Никодимов грех митрополита N
01.06.1998
|
Так назывался материал, опубликованный в майском номере нашей газеты, вызвавший неоднозначные отклики. Речь шла о «голубом лобби» в среде высших иерархов Русской Православной Церкви. Слово иеромонаху отцу АНАТОЛИЮ (Берестову), сотруднику Российского православного университета, священнику Больничного храма Во Имя Святого Преподобного Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов.
Эта явно антицерковная статья на руку многим недругам Русской Православной Церкви. По Государственной думе уже бегает госпожа Лахова (вы знаете, за какой страшный законопроект она выступает) и кричит: «Так вот они какие!» Даже возникает мысль, что статья инспирирована определенными силами, прежде всего так называемыми нашими друзьями на Западе, которые желали бы раскола Русской Православной Церкви.
Мне хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Алексия II из его Обращения к клиру и приходским советам храмов города Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. Говоря о расцвете, который наступает для церкви, он подчеркнул: «Не следует забывать о том, что в мире сем церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать авторитет в глазах людей».
Статья «Никодимов грех митрополита N» начинается со слухов о пошатнувшемся здоровье Патриарха Алексия II, якобы курсирующих в кулуарах Московской Патриархии уже несколько месяцев, и о развернувшейся в связи с этим борьбе высших иерархов за патриарший престол. При живом, практически здоровом, активно работающем Патриархе…
Я, например, вижу, как интенсивно служит наш Патриарх, принимает и архиереев, и священников, и мирян, ездит по епархиям. Может быть, недоразумение по поводу нездоровья связано с тем, что была отменена майская поездка Святейшего Патриарха в Японию? В конце Великого поста Алексий II действительно перенес нетяжелый приступ мерцательной аритмии, который быстро прошел, но врачи и окружение настаивали на отмене этой труднейшей поездки: по пути в Японию планировались однодневные остановки в каждой сибирской епархии. Для пожилого человека такая интенсивная программа с перелетами из одного часового пояса в другой могла оказаться крайне обременительной.
…Бывший иподиакон Роман Южаков, которому газета предоставила слово, заявляет: «В церковной среде процветает гомосексуализм». Этим широким обобщением, я думаю, он взял на себя грех лжесвидетельства, нарушил одну из десяти заповедей Божьих. Возможно, его совратил кто-то из священнослужителей, может быть, из архиереев, и он решил отомстить – всей церковной среде. Господь ему судья…
В статье выделяются две сферы влияния в среде высшего духовенства: малочисленная по количеству, но весомая по функциям группа «голубых» и большая, но несплоченная группа архиереев, которые радеют за интересы церкви. Но духовные ценности православия отстаивают все иерархи. Другое дело, что каждый из них – личность со своим мнением, стилем работы, психологическим стереотипом. С некоторыми взглядами я тоже не согласен, однако не выношу это на суд всего общества.
Все мы люди, и нет среди нас безгрешных. К сожалению, и среди священнослужителей бывают непорядочные люди. Безгрешным был один Иисус Христос. Он дал нам силы и возможности бороться с грехом и искушением.
Сейчас в церковь приходит много людей из мира, совершенно нецерковных. Среди них могут попадаться люди с извращенным сексуальным поведением. Благодаря благодатной помощи церковных таинств и тонкой пастырской работе они находят в себе силы побороть грех. И не только этот. Есть молодые люди, в недавнем прошлом наркоманы, сумевшие разорвать зависимость. Они поступили в университет и успешно учатся.
|
…В статье сам «никодимов грех» неразрывно связан с именем митрополита Никодима. Это легендарное имя обросло многочисленными слухами. Но известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом
Он нажил много врагов в советской и в церковной среде. Может быть, в силу его чрезмерного увлечения экуменизмом и близости к католицизму. Митрополит Никодим и умер-то на руках у Папы Римского, во время аудиенции. Существует версия, что митрополит был отравлен. Яд, растворенный в вине, был предназначен Папе Римскому, но достался его гостю… Официальный диагноз: острый инфаркт миокарда. Через несколько дней от той же отравы умер и Папа Римский. Тоже острый инфаркт.
Был ли никодимов грех? Сейчас никто не может утверждать это. Я много раз разговаривал со старыми священниками, знавшими митрополита, и никто не сказал ничего конкретного. Свидетелей нет. И совсем недавно, беседуя с пожилым архиереем, который хорошо знал митрополита Никодима, был в дружеских отношениях с ним, я услышал следующее: «Что ж, слухи ходили. Знаю и другое. В советское время в отношении меня в Патриархии собралось огромное количество подобных писем. Почему? Я только диву даюсь…»
Бывший иподиакон Роман Южаков упоминает некоего митрополита N, избрание которого Патриархом осложнило бы отношения Патриархии со многими православными церквами. Можно догадаться, о ком идет речь. Тем более что действительно есть архиереи, которые стремятся к власти очень активно. Это страшная, но правда. Один молодой архиерей как-то поделился со мной: «Если вдруг умрет Патриарх и выберут митрополита N, нам всем придется уходить в катакомбы». Потому что начнется перестройка церкви на западный лад.
Теперь что касается другого героя газетной публикации – некоего епископа Г., который в бытность свою настоятелем одного монастыря «пользовал юных служек», а после перевода в Сибирь пытался продолжать в том же духе. Но сибирские священники устроили ему «темную». Могу предположить, о ком идет речь. Но только «темная» была совсем по другому поводу – Г. обвиняли в грехе сребролюбия. Настоятель этот вообще человек своеобразный, очень жесткий, занимавшийся порой рукоприкладством.
Я принимал монашество в Валаамском монастыре – одном из самых строгих. Нет там никакого «голубого лобби». В последнее время открылось много монастырей, их более трехсот. Туда приходят преимущественно молодые люди. Могу допустить априори, что там, где нет богатых духовных традиций и слабо налажено духовное окармительство, такое явление нельзя исключить. Но эти люди при выявлении греха быстро оказываются за пределами монастыря. В Троице-Сергиевой Лавре в советское время так были выдворены два или три монаха. Были случаи, когда священники совращали мирян. Мне известны попытки совращения послушников.
Редкие, исключительные случаи. Но отношение к ним особое. Если украдет уборщица – это одно, но когда преступление совершает милиционер – совсем другое. То же касается преступления, совершенного священнослужителем, особенно архиереем, который должен быть воплощением высокой нравственности.
Автор статьи господин Челноков пишет, что «и совратители, и совращенные, как показала жизнь, остаются в «группе риска». Остается определить, какова она по численности, эта «группа». Утверждают, что не менее трети от списочного состава…». В настоящее время РПЦ имеет 124 епархии и насчитывает 148 архиереев плюс восемь заштатных, то есть более 150 человек. Значит, пятьдесят из них являются «голубыми»… Тогда мы должны каждого третьего архиерея подозревать в этой «голубизне». Вот где кроется удар по авторитету Церкви. По сути, мы должны не доверять каждому архиерею. А почему бы господину Челнокову не привести имена этих пятидесяти архиереев? Он бы сделал доброе дело для Церкви. Но попал бы в очень неловкое положение, если бы каждый из названных подал на него в суд за клевету. Но не суди да не судим будешь. Судить его будет Господь Бог, если он не покается…
Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
Комментарии