Неправильный ребенок
АЛЕКСАНДР ШАУМУРУНОВ И ЕГО СЫН ДАМИР
18.09.2021
Особенных людей принято называть – человек с ограниченными физическими возможностями. Это звучит более гуманно, чем инвалид, однако сути дела не меняет – современное российское общество, мягко говоря, с настороженностью относится к тем, кто не похож на других. И детям, и взрослым, имеющим ограниченные физические возможности, могут отказать в покупках в торговых центрах, не пустить в кинотеатры, не разрешить посещение развлекательных зон. Не верите? Инцидентов достаточно много, некоторые становятся поводом для прокурорских проверок.
В марте 2021 года в городе Одинцово в Московской области молодой женщине запретили завозить коляску с дочерью-инвалидом в кафе. Персонал объяснил это тем, что на днях в кафе была куплена новая мебель, а коляска может ее поцарапать. Москвичка обратилась с жалобой в прокуратуру, а владелец кафе, тем временем, извинялся за своих подчиненных, приглашая молодую маму с ребенком снова посетить его заведение, но уже с предоставлением отдельного места для особенного ребенка.
Другой случай. Больше года потребовалось надзорным органам Югры, чтобы дать правовую оценку ситуации, из-за которой чуть было, не закрылся городской развлекательный центр. В надзорный орган поступило заявление от семьи местных жителей, в которой воспитывается девочка с ДЦП. Аниматор развлекательного центра не пустила 4-летнюю девочку в игровую комнату, при этом разрешила в нее пройти родному брату девочки, абсолютно здоровому мальчику. По словам представителя региональной прокуратуры Елены Тушкевич, во время проверки была выявлена дискриминация по признаку инвалидности. Руководству развлекательного центра пришлось устранить нарушения требования законодательства в сфере защиты прав людей с ограниченными физическими возможностями на обеспечение доступной среды.
Аналогичная ситуация произошла и в Новосибирске, где ребенка-инвалида не пустили в игровую зону торгово-развлекательного комплекса «Сибирский Молл». Пришлось вмешаться прокуратуре, которая подтвердила нарушение прав ребенка с ограниченными физическими возможностями.
В Воронеже 9-летнего мальчика с инвалидностью не пустили покататься на детском паровозике в городском парке «Град». И снова в ситуацию по заявлению родителей вмешалась прокуратура, выяснив, что парк аттракционов совершенно не подготовлен к тому, чтобы обеспечить отдых, как обычных детей, так и особенных.
Еще один случай, который вызвал широкий общественный резонанс, произошел в Волгоградской области. В городе-спутнике Волжский, в аквапарке «XXI век», в посещении бассейнов и аттракционов отказали 14-летнему Дамиру, семья которого приехала в Волгоград из Астрахани. Сотрудник службы охраны встретил родителей Дамира словами: сами они и их младшая дочь пройти в аквапарк могут, а вот старший ребенок – вряд ли, возможно, ему лучше посидеть пока в машине. Причина, по которой охранник не разрешил Дамиру посетить аквапарк – его поведение. Ребенок бегал по фойе, махал руками, нервничал, его не могли успокоить родители. За мальчиком следил по камерам видеонаблюдения директор аквапарка, по сути, он и отдал распоряжение не пускать маленького аутиста в зону отдыха для детей и взрослых.
«ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ВАШ РЕБЕНОК ОПАСЕН»
Александр и Эля Шаумуруновы – родители 14-летнего Дамира. Их сын особенный. В раннем детстве ему был поставлен диагноз – аутизм. Но и родители, и сам Дамир, научились справляться со всеми сложностями заболевания. Никто в семье Шаумуруновых не считает Дамира настолько особенным, чтобы изолировать его от внешнего мира. Родители говорят о нем с любовью и нежностью, называют его добрым, отзывчивым мальчиком, очень коммуникабельным, постоянно излучающим положительные эмоции.
«Конечно, Дамир требует к себе особенного внимания, – говорит отец ребенка Александр Шаумурунов. – Мы развиваем в нем адаптацию к современному обществу, вместе мы постоянно бываем среди людей, в магазинах, в торговых центрах, очень часто ездим на море, где Дамир проходит дельфинотерапию. Сын любит воду, с радостью купается в бассейне. И потому вопрос, что посетить в Волгограде, до которого мы добирались больше 500 километров, решился сам собой – конечно же, аквапарк! Но мы даже не подозревали, что Дамира могут не пустить».
В фойе, где находятся кассы аквапарка, Дамир взволнованно ожидал посещения водных аттракционов. Мальчик стал бегать по помещению, родители пытались его успокоить. В принципе, детям свойственна неусидчивость, тем более в предвкушении бассейна. Но поведение юного гостя из Астрахани заметил через камеры видеонаблюдения директор аквапарка «XXI век» Григорий Газарян. Он связался со службой охраны на постах и рекомендовал обратить внимание на семью с мальчиком. Ребенка со странным поведением в аквапарк пускать нежелательно! Григорию Газаряну показалось, что мальчик может представлять угрозу, как для себя, так и для окружающих.
Но желание директора аквапарка предостеречь подростка и окружающих от предполагаемых рисков переросло в нешуточный скандал. На входе в парковую зону один из охранников объяснил семье Шаумуруновых, что Дамиру лучше остаться за пределами территории. К примеру, подросток мог бы подождать своих родных в машине. На минуточку представьте – в знойном Волгограде весь июль и до конца августа очень жарко, уже в 10 утра столбик термометра поднимается до отметки +40 градусов. Оставить в такую жару 14-летнего мальчишку в машине? Позже директор аквапарка Григорий Газарян в своих объяснениях скажет, что это охранник его не правильно понял, ведь на самом деле семье подростка-аутиста предлагали гостиничный номер в аквапарке, причем совершенно бесплатно, где мальчик мог бы дождаться родителей и свою младшую сестру.
Так случилось, что Эля Шаумурунова держала в руках телефон. На его камеру она записала весь разговор с охранником, который отказал Дамиру в посещении аквапарка. Эту видеозапись супруги разместили в социальных сетях, и через короткое время она набрала сотни тысяч просмотров. Пользователи соцсетей поддерживали семью Дамира, родители которого решили обратиться с заявлением в надзорные органы.
«Моего ребенка отказались пустить в аквапарк, потому что он инвалид с детства, – говорит Элеонора Шаумурунова. – Мы услышали от охранника, что нашему Дамиру, у которого аутизм, нельзя находиться на одной территории с другими детьми, то есть со здоровыми. При этом до поездки мы изучали сайт аквапарка, и там сказано, что дети-инвалиды не только могут посещать аквапарк, но им с 7 лет еще и предоставляется скидка в размере 50% от стоимости билета».
По словам молодой женщины, она и ее муж пытались объяснить охраннику, что ради аквапарка миновали почти 500 км, а инвалиды – они такие же люди, как и все остальные и имеют право на отдых. Диагноз «аутизм» не подпадает под формулировку «угроза для окружающих». Но сколько бы родители не возмущались, представитель службы охраны остался не преклонен, и семье Шаумуруновых пришлось уйти.
ПОЗИЦИЯ ДИРЕКЦИИ АКВАПАРКА
А у службы охраны, как и у директора аквапарка, на этот счет свое мнение, и оно вполне имеет место быть. Григорий Газарян считает, что поступил совершенно правильно, тем самым, возможно, он спас 14-летнего Дамира от возможных рисков для его же здоровья.
«Когда я увидел на камерах юного посетителя в фойе у касс, размахивающего руками, я подумал о возможном психическом отклонении и о том, что ребенку нужна более спокойная обстановка, нежели шумные и многолюдные водные аттракционы, – говорит Григорий Газарян. – В фойе подросток был чрезмерно активным. У нас сохранены все видеозаписи. На них хорошо видно, как мальчик бегает, прыгает, цепляет прохожих, роняет их вещи, родители пытаются утихомирить мальчика, мать пытается его догнать, успокоить, но все бесполезно. Он убегал от родителей, размахивал руками, в аквапарке такое поведение могли бы счесть небезопасным. А если бы он поскользнулся на мокром полу, упал и получил бы травмы? Кто бы за него нес ответственность, я? Были случаи, когда в аквапарк приводили детей-инвалидов. Я ни в коем случае не намерен ущемлять права людей с ограниченными возможностями, и уж тем более детей, но в 2008 году в аквапарке разбил голову в бассейне мальчик-инвалид. Его родители предварительно составили расписку, что они несут ответственность за своего ребенка. Но не доглядели. В итоге сами же родители решили, что виноват аквапарк, его руководство, и подали иск в суд. Вот как быть теперь в таких ситуациях?»
Однако мнение директора аквапарка «XXI век» не разделяют ни правозащитники, ни психологи, которые имеют опыт работы с ситуациями, где главными действующими лицами оказываются люди с ограниченными физическими возможностями.
«Фактически руководство аквапарка, не допустив 14-летнего Дамира, который собирался посетить бассейны со своими родителями, нарушило действующее российское законодательство, ограничив права инвалида, – считает волгоградский правозащитник Виктор Проскурин. – Ребенок был со своими законными представителями, и сотрудники этого учреждения не имели полномочий, чтобы не пустить их в аквапарк. Насколько мне известно, после инцидента директор аквапарка обратился к семье Шаумуруновых с извинениями, предложив отдых, причем совершенно бесплатно. Но родители Дамира категорически отказались, на тот момент они уже направили заявление в прокуратуру и сейчас надзорное ведомство проводит проверку законности действий сотрудников аквапарка».
Психолог Светлана Ершова уверена, что произошедший инцидент – это явное негативное отношение к ребенку-инвалиду со стороны аквапарка и его представителей.
«Дети-аутисты не представляют собой угрозы для окружающих, – говорит Светлана Ершова, – к сожалению, наше общество мало знает о том, какие особенности есть у людей с ограниченными физическими возможностями, и что люди-инвалиды имеют полное право пользоваться всеми теми же благами, услугами и сервисами, что и другие. Руководство аквапарка в этой ситуации решило перестраховаться, чтобы избежать любых последствий после посещения Дамиром водных аттракционов. Оценку этим действиям даст прокуратура. Но, как психолог, могу сказать, что таким деткам посещение аквапарка только на пользу. Ребенку-аутисту требуется общение с другими детьми, ему постоянно нужны положительные эмоции, бассейн – это отличное средство для эмоционального укрепления. Тем более рядом были его родители, которые обязаны нести ответственность за мальчика».
Вера Дробинская – общественник из Астрахани, она отстаивает права инвалидов в современном обществе. По ее словам, в аквапарке, к которому в последние недели приковано внимание всей страны, она была шесть лет назад вместе с детьми с ограниченными физическими возможностями.
«Все началось с того, что возле аквапарка негде припарковаться, – говорит Вера Дробинская. – То есть права инвалидов уже тогда нарушались буквально на подъезде к развлекательной зоне. Автомобиль пришлось оставить далеко от входа».
Заранее выяснив, что детям-инвалидам положена скидка на посещение аквапарка, Вера Дробинская попросила оформить ее уже на кассе, при покупке билетов. Кстати, информация об этом есть на официальном сайте волжского аквапарка и сегодня. Но кассир со скидкой продавать билеты отказалась, вызвала своего руководителя и после долгих выяснений – есть ли у семьи с собой документы, подтверждающие, что дети-инвалиды на самом деле инвалиды, Вера приобрела билеты по обычной, полной стоимости.
А затем за ней и детьми приставили «надсмотрщика». Молодая женщина всюду их сопровождала, следила за каждым шагом. Вера Дробинская говорит, что задала вопрос – зачем этот контроль? В ответ услышала: «Вдруг ваши дети что-нибудь украдут».
«Это было настолько унизительно и оскорбительно, что навсегда останется в памяти, – говорит женщина. – У одного из моих детей диагнозы ДЦП и аутизм, и его нужно переодеть. Где переодевать ребенка – в женской или в мужской раздевалке? Никаких отдельных помещений не предусмотрено, а сотрудники аквапарка, как мне тогда показалось, с особой брезгливостью и явной злобой относились и ко мне, и к моим детям».
«БЕЗ ПРОКУРАТУРЫ НЕ ОБОЙТИСЬ: СЕГОДНЯ МЫ, А ЗАВТРА ДРУГИЕ РОДИТЕЛИ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Произошедшая под Волгоградом ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Семья Дамира в социальных сетях получила огромное количество сообщений от родителей особенных детей. Многие делились своими похожими историями, рассказывая, как в современном обществе в разных городах России нарушаются права инвалидов. И Шаумуруновы решили обратиться с заявлением в прокуратуру Волгоградской области, требуя провести проверку. Заявление приняли, сотрудники надзорного ведомства пока не дали официального ответа, но уже приступили к мероприятиям. А Эля и Александр создали социальный ролик «#небойсяменя», в котором призывают оставить свои подписи под петицией, собирающей истории о дискриминации прав детей-инвалидов. Шаумуруновы говорят, что, таким образом, они намерены привлечь внимание к особенным детям, которые становятся изгоями в общественных местах.
«Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», к сожалению, не всегда соблюдается, – считает Александр Шаумурунов. – Цель этого закона – обеспечение инвалидам равных возможностей с другими гражданами страны. А также недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Но, как показывает практика, нарушение этого закона происходит и довольно часто. Поэтому в петиции мы предлагаем ввести наказание за несоблюдение статей этого закона, приравнять оскорбление и унижение инвалидов и детей с ограниченными физическими возможностями, к отягчающему обстоятельству. Сегодня нашего ребенка не пустили в аквапарк, а завтра на его месте окажутся десятки других детей и взрослых с ограниченными физическими возможностями, права которых будут также нарушены».
Пока материал готовился к печати, стало известно, что аквапарк «XXI век» с 1 сентября 2021 года бессрочно закрылся на ремонт. По слухам – из-за инцидента с 14-летним Дамиром, ведь ситуация изрядно подпортила репутацию развлекательного заведения…
Фото с официального сайта аквапарк «XXI век», из семейного архива семьи
Автор: Евгения СЕМЕНОВА
Комментарии