НОВОСТИ
22.11.2024 12:10
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
599
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
602
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
1353
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
831
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1212
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
927
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
844
ЭКСКЛЮЗИВЫ
МОСТ WANTED
Совместно с:
23.07.2014
В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИГАНТСКИХ ПРОБОК НА ПОДСТУПАХ К КРЫМУ
Неожиданно ставший российским Крым уже на майских праздниках столкнулся с многокилометровыми пробками на пока единственном пассажирском узле с материком – переправе через Керченский пролив. Сперва сотни машин не могли попасть на паром в сторону Керчи, затем столько же ожидали отправки в материковую Россию.
Настоящий коллапс начался здесь с сезоном отпусков – сегодня время ожидания в очереди может затянуться до трех суток, пробка из тысяч автомобилей растянулась на добрые 15 километров. Но даже этот поток не справляется с поставленной правительством задачей – принять на курортном полуострове около 3 миллионов отдыхающих. Нетрудно догадаться, что многие из нынешних туристов в следующем году просто не приедут в Крым. Непростая ситуация стала даже предметом обсуждения на заседании правительства.
«На переправе много машин очень скопилось, там люди по 40 часов стоят, надо разгрузить всеми возможными способами», – поставил задачу на заседании 17 июля премьер-министр Дмитрий Медведев. О том, что сегодня происходит на переправе, – в репортаже корреспондента «Совершенно Секретно».
В пресс-службе «Единой транспортной дирекции» – оператора перевозок, созданного Минтрансом РФ при подготовке к Олимпиаде и этой весной переброшенного на Керченский пролив – настоятельно советуют добираться до порта Кавказ на автобусе. Из Краснодара он выходит в 6:30 утра, но билет нужно купить накануне вечером. Вместо привычных трех часов на машине дорога занимает больше семи часов. Салон забит до предела, водитель берет еще десяток гастарбайтеров из Узбекистана – по восточной привычке и из-за отсутствия мест они рассаживаются в проходе. Через Керченский пролив не имеющие российского паспорта мужчины поедут зайцами.
Пробка в порт Кавказ начинается за поселком Ильич – до переправы еще 30 километров. Более плотным поток становится на полпути к проливу. Чем ближе порт, тем чаще встречаются расставленные вдоль дороги синие биотуалеты, деревянные душевые кабинки с пластмассовыми баками на крыше, торговые точки под зонтиками. Первые километры пробки – поля подсолнечника и пшеницы – дальше начинается море, и многие пассажиры, не дождавшись посещения вожделенных крымских пляжей, купаются прямо здесь. Несколько раз промелькнули мимо палатки МЧС из «губернаторского резерва» – в каждой по шесть двухъярусных кроватей с чистым бельем и одеялом. Дежурящие спасатели, правда, признаются, что палатки особым спросом не пользуются: если водитель уснет здесь, то некому будет продвигать машину в пробке. Когда замена есть, люди приходят поспать несколько часов. Поэтому кто-то разворачивается и едет в Анапу. Тем же, кто простоял в очереди не один час, жаль потраченного времени.
«НАС ЗА ЛЮДЕЙ НЕ СЧИТАЮТ»
«Наши дети с бабушкой полетели в Крым на самолете, а мы решили присоединиться к ним на машине, – рассказывает москвичка Светлана Нечаева, едущая с сестрой. – Лучше бы поехали с баулами в автобусе. Стоим в очереди третьи сутки, только приблизились к переправе».
По словам женщины, пришедшей «разбираться» с сотрудниками «Единой транспортной дирекции» по поводу внаглую проезжающих без очереди машин, установленными душевыми кабинами пользуются далеко не все – вода заканчивается через полчаса, потом еще несколько часов ждешь, когда ее подвезут.
«Туалеты в ужасном состоянии, бутылка воды стоит 200 рублей, булочка – 80 рублей. Из горячего лишь «Доширак», если только кипяток найдешь. Самое ужасное, что пропускают какие-то машины – вроде как местные, вроде как льготники, – а нас за людей не считают», – описывает женщина злоключения.
Студент МГУ Сергей Себелев более позитивен – отдыхал с друзьями в пансионате Московского университета в Туапсе, после смены «рванули» в Крым. «На форумах читали, что люди стоят в пробке по 20 часов. Морально подготовились к этому промежутку, на месте увидели знак, что ждать придется часов 40. Сейчас стоим около 18 часов, но нам еще далеко – шесть километров до порта», – рассказывает парень. Он подтверждает проблему с придорожными душевыми кабинками и наглецами, пытающимися проскочить без очереди. «Если все едут честно, никто не обгоняет, настроение нормальное. Вот недавно мужчина обогнал, хотел проскочить. Его остановили семеро водителей, собирались уже по-мужски разобраться. В итоге развернулся», – рассказывает собеседник.
Действительно, на дороге то и дело встречается «живой кордон» – голые по пояс водители, останавливающие проезжающих без очереди. Дежурящим полицейским и казакам они не особо доверяют.
К лучшему готовилась и приехавшая из Салехарда Зинаида Дузинкевич: «В Интернете узнавали о ситуации, говорили, что максимум 17 часов нужно ждать, к этому были морально готовы. Стоим вторые сутки и особо не продвигаемся. По поводу душа никто не оповещает, цены очень высокие».
Подхожу к палатке под торговым зонтиком – ценники явно завышенные, но на уровне городских вокзалов. Стакан чая стоит 30 рублей, маленькая банка газировки – 45 рублей, литровая бутылка воды 75 рублей. Позже, оказавшись в «отстойнике» для машин, прочитал меню придорожного кафе – полноценный обед с первым и мясным блюдами выйдет в 250–300 рублей.
«Главное, одни соки и воды продают. Нет ни мороженого, ни молочной продукции, – сетует на ассортимент Анатолий Новоселов, едущий в Крым встречать родственников. – С бензином тоже беда – заправка есть около поселка, больше вообще ни одной. Кондиционером не могу пользоваться, бензина не хватит».
ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ДНИ, ПРОВЕДЕННЫЕ В ПРОБКЕ, СГЛАЖИВАЕТ МЫСЛЬ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОТДЫХЕ. ВПЕРЕДИ – СКАЗОЧНЫЙ КРЫМ
Фото автора
«ОЛИМПИАДА» ПРИШЛА НА ПОМОЩЬ
Заместитель директора департамента организации грузовых и пассажирских перевозок «Единой транспортной дирекции» Дамир Яквашев уверяет, что к организации душевых кабин и подвоза воды его структура никакого отношения не имеет – за это ответственна администрация Краснодарского края.
«Насколько это было возможным, готовились к летнему сезону, изыскивали паромы для доставки автомобилей в Крым. Но практика показала, что нынешнего количества паромов и причальных стенок недостаточно. Ожидалось, что основная масса пассажиров полетят самолетами и поедут на общественном транспорте, но большое количество выбрали личные автомобили», – поясняет Яквашев.
Пробки начали образовываться спустя месяц после майского коллапса, когда тысячи россиян решили отправиться на праздник в Севастополь. «Оперативно принято решение привлечь дополнительные паромы, выбрано оптимальное расписание и вид паромов для максимальной перевозки – они приходят каждые полчаса», – объясняет собеседник.
Действительно, если до присоединения Крыма по проливу курсировали лишь три парома, а в пик перевозились 450 машин, сегодня «Единая транспортная дирекция» переправляет в Керчь порядка двух тысяч автомобилей в сутки, на рейд выходят шесть паромов, с 16 июля к ним присоединился еще один – «Олимпиада». За день на противоположный берег отправляется более 10 тысяч пассажиров, в том числе три тысячи по единому транспортному билету – те, кого трансфертом довозят на автобусах.
К слову, «Олимпиада» и ее близнец «Ионос», запущенный в середине мая (оба парома принимают около 600 пассажиров и порядка 135 машин за рейс), взяты в «тайм-чартер» – аренду вместе с экипажем – у греческой компании. В приватной беседе сотрудники «Единой транспортной дирекции» делятся, что большинство зарубежных партнеров отказались предоставлять суда в аренду на крымскую линию, опасаясь экономических санкций.
На вопрос о том, нельзя ли выставить на рейд большее количество судов, заместитель директора департамента организации грузовых и пассажирских перевозок «Единой транспортной дирекции» разводит руками: «Невозможно найти паромы нужной вместительности с такими характеристиками, чтобы подошли под небольшие керченские причалы». Даже если появятся новые суда, количество причальных стенок – три с каждой стороны – не увеличится, паромам попросту негде будет пришвартоваться. Единственный выход – оптимизация расписания и увеличение объемов перевозок за счет более вместительных судов. Периодически транспортники используют крупные железнодорожные паромы. По правилам безопасности, людей на них перевозить нельзя, поэтому водители загоняют машины на паром, а сами отправляются пассажирским и на крымском берегу ждут своих «ласточек».
Но с РЖД, признаются в «Единой транспортной дирекции», отношения сложные – железнодорожникам нужно отправлять свои грузы, у них тоже график и смены. Вот и выкручиваются: условно говоря, один рейс делают с машинами, а два – со своими вагонами.
Фото автора
ПИК ОЖИДАЕТСЯ В АВГУСТЕ
Но все усилия транспортников – переброску грузовых машин в Новороссийск, введение единого билета, увеличение количества паромов – ситуацию почти не меняют. В час к переправе прибывают до 160 машин, по номерам которых можно изучать карту России.
В самой «Единой транспортной дирекции» рассказывают, что в этом сезоне в Крым поехали не только тысячи тех, кто регулярно отдыхал на полуострове и раньше попадал на него по сухопутной украинской границе, но и десятки тысяч тех, кто никогда не был в Крыму или отдыхал в далекие советские годы. Люди старшего поколения решили побывать на ставшим российском курортном полуострове, вспоминая отдых своей молодости, кто-то собрался навестить дальних родственников, молодежи интересно поехать во «вчерашнюю заграницу».
Но самое страшное – впереди. «Из уплывающих в Крым возвращается, по нашим подсчетам, лишь третья часть – в конце курортного сезона подобная пробка может возникнуть уже на противоположной стороне. Министром транспорта Максимом Соколовым проведено совещание, на котором прорабатывали способы решения этих проблем на той стороне. Там появятся пункты питания, туалеты, дополнительные перехватывающие парковки», – уточнил Яквашев.
Сегодня на крымской стороне в пробке стоят максимум 200 машин – ожидание парома может занять лишь пару часов.
«То, что при подъезде к переправе возникнет коллапс, было понятно еще в середине весны, – пояснил нам заместитель председателя курортного комитета Законодательного собрания Краснодарского края Андрей Булдин («Единая Россия»). – Еще тогда я говорил, что Крым ближайшие несколько лет не станет конкурентом курортам Краснодарского края, прежде всего из-за транспортной логистики. Проблема очевидная, но отвечающие за переправу транспортники с ней не справились, не смогли рассчитать поток пассажиров».
По словам депутата, правительство поставило задачу принять в этом году в Крыму порядка 3 миллионов туристов. Это лишь половина от количества отдыхающих прошлых лет – значительную долю едущих на полуостров составляли украинцы и белорусы, для которых теперь закрыта материковая граница. Но даже это количество, с учетом максимальных мощностей «Единой транспортной дирекции», просто не принять. Возьмем за курортный сезон 80 дней – в начале лета многие еще завершают городские дела, в августе собираются домой – чтобы переправить 3 миллиона человек, каждый день пролив должны пересекать 37,5 тысячи отдыхающих. Предположим, 7,5 тысячи – и это в лучшем случае – отправятся в Ялту на самолетах, остается 30 тысяч. А паромами, даже в пиковые часы, перевозится не больше 10 тысяч пассажиров в сутки. Вот такая арифметика.
«Курортная сфера готовится к началу сезона заранее. Понятно, что с Крымом произошел форс-мажор, но уже в мае стало ясно, что нынешние паромы с нагрузкой не справятся. Нужно было готовиться еще тогда, а не допригонять суда уже по факту пробки. Если порт Керчь не способен их принять, нужно построить дополнительные причальные стенки, организовать переправу через другие порты – Ейск, Темрюк», – предлагает депутат Булдин.
Собеседник уверен, что транспортники «сослужили Крыму дурную службу – в следующем году люди, прошедшие через этот кошмар, несомненно, сюда не поедут. Мы с коллегами не желаем курортам Крыма зла, желаем им хорошего сезона – туристов в России хватит и на полуостров, и на Кубань, еще и останется, с учетом
международной обстановки».
Отвечая на вопрос по неудовлетворительной организации питания и мест отдыха, заместитель председателя курортного комитета уточнил, что в обязанности администрации Краснодарского края это не входит, просто, «столкнувшись с гуманитарной катастрофой», власти региона и Темрюкского района решили помочь людям, «хотя нужно понимать, что это плоскость федеральных полномочий».
…Переправа. От парома десятки человек, дошедших практически до финиша, ограждает железная сетка. Мамочки с детьми устало садятся прямо на сумки, мужчины курят в стороне и пререкаются с работниками порта. Даже пассажирам автобусов, которые попадают сюда, минуя пробку, приходится ждать отправки по полтора часа. Но впереди – сказочный Крым. Отдых, который для многих сглаживает отвратительные дни, проведенные в пробке.
Автор: Андрей КОШИК
Совместно с:
Комментарии