Нет кода – нет входа!
09.12.2021
Семимильными шагами идет российское правительство по общемировому «сценарию», где нет места непривитым от ковида.
Очень скоро перед теми, кто не вколол себе вакцину, официально не переболел или не имеет медотвод, закроются двери практически всех возможных для посещения общественных мест, а также будет запрещено ездить на поездах и летать на самолетах. И здесь уже не поможет никакой ПЦР-тест.
Губернаторы направили в Госдуму решения регионов по этому вопросу. После чего во фракции приходили вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова и министр транспорта Виталий Савельев. С 14 декабря планируется рассмотрение законопроектов в первом чтении. Подробнее по теме специальный корреспондент «Совершенно секретно» Леся Дудко.
Правительство России разработало два законопроекта о введении обязательных QR-кодов. Первый курирует в Думе Комитет по безопасности и противодействию коррупции (здесь речь идет об учреждениях и общих вопросах по введению ограничений), второй – Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры (введение изменений в воздушный и транспортный кодекс). Но в обоих случаях исполнителем является Комитет по охране здоровья.
РЕГИОНЫ НИЧЕГО НЕ РЕШАЮТ
Первый зампред Комитета по охране здоровья Федот Тумусов рассказал «Совершенно секретно», что в Думе хоть и ждали, какие решения примут законодательные собрания субъектов РФ, но даже если бы большинство из 85 регионов выступило против, юридических препятствий для принятия законов все равно бы не было. Хотя мнение регионов надо учитывать, чтобы не было конфликтных ситуаций.
То есть сразу можно предположить, что создается видимость демократии. Вроде бы и спросили у регионов, но, оказывается, просто так спросили, потому что согласие-то их особо и не нужно. Кроме того, первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Тумусов сообщил нашей газете, что «Единая Россия», имеющая численное преимущество, этот закон в любом случае «продавит» везде, несмотря на то, что другие фракции направили письма в региональные собрания с рекомендациями голосовать против».
«ЗАКОН О QR-КОДАХ МОЖЕТ ОБРУШИТЬ ВСЮ СФЕРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»
А в это время Ассоциация туроператоров России выяснила, что 74% туристов могут отказаться от покупки авиа- и железнодорожных билетов. Если QR-коды станут обязательными, авиация потеряет 90 млрд рублей только в первой половине 2022 года. По словам лидера партии «Новые люди» Алексея Нечаева, таким образом «закон о QR-кодах обрушит всю сферу пассажирских перевозок. Нужно признать: Россия еще и технически не готова к введению QR-кодов на транспорте. Не хватает оборудования, покрытия сети и технической грамотности людей. Наша экономика этого просто не переживет». «Но если вы думаете, что ограничения ударят только по обеспеченным россиянам, – пишет депутат и бизнесмен в своем личном блоге, – вы ошибаетесь. Представители авиационной отрасли просто начали просчитывать убытки первыми. QR-коды понадобятся не только чтобы слетать в отпуск. Междугородние перевозки в регионах — одна из ключевых артерий рабочего трафика. Другого там просто нет. Ограничения затронут поезда, электрички, междугородные автобусы. Многие не смогут доехать до работы. Есть такое понятие: индекс пассажирской мобильности. В России он катастрофически низок, а теперь устремится к нулю. Впрочем, последствия будут не только экономическими. Новые ограничения неизбежно усилят социальную напряженность. Пора уходить от политики запретов и ограничений. Не все средства хороши в борьбе с пандемией».
НАСТРОЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Мобильное приложение «Справочник врача» провело опрос среди медработников. Более 36% выступили против законопроектов о QR-кодах с ограничениями для непривитых, и почти 25% полностью поддержали инициативу правительства. Что касается обязательной вакцинации, то здесь мнения медиков разделились практически 50 на 50.
В обществе же настроения более негативные. Такой вывод можно сделать без любого соцопроса. Достаточно просто открыть почти 800 тысяч комментариев под постом председателя Госдумы Вячеслава Володина в Telegram. В своем аккаунте 24 ноября 2021 года политик написал буквально следующее: «Сегодня врачи 11 больниц обратились к противникам вакцинации от коронавируса. Разделяю и поддерживаю позицию врачей. Они борются за жизни пациентов, знают реальную ситуацию — то, что происходит в «красных зонах», реанимациях. Понимают, какие меры действительно эффективны. Им небезразлично, когда они сталкиваются с тем, что некоторые политики и общественные деятели публично подвергают сомнению пользу вакцинации. Со своей стороны, делаем все возможное, чтобы сохранить работоспособность парламента. 92% депутатов и 97% сотрудников аппарата имеют иммунитет к коронавирусу. Но, несмотря на это, сегодня 4 депутата болеют. За последние 10 дней ушли из жизни 2 работника аппарата. Прорабатываем вопрос, чтобы те, кто приходит в Думу, имели QR-код. Прежде всего, речь идет о наших коллегах из правительства, экспертах. Планируем реализовать это решение уже в декабре. Не все идет гладко, но наша позиция — что правильно начинать с себя.
Что касается вызвавших общественный резонанс законопроектов о QRкодах.
Они направлены в рассылку до 14 декабря — в регионы, в Общественную и Счетную палаты, Совет Федерации. Важно их всесторонне обсудить — они касаются людей … В завершение. Нам важно выработать те решения, которые позволят защитить жизнь и здоровье людей, не нарушая при этом основополагающих прав граждан. Об этом говорил наш президент Владимир Путин. Каким будет решение — покажут итоги обсуждения и позиция депутатов, которую они займут по этому вопросу. Обратная связь нам важна, без этого парламент работать не может. Кстати, в том числе по этой причине, я принял решение открыть комментарии». Ожидал ли Вячеслав Володин впоследствии волну отрицания в комментариях под своим постом, неизвестно. Но, если его команда все же мониторит ситуацию, то интересно, каким образом будет учитываться мнение простых граждан, не ангажированных политическими мандатами?
Мы решили опубликовать несколько комментариев.
«Я против введения обязательных QR-кодов в общественных местах, считаю их незаконными. Они ущемляют гражданские права и идут вразрез с Конституцией РФ. Гражданин России имеет право на свободу передвижения, имеет право на неразглашение личных данных, имеет право на медицинскую тайну. QR-коды лишают гражданина этих прав». «Да сколько можно писать — мы против самого закона как такового! Против обязательной вакцинации! Против разделения граждан!»
«Моя семья категорически против этих законов! Лично сама имею две прививки и код, но считаю, что это личное дело каждого. У меня тоже есть врачи, в «красной зоне», а также врачи, у которых свои клиники. И они категорически против! Услышьте нас!»
«Требую не вводить коды, мы свободные граждане РФ. Прививки должны быть добровольные. Мы не товар. Соблюдайте конституционные права».
Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов рассказывает «Совершенно секретно», что новые законопроекты — это принуждение к вакцинации и не самый лучший метод сегодня. «Я как член Комитета по охране здоровью скажу так: у нас нет прямого лекарства против ковида. Поэтому у нас нет другого пути уберечься, кроме как при помощи вакцинации. Но «Справедливая Россия» выступает за добровольную вакцинацию. К вакцинации надо не принуждать, а поощрять ее: это и выходные, и премирование», – комментирует депутат.
ОБЩЕСТВЕННАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА ПОДДЕРЖАЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ
В число противников принятия законопроектов о QR-кодах входит целая группа известных людей. И это не только политики, среди которых, в том числе Сергей Миронов, Пётр Толстой и Геннадий Зюганов, но и артисты, музыканты, общественные деятели. Актриса и соучредитель благотворительного фонда «Я есть!» Ксения Алфёрова по первому образованию юрист и даже какое-то время работала по специальности в крупной компании. Сегодня Алфёрова является членом Общественной палаты РФ. На состоявшихся там 26 ноября «нулевых чтениях» законопроектов, актриса и юрист в одном лице выступала смело. «Мы против принудительной вакцинации, – заявила Алферова. – И это очень большой процент населения. Есть большая группа людей с ментальными особенностями, которые при всем своем желании не смогут вакцинироваться – им нельзя это делать. Например, дети с ДЦП, у которых, как правило, есть еще огромный «букет» разных заболеваний: пороки сердца, гепатит и так далее. И эти люди имеют официальный медотвод от любых обязательных прививок. Но медотвод от вакцины от коронавируса они получить не могут, потому что им говорят, что все их заболевания не являются противопоказаниями. Многие люди с синдромом Дауна работают, самостоятельно передвигаются по городу, но, в силу их особенностей, кто-то из них не умеет пользоваться гаджетами».
Ксения Алфёрова рассказала, как в одном из регионов пожилой женщине отказались продать хлеб в магазине без QR-кода, и она ушла в слезах. По словам актрисы, «готовящиеся законы поражают в правах самые уязвимые группы граждан. Они нарушают более 20 статей Конституции. Эти законопроекты направлены на невыполнение социальных гарантий перед людьми. Не предусмотрена ответственность для лиц, по вине которых может произойти утечка персональных данных. Законопроекты ставят население в заведомо уязвимое положение и толкают кого-то на покупку сертификатов».
«Признайте уже, что эти вакцины экспериментальные. Много вранья вокруг. Любая вакцина имеет противопоказания. Мы требуем по каждому диагнозу доказательную базу. На каком основании мы будем ущемлять в правах граждан, которые переболели и имеют иммунитет? Люди вакцинированные также могут болеть и заражать. Тогда на каком основании мы вводим QR-коды?», – требовала ответа от коллег по Общественной палате Ксения Алфёрова. Казалось, некому было поддержать Ксению. Разве, что руководитель Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина, которая является сторонником вакцинации и привита, сказала, что все же вакцинация должна быть добровольной.
СПИКЕР ГОСДУМЫ РФ 7-ГО СОЗЫВА ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН. ФОТО: АНТОН НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС
В свою очередь, члены Национальной медицинской палаты «однозначно проголосовали» за поддержку законопроектов. Таким образом, положительные решения Общественной, а также Национальной медицинской палаты ушли в Госдуму и «бальзамом на душу» легли сторонникам принятия законопроектов об ограничениях.
«ВВЕДЕНИИ QR-КОДОВ — ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ»
Президент «Лиги пациентов», эксперт РАН, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский с некоторых пор перестал ходить в театр. «Я сам себе театр. Я музыку пишу», – говорит эксперт. Зато юрист периодически ходит в Верховный суд по недопустимости любых ограничений прав граждан, чего и другим советует. В разговоре с «Совершенно секретно» Александр Саверский комментирует: «Важно донести до депутатов, которые никак не поймут, что государство — это не песочница. Чтобы ограничивать какие-то права, нужны очень серьезные основания. У нас нет пандемии и нет эпидемии. У меня есть письмо МИДа, где сказано, что понятия «пандемия» у нас нет и нет определения. Поскольку эпидемия не объявлялась тоже, а об этом у нас есть письма Роспотребнадзора, то какая пандемия может быть? Соответственно, речи быть не может о каком-то ограничении. И введение QR-кодов — это грубейшее нарушение конституционных прав. Последствия мы видим — люди просыпаются, какие-то губернаторы начинают подстраиваться, понимая, что ситуация накаляется, и делают вид, что они вводят коды, но на самом деле никто ни у кого их не спрашивает». Александр Саверский приводит в пример эксперимент в Казани, который, по его мнению, «захлебнулся».
«ПРЕКРАТИТЕ ДЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ….»
Напомним, что уже больше двух недель в Татарстане в общественный транспорт сажают только обладателей QR-кодов. По официальным данным, люди ответили на ограничения в правах бойкотом: автобусы опустели — трафик снизился на 55%, а темп вакцинации упал на 23%. Обстановка в салонах расслабленная — пассажиров часто обилечивают, не спрашивая цифровых пропусков. И, пока республиканский Минтранс планирует бросить на проверки дополнительные силы, в Казани вырос спрос на карпулинг — люди объединились и решили ездить на автомобилях вместе. В соцсетях появились группы для перевозки людей без QR-кода.
ФОТО: ЕГОР АЛЕЕВ/ТАСС
А в комментариях под постом председателя Госдумы Вячеслава Володина в Telegram жители Татарстана пишут о том, что «в республике творится форменное безумие с этими кодами. Это нарушение прав и свобод человека, и градус негатива в обществе подогревается неимоверно!»
О настроениях в обществе говорит и актер Егор Бероев, муж Ксении Алфёровой: «Прекратите делить людей на «ваксеров» и «антиваксеров», на хороших и плохих, прекратите врать и передергивать! Ни я, ни кто-то из моих коллег никогда не выступали против вакцины как таковой! Повторяю — делать или не делать предлагаемую вакцину — личное дело каждого. Я за свободу выбора и против любой формы принуждения, я за соблюдение закрепленных в Конституции прав и свобод граждан, я за неприкосновенность личности, за уважение человеческого достоинства, и я за неравнодушие!»
ОТ 3-Х ДО 5 ЛЕТ ТЮРЬМЫ
А в это время Росздравнадзор собирает информацию о противниках вакцинации. Специалисты мониторят соцсети и региональные средства массовой информации. В первую очередь, внимание обращают на активных антипрививочников, в том числе — медиков. На сегодняшний день региональные подразделения Росздравнадзора передали в прокуратуру и Следственный комитет материалы для возбуждения уголовных дел против 37 человек. Если факт распространения фейков подтвердится, то им может грозить уголовная ответственность по статье о публичном распространении ложной информации, об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 и 207.2 УК).
РЕБРЕНДИНГ ДЛЯ QR-КОДА
В думском Комитете по охране здоровья проблему с неприятием людьми готовящихся ограничений видят еще в негативном подтексте самого слова «код». По мнению кандидата медицинских наук, депутата Сергея Леонова оно ассоциируется с Великой Отечественной войной. Куда лучше «паспорт здоровья», считает депутат. Юристы говорят, что «Ку-Ар-код» запатентован, как способ цифровой маркировки товара, следовательно, факт маркировки человека, как товара подпадает под действие ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми».
Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов рассказывает «Совершенно секретно», что в Думе «сейчас идет мозговая атака, как QR-код переименовать. Рассматриваются разные варианты: сертификат, иммунный паспорт».
НИЧТО НЕ ВЕЧНО
Последнее заседание в этом году в Госдуме состоится 22 декабря. Скорее всего, там вряд ли за неделю успеют рассмотреть два законопроекта во всех трех чтениях. Да и стратегически будет неправильно портить какой-то части населения настроение перед праздниками, чтобы президенту не пришлось под бой курантов поздравлять людей сразу с тремя событиями: наступлением Нового года и двумя свеженькими, можно сказать, «только из печи» законами об ограничениях. Поэтому, как уже писали ранее в разных СМИ, скорее всего, законы будут приняты в январе, а вступят в силу с 1 февраля 2022 года. И тогда все граждане России, кроме несовершеннолетних, при посещении большинства общественных мест, включая заведения общепита и непродовольственные магазины, обязаны будут предъявлять один из документов: QR-код о вакцинации или перенесенном ковиде, либо справку о медотводе. Точный перечень мест, где требуется QR-код или справка, определят губернаторы. С этого же момента, скорее всего, начнут действовать соответствующие внесенные правительством поправки в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта. Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов резюмирует «Совершенно секретно», что если законы будут приняты, то ограничения продлятся до 1 июля 2022 года. Дальнейшие сроки будет потом определять Государственная дума и Правительство России. «Это не бесконечно, – успокаивает депутат, – только на период, пока эпидемиологическая ситуация угрожает здоровью людей».
PS. Кстати, пока готовился к печати этот материал, «слуги народа» из Государственной думы QR-коды для себя все-таки отменили. Спикер Вячеслав Володин сообщил, что решение приняли из-за высокого уровня коллективного иммунитета: у депутатов он составляет 94%, у сотрудников аппарата – 99%. Все они привиты или переболели. Таким образом, парламентарии демонстративно показали, что если в масштабах страны будет такой же высокий уровень «защиты», то никакие ограничения и законы о кодах станут уже неактуальны.
Автор: Леся ДУДКО
Комментарии