НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
НАРКОБАРОН ИЗ СТУПИНА

НАРКОБАРОН ИЗ СТУПИНА

НАРКОБАРОН ИЗ СТУПИНА
Автор: Никита ЗЕЯ
Совместно с:
24.03.2015
 
КАК ПОДМОСКОВНЫЙ ПЕНСИОНЕР НАЛАДИЛ КРУПНЕЙШИЙ ТРАФИК КОКАИНА В РОССИЮ
 
В Петербурге идет суд по делу подмосковного пенсионера Владимира Красавчикова. По версии следствия, под видом бананов он центнерами возил из Эквадора кокаин, поставляемый местными наркокартелями. Спецслужбы нескольких стран охотились за ним 10 лет. Красавчик (прозвище наркобарона. – Прим. ред.) имел несколько паспортов и ветхий домик в российской провинции. О том, как советский проводник стал крупным наркодельцом – в репортаже Никиты Зеи.
 
Красавчиков обвиняется в контрабанде и незаконной пересылке кокаина. В совокупности ему вменяют около центнера кокаина, доставленного контрабандой в порт Петербурга из Эквадора. Причем следствие уверено, что Красавчиков с 2003 года был организатором российско-эквадорского наркокартеля. Наравне с женщиной «под именем Марта и иными неустановленными лицами».
 
На фото: ПЕНСИОНЕР ВЛАДИМИР КРАСАВЧИКОВ
Фото: home-zona.ru
 
По словам прокурора, подсудимый владеет испанским языком и обладает организаторскими способностями. Мотивом преступления было незаконное обогащение. Свыше пяти граммов кокаина считается особо крупным размером, а в данном случае речь идет о десятках килограммов.
 
Вину Красавчиков признал не полностью. Сказал, что контрабандой кокаина занимался, но организатором не был.
 
– Организационную роль не признаю, – твердо заявил Красавчиков на предыдущем заседании.
 
Такая стратегия защиты может существенно скостить ему срок. Впрочем, даже адвокат подсудимого, Сергей Трутнев, говорит, что не знает, поможет ли это.
 
«Это как суд решит, – дипломатично сказал адвокат корреспонденту «Совершенно секретно». – СМИ считают, что он наркобарон, следствие – что организатор. Это не так».
 
РУТИННАЯ ПРОСЛУШКА
 
Во вторник, 17 марта, в Кировском районном суде Петербурга началось очередное заседание по делу наркобарона Красавчикова. Его ввели в зал в браслетах, поместили в клетку. Следом доставили бывшего подельника, Артура Закаряна, и усадили на скамью. «Вместе их нельзя сажать», – переговаривались приставы. Закарян также был в наручниках, по делу он проходит свидетелем. Помимо участников процесса в зале присутствовал только корреспондент «Совершенно секретно».
 
Прокурор Анатолий Ремезов, вздохнув, начал зачитывать протоколы прослушки телефонных разговоров предполагаемой наркомафии. Это тысячи расшифрованных и переведенных страниц – разговоры велись не только на русском, но и на армянском, испанском языках.
 
Озвученную в зале суда прослушку пока нельзя назвать сенсационной, большая часть касается бытовых вопросов – разговоры идут о долгах, женщинах, автомобилях и деньгах. Порой проскальзывают мысли о слежке, видимо, собеседники знали, что их прослушивают: «Это работают агенты, агентура работает».
 
Некие Вахтанг и Артур обсуждают покупку «пуговиц».
 
«До одной-двух тонн могу привезти в месяц, – говорит один, – С одной тонны двести тысяч евро, разве не хорошо?»
 
«Закарян, встаньте. Кто был участником этого диалога и о чем речь?» – после каждого зачитанного протокола интересовалась судья Юлия Романова. Ответы Закаряна были однотипны, он отказывался свидетельствовать против себя: «Я не помню, много времени прошло, я воспользуюсь 51-й статьей Конституции, ничего не помню».
 
Красавчиков безучастно слушал свидетеля. Он был совсем не похож на героя триллера. Маленький рост, манера быстро разговаривать. Цепкий взгляд.
 
КАК СОВЕТСКИЙ ПРОВОДНИК СТАЛ ДРУГОМ НАРКОКАРТЕЛЕЙ
 
Красавчиков родился в мае 1949 года, образование среднее техническое, женат, несовершеннолетних детей нет, неработающий пенсионер. Проживает в Ступине Московской области. Под стражей с января 2012 года.
 
Криминальная карьера его началась в советское время. Он работал проводником международных поездов, отправлявшихся из Москвы. Потихоньку приторговывал валютой. Однажды попался, отсидел четыре года. Говорят, получил прозвище Красавчик. Вышел на свободу в 1984 году. Когда рухнул советский занавес, отправился за границу. Путешествовал, осел в Эквадоре… Кокаин тогда был экзотикой для России. Как считает следствие, Красавчикова осенила идея: каждый день в портах Эквадора грузят огромные фруктовозы. Их можно использовать как транспорт для поставки наркотиков в Россию. Так возникли каналы поставки Гуаякиль – Петербург и Пуэрто-Боливар – Петербург.
 
В Латинской Америке Красавчиков покупал кило кокаина за 2 тыс. долларов. В России килограмм стоил уже 50–60 тыс. Благодаря огромной выручке можно было подкупать моряков, таможенников, пограничников и даже агентов спецслужб… Агентурная сеть росла. Например, в 2003 году курьером стал кок судна «Питери Клауди» Андрей Шиндер. В свободное от камбуза время он встречался с людьми Марты и Красавчикова, они передавали ему брикеты с кокаином. Кок прятал их или среди ящиков с бананами, или в укромных местах корабля, как сказал прокурор Ремезов – «в технологических полостях судна».
 
60 МОБИЛЬНИКОВ НА ОДНОГО НАРКОКУРЬЕРА
 
По словам гособвинителя, за отправление груза из Гуаякиля и Пуэрто-Боливара отвечала Марта, за прием в Петербурге – Красавчиков. Весьма скоро эквадорские суда стали возить в Россию десятки килограммов кокаина в брикетах. В порту Петербурга брикеты разгружали подельники Красавчикова. Они маскировались под получателей груза – представителей экспедиторских компаний. Потом наркотики развозили по регионам России, Европы. Схема бесперебойно работала с 2003 года. Но безмятежная жизнь контрабандистов продолжалась недолго. Поступала информация от американского агентства по борьбе с наркотиками.
 
В 2007–2008 годах российские силовики заинтересовались десятками похожих случаев контрабанды. Таможенники находили наркотики на судах, приходивших в Россию из порта Гуаякиль. За два года установили 13 фактов контрабанды кокаина общей массой около 200 килограммов. Упаковка, вес брикетов кокаина, специальные опознавательные символы, которыми пользовались преступники, совпадали. Хозяев товара обнаружить не удалось. Таможенники поняли, что действует международная ОПГ.
 
К разработке подключились ФСБ и МВД. Несколько лет вели наблюдение. Уголовные дела, возбужденные по фактам незаконного ввоза наркотиков, объединили в одно. Однако задержанных не было. У следствия были только изъятые наркотики, данные о некоторых членах группы, километры телефонной прослушки, полученной чекистами, полицейскими и таможенниками.
 
«Потребовалось полгода, чтобы составить протоколы прослушивания всех записей и занести туда каждое слово. И это необходимо было делать с участием двух понятых, а, учитывая, что ряд переговоров велся на испанском и армянском языках, для участия в следственных действиях приглашались еще и переводчики», – вспоминает старший следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД России подполковник юстиции Денис Попов.
 
Записи проанализировали, сопоставили. Потребовались десятки голосовых экспертиз – у наркодилеров было по 40–50 личных мобильников. Личности, в конце концов, установили.
 
КАК БРАЛИ ОПГ
 
К концу 2009 года оперативники угрозыска и следователи решили брать преступников с поличным. Но внедренный в наркогруппировку сотрудник сообщил о том, что наркотики будут сброшены с борта судна в Финском заливе, до захода в порт Петербурга.
 
Пришлось менять план операции. Были изготовлены специальные муляжи со встроенными радиомаяками, по форме, весу и вкусу не отличавшиеся от реальных брикетов с наркотиком. Под видом лоцманов сотрудники МВД, ФСБ и таможни высадились на корабль. В каюте наркокурьера, Андрея Шиндера, нашли тайник с 20 килограммами кокаина, герметичные мешки, GPS-маяк и специальные аквафонари. Попавшийся курьер согласился сотрудничать. Брикеты с наркотиком заменили муляжами, мешки сбросили с борта на лед, где их уже ждали «съемщики».
 
Дальнейшее было делом техники. Удалось найти конечного покупателя наркотиков. Им оказался гражданин России Артём Новаковский. В его квартире были изъяты еще 8 килограммов кокаина, оружие, патроны, глушители.
 
Задержали и тех, кто должен был подобрать сброшенный кокаин в Финском заливе, – граждан Латвии Дениса Трофимовса и Игоря Тутакса. В своем коттедже они хранили экипировку и снаряжение для работы на льду и в воде, приборы ночного видения, GPS-оборудование и поддельные российские паспорта. Оба в прошлом – бойцы армейского спецназа.
 
Всего были задержаны девять человек, в том числе Артур Закарян. Многие на сегодня осуждены. Красавчиков ушел от наркополицейских. Его объявили в международный розыск, поисками занялся Интерпол. Нашли в Голландии случайно. Зимой 2012 года местная полиция устроила облаву в доме, где собирались торговцы кокаином. У Красавчикова был болгарский паспорт. Полицейские по базе отпечатков Интерпола увидели, кто это на самом деле. Его задержали. Защищал наркобарона не один маститый адвокат. Но местное правосудие постановило выдать его России в начале 2014 года. Красавчика экстрадировали по запросу Генпрокуратуры. В России решили судить по месту, где были совершены преступления, а это петербургский порт. Сначала он сидел в московских СИЗО, затем – Санкт–Петербург, «Кресты». И, наконец, 24 февраля начался суд. Он будет долгим и рутинным, в материалах дела множество страниц, одних только «протоколов прослушивания» – сотни.
 
СКРОМНЫЙ ПЕНСИОНЕР И БАНАНЫ С ЗАПАХОМ КОКАИНА
 
В общем-то до сих пор никто не знает, сколько кокаина было доставлено в порт Петербурга из Эквадора. Официально Красавчикова обвиняют в контрабанде и пересылке около 60 килограммов кокаина. Разумеется, это только та часть груза, доказательства о которой есть у гособвинения. Правоохранители считают, что речь может идти о тоннах.
 
«Я скажу так: в «нулевых» годах каждый второй питерский банан пах кокаином, – рассказал «Совершенно секретно» источник, близкий к следствию. – Там миллиарды долларов, тонны наркотиков, есть подозрения, что не только кокаин и не только петербургский порт были задействованы…»
 
В подмосковном городке Ступине на Малой Садовой улице – небольшой домик. Это родовое гнездо Красавчикова. Там он родился, прописан. Дом более чем скромный. Посмотришь и не поверишь, что там прописан наркобарон. Интересно, что и Закарян также имеет прописку в Ступине.
 
«Это вообще его типичная черта, – говорит собеседник. – Он всю жизнь жил скромно. Никогда не выделялся, не имел шикарных любовниц, вел себя тихо и невызывающе, одевался, как Сталин, просто, строго конспирировался, даже на самолетах не летал…»
 
При этом Красавчиков жил в европейских отелях, перемещался из страны в страну, налаживал связи, использовал паспорта на разные фамилии, болгарский, греческий…
 
В «Крестах» Красавчикову дали такую нейтральную характеристику (она приобщена к материалам дела): «Зарекомендовал себя посредственно, внутренний распорядок соблюдает, взысканий и поощрений не имеет, на профилактическом учете не состоит, к сотрудникам администрации проявляет уважение, в общении вежлив и корректен, обязанности дежурного по камере выполняет, в конфликтных ситуациях замечен не был».
 

Автор:  Никита ЗЕЯ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку