Николай Ларин: «Мы не против Лиги чемпионов»
Совместно с:
24.06.2013
Как российские футболисты становятся чемпионами Европы, и что с ними происходит потом
В мае 2013 года сборная России по футболу до 17 лет завоевала звание чемпиона Европы. Больше половины этой команды – ученики московской футбольной школы «Чертаново», в последние годы стремительно превращающейся в одно из лучших футбольных учебных заведений страны. Директор «Чертаново» Николай Ларин рассказал корреспонденту «Совершенно секретно» о цене этого успеха и о том, почему его тревожит будущее новоиспеченных чемпионов.
«Чертаново» – футбольная школа, построенная на юге Москвы почти пятьдесят лет назад. В 1980-м на нее свалилось большое богатство – собственный крытый манеж (два демонтированных и перевезенных на новое место пищеблока для участников Олимпиады). Звезд с неба школа не хватала, но и в отстающих не была, регулярно снабжая советский футбол квалифицированными кадрами.
Девяностые «Чертаново» – бюджетная организация в подчинении у Москомспорта – переживала больно и долго. Черная полоса закончилась в 2007-м, хотя выяснилось это не сразу. Тогда директором «Чертаново» стал тридцатипятилетний Николай Ларин, до того работавший в этой школе тренером. Прошло шесть лет, и теперь уже мало кто сомневается, что это назначение получилось удачным: чемпионаты, кубки, турниры, контракты выпускников с солидными клубами – «Чертаново» всплывало со дна футбольной жизни медленно, но уверенно. Сейчас это уже признанное имя в российском футболе. Футболе детском и юношеском, без которого не может быть успешным футбол взрослый.
Успешным, как выяснилось, не может, но вполне обходиться без детско-юношеских школ и их выпускников отечественный футбол научился.
– Сборная – чемпион Европы, в составе которой шестеро учеников «Чертаново», – это просто самое заметное достижение. Судя по количеству кубков, выставленных в коридоре школы, команды других возрастов тоже развиваются успешно. И куда теперь будет двигаться футбольная школа «Чертаново» после этих, таких успешных пяти лет?
– Если внимательно проанализировать, что происходит с выпускниками футбольных школ, в том числе и с «золотым составом» 2006 года (речь о победе сборной России до 17 лет на чемпионате Европы семь лет назад. –Ред.), станет ясно – очень многие, на самом деле подавляющее большинство, оказываются для большого футбола потерянными. Их охотно берут в дубль большие клубы, и после этого, как правило, они перестают развиваться. Поэтому сейчас наша мечта – создать свой клуб второй лиги, где мы могли бы своих выпускников доводить до уровня уже основных составов клубов премьер-лиги. И ребята готовы отказаться от очень соблазнительных контрактов, поскольку они понимают, что мы предлагаем, и доверяют нам.
– Клуб второй лиги – это дорогое удовольствие?
– Годовой бюджет – около тридцати миллионов рублей. С нашими ребятами, которые мотивированы не только деньгами, сумма может оказаться и меньше.
– Почему дубль больших клубов становится таким болотом, из которого большинство молодых российских игроков не могут выбраться?
– Основные проблемы описываются так: легионеры, первые большие деньги, соблазны. Но главная проблема состоит в том, что мало кто ставит задачу довести этих ребят до более высокого уровня мастерства. Практически везде отношение к ребятам в дублях уже как к состоявшимся профессионалам. Победы в соревнованиях дублеров становятся приоритетной задачей. Набрав большое количество молодых футболистов и подписав с ними контракты, клубы берут в основном количеством, а не качеством. Работа строится по методу «кто выживет, тот и выживет». К сожалению, без правильной индивидуальной работы и без возможности постоянно получать игровую практику выживают немногие. К счастью, в последнее время, в том числе и благодаря идеям руководителя спортивного департамента РФС Николая Писарева, многие клубы создают в своей структуре команды второй лиги. Это хороший знак, и именно с этим можно связывать определенные надежды на будущее. А вообще все решают люди, их мысли и их решения. Именно они решающий фактор успеха. И только на втором месте инфраструктура, деньги, регламенты и все остальное.
[gallery]
– Как выглядит экономика этого процесса? Школе выгодно возиться с молодыми ребятами, доводить их до уровня основного состава премьер-лиги?
– Сейчас – нет. Если какой-то клуб заключает контракт с нашим выпускником, школе полагается в качестве компенсации смехотворная сумма в триста тысяч рублей. Будет профессиональный футбольный клуб – суммы станут принципиально иными, тогда уже в контрактах будут фигурировать другие цифры. И это деньги, которые идут в казну клуба. Если клуб существует на бюджетные дотации, значит, будут компенсированы расходы налогоплательщиков и появятся новые возможности для развития нашей школы.
– Схема выглядит логично. Но почему тогда в стране почти нет спортивных школ, которые опирались бы на профессиональные клубы?
– Любая, самая логичная схема не работает, если нет для ее реализации людей. Не секрет, что в российском футболе довольно много персонажей, которые все разговоры о необходимости подготовки своих высококлассных игроков считают блажью. Главное – деньги, причем быстрые и легкие, дальше – не их забота. Не получится – бабы, как говорится, новых нарожают.
– Глядя на то, как развивается школа «Чертаново», можно представить себе такую последовательность событий: сегодня вторая лига, послезавтра – премьер-лига, потом Лига чемпионов?
– Мы не против, но, пожалуй, это несбыточная мечта. Сейчас для нас главное – это подготовить реально высококвалифицированных спортсменов для российского футбола. Без собственной команды второй лиги сделать это намного тяжелее. Об этом все наши мысли.
– Где взять деньги на такие амбиции?
– Мне кажется, что преувеличенное внимание к деньгам – одна из корневых проблем российского футбола. Бывает, что такое гипертрофированное отношение возникает из-за бедности. Наш случай иной, нас губит переизбыток денег в футболе. Причем часто это деньги непонятные, возможно, неучтенные. И это развращает всех.
– Как быть?
– Большие деньги выгнать из футбола уже не получится. Нельзя запретить людям зарабатывать. Но здесь ключевое слово – «зарабатывать». А не наживаться на махинациях. Взять ту же проблему легионеров. В Англии, например, нет лимита на легионеров, но хотел бы я посмотреть на агента, который попытается устроить в английский клуб иностранца, не сыгравшего хотя бы несколько матчей за свою сборную. А у нас молодые способные ребята не могут пробиться в основной состав, потому что за восемь миллионов долларов привозят игрока, чья квалификация, мягко сказать, выглядит сомнительно. И все понимают, в чем смысл этого контракта…
– Советская и российская системы подготовки футболистов – это разные вещи?
– Очень разные. В советское время были национальные школы – украинская, московская, грузинская, – каждая со своим стилем. Теперь стиль один – вези побольше непонятных легионеров. Кроме того, советская система подготовки была все-таки нацелена на комплектование клубов. Сейчас детские школы практически полностью оторваны от клубов. Они воспринимаются как экономическая обуза: игроков почти не дают, а деньги проедают. Они и не дадут при таком-то к ним отношении. В Испании, например, детские команды клуба всех возрастов готовятся по единой методике и по одной тактической схеме. И клуб вправе потребовать от своей детской школы в конкретные сроки подготовить ему футболиста такого-то игрового амплуа.
– И «Чертаново» свой клуб второй лиги нужен для того, чтобы попытаться воспроизвести такую схему?
– Она единственная, которую можно назвать осмысленной с экономической, спортивной и социальной точек зрения. Сейчас ситуация выглядит абсурдно. Клубам свои детские школы не нужны, в лучшем случае клубы относятся к ним как к социальной нагрузке – чтобы ребята по улицам не шлялись, а занимались спортом. Нам – государственной, бюджетной организации – свой клуб нужен как воздух, но у нас его нет. Вот эти ребята, которые сейчас выиграли чемпионат Европы: если их сейчас растащат по дублям, их можно считать потерянным поколением, что и произошло с командой 2006 года. Если удастся сохранить их единой командой и дать им возможность набираться игровой практики – тогда надежда есть.
– И можно противостоять большим деньгам, которыми их сейчас будут соблазнять?
– Мы с ними разговариваем, как со взрослыми людьми. Приводим примеры – к сожалению, многочисленные – того, что шальные деньги делают в этом возрасте. Мне кажется, они это понимают и – самое главное – доверяют нам.
– В «Чертаново» больше московских ребят или тех, кого взяли из регионов?
– Зависит от возраста. Мы недавно начали перестраивать работу школы, поэтому в старших возрастах больше немосквичей. Кто в каком-нибудь 2008 году отдал бы перспективного парня в какое-то «Чертаново»? Вели традиционно в «Спартак», ЦСКА, «Локомотив». Со временем, когда появились и результаты, и репутация, ситуация изменилась. В младших возрастах сейчас москвичей много.
– Не жалеете, что пять лет назад ушли с тренерской работы и занялись административной?
– Сначала очень жалел, а сейчас чувствую себя котом из анекдота про пылесос: «Купил пылесос, моему коту он сначала страшно не понравился, но потом ничего – втянулся». Теперь, когда появились первые существенные успехи, стало ясно, что этот шаг был правильным.
Автор: Михаил ШЕВЕЛЁВ
Совместно с:
Комментарии