагурой и Ярославой Лазаревой в октябре 2007 года. Для скромной должности третьего секретаря генконсульства это все же некоторое излишество. Помнится, в ельцинские времена был уволен российский посол в одной из стран Балтии с формулировкой «нескромность в быту» – он всего-навсего носил золотой перстень.
Но меня лично больше всего заинтересовал депозитный вклад сотрудника генсонсульства Алексея Коханова – его тоже нужно было указать в заявлении на Medicaid, но его жена Ольга не указала. По этому вкладу Коханов получал 1700 долларов годовых. Самая высокая ставка по депозитному вкладу в солидном банке – полпроцента в год при сроке вклада 5 лет. Следовательно, чтобы получать такие годовые, сумма вклада должна составлять 340 тысяч долларов. Если происхождение таких средств внушает банку сомнения, он обязан сообщить о них Министерству финансов. Заниматься бизнесом в стране пребывания дипломаты не имеют права. Не исключено, что именно вклад Коханова стал отправной точкой расследования.
В некоторых СМИ сообщалось, что Прит Бхарара – фигурант «антимагнитского» списка, включенный туда за то, что именно он санкционировал судебное преследование торговца оружием Виктора Бута и пилота Константина Ярошенко, осужденных в США к длительным срокам лишения свободы.
Официальный представитель Госдепартамента США Мари Харф отказалась комментировать дело о медстраховках. Она заявила, что у ее ведомства нет позиции по этому поводу и что в Госдепе полагают, что скандал не должен нанести ущерб двусторонним отношениям. Зато заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью ИТАР-ТАСС не стеснялся в выражениях. По его мнению, действия прокурора Бхарары – «провокация» и «дешевый пиар», а также «стремление отработать заказ русофобских сил США». «Мы категорически отвергаем обвинения в адрес сотрудников российских загранучреждений в США», – сказал Рябков, назвав обвинения «надуманными». «Применять подобные приемы к людям, обладающим дипиммунитетом и обладающим служебными паспортами, – продолжал он, – противоречит всем нормам международного права и конвенционным нормам, действующим в этой области». «Провокацией» назвал дело и непосредственный начальник провинившихся дипломатов постпред России в ООН Виталий Чуркин.
Попробуем отделить зерна от плевел.
Прежде всего: Прит Бхарара – не мелкий чиновник правительства, действующий по указке «вашингтонского обкома». По своему правовому статусу и объему полномочий он примерно равен председателю территориального управления Следственного комитета, с той, однако, разницей, что председатель управления СК назначается президентом, а федеральный окружной прокурор назначается президентом и утверждается Сенатом. Юрисдикция Прита Бхарары распространяется на восемь графств штата Нью-Йорк, из которых самое важное, конечно, Манхэттен
В рамках своей компетенции федеральный прокурор пользуется независимостью и самостоятельностью. У Бхарары нет необходимости в «дешевом пиаре» – он уже снискал себе всеамериканскую славу разоблачением биржевых аферистов Уолл-стрит и успешным судебным преследованием создателя крупнейшей в истории США финансовой пирамиды Бернарда Мэдоффа. В его послужном списке и несколько крупных коррупционных дел, и приговоры международным террористам, и разгром мафиозной семьи Гамбино. Об общественном статусе и политическом капитале Прита Бхарары говорит хотя бы тот факт, что журнал Time включил его в прошлом году в список ста самых влиятельных людей мира. С поста, который он занимает, прямая дорога в мэры или губернаторы, что в свое время и произошло с Руди Джулиани. Другой предшественник Бхарары Джеймс Коми работает сейчас директором ФБР. Так что популярности ему не занимать, «провокация» против российских дипломатов к ней ничего не прибавит.
На фото: Прокурор по Южному округу штата Нью-Йорк Прит Бхарара, публично заявивший о махинациях росийских дипломатов (EAST NEWS / Image Forum)
Но вернемся к российским дипломатам. Преступная схема была элементарно простой. От подателя заявления на материальную помощь по программе Medicaid нью-йоркские власти не требуют подтверждения гражданства или вида на жительство – достаточно предъявить карточку социального страхования по старости, получить которую очень легко. В Вашингтоне более строгие требования, и там этот трюк не удался бы. О степени беспечности или безграмотности сотрудников Департамента социальных служб Нью-Йорка говорит тот факт, что в подтверждение своих доходов обвиняемые представляли справки, выданные российскими дипмиссиями – Постоянным представительством РФ при ООН и Генеральным консульством России, но никто из чиновников не сообразил, что дипломаты не имеют права на пособие.
Не имели они такого права и по другому критерию – уровню доходов. Должностные лица дипучреждений, выписывавшие им справки с заниженными против реальных данными о зарплатах, совершали подлог годами. Именно это имел в виду прокурор Бхарара, когда говорил о систематической коррупции.
Что касается завышения суммы дохода в анкете на получение кредитной карты, то это ненаказуемо – эмитенты кредитных карт должны сами проверять платежеспособность заявителя, но они, будучи заинтересованы в расширении клиентуры, практически никогда этого не делают.
По меньшей мере в двух случаях российские дипломаты выдавали своего ребенка за гражданина США, а в одном – мужа за брата, но опять-таки никаких подозрений на себя не навлекли.
Сергей Рябков ошибается, когда утверждает, что дипломатический иммунитет защищает дипломатов от следственных действий. От ответственности – да, но не от расследования. В Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях ничего не говорится о неприкосновенности банковских счетов дипломатов – только об их имуществе, бумагах и корреспонденции. Статья 41 Конвенции гласит, что «все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания». А в статье 33 сказано, что «постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента».
Полтора миллиона за 10 лет кажутся значительной цифрой. Но на самом деле убытки федерального бюджета от подобных схем неизмеримо больше. Махинации с медицинскими страховками – один из самых распространенных видов мошенничества в США. Это и подразумевал представитель ФБР Джордж Венизелос, когда говорил, что этот вид преступлений остается проблемой для Америки. Распространенности его способствует вышеописанная легкость получения доступа к пособиям.
Так, например, в мае этого года министр юстиции США Эрик Холдер и министр здравоохранения Кэтлин Сибелиус объявили об арестах в восьми американских городах 89 лиц, обвиняемых в мошенничестве с медстраховками на общую сумму 223 миллиона долларов. В преступное сообщество входили врачи, медсестры и администраторы клиник. Они подбирали пациентов, которые соглашались за счет государства оплатить завышенные счета за оказанные медицинские услуги или за услуги, которые не были оказаны вовсе. За это мнимые больные получали часть суммы в качестве отката. 4 декабря этого года федеральный окружной суд в Майами признал двух совладельцев компании по уходу за престарелыми на дому и одного вербовщика фальшивых пациентов виновными в страховом мошенничестве на сумму 48 миллионов долларов. Они приговорены к лишению свободы на срок от 52 до 108 месяцев и возмещению убытков, нанесенных казне. А всего за 2011-й финансовый год сумма разоблаченных мошенничеств с государственными медстраховками по старости и бедности – Medicare и Medicaid – составила рекордную цифру 4,1 миллиарда долларов
На этом фоне афера российских дипломатов выглядит, пожалуй, скромно.
Наконец, возьмем еще один аспект проблемы. Дипломаты – живые люди. Они болеют и заводят детей. При российских диппредставительствах действуют поликлиники, где за весьма умеренный ежегодный взнос можно получить помощь почти любого специалиста, в том числе дантиста. Но роды в этих поликлиниках не принимают. Женщина на сносях должна ложиться в больницу. Если у нее нет страховки, рождение ребенка влетает в копеечку. Легкие роды обойдутся в Нью-Йорке примерно в 14 тысяч долларов, кесарево сечение (а его назначают при малейшем осложнении) – в 27–30 тысяч.
Лазейками в американском законе пользуются не только дипломаты. В Интернете можно без труда найти объявления о посреднических услугах по организации родов в США. Главная выгода таких предложений – американское гражданство, которое младенец получает по «праву почвы». А вслед за младенцем натурализованными американцами становятся и его родители. Посредники занимаются и оптимизацией расходов.
К дипломатам «право почвы» не имеет отношения – их экстерриториальный статус исключает право на натурализацию. Кроме того, по российскому закону «О государственной гражданской службе РФ» на госслужбе не может состоять лицо, имеющее гражданство другого государства или находящееся в браке с иностранным гражданином.
Все это, разумеется, отнюдь не извиняет дипломатов, уличенных в подлоге. Они сознательно пошли на мошенничество, прекрасно зная, что дипломатический иммунитет не позволит привлечь их к ответственности.
Развернутый, подробный комментарий к скандалу дал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу «Россия 24». Он тоже подчеркнул «человеческий, бытовой аспект – рожать за границей дорого». Однако он тотчас сослался на Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ», в котором эта проблема решена: в статье 14 этого закона сказано, что сотруднику дипслужбы, работающему в загранучреждении, и членам его семьи государство оплачивает медицинскую помощь, в том числе при родовспоможении.
Закон вступил в силу 27 июля 2010 года. Но дело в том, что из 25 случаев подлога, перечисленных в обвинительном заключении, 10 имели место после этой даты. Иными словами, имея право на оплату своих медицинских счетов за счет российского бюджета, дипломаты продолжали оплачивать их за счет бюджета американского. При этом они пользовались полным содействием коллег, выписывавших им подложные справки.
Впрочем, и сами эти коллеги вкусили от благ Medicaid. Так, например, второму секретарю миссии Константину Беляеву, который выписывал подложные справки другим дипломатам, справку выдал советник миссии Михаил Кореев, а ему, в свою очередь, фальшивую бумажку подмахнул сотрудник миссии, обозначенный в обвинительном заключении шифром СС-4. «СС» в данном случае означает «соучастник преступного сговора».
Почему не названы имена этого и других соучастников? Здесь есть процессуальная тонкость. Документ, который мы для простоты называем обвинительным заключением, на самом деле является аффидевитом, то есть письменным показанием, данным под присягой, специального агента ФБР Джереми Робертсона, который вел расследование. В США нет предварительного следствия. Полиция или ФБР представляют собранный материал Большому жюри, которое решает, направлять ли дело в суд. Агент, подписавший аффидевит, может по своему усмотрению включать или не включать в него все известные ему эпизоды. Что касается фигурантов, то в том случае, когда власти не заинтересованы в предъявлении обвинения кому-либо из них, их имена скрывают под условными обозначениями. Это может означать, в частности, что эти лица сотрудничают с обвинением. Вот почему в аффидевите агента Робертсона значится нечетное число обвиняемых – 49 человек, хотя все они составляют супружеские пары. Жена бывшего атташе миссии Алексея Скородумова значится в документе как соучастник № 6 (CC-6). Там же сказано, что эта 25-я пара уже покинула США. Но СС-6 могла дать показания до отъезда.
В интервью Сергея Лаврова не обошлось без лукавства. «Если дипломаты оказываются замеченными в нарушениях норм поведения и законов страны пребывания, зачем ждать десять лет? – недоумевает он. – Раскручивали эту тему с 2004 года. Возможно, хотели накопить побольше случаев, чтобы цифра была бы повнушительнее».
Иначе говоря, спокойно наблюдали за расхищением казны, лишь бы насолить России. Но Джереми Робертсон указывает, что начал заниматься этим делом полтора года назад, то есть в середине 2011 года. А годом раньше произошел арест 10 российских шпионов-нелегалов. Их связниками были сотрудники российской миссии в Нью-Йорке. Имена этих дипломатов были зашифрованы в документе точно так же, как и в деле о медстраховках. Даже в видеозаписях наружного наблюдения, выложенных ФБР на своем сайте и на сайте YouTube, их лица скрыты. Вполне возможно, что именно тогда началась их разработка. В таком случае понятно, что интересы контрразведки оказались выше интересов борьбы с мошенниками.
Эта версия подверждается информацией телекомпании CNN, которая, ссылаясь на собственные источники в ФБР, сообщила, что некоторые из замешанных в скандале российских дипломатов занимались также и шпионажем. Однако федеральный окружной прокурор счел, что для обвинений в шпионаже улик не хватает. Минюст согласился с этим выводом.
Министр Лавров считает действия своих подчиненных «дисциплинарным проступком, за которым последуют и уже следуют дисциплинарные взыскания». Но как быть с ущербом, нанесенным федеральному бюджету США?
Для аналогичных случаев в США есть закон. Известно, что дипломаты не платят штрафы за неправильную парковку и другие нарушения правил дорожного движения – они отсылают их в Госдеп на основании все той же Венской конвенции. По данным на сентябрь 2011 года, сумма штрафов, выписанных на автомобили с дипломатическими номерами, составила в Нью-Йорке 16,7 миллиона долларов. Возглавляют список злостных неплательщиков египетские дипломаты, за которыми следуют нигерийцы и индонезийцы, задолжавшие Нью-Йорку соответственно 1,7 миллиона, 1 миллион и 725 тысяч долларов. Эти суммы, в соответствии с действующим законом, вычитаются из причитающейся этим странам финансовой помощи.
Но Россия такой помощи не получает, и вычитать не из чего.
Автор: Владимир АБАРИНОВ
Совместно с:
Комментарии